Главная - Птс
Церковь илии. Расписание богослужений в храме святого ильи пророка в обыденском переулке. Святыни в храме в Обыденском переулке
МОЙ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕНЕК 28.02.2016

Как славно я провела воскресный день.

Постепенно выхожу их "компьютерного плена", а в высвободившееся время занимаюсь чтением духовных книг, паломничеством.

Обычно хожу в свой близлежащий храм по праздникам и выходным.

Но в моих "потайных" планах, уже давным-давно очень хотелось побывать в Обыденском храме, в честь пророка Божия Илии, построенном примерно в 1592 году.

Точно знаю что он наполнен СВЯТЫНЯМИ. Ещё когда в Москву привозили ПОЯСОК БОГОРОДИЦЫ, сообщали что частички его находятся и в этом храме, да и частички ДАРОВ ВОЛХВОВ.

В Москве часто случались пожары, поэтому приходилось постоянно быстро отстраиваться, пригоняя для облегчения лес по воде вплавь, что облегчало строительство. Строили, так сказать нАскоро, собирая здесь же изготовленные конструкции, которые в последствии по необходимости располагали и в других частях города, поэтому это место назвали "СКОРОДОМ". Удобно было собирать конструкции домов на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен первый деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось быстро, за один день - "обыдень", что и дало храму уточняющее название "Обыденный", предположительно в 1592 году.

Обыденский храм был почитаемый в Москве, в день памяти святого пророка Божия Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершали крестный ход с участием царя.

В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло - началась война.

Чтимые святыни храма - чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храмуСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

Конечно зашла в ПОИСКОВИК, нашла сайт этого храма, внимательно всё почитала. Изучила адрес, место расположения и как удобнее доехать. Мне не очень удобно добираться, пересадка на метро, и такой продолжительный переход от станции ОХОТНЫЙ РЯД, до станции метро Кропоткинская, а там на улице ещё идти и искать где-то во дворах этот 2-й Обыденский переулок. Прочитала что идти то от метро всего 6-7 минут, решила что обязательно справлюсь, а ведь в древние времена люди к храмам добирались пешком за многие километры... !!!

Начало службы в 10 часов утра, я поехала примерно в 8-30 из дома, посчитала что за час должна добраться, вообще люблю приходить заранее, стульчик с собой не взяла. А уж сколько было искушений... , но я твердо решила поеду и не отступила! Иду, а ноги как каменные, так и хочется руками их переставлять... , сами плохо идут, переживаю что не выстою, но вот настоящая "маловерка". А впереди такое смущение мне... . Выхожу из двери вагона уже на станции метро Кропоткинская, а навстречу, почти настоящая "бесноватая". Грязная в лохмотьях, беззубая женщина, изо рта слюна мне на лицо так и брызжет, руками машет и кричит: "Не ходи туда, не ходи!!!" И ещё что-то говорила, я растерялась, зашла за колонну она от меня и отступила. А я, с ещё большим усердием, продолжила путь. Там, выходя из вагона на платформе, если пойдешь налево - вход в ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ, а если направо, то пройдя некоторое время будет мой храм в честь пророка Божия Илии. Иду и не знаю куда повернуть, смотрю впереди матушки в юбочках до полу, поняла что это МОИ СЕСТРЫ поэтому подошла и спросила, к моей радости они уже не в первый раз идут именно к моему, желанному храму. Господь помогает, легко и быстро дошли.

Храм в старинном убранстве, очень похож на храм в Царицыно. Ещё народу мало, сделала все свои дела, подала записочки, спросила у матушек где находятся необходимые для меня иконы, чтобы не суетиться и спокойно подойти, приложиться. Конечно нашлось для меня свободное местечко на лавочке.

Оглянулась, смотрю заходит в храм низенького росточка человек, в скромных одеждах и потянулись к нему ручейком все прихожане, просили благословения, попросила и я... . Затем спросила у седого мужчины, кто же это зашёл, оказалось это Протоиерей Алексий Лапин — почетный настоятель храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве, 90 годочков ему будет 2 апреля.

Родился 2 апреля 1926 года в деревне Мартыновка Орловской области. В течение 20 лет (1986-2006 гг.) являлся настоятелем этого храма. С октября 2006 года — сейчас почетный настоятель Обыденского храма. Сегодня он сослужил протоиерею Николаю Скурату.


Как хорошо ходить в разные храмы Москвы, не замыкаться только на "своем"... , мне кажется происходит какое-то охлаждение или привыкание что ли? Я сейчас строго следила за ходом службы и приглядывалась к некоторым, к моей радости, особенностям. Например в нашем храме АНАЛОИ для исповеди стоят в зале, а здесь на возвышении - на СОЛЕЕ, сбоку от алтаря. Это так волнительно, я впервые встала на возвышение, обычно по СОЛЕЕ ходят только священнослужители... . И когда проходило ПРИЧАСТИЕ, так же все ПРИЧАСТНИКИ поднимались на СОЛЕЮ, подходили почти к ЦАРСКИМ ВРАТАМ. А как необыкновенно тщательно и четко читал часы и последование ко причастию чтец - бывший регент хора, каждое слово и каждую буковку можно было услышать и понять.

Служба длилась более трех с половиной часов, но как быстро "пролетело" время, по настоящему совершенно не хотелось уходить из храма, такая БЛАГОДАТЬ. По необыкновенному стечению обстоятельств я сидела на лавочке с такой худенькой, почтенного возраста, матушкой, в чем только душа держится, в конце службы она мне сказала, что пела в хоре этого храма более 20 лет, а сейчас живет на юго-западе Москвы и каждый раз добирается с пересадками на трех троллейбусах... !!! А я "стонала" что мне тяжело добираться. В конце службы вдруг она легко вспорхнула и встала на клирос на весь МОЛЕБЕН, пела своим тоненьким голоском, который звучал на весь храм... , около часа. Вот в чем её сила???

У меня даже и в мыслях не возникло что-то сфотографировать, вся душа находилась в этих событиях.

Домой "приплелась" уже примерно к 14 часам дня, но все-таки успела вовремя накормить обедом НС и себя конечно.

Фотографии взяты из открытых источников сайта храма в честь пророка Божия Илии.

http://www.hram-ostozhenka.ru/

Храм Пророка Илии в Обыденском переулке, расположенный недалеко от церкви Христа Спасителя, относится к стилю петровского барокко. Его построил зодчий И. Зарудный в 1702 году. А главным попечителем церкви стал дьяк по фамилии Деревнин, здесь же позже погребенный. Что касается колокольни и трапезной, то они возведены зодчим А. Каминским в 1866–1868 годах.
Петровское барокко Петровское барокко было характерно для церковной архитектуры на заре XVIII столетия. Оно выражало веяния новой эпохи. Данный стиль характеризуется ясностью, строгостью, правильностью, но вместе с тем в нем заметна доля романтизма. Церкви выглядят сдержанно и практично, но довольно красиво. В данный период строятся храмы типа «корабля»: длинный притвор, колокольня и само здание располагаются на одной оси. Это было типично для того времени. Таков и Храм Пророка Илии в Обыденском переулке.

В Обыденском переулке, расположенный недалеко от церкви Христа Спасителя, относится к стилю петровского барокко. Его построил зодчий И. Зарудный в 1702 году. А главным попечителем церкви стал дьяк по фамилии Деревнин, здесь же позже погребенный. Что касается колокольни и трапезной, то они возведены зодчим А. Каминским в 1866-1868 годах.

Петровское барокко

Было характерно для церковной архитектуры на заре XVIII столетия. Оно выражало веяния новой эпохи. Данный стиль характеризуется ясностью, строгостью, правильностью, но вместе с тем в нем заметна доля романтизма. Церкви выглядят сдержанно и практично, но довольно красиво. В данный период строятся храмы типа «корабля»: длинный притвор, колокольня и само здание располагаются на одной оси. Это было типично для того времени. Таков и Храм в Обыденском переулке.

Древние предания

Но первая, еще довольно примитивная, церковь была возведена здесь на исходе XV столетия. Обыденными именовали храмы, которые строились за одни сутки, согласно обету. Существует предание, что в давние времена на этом месте проезжал некий князь, и вдруг началась сильная гроза. Он дал обещание, что если не умрет, то возведет за одни сутки деревянный храм в честь Пророка Илии. Есть еще одна легенда, которая гласит, что церковь построили по обету, вымаливая дождь во время засухи.

Великолепные иконы

Храм Пророка Илии в Обыденском переулке примечателен тем, что здесь находится а также Казанский образ Божией Матери, который создал в XVII столетии Но особое внимание следует обратить на левый клирос. Там расположена основная достопримечательность Ильинского собора - икона Божией Матери под названием «Нечаянная радость», которая, по легенде, способна творить чудеса. На ней можно увидеть стоящего на коленях и молящегося человека перед священным образом.

Непростая судьба иконы «Нечаянная радость»

Сначала эта икона принадлежала церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. После ее сноса она была отправлена в храм святого Власия. Затем ее передали в церковь Воскресения, расположенную в Сокольниках. Туда отправляли все наиболее известные и чудотворные образа из снесенных столичных храмов. И только потом ее доставили в Храм Пророка Илии в Москве.

Заходя внутрь, возле правого столпа можно увидеть великолепную икону Иисуса, созданную Чичаговым Серафимом (митрополитом).

Церковь функционировала даже во времена СССР, хотя с нее были сняты колокола в 1930-е годы. В первый год войны Храм Пророка Илии в Обыденском переулке был практически разрушен разорвавшейся рядом бомбой. Однако через некоторое время его восстановили и отреставрировали.

На сегодняшний день при храме, который регулярно посещает множество верующих людей, работает воскресная школа для маленьких и взрослых, православный лекторий, а также церковноприходская библиотека.

Рассмотрим также и этот великолепный храм. Столичная церковь Пророка Божия Илии, расположенная в Черкизове, славится тем, что в ней находится редкий образ Святителя Алексия, также здесь хранятся мощи блаженного Ивана Корейши.

Увидевшим однажды этот нарядный храм невозможно его забыть. Заходишь сюда - и словно переносишься во времени на несколько веков назад. Этой церкви уже очень много лет, сколько здесь молилось людей - не сосчитать. Образа чудесные, старинные, создается впечатление, что это хрупкие музейные экспонаты. Известно ли вам, что эта церковь была построена еще в 1690 году? А раньше на этом месте стоял деревянный храм. Возведен он был совсем давно - в 1370 году.

Необычная история храма

В тяжелый период, во время русско-литовской войны, церковь была сожжена врагом, но вскоре ее отстроили снова.

Храм примечателен своей интересной историей. Во времена СССР многие столичные церкви были разрушены. А Храм Пророка Божия Илии остался невредимым даже в тот период, когда при строительстве метро было решено проложить линию под ним.

Верующие жители столицы не позволили снести церковь. Властям пришлось уступить, хотя при строительстве метро активно разрушались другие святыни. Поблизости от церкви святого Пророка Илии уничтожили несколько храмов. То, что здание выстояло, несмотря ни на что, можно назвать настоящим чудом. И нужно благодарить судьбу за то, что такой великолепный архитектурный памятник остался невредимым.

Сегодня храм посещают как коренные москвичи, так и туристы - все они очарованы его великолепием. Это необычное место, побывав в котором однажды, хочется прийти сюда еще не раз. Вот и посещают его многие каждое воскресенье, а некоторые и чаще. Люди приходят помолиться и поклониться мощам Ивана Корейши - они надеются, что этот блаженный дарует им исцеление и вообще как-то повлияет на их жизнь. Двери храма открыты абсолютно для всех, и каждому, кто приезжает в Москву даже совсем ненадолго, рекомендуется посетить эту удивительную церковь, чтобы погрузиться в ту необыкновенную атмосферу, которая в ней царит.

Престолы.

главный - святого пророка Илии, приделы - апостолов Петра и Павла, святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

История.

Деревянный храм был построен ок. 1592 г. (в один день - «обыдень» - отсюда устоявшееся название). Существующий каменный храм построен в 1702 г. (архит. И. Зарудный) на средства думного дьяка Феодора Деревнина; колокольня и трапезная - в 1868 г. (архитектор А. Каминский) и освящены свт. Иннокентием, митр. Московским.

Храм не закрывался и имел доброе духовное устроение, в связи с чем в него перешли монахини и послушницы Зачатьевского женского монастыря, многие прихожане закрытых при советской власти храмов - Маросейского храма свт. Николая в Клениках, свт. Николая в Плотниках, св. прп. Сергия в Пушкарях и других московских церквей. В храме служили много лет такие известные священнослужители, как протоиерей Виталий Лукашевич, протоиерей Александр Толгский, протоиерей Николай Тихомиров, протоиерей Александр Егоров, протоиерей Владимир Смирнов, протодиакон Николай Орфенов.

В 1990-х гг. община храма выпустила в свет ряд изданий по истории храма. Прихожанами храма опубликована серия церковно-краеведческих статей в различных изданиях, собираемых в церковноприходской библиотеке.

Святыни.

Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», чтимые иконы Божией Матери Владимирская, Феодоровская;
иконы местного ряда главного иконостаса: Спас Нерукотворный, «Огненное восхождение св. пророка Илии» с житием, Казанская икона Божией Матери (сер. XVII в., Симон Ушаков и его ученики), усекновение главы Иоанна Предтечи; иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицами мощей; частицы мощей священноисповедника Российского свт. Афанасия Ковровского, ковчеги со свв. мощами.

Ежедневно - утреня и Литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00, по праздникам - Литургия в 7.00 и в 10.00. Особые богослужения в 17.00: понедельник - вечерня с акафистом преподобному Серафиму Саровскому и с водосвятным молебном, в среду - вечерня с акафистом пророку Илии и с водосвятным молебном, в пятницу - с акафистом чудотворной иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт в течение всего дня. При приходе с 1990 г. действуют: воскресная церковноприходская школа для детей и взрослых; церковноприходская библиотека, являющаяся одной из крупнейших в Москве, общедоступный лекторий «Московские святыни и московское благочестие».

Сайт: http://www.ilia-obydenny.ru

Паломнические поездки к Храму пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва

  • Поездка из Москвы в Храм пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва
  • Поездка из Клина в Храм пророка Илии в Обыденском переулке в г. Москва

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день - видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский - неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин - о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты - купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова - мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи "барокко" для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

В Москве недалеко от Храма Христа Спасителя в Обыденском переулке находится Храм Илии Пророка Обыденного. Многие даже и не знают о существовании этой церкви, хотя именно в ней находится одна из чудодейственных икон, которая помогает во многих жизненных ситуациях. Это один из моих любимых храмов в Москве, который я люблю посещать, т.к. именно в нем находится чудотворная икона «Нечаянная радость», у которой я просила о рождении ребенка.

Возведённый в 1592 году за один день, обыде́нь, храм пророка Илии первоначально был деревянным. Храм, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата ее построения точно не известна, однако существует предание, что она была возведена при личном участии великого князя Василия III в период его правления с 1505 по 1533 год. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма еще в начале XX века. Но первым упоминанием об Ильинском храме является сочинение Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584-1618 годов. По свидетельству «Сказания» 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешней предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. Также, вероятно, находились в деревянной церкви иконы: храмовая, святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени.

О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. 6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ноябре 1819 года освящен южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время происходит значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году церковным старостой Ильинского храма становится купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины. К составлению проекта В. Д. Коншиным был привлечён архитектор Александр Степанович Каминский. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать, Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с В. Д. Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и построение колокольни.Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию. В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года. А в 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

 


Читайте:



Простой джем из груши на зиму

Простой джем из груши на зиму

Груша считается одним из лучших фруктов для приготовления джема. Но при длительном уваривании ее плоды теряют свой тонкий аромат. Поэтому в такой...

Опорные конспекты по учебной дисциплине "общая биология"

Опорные конспекты по учебной дисциплине

Группа I Опорный конспект для самостоятельной работы обучающихся на тему: «Дробление». Задание №1. Прочитайте опорный конспект. Через...

Уровни организации жизни Клеточный уровень организации живой природы

Уровни организации жизни Клеточный уровень организации живой природы

Все живые существа на планете подразделяются по различным группам и системам. Об этом рассказывает ученику биология еще в начальных классах средней...

БЛА «Форпост» оснастят всевидящим радаром Беспилотный летательный аппарат форпост

БЛА «Форпост» оснастят всевидящим радаром Беспилотный летательный аппарат форпост

Первых собранных на ОАО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА, входит в состав ОАО "Оборонпром") в Екатеринбурге легких самолетов Diamond...

feed-image RSS