Разделы сайта
Выбор редакции:
- Квас из берёзового сока — рецепты приготовления
- Квас из березового сока в домашних условиях с изюмом: рецепты
- Хачапури из слоеного теста с сыром
- Как готовить тефтели из мяса
- Медицинское применение при различных заболеваниях и противопоказания
- Тахинная халва: польза и вред
- Рецепт острых маринованных кабачков с медом и чесноком
- Рецепт острых маринованных кабачков с медом и чесноком
- Простой джем из груши на зиму
- Опорные конспекты по учебной дисциплине "общая биология"
Реклама
Презентация "сложное предложение с разными видами связи" |
«Урок Свойства воды» - Три состояния воды. Учебный предмет: естествознание. Основополагающий вопрос. Сформировать знания об условиях превращения воды – переходе из одного состояния в другое. Основные свойства воды. Участники: учащиеся 4 класса. Аннотация. Как человек использует свойства воды. Какое значение имеют свойства воды для жизнедеятельности человека? «Загрязнение воды» - Пресная вода – основа жизнедеятельности любого организма, в том числе с/х растений и животных. Ведь почти все запасы мировой воды - это соленые воды Мирового океана и подземных кладовых. Вода является важнейшим компонентом содержимого живой клетки. Промышленные предприятия сбрасывают сточные воды прямо в реки. «Состояния воды» - Все на свете вещества состоят из мельчайших частиц. Вода выталкивает более лёгкие предметы. Где встречается вода. Интернет, печатные издания, мультимедийное приложение. Вопросы учебной темы: Какая бывает вода. Круговорот воды в природе. Запах воды. Много воды идёт в производство. Водой заполнены океаны, моря и реки. «Живая вода» - Опорно-двигательного аппарата, кожных, урологических, гинекологических и многих других. Серебряная вода. Оглавление: В чем загадка воды? «Живая» вода). Живая вода- используется в медицине для лечения ран, язв. Об авторе. Например, когда проходит через земные породы. Давление. . При заболеваниях пищеварительного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистых. «Вода урок» - Только 1/4 нашей планеты занимает суша, а остальные? (около 71%) - вода. История открытия. Могла и утопить, погубить ни за что. Расширить знания о роли воды и растворов в природе и жизни людей. 24 июня 1783 г. Лавуазье и Лаплас. Свойства воды. Легенды о воде. План урока: Установили состав воды: 85% кислорода и 15% водорода. «Вода и её свойства» - Что же такое именно вода? Почему вода расширяется? Опыт 1. Расширение. Аномальные тепловые свойства воды. Вода обычная застыла полностью равномерно. С.Т.Аксаков. И, наконец, минеральная вода приобрела самую удивительную модификацию. В действительности одиночные молекулы воды при нормальных температуре и давлении не существуют. Текущая страница: 3 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц] – Хорошо!.. И потом снова шел к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чем-то. Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына. У гимназиста Мити лицо было смугло-желтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые – так выжгло их солнце. Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся. Он дал Петьке подержать одну удочку и потом повел его куда-то далеко купаться. Петька очень боялся – идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги. В эти минуты он был очень похож на щенка, впервые попавшего в воду. Когда Петька оделся, то был синий от холода, как мертвец, и, разговаривая, ляскал зубами. По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца; лазали на заросшую деревьями крышу и бродили среди разрушенных стен громадного здания. Там было очень хорошо: всюду навалены груды камней, на которые с трудом можно взобраться, и промеж них растет молодая рябина и березки, тишина стоит мертвая, и чудится, что вот-вот выскочит кто-нибудь из-за угла или в растрескавшейся амбразуре окна покажется страшная-престрашная рожа. Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская. – Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! – радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, – на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок. В исходе недели барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде», и, когда прочел его адресату, адресат заплакал и размазал по всему лицу сажу, которая была на переднике. По отрывочным словам, сопровождавший эту операцию, можно было понять, что речь идет о Петьке. Это было уже ввечеру. Петька на заднем дворе играл сам с собою в «классики» и надувал щеки, потому что так прыгать было значительно легче. Гимназист Митя научил этому глупому, но интересному занятию, и теперь Петька, как истый спортсмен, совершенствовался в одиночку. Вышел барин и, положив руку на плечо, сказал: – Что, брат, ехать надо! Петька конфузливо улыбался и молчал. «Вот чудак-то!» – подумал барин. – Ехать, братец, надо. Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила: – Надобно ехать, сынок! – Куда? – удивился Петька. Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено. – К хозяину Осипу Абрамовичу. Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как божий день. Но во рту у него пересохло, и язык двигался с трудом, когда он спросил: – А как же завтра рыбу ловить? Удочка – вот она… – Что же поделаешь!.. Требует. Прокопий, говорит, заболел, в больницу свезли. Народу, говорит, – нету. Ты не плачь: гляди, опять отпустит, – он добрый, Осип Абрамович. Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт – удочка, с другой призрак – Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее. Своевременно Петька успокоился, и барин говорил барыне, которая стояла перед зеркалом и вкалывала в волосы белую розу: – Вот видишь, перестал, – детское горе непродолжительно. – Но мне все-таки очень жаль этого бедного мальчика. – Правда, они живут в ужасных условиях, но есть люди, которым живется и хуже. Ты готова? И они пошли в сад Дипмана, где в этот вечер были назначены танцы и уже играла военная музыка. На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву. Опять перед ним мелькали зеленые поля, седые от ночной росы, но только убегали не в ту сторону, что раньше, а в противоположную. Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом. Вот замелькали у окна столбы и стропила платформы, и поезд остановился. Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву. – Ты удочку спрячь! – сказал Петька, когда мать довела его до порога парикмахерской. – Спрячу, сынок, спрячу! Может, еще приедешь. И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот погоди!» Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания. А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал. В наступавшем молчании слышалось неровное дыхание детских грудей, и другой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил: – Вот черти! Чтоб им повылазило! – Кто черти? – Да так… Все. Мимо проезжал обоз и своим мощным громыханием заглушал голоса мальчиков и тот отдаленный жалобный крик, который уже давно доносился с бульвара: там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину. Д.Н. Мамин-Сибиряк |
Запятая ставится: |
|
|
Чуть слышно дрогнула струна , и песня стелется на воле. |
Запятая НЕ ставится: |
|
1.Если части ССП имеют общий второстепенный член предложения или общую придаточную часть. |
В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги. Когда выглянет солнце , лужи быстро просохнут и мы снова пойдем гулять в парк. |
2.Между двумя назывными предложениями. |
Регулярные свидания и объяснения в любви. |
3.Между двумя вопросительными предложениями. |
Который теперь час и сколько времени я спал? |
Запятая НЕ ставится: |
|
Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ |
Я живу НЕ чтобы есть, а, наоборот, ем, чтобы жить. |
Если придаточное предложение состоит из одного слова |
Сын ушел и не сказал куда. |
Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами |
Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, как в кустах журчал ручей и как на ветвях пели птицы . |
Если рядом оказываются два подчинительных союза и имеется вторая часть союза ТО, ТАК, НО |
Сын предупредил мать, что если он не вернется вовремя с работы, то не стоит беспокоиться. |
!!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!
Обратите внимание! Составные союзы ТОГДА КАК, СЛОВНО КАК, ЛИШЬ КОГДА запятой не разделяются! Если перед подчинительным союзом стоит ЧАСТИЦА, СОЮЗ, ВВОДНОЕ СЛОВО, то запятая ставится ПЕРЕД ними, а НЕ перед союзом: Неповторим Ярославль, ни с каким городом его не спутаешь, особенно когда увидишь город с Волги. Запятая перед союзом КАК
Запятая ставится: |
Запятая НЕ ставится: |
1.Если союзом КАК начинается придаточное предложение: Было слышно , КАК дождь барабанил по крыше. |
1.Если на 1-ый план выступает обстоятельственное значение, как правило, обороты с КАК можно заменить творительным падежом существительного или наречием: КАК дым рассеялись мечты (рассеялись дымом) |
2.Перед сравнительным оборотом: Внизу, КАК зеркало стальное, сияют озера струи. |
2.Если оборот с КАК обозначает «в качестве»: В этом учебном заведении он работал КАК учитель (=в качестве учителя) |
3.Если в основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ: Он ТАК же устал, КАК и мы. |
3.Если оборот с КАК является именной частью составного сказуемого: Одни КАК изумруд , другие КАК коралл . |
4.Если оборот начинается с сочетания КАК И: В ее глазах, КАК И во всем лице, было что-то необычное. |
4.Если оборот с союзом КАК характеризует предмет с какой-то одной стороны: Мы знаем его как талантливого журналиста. |
5.Если союзом КАК начинается вводное словосочетание или предложение: Мне помогал маляр или, КАК он сам себя называл , подрядчик малярных работ. |
5.Перед оборотами КАК МОЖНО и КАК НЕЛЬЗЯ с последующей сравнительной степенью наречия: Он должен это сделать КАК МОЖНО скорее |
6.В оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Этот провал есть НЕ ЧТО ИНОЕ , КАК потухший кратер. |
6.Перед устойчивым оборотом: Он несется КАК угорелый. |
7.Если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица: Поступил НЕ КАК друг. |
Потренируемся! Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.
Потренируемся! Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
Потренируемся! Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) ее крик гулким эхом отзывался по всему (4) еще не проснувшемуся лесу.
Потренируемся! Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают.
Потренируемся! Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.
Потренируемся! Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.
Потренируемся! Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.
Потренируемся!
- Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.
Потренируемся! Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса.
Потренируемся! Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.
Потренируемся! Командир решил вести отряд в обход (1) потому что (2) если по курсу их движения была засада (3) то следовало обойти врага (4) и ударить ему в тыл.
Потренируемся! На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.
Потренируемся! Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел вылезать из нее (4) и делал вид (5) что плавает.
Потренируемся! Он работал больше других (1) но (2) когда вставал вопрос о премии (3) его всегда обходили стороной (4) предпочитая награждать других.
Потренируемся! Птенец неловко спрыгнул с ветки (1) и ударился грудью (2) и (3) когда я его поднял (4) то почувствовал (5) как сильно стучит маленькое сердечко.
Потренируемся! Из-за Эльбруса выползла черная туча (1) и (2) прежде чем туристы успели вернуться в базовый лагерь (3) блеснула ослепительная молния (4) оглушительно треснуло небо (5) и застучали крупные капли дождя.
Потренируемся! Мороз усиливался (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажженного фонаря (4) он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки.
Потренируемся! Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока.
Потренируемся! За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.
Потренируемся! Мальчишка понуро побрел к калитке (1) и (2) хотя Ирине Андреевне было до слез жаль его (3) но она с сердитым выражением лица крикнула ему вслед (4) чтобы впредь он не появлялся в её доме.
Потренируемся! Ученые уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью.
Потренируемся! Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.
Потренируемся! Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.
Потренируемся! Всю ночь моряки тушили пожар (1) и (2) когда рассвело (3) они поняли (4) какой подвиг совершили (5) спасая корабль и самих себя.
Потренируемся! Мы плывём уже в открытом море (1) но (2) если приглядеться (3) на горизонте ещё видна земля (4) кажущаяся тонкой линией.
Потренируемся! Лиза пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника (3) она вспомнила (4) как возвращалась этой площадью (5) солнечным днём после первой встречи с Цветухиным.
Потренируемся! Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью.
Потренируемся! Старый колдун знал (1) что (2) когда зацветёт чертополох (3) и (4) созреют семена дурмана (5) он сможет приготовить варево (6) которое спасет раненого зверя.
Потренируемся! В аудитории стояла невыносимая жара (1) и духота (2) и (3) хотя лектор старался привлечь внимание слушателей интересными фактами (4) но это ему совсем не удавалось.
Потренируемся! Смех в гостиной звучал всё громче и громче (1) и (2) когда Сашка заглянул в неё (3) то он увидел картину (4) совершенно его поразившую.
Потренируемся! Девушки тихо пели (1) и (2) хотя слова песни трудно было понять (3) но звучала в ней такая нежность (4) и боль (5) что невольно наворачивались слёзы.
Потренируемся! Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Сложное предложение с разными видами союзной связи и пунктуация в них. 9 класс Учитель: Палаухина Надежда Григорьевна, МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа», Пермский край
2 слайд
Описание слайда:
Задачи урока: Знать: различные виды связи в сложном предложении. Уметь: определять виды связи в СП, ставить знаки препинания в СП с сочинительной и подчинительной связью, объяснять условия их постановки.
3 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний. -Какие предложения называются сложными? -Какие виды сложных предложений вам известны? -На какие виды делятся сложные союзные предложения? -Какие предложения называются сложносочиненными? Сложноподчиненными?
4 слайд
Описание слайда:
Введение в тему урока. Работа с учебником – с.67 №159. Анализ предложений и схем. -Чем эти предложения отличаются от изученных ранее? В чем их особенность? Вывод: В сложных предложениях, состоящих из нескольких простых предложений, могут быть использованы различные типы связи.
5 слайд
Описание слайда:
Объяснение нового материала. Проанализируйте предложения Кругом лежит еще снег, но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны. Кругом еще лежит снег, но, если быть внимательным, можно заметить приближение весны.
6 слайд
Описание слайда:
Анализ предложений (по плану), вывод пунктуационного правила А) Какие даны предложения? С какой связью? Б) Проанализируйте схемы предложений. Подумайте, при каких условиях стоящие рядом сочинительный и подчинительный союзы разделяются или не разделяются запятой. В) Вспомните правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с двумя или несколькими придаточными. (В случае затруднения обращайся к учебнику – с.54 п.9). Г) Сформулируйте правило о постановке запятой в сложном предложении при стечении сочинительного и подчинительного союзов. Д) Объясните постановку запятой в указанных предложениях, постройте их схемы.
7 слайд
Описание слайда:
Вывод пунктуационного правила Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая при стечении союзов ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Самоконтроль по учебнику – с.160.
8 слайд
Описание слайда:
Тренировочно-закрепительные упражнения: Объясните постановку знаков препинания, постройте схемы. Он стал учиться играть на баяне, и, хотя очень старался, мало что получалось. Он стал учиться играть на баяне, и хотя очень старался, но мало что получалось.
9 слайд
Описание слайда:
Расставить знаки препинания, обосновать графически (построить схемы предложений) А) Петька очень боялся идти в воду но когда вошел то не хотел из нее вылезать и делал вид что плавает. Б) Был девятый час утра и хотя жители давно уже встали людей на улице было немного. В) Он был занят и пока я ждал его мне становилось все страшнее.
10 слайд
Описание слайда:
Проверь себя 1.Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел из нее выходить и делал вид, что плавает. 2.Был девятый час утра, и, хотя жители давно встали, людей на улице было немного. 3.Он был занят, и, пока я ждал его, мне становилось все страшнее.
11 слайд
Описание слайда:
Самостоятельная работа 1 вариант: 1)Я сижу рядом с рыболовом и пока мы разговариваем ему попадается несколько славных рыбин. 2)Он опустил веки и когда открыл их снова то лицо его стало спокойным и кротким. 3)С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало голубое пятно. 2 вариант: 1)Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми и пока их мало этих птиц не увидишь. 2)Вероятно я проспал большую часть ночи и когда проснулся чуть брезжил рассвет. 3)Пусто никогда не бывает в лесу и если кажется пусто то сам виноват.
12 слайд
Описание слайда:
Взаимопроверка, исправление ошибок 1 вариант: 1)Я сижу рядом с рыболовом, и, пока мы разговариваем, ему попадается несколько славных рыбин. 2)Он опустил веки, и когда открыл их снова, то лицо его стало спокойным и кротким. 3)С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало голубое пятно. 2 вариант: 1)Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми, и, пока их мало, этих птиц не увидишь. 2)Вероятно, я проспал большую часть ночи, и, когда проснулся, чуть брезжил рассвет. 3)Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.
13 слайд
Новое
- Квас из березового сока в домашних условиях с изюмом: рецепты
- Хачапури из слоеного теста с сыром
- Как готовить тефтели из мяса
- Медицинское применение при различных заболеваниях и противопоказания
- Тахинная халва: польза и вред
- Рецепт острых маринованных кабачков с медом и чесноком
- Рецепт острых маринованных кабачков с медом и чесноком
- Простой джем из груши на зиму
- Опорные конспекты по учебной дисциплине "общая биология"
- Уровни организации жизни Клеточный уровень организации живой природы