Главная - Водительское удостоверение
Есенин с добрым утром лексический разбор. Сергей Есенин ~ С добрым утром! (Анализ стихотворения). С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой

«С добрым утром!» Есенина С.А.

Стихотворение « » было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация : «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись» , «растрепали» , «шелестят» , «горят» . Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа — явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» , далее следует олицетворение«качаясь, шепчет шаловливо» , и наконец — прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка — четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом , хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма , наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые» , «серебряные» , «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали» , «берёзки улыбнулись» , «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона» , которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!» , повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» с иронией заметил, что среди взрослых сравнительно мало людей, которые увлекаются чтением стихов, и уж вряд ли кому из них придет в голову изо дня в день - и подолгу! - упиваться стиховыми созвучиями! Вместе с тем, как пишет К. И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это - дети, особенно маленькие... Стихи для них - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Став учеником начальной школы, ребенок часто теряет эту природную тягу к ритмично звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса ребенка к поэзии. Необходимо помнить, что многие стихотворения, которые включены в круг классного чтения в школе, знакомы ребенку с детства. Поэтому учитель должен не повторять уже пройденный ребенком путь первичного «узнавания» стихотворений, а расширять и углублять его эстетические представления о поэзии, формируя тонкого ценителя и благодарного слушателя отечественной классики.

Каким образом расширять представления младших школьников о поэзии?

Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики - это лирическое переживание лирического героя, т. е. его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.

Так как лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения, паузы.

Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.

На что учителю нужно обращать внимание при работе с лирическими текстами?

Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы.

  • Обратиться к жизненному опыту детей.
  • Активизировать их личные переживания.
  • Настроить эмоции детей с помощью творческих заданий.
  • Рассказать о собственном отношении к произведению.
  • Рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
  • Рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.).

Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».

В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения - значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.

Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?

Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста - чувств, переживаний, размышлений лирического героя.

Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование, а также он не должен забывать о таких вопросах, как:

  • Какие чувства отражены в этой картине?
  • Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)?
  • Каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?
  • Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?

С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой?

Назовем наиболее характерные из них. Они связаны со сложностью восприятия лирического текста детьми.

Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением самосознания.

Однако работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм восприятия и понимания человеческого «я», развить у учащихся способность к рефлексии, к проникновению в тайны и глубины человеческой души. Лирика как род литературы является оптимальным художественным материалом, развивающим у читателя эту важнейшую человеческую способность.

Другая трудность при работе с лирикой связана с ограниченностью лексики учащихся, выражающей человеческие эмоции и настроения. Поэтому при анализе лирических произведений учащиеся могут прибегнуть к помощи «Словаря настроений». Это методическое открытие Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской можно использовать при работе в любой образовательной системе, поскольку оно помогает маленькому читателю как осознать, так и вербализовать те эмоционально-эстетические переживания, которые возникают при чтении лирики, но которые не всегда находят у ребенка адекватное воплощение в слове.

При анализе пейзажной лирики особую сложность для ребенка-читателя представляет необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы. Для того чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных впечатлений младших школьников. Этому способствуют и непосредственное знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего становится и вдумчивым читателем.

Пожалуй, одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств, с помощью которых и творит художник слова. В данном случае речь идет и о своеобразии мелодики стиха, или так называемой звукописи, и об особенностях поэтического синтаксиса (повтор, инверсия, антитеза, риторический вопрос и риторическое восклицание и т. д.). Однако и для младшего школьника, и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.

Как работать с выразительными средствами языка лирических произведений?

Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Тропы - это слова, употребленные в переносном значении. Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.

К тропам относятся следующие лексические средства.

  • Эпитет , или художественное определение (отличать от логического определения).
  • Сравнение , или сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. В сравнении обычно используются слова «как», «как будто», «словно».
  • Метафора , или скрытое сравнение, в котором присутствует только второй член сравнения, т. е. то явление, с которым сравнивается. Первый член сравнения подразумевается, не называясь. Слова «как», «как будто», «словно» обычно отсутствуют.
  • Олицетворение , разновидность метафоры, при которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.
  • Аллегория , или иносказание, т. е. изображение отвлеченного понятия через конкретные образы и предметы.
  • Метонимия , сближение понятий по смежности.
  • Гипербола , или художественное преувеличение.
  • Литота , или художественное преуменьшение.

Все эти лексические средства обладают повышенной экспрессивностью и поэтому усиливают эмоциональный смысл художественных образов. Помимо этого, именно сравнения, эпитеты, метафоры возбуждают у читателя художественные ассоциации, открывая тем самым невидимые прежде отношения между различными сторонами и явлениями жизни.

Образец анализа лирического произведения

Обратимся к хрестоматийному стихотворению С. А. Есенина и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:

  • эпитетов («звезды золотые» , «сонные березки» , «шелковые косы» , «серебряные росы» );
  • олицетворений («задремали звезды» , «улыбнулись... березки» , «растрепали... косы» , «крапива обрядилась» , «шепчет шаловливо» );
  • метафор («зеркало затона» , «горят... росы» , «сетку небосклона» ).

Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной» , «золотой» , «серебряной» ) природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.

Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным - озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде - от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы - мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное - человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.

Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву - качаться.

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали» , «задрожали» , «брезжит» , «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.

Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.

Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

1 строфа - небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.

2 строфа - взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.

3 строфа - около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

Вывод : поэт охватывает взглядом весь мир - от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет» , «зеленые сережки» , «заросшая крапива» ), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы» , «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Подчеркивание аллитераций в словах «ш елес тят», «с ереж ки» , «ш епчет» , «ш аловливо» . Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?

Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые» , «румянит» , «зеленые» , «серебряные» , «перламутром» . Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?

Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.

В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

  • Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.
  • Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
  • Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.
  • Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
  • Совершенствовать выразительность чтения.

«С добрым утром!» Сергей Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка , наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы , которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи . К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

Предмет: Литературное чтение.3 класс

Тема урока: Анализ лирического произведения

С. Есенин «С добрым утром!»

Форма урока: Изучение нового материала. Знакомство с анализом лирического стихотворения.

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством С.Есенина.

    Знакомство с анализом лирического произведения на примере стихотворения С.Есенина «С добрым утром!»

    Учить детей определять род литературы, жанр лирики.

    Развивать речь, логическое мышление, навыки выразительного чтения.

    Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края.

    Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: Мультимедийный видеопроектор, ноутбук, экран; авторская презентация «С.Есенин»

Ожидаемые результаты: Создание положительной мотивации, направленной на эмоциональное и осознанное восприятие лирического произведения.

Этапы урока : I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели урока.

Сведения из биографии С.Есенина.

III

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам –

Улыбчивым лицам.

    Сообщение темы и цели урока.

    Подготовительная работа.

1. Работа с таблицей. (Таблица у каждого ребёнка)

Дыхание

Дикция.

Скороговорка

2.Работа над логическим ударением.

Лучи солнышка осветили комнату.

Прочитай предложение тихо, громко, в пол- голоса, печально, радостно.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке нам выпала честь познакомиться с одним из произведений замечательного поэта - Сергея Есенина - волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам.

Откуда это у него?

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери, знатока церковных книг. Читать Серёжа научился в 5 лет, а стихи стал писать в 9 лет. Он окончил 4-классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

В 1912 году Есенин приехал в Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.

В 1915 г. поэт едет в Петроград. Знакомится с уже знакомым нам поэтом Александром Блоком.

- А. Блок сразу оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.

В 1916 году вышел первый сборник его стихов “Радуница”, куда и вошло стихотворение “С добрым утром!”

У. –Что нового узнали о С. Есенине?

Ученик: С. Есенин в 1912 году приехал в г. Москву. Там он работал в типографии, вступил в литературно – музыкальный кружок. В 1915 году поэт переехал в Петроград. Познакомился с поэтом А. Блоком. А. Блок оценил талант поэта.

4.Работа над музыкальным произведением Эдварда Грига «Утро».

У. –Послушайте музыкальную композицию. Подумайте, какие картины можно нарисовать?

Ученик: Можно нарисовать рассвет. Ещё горят звёздочки, но ещё медленно понимается солнышко. Шелестят берёзки от лёгкого ветерка. На траве капельки росы переливаются ярким перламутром.

5.Работа над детскими иллюстрациями.

У. – Рассмотрите работы ребят. Какие из них можно отнести к теме «Утро»?

Ученики: Мне кажется, что рисунок Коли больше подходит к теме. т.к. он пытался передать восход солнышка, гладь озера, в котором отражаются его лучики, берёзки. Которые пробуждаются после долгого сна.

IV . Анализ стихотворения С Есенина «С добрым утром!»

1.Чтение учителем.

Учитель: -

Ученики: - С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

Учитель: Что вам особенно запомнилось?

Ученики: Запомнилось, что автор вселил души во всё неживое. Все герои рады утру, вселит что –то новое, неизведанное. И в тоже время чувствует небольшую грусть, печаль, что этот день закончится и уйдёт в лету.

2.Чтение детьми.

Учитель: - Прочитайте стихотворение про себя, найди непонятные слова. (Работа с Толковым словарём В. Даля)

Объяснение непонятных слов:

затон - заводь, залив, входящий в берег;

заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным движением (объяснил учитель, пользуясь “Словарем” Ожегова);

плетень - забор из лозы (дети объяснили сами);

перламутр (ом) - цвет белый с переливом желтого, голубого, розового (учитель показал на примере бус).

3. Чтение стихотворения «цепочкой» по строке.

У. –Какие картины можно представить? (Ученик читает строку и описывает картину, представленную им)

Ученик: «Задремали звёзды золотые.»

Ученик: Я представляю раннее весеннее утро, когда звёзды на небе ещё не скрылись.

Ученик: «Задрожало зеркало затона.»

Ученик: Чуть – чуть дует ветерок, от этого вода на реке слегка дрожит.

Ученик: «Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.»

Ученик: Солнышко только – только встаёт, его ещё не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде.

Ученик: Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.»

Ученики: На берегу стоят берёзки. От лёгкого ветерка шелестят их зелёные серёжки, молоденькая юная листва.

Ученики: «У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.»

Ученик: Вот забор из лозы – плетень, возле которого растёт крапива. На листиках блестят капельки росы.

Ученики: И, качаясь, шепчет шаловливо:

« С добрым утром!»

Ученики: А ветерок качает и деревья, и траву. Кажется, что он разговаривает с ними.

Учитель: Прочитайте строки, которые нравятся вам больше всего. (Дети зачитывают понравившиеся фрагменты)

Учитель: Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Ученики: Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.

Учитель: Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?

Ученик: Настроение не меняется.

Словарь настроений.

спокойное

грустное

мирное

мечтательное

лирическое

нежное

просветлённое

чудесное

изумительное

восхитительное

прелестное

лучезарное

странное

тревожное

Учитель: Прочитайте слова из словаря настроений. Какие слова описывают чувства поэта?

Ученик: грустное, т.к. поэт – житель деревни, а он переехал в город и может быть грустит о своём доме, о своём любимом уголке природы.

Ученик: мечтательное – когда- может быть у С. Есенина появится возможность вырваться хоть на минуточку туда, где прошло его детство, где жили его родные и близкие.

Ученик: нежное – лирический герой с нежностью, теплом и любовью описывает родную природу.

Ученик: просветлённое – вспоминая любимую родину, поэт описывает её, передавая светлую печаль.

У учащихся памятки:

    Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    Все ли слова понятны?

    Каким настроением проникнуто?

    Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

    Изменяется ли поэтическое настроение?

    О ком (или о чем) оно?

    Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

    При помощи каких художественных средств?

    Какие краски, цвета, запахи, звуки, шумы использует поэт?

    Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?

    Найдите основную мысль.

4. Работа над средствами художественной выразительности.

Учитель: - Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот уголок природы?

Средства художественной выразительности

    Эпитеты

    Метафоры

    Олицетворения

    Сравнения

    Повторы

    Аллитерация

    Гипербола

Учитель: - А для чего он это делает?

Ученик: для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

Задремали звезды

Задрожало зеркало затона

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы

крапива обрядилась ярким перламутром.

Учитель: - Олицетворение - одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березке…. А к каким еще приемам прибегает поэт?

Ученик: - Метафора .

звезды золотые ” (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск.

свет … румянит сетку небосклона” (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым)

“… шелковые косы” (сравнение с шелком)

Горят серебряные росы” (росы блестят от лучей солнца).

Учитель: - Метафора - тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?

Ученик: - Эпитеты : “ заводи речные” , “зеленые сережки”, “заросшая крапива”, “с добрым утром”.

Учитель: - Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?

Ученики: - Спокойно, размеренно, тихо.

5. Чтение вместе с учителем.

Учитель: - Кто услышал, какие звуки часто слышатся в произведении?

Ученик: - Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.

Ш елестят зеленые сере ж ки”

И, ка ч аясь , ш еп ч ет ш аловливо”.

Учитель: - Какие звуки чаще всего повторяются?

Ученики: - [ш], [ч], [л]. Учитель: Этот прием называется аллитерация. Аллитерация - это повторение в речи одинаковых согласных звуков.

V . Работа над выразительным чтением.

1.Вступительная беседа.

Учитель: - Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?

Дети: - С. Есенин любит родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.

2.Чтение стихотворения в пол- голоса, расставляя паузы.

3.Чтение стихотворения вслух, расставляя логическое ударение.

4.Работа в парах. Чтение стихотворения друг другу.

5.Чтение стихотворения на оценку.

6.Чтение стихотворения под музыку Э. Грига «Утро».

Учитель: - Сергей Есенин воспевал в своем творчестве русскую природу. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. Вы это почувствовали? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину. Для того чтобы создать настроение приходящего утра, пусть фоном звучит музыка норвежского композитора Эдварда Грига «Утро».

Звучит музыка Э.Грига

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V . Домашнее задание.

Учитель: - В ыучить наизусть стихотворение, нарисовать иллюстрации.

Прочитал:

1. Целым словом.

2. Соблюдал паузы.

3.Темп.

5.Без ошибок.

Анализ стихотворения Есенина С добрым утром 3, 4, 5, 6 класс

План

1.История создания стихотворения

2. Жанр и идея

3.Композиция

4. Поэтические средства

Стихотворение С добрым утром написал в начале своего творческого пути, в 1914г. Какие чувства и переживания испытывает молодой автор, совсем недавно покинувший родное село и приехавший покорять Москву? Конечно, он вспоминает природу родных мест, которая долгие годы была неотъемлемой частью его жизни.

Жанр и идея

«С добрым утром» - это лирическое стихотворение. Оно описывает то, с чего начинается каждый день сельского жителя - рассвет. Есенину очень тонко и живо удается передать пробуждение «сонных березок» и ничем не приметной заросшей крапивы, которая с рассветом «обрядилась ярким перламутром».

Идея произведения заключается в описании всей красоты и неповторимости начала нового дня.

Композиция

Произведение состоит из трех коротких четверостиший. Используя множество художественных образов поэт придает своему творению особую красочность и живость. Кажется, что вот вот взойдет солнце, оно уже виднеется на горизонте, хотя само слово «солнце» или «восход» автором не употребляется.

Поэтические средства

  • Вся природа тут словно живое существо. Это ощущение рождается благодаря использованию тропов, особых поэтических средств. Рассмотрим их подробнее:
  • Анафора - повторение одинаковых звуков или слов в начале нескольких фраз или строф. В этом стихотворении повторяется согласная «з» в первых двух строчках: Задремали звезды золотые, /Задрожало зеркало затон... Первое четверостишье - вступительная часть. Эти строки отчетливо рисуют водоем, уходящие ночные сумерки, приближающийся рассвет.
  • Аллитерация, выраженная повторениями гласных «з», «д» в сочетании с буквой «ж» привлекает внимание. Создается яркий образ жужжащих над водой стрекоз или пчел.
  • С помощью авторских эпитетов звезды на небе стали золотыми, а у русской березы появились шелковые косы.
  • Метафоры Есенина рисуют красочный пейзаж: «сетка небосклона», «зеркало затона», «горят росы». Во второй строфе природа выступает в роли основного действующего лица. Она как-будто стала живой. Березы - это словно только что проснувшиеся молодые девушки с растрепанными косами, сонно улыбаются встречая новый день. В третьей строфе происходит кульминация сюжета. Есенину удается придать крапиве образ красавицы. Ведь неприметный сорняк обрядился …ярким перламутром и …качаясь шепчет финальную фразу стихотворения …с добрым утром! «С добрым утром» раскрывает мысли и чувства автора. Поэт словно художник рисует читателю рассвет. Безмятежное, тихое и родное начало дня в селе.
 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS