Главная - Птс
Конспект по литературному чтению "С. Есенин "Поёт зима, аукает". Анализ стихотворения «Поет зима - аукает» Есенина С.А Анализ музыкального произведения поет зима аукает

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения С. А. Есенин «Поёт зима – аукает»

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Озябли пташки малые, Голодные, усталые, Мохнатый лес баюкает И жмутся поплотней. Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным Плывут в страну далекую Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Седые облака. А по двору метелица И дремлют пташки нежные Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные Но больно холодна. У мерзлого окна. Воробышки игривые, И снится им прекрасная, Как детки сиротливые, В улыбках солнца ясная Прижались у окна. Красавица весна

3 слайд

Описание слайда:

ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

4 слайд

Описание слайда:

Сергей Александрович Есенин Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

5 слайд

Описание слайда:

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

6 слайд

Описание слайда:

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

7 слайд

Описание слайда:

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

8 слайд

Описание слайда:

Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром Неологизм: стозвон Сравнение: как детки сиротливые Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна

9 слайд

Описание слайда:

Олицетворения: зима аукает и баюкает; метелица ковром шелковым стелется; а вьюга злится все сильней. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Тема урока: Произведения о зиме. «С. А.Есенин «Поёт зима – аукает…».

Цели урока:

Образовательные:

познакомить с произведением С. А.Есенина «Поёт зима – аукает…», продолжить формировать умение анализировать лирическое стихотворение, видеть образные языковые средства.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русской природе; заботливое отношение к птицам.

Развивающие:

развивать навыки правильного осознанного выразительного чтения, образное мышление, творческое воображение.

Оборудование и материалы:

предметные картинки воробьёв, индивидуальные карточки (сравнение, эпитет, звукопись, ассонанс, олицетворение, инверсия), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеофильм

Ход урока

I. Оргмомент.

Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто, принесёт радость от общения друг с другом. Садитесь.

Звучит музыка-фильм А. Вивальди из цикла «Времена года. Зима»

II. Актуализация знаний

- Ребята, вы прослушали музыку Вивальди из альбома «Времена года»

- Понравилась музыка?

-А какая она? ( тревожная, грустная, торжественная, медленная, плавная ).

-Какое настроение она навевает? ( задумчивое, немного сонное, грустное ).

- С каким временем года ассоциируется музыка? ( с зимой ).

- А какие ассоциации у вас связаны с зимой? Какими красивыми словами вы могли бы описать зиму?

- Вы очень красиво говорили о зиме. Зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков, художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты – с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить.

-Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется… ( Снег летает и сверкает …). Стихи русских поэтов и открывали, и завершают тему о зиме.

Какие задачи вы могли бы поставить на урок?

III. Проверка домашнего задания

- На какую тему вы подобрали книги?

Давайте рассмотрим нашу книжную выставку. Все ли книги соответствуют теме? Можно ли их разместить по группам?

- Расскажите, какой вы увидели зиму в прочитанных вами произведениях? ( выступления учащихся ).

IV. Работа по теме.

1. - Откройте учебник на стр. 180. Прочитайте название произведения… Кто автор этого стихотворения? Могло бы это произведение быть на нашей выставке? Почему?

- А как зима может петь? ( шум ветра, завывание вьюги).

- Сегодня мы встретимся с зимой в творчестве замечательного поэта Сергея Александровича Есенина.

2. Знакомство с произведением.

Какие лирические произведения поэта мы уже читали? («Пороша», «Береза»).

Сергей Александрович Есенин воспевал красоту каждого времени года. Поэзия Есенина – это песня самой природы.

Давайте прослушаем стихотворение «Поет зима, аукает…» и понаблюдаем, как автор восхищается красотой зимней русской природы.

Какие картины рисует автор? (1. Лес под снежным покрывалом. 2. Над лесом плывут седые облака. 3. Воробышки на мерзлом окне жмутся друг к другу. 4. Ожидание весны).

Какое настроение у вас вызвало стихотворение? (унылое, тоскливое ).

Нам нужно понять, что хотел донести до читателей автор в этом стихотворении, найти поэтические приёмы. Вспомните средства выразительности, которые вы знаете. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке (у каждой группы карточки – названия).

Сопоставление одного явление или предмета с другим. (Сравнение).

- Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет).

Перенесение свойств одного предмета на другой. (Метафора ).

Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).

Повторение гласных звуков. (Ассонанс ).

Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение).

Изменение порядка слов в строках. (Инверсия ).

3 . Словарная работа

Чтобы понять стихотворение - нужно понять слова. Поработайте в группах. Найдите объяснение значений слов (на карточках задание: соедините слова и объяснение их значений ):

Поет – сильно дует Аукает – перекликается Стозвоном – звон 100 сосен (автор.) Ковром шелковым – мягким ковром Сиротливые – без родителей Озябли – сильно замерзли Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол Вихри – порывистые круговые движения ветра

Итак, объясните значения непонятных слов.

4 . Анализ стихотворения.

Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько в нём частей? (4 части ).

В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности.

Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима) . Кого напоминает зима? (живое существо )

Как изображены облака? (грустные, тоскливые)

Какие слова можно считать главными, ключевыми в первой строфе, потому что именно они выражают чувства поэта? (С тоской глубокою ).

Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы.

(1.»Глубокая тоска».)

АУКАЕТ – баЮКАЕТ – глубОКОЮ – далЕКУЮ? (воет, ревет, стучит )

Что передает поэт, используя прием звукописи в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (Звон стволов промёрзших сосен ).

Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка ).

Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (Олицетворение: поёт, аукает, баюкает).

Найдите эпитет в этой строфе. (Мохнатый лес).

Можно ли сказать, что облака очеловечены?

Приготовьтесь выразительно прочитать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промёрзших сосен, глубокую тоску облаков. (Работа в группе – дан текст с пометками - читает каждый, выбирают лучшего чтеца) .

Прочитаем выразительно 1 строфу.

V. Физминутка.

Прочитайте вторую строфу. Кто главный герой этой строфы? (Метелица) .

Автор называет зиму ласково метелица. Какова роль союза но в образе метелицы? (автор любуется, но опасается )

Какой приём использует автор, описывая метелицу? (Олицетворение).

Найдите метафору. (Ковром шелковым).

Найдите сравнение, которое применил автор к воробьям. (Как детки)

Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).

Почему С. Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).

Какое главное чувство здесь? (Тревога). (2. «Тревога».)

Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в группах).

Прочитайте третью строфу и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (Жалость).( «3. Жалость»).

Какие нежные слова находит поэт для пташек? (пишет о беспомощности птиц)

Как вы представляете себе воробышков?

Воробей – слабый и наивный, весёлый и разговорчивый, живёт рядом с человеком. Воробей – это энергичность и быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит. Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, вызывает желание творить добро.

Почему так жалко птичек поэту? (Им холодно, голодно и немного страшно).

Почему им может быть страшно? (Вьюга злиться и бешено ревёт).

Какие приёмы использует автор при описании вьюги? (Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).

Образ вьюги новый для этого текста или он уже был в этом стихотворении? (Был, но зима была названа автором ласково метелица).

Почему автор использует слово вьюга в третьей строфе ? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам. Автор показывает, что его отношение сменилось к зиме).

Найдите приём звукописи в первом предложении, который передаёт дрожь воробышков. (З-Ш).

Какую роль играет союз а в третьем шестистишии?

Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).

Какой приём применил автор? (Звукопись).

Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги. (Работа в группах).

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?

(О весне).

Образ весны пронизан теплом и светом. Здесь много светлых, солнечных слов. Каких?

Какое чувство преобладает в этой строфе? (Надежда).

(4. «Надежда»).

Подготовьтесь выразительно читать последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что весна придёт, что надо надеяться и ждать. (Работа в группах).

Какие слова и выражения С. А.Есенина вам особенно понравились и почему?

Что можно сказать об отношении автора к природе?

Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений рисует он!

VI. Конкурс чтецов.

Давайте попробуем передать настроение поэта - проведем конкурс на лучшее чтение стихотворения. Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая музыка слов, задушевность, задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора. Приготовьтесь читать стихотворение целиком. (в группах выбирают 1 чтеца) .

VII. Итог урока.

Какая у Есенина получилась зима? Любит ли поэт зиму?

Стихи Есенина музыкальны. Наверно поэтому многие из них положены на музыку. Вот послушайте. (клип )

Что объединяет литературные и музыкальные произведения? (они вызвали задумчивое, грустное настроение, но вселили надежду на возрождение природы и наступление весны ).

Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке? Что вы открыли для себя в его стихах?

Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть " Воробышкин день". Мы с вами тоже приняли участие в этой акции. Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение.

Дополнительно по желанию на выбор:

· написать мини-сочинение «Воробышки».

· найти стихи о воробьях других поэтов.

«Поет зима - аукает» Есенина С.А.

Зима - суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели - каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение « » , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя - в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ - жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими - выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну - с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора . Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты , в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает» , «метелица ковром шелковым стелется» , а «вьюга злится все сильней» . Все это - отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического - наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «Поет зима - аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы. Предлагаем краткий анализ «Поет зима - аукает» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе во 2 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1910 году.

Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.

Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Метафоры «мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка».

Эпитеты «седые», «игривые», «бешеный».

Сравнения - «как детки сиротливые».

Олицетворения «метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней».

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, не зрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Тема

Центральная тема стихотворения - суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов - терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения - зима, которая в первых строках стиха представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает» , укрывая его мягким снежным покрывалом.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трех условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса - воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.

В своем произведении поэт прибегает к противостоянию, игре на контрастах. Зима предстает до заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна - солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.

Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – двусложный четырехстопный ямб с использованием парной кольцевой рифмы.

Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Средства выразительности

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры (« мохнатый лес баюкает», «стозвон сосняка »), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный »), и олицетворения (« метелица ковром шелковым стелется», «вьюга злится все сильней »).

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми» , вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчеркивает, что все живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

Стихотворение «Поет зима – аукает» было написано Есениным в 15-летнем возрасте (1910). Опубликовали его позже, так как автор считал, что в нем нет сюжета, а видение природы наивное. Сегодня же произведение занимает одно из главных мест в творчестве писателя: исследователи считают, что молодому Есенину удалось создать яркий и многогранный образ холодной красавицы.

Тема стихотворения – красота и суровость зимней поры. Автор показывает прелесть зимы и изменения, которые она приносит природе, ее суровость не могут победить деревья и птицы, все, что им остается – ждать весны.

Главный образ произведения – зима. В первых строках стихотворения она напоминает заботливую мать, которая с любовью «мохнатый лес баюкает». Но первое впечатление обманчиво: далее зима показывает свое истинное лицо. Она держит природу в плену вьюг и стужи. Угрюмое настроение природы передают седые облака. От описания леса автор плавно переходит к описанию двора, укрытого снежным ковром. Он замечает, что покров красивый и нежный, но при этом отмечает: он «больно холодный».

Поэт подмечает и поведение птиц. Голодные, озяблые и усталые – к такому зимнему образу птичек мы привыкли еще с детства. С. Есенин изображает пернатых посреди бешеной вьюги, которая с неистовой силой стучит по ставням. Птиц он называет нежными. Такой прием помогает вызвать у читателей жалость.

В конце произведения «Поет зима – аукает» Сергей Александрович создает образ весны. Она приходит к птичкам во сне. Образ теплого времени года традиционный для русской культуры. Она красивая, купается в «улыбках солнца». Изображение весны очень лаконичное, но описание насколько контрастное зимним пейзажам, что этого хватает, чтобы передать ее атмосферу.

Стихотворение «Поет зима – аукает» соткано из художественных средств, каждому из которых отведена своя роль. Метафоры помогают оживить природу, показать характер разных времен года: зима «мохнатый лес баюкает», «ковром шелковым стелется», «вьюга…злится все сильней». Завершающие штрихи наносятся при помощи эпитетов («мохнатый лес», «тоска глубокая», «страна далекая», «седые облака»), кроме того, это художественное средство служит для донесения идеи («пташки малые, голодные, усталые») и создания контраста («рев бешенный» - «пташки нежные»). В палитре художественных средств произведения есть как банальные, так и оригинальные тропы, сплетаясь, они создают новый образ зимы.

Стихотворение состоит из четырех шестистиший с параллельной и кольцевой рифмой. Строчки объединены по смыслу. Стихотворный размер – трех- и четырехстопный ямб с пиррихием. Трех- и четырехстопные строки чередуются последовательно. Интонация спокойная, автор не употребляет восклицательные или вопросительные предложения. Ровная интонация передает зимнюю тоску и угрюмость.

Стихотворение «Поет зима – аукает» – одна из первых проб пера С. Есенина, но благодаря оригинальным образам, передающим особенности русской культуры и авторского видения, произведение занимает почетное место в творчестве поэта.

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS