Главная - Гаи
В чем своеобразие речи героя бородинской битвы. Подробный анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова. Структурный анализ стихотворения

В 1837 году в России отмечалась 25-я годовщина Бородинского сражения. И в этом году по решению самого Лермонтова в «Современнике» было опубликовано стихотворение «Бородино», поводом к написанию которого послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Столыпина и других ветеранов Отечественной войны 1812 года.

Общеизвестно, что к теме войны с Наполеоном Михаил Юрьевич обратился не впервые: несколько лет назад (1830-1831) Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», которое и было положено в основу «Бородина».

Сравнительный анализ позволит учащимся осознать, что с 1831 года поэт многое переосмыслил, и потому композиция, строфика, стилистика, образ рассказчика, подача рассказа ветерана Отечественной войны в сказовой манере, описание батальных сцен и, что весьма важно, проблематика стихотворения «Бородина» заметно отличаются от стихотворения «Поле Бородина».

Как показывает опыт, учащиеся довольно успешно находят общее: оба стихотворения — это воспоминания солдата-артиллериста, участника Бородинского сражения (прошедшая форма глаголов, прямое отнесение к Бородинскому бою, строки:

«Всю ночь у пушек пролежали … »; «Забил заряд я в пушку туго …): повествование ведётся от первого лица, некоторые стихотворные строки остались неизменными («Ребята, не Москва ль за нами! / Умрёмте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!.. »; Носились знамена, как тени … / В дыму огонь блестел … / Рука бойцов колоть устала, / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел»), способ передачи напряжения боя (смена глаголов: «сомкнули- грянул-завизжали-пал-лилася-тряслася-понеслася-уступали-брали-носились-блестел-летала-колоть устала»; «двинулись-промелькнули-побывали-носились-блестел-звучал-визжала»: «живые с мёртвыми сравнялись … »; «смешались в кучу кони, люди … -) и т. д.

Выводы, которые будут сделаны по окончании сравнительного анализа, напрямую
зависят от того, как будет организована учителем дальнейшая работа. Результаты проделанного в группах позволяют акцентировать внимание на имеющихся в стихотворениях различиях.

Учащиеся отмечают, что в стихотворении «Бородино» появляется диалоговая форма повествования, а в воспоминаниях старого солдата содержится рассказ не только о последнем дне сражения на Бородинском поле, но и о предшествующем ему длительном отступлении, двухдневной перестрелке.

Кроме того, через прямую речь передаётся недовольство участников сражения длительным отступлением («… Ворчали старики: / «Что ж мы? На зимние квартиры? / Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?») и готовность их вступить в ближний бой с «басурманами» («Повсюду стали слышны речи: / «Пора добраться до картечи!.. »).

Когда старый артиллерист говорит о погибшем командире: «Полковник наш рождён был хватом: / Слуга царю, отец солдатам … / Да, жаль его: сражён булатом, / Он спит в земле сырой», — он восхищается храбростью полковника (« … рождён … хватом»), выражает искренние тёплые чувства к нему («… отец
солдатам … ») и искреннюю боль, вызванную его гибелью.

В словах «Да, жаль его: сражён булатом … » — не просто отражение чувств рассказчика, это выражение чувств солдатского братства, и свидетельством этого является употребление местоимения «наш», а также постановка многоточия в конце строки «… отец солдатам … ».

При сопоставлении образов рассказчика в стихотворениях «Поле Бородина» и -Бородино» (его можно организовать, предложив устное рисование портрета) учащиеся отмечают, что более детально этот образ представлен в стихотворении «Бородино». Неспешный рассказ, использование инверсированных предложений, устойчивых выражений и постоянных эпитетов русского фольклора, просторечных выражений. Язык солдата, «не переставая быть груб простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии», — писал В.Г.Белиский.

Количество местоимений «мы» в стихотворении «Бородино» окажется значительным. Такая кропотливая работа способствует пониманию того, что главным героем стихотворения является народ, герой Отечественной войны 1812 года, собирательный образ которого был реалистично создан Лермонтовым.

В звучащих рефреном строках стихотворения «Бородино» «люди в наше время» называются богатырями. Понять это сравнение поможет работа с лексикой.

Учащиеся выстраивают лексическую цепочку «богатыри»: «доля», «боя ждали», «поле», «разгуляться на воле», «постоим головою / За родину свою», «клятву верности сдержали», «русский бой удалый», «могучее племя».

Работая над лексикой стихотворения, остановимся на батальных сценах, на приёмах цветописи (блеск огня в дыму, кровавые тела, неоднократное появление теней — солнце только угадывается) и звукописи; определим лексическое значение военных терминов, обратим внимание на факт называния французов басурманами.

В финале стихотворения, говоря о необходимости оставить Москву, артиллерист
употребляет выражения «Господня воля» и «Божья воля». Они наглядно свидетельствуют о том, что автор вместе со своим героем переосмыслил значение Бородинской битвы и необходимость оставления Москвы. Во второй строфе солдаты, долго отступавшие, уставшие от «безделки» перестрелки, страстно жаждущие боя, готовые стоять до победного конца, не вполне понимают стратегический ход Кутузова, причины отступления.

Время всё ставит на свои места. И спустя 25 лет становится очевидной правильность решения главнокомандующего, приходит осознание, что оставление Москвы — это не поражение в войне, это воля Божья, приведшая к победе.

Сравниваем последние строфы стихотворений «Поле Бородина» и «Бородино»:
и крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь,
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
«Поле Бородина»
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы.
«Бородино»

Во 2-й и 14-й строфах стихотворения -Бородино» возникает тема, отсутствующая в стихотворении «Поле Бородина», но важная и волнующая поэта — тема нынешнего поколения, дремлющего в бездействии, зависти великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» (В.Г.Белинский).

Та же тема будет звучать и в стихотворении «Дума», и в романе «Герой нашего времени»; жаждой «великих дел» пронизаны обязательные для изучения в
школе стихотворение «Парус», поэма «Мцыри».

В многочисленных методических разработках указывается на необходимость обратить внимание на использование антитезы во 2-й и 14-й строфах:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Однако противопоставление в стихотворении неоднократно: «богатыри» — «бусурмане», «Мы боя ждали … — Не смеют командиры / Чужие изорвать мундиры … », « ликовал француз … — Но тих был наш бивак открытый … ».

Даже использование синекдохи (употребление меньшего вместо большего) служит противопоставлению: в словах «Рука бойцов колоть устала … » ощутимо единение русских войск, общность желания победить, сила духа; в то время как французская армия для участника сражения — это не отдельно взятый солдат, а
общий враг: «Москва … французу отдана … »

Поставь оценку статье

Стихотворение «Бородино».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю. Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющий со старой одой».

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Истоки этого сравнения – в романтизме, в тоске Поэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критической позиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы мо­жем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть – это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения – не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многом символична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темной природы «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесь переданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир». Изве­стно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

Стихотворение написано с помощью чередования четырех­стопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина». Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

Произведение относится к самым известным и популярным стихотворениям Лермонтова. Посвященное величию русского оружия и героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года, оно до сих пор вызывает отклик в душах людей.

Импульсом к написанию стало грядущее двадцатипятилетие Бородинской битвы. Интерес к событию был необычайно высок среди самых разных слоев населения. Исключением не оказался и Лермонтов — оглядываясь на героическое прошлое предков, он видел слабость и нерешительность своих современников, и это нашло отражение в словах лирического героя «Бородина».

Главная тема стихотворения

Безусловно, главной темой «Бородина» является исторический подвиг, совершенный русской армией в день Бородинской битвы, и победа над французами, которая в итоге переломила ход войны. Если обобщить, то стихотворение это на самом деле — о родине и о готовности защищать ее, готовности отдать жизнь, чтобы отечество и люди в нем были свободны.

Для раскрытия темы Лермонтов выбрал интересную форму. У стихотворения есть герой — безымянный рассказчик, который отвечает на вопрос представителя молодого поколения о том, не зря ли в той войне отдали Москву. По лексике, точке зрения и особенностям описания битвы легко сделать вывод, что рассказчик — человек «из народа», простой солдат, один из тех, кто на своих штыках вынес победу, изгнал захватчиков во главе с Наполеоном из страны.

Вспоминая войну, рассказчик не скупится на оценки. Он с гордостью вспоминает тех, кто стоял с ним в окопах плечом к плечу, кто сражался, не жалея себя, причем в рассказе личное местоимение «я» то и дело сменяется более обобщенным «мы», отображая слияние индивидуальных заслуг с подвигом всего народа. Достаются теплые слова и полковнику, который, по словам рассказчика, был «слуга царю, отец солдатам». А вот молодое поколение комплиментов не заслужило — строчкой «Богатыри, не вы...» подчеркивается, что ветеранов войны 12 года герой стихотворения считает более достойными, чем «нынешнее племя».

И в этом — отображение размышлений Лермонтова о роли народа в судьбе отечества. По его мнению, современники инертны, не готовы к подвигу и к борьбе за свободу, их не так сильно волнует участь страны. Вероятно, такие настроения поэта можно объяснить общей социально-политической ситуацией и продолжительной реакцией, вызванной восстанием 14 декабря 1825 года. К моменту написания «Бородина» страна еще не оправилась от декабристского выступления и царского ответа на него, повсюду властвовала цензура. Неудивительно, что поэт-бунтарь выразил свое отношение к данному вопросу таким образом.

Структурный анализ стихотворения

Главное выразительное средство в «Бородине» - диалог. Вопрос, заданный в начале стихотворения, позволяет «отвечать», раскрывая тему войны, преданности родине и готовности защищать ее. Ярок и речевой образ рассказчика, изобилующий фольклорными элементами, множеством просторечных слов.

В произведении Михаил Юрьевич удачно сочетает разговорную, «низкую» лексику с возвышенным и несколько устаревшим стилем. Так, называя бой «сечей», он подчеркивает огромное значение сражения в истории страны, для большей выразительности применяет много сравнений и эпитетов.

В «Бородино» автор, с одной стороны, восславляет силу и отвагу русского народа, преодолевшего страшное испытание, признает заслугу простых солдат, а не облеченных властью полководцев. С другой стороны, Лермонтов выражает сомнение в силе и способности своих современников постоять за Россию так же, как это делали герои «Бородина».

Стихотворение «Бородино» Лермонтова является достоянием и открытием в русской литературе. Впервые в поэтическом произведении подлинным героем войны становится обычный русский солдат, от лица которого повествуется нехитрая история Бородинской битвы. Событие, ставшее главной темой стихотворения, очень вдохновило поэта, который не застал тех времен, но проникся отвагой своих предков.

Данное произведение автор написал в честь 25-летнего юбилея Бородинского сражения. Его стихотворным прообразом является «Поле Бородино», написанное Лермонтовым ранее. В нем воспевается солдат, который является лишь условным образом. А вот в следующей работе рассказчик – полноценный герой стихотворения, представленный как обычный участник войны, артиллерист, чьи рассказы поэт подчерпнул из мемуаров своего двоюродного деда, посвященных наполеоновским войнам.

Так Михаил Юрьевич воздал должное своему бездействующему поколению, вложив осуждение в уста человека из народа, которой имеет право судить, ведь рисковал жизнью ради блага своей страны. Данная работа поэта была приурочена не только к юбилею сражения, но и к провалу декабристского восстания, после которого люди стали бояться вмешиваться в судьбу страны. Именно об этом и говорит рассказчик, сетуя на трусость и слабость нынешнего поколения по сравнению с предыдущими.

Жанр и размер

Стихотворение «Бородино» написано ямбом. Оно относится к гражданской лирике, имеет ярко выраженное эпическое начало, ведь повествует об историческом событии. Хронология повествования определяется не личными впечатлениями или эмоциями рассказика, а логической последовательность реально произошедших явлений.

Жанром «Бородина» считается стихотворение, а не поэма, хотя объем и содержание произведения не дают ответить на этот вопрос однозначно.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию. Лермонтов начинает повествование с хвалы отважным защитникам родины и заканчивает тем же: «Да, были люди в наше время». Вступление представляет собой восторженную просьбу молодого человека рассказать о событиях Бородинского сражения. Он обращается к ветерану, который, говоря о войне, мимоходом бросает упреки веку нынешнему, где нет «могучего и лихого племени». Основная часть посвящена батальным сценам и описанию настроения, которое овладело солдатами. Завершается рассказ тем, что старик отдает дань памяти тем, кто «не вернулся с поля», и философски замечает, что блестящий маневр российской армии – это божий промысел.

Темы

  • Прославленный критик Белинский отметил, что основная тема стихотворения «Бородино» — это упрек новому поколению людей, которые не способны взять судьбу народа в свои руки. Поэт критикует героев своего времени, сравнивая их жалкие достижения с подвигами предков. Такое посрамление современники Лермонтова заслужили тем, что смирились с крахом декабристского движения и суровыми мерами, которые применил Николай Первый. Поэт считал, что дворянская порода мельчает на глазах, и в следующий раз такими темпами родную землю будет некому отстаивать.
  • Другая тема «Бородина» все же дает надежду читателю. Патриотизм простого русского человека, воспетый Лермонтовым, явственно показан в молчаливом озлоблении солдата, вынужденного отступать, повинуясь приказу. Но как только командир призвал людей погибнуть, защищая Москву, все воспламенились яростным пылом и пошли в бой без страха и сожаления. Пока есть такой сильный и смелый народ, России нечего бояться.
  • Идея

    В стихотворении «Бородино» Лермонтовым подчёркивается то, что героем Отечественной войны является обычный человек, который вовсе не стремится достичь высокого звания. Рассказчик и есть тот непримечательный герой, чей многогранный образ олицетворяет силу простого солдата. За его частной судьбой также кроется и судьба всего народа. Главная идея в стихотворении «Бородино» заключается в том, что каждый солдат отдавал жизнь не за славу, а за свою Отчизну, это и было превосходством русского духа, которое принесло России победу в борьбе против Наполеона.

    Однако такая позиция людей далеко в прошлом, и устами «дяди» поэт бросает слова-упреки в нынешнее, «последекабристское» поколение:

    – Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!

    Теперь царит всеобщее бездействие народа, а это Лермонтов ни в коем образе принять не может. Новое поколение вовсе не было столь же героическим и самоотверженным, как их досточтимые предки. Поэт призывает людей своего времени к разумным действиям и восстановлению боевого духа, который был у прошлого поколения. По мнению Лермонтова, именно непоколебимый, сильный дух делает русский народ непобедимым!

    Средства художественной выразительности

    Лермонтов часто использует просторечия, чтобы показать, что говорит от лица всего народа, который сыграл главную роль в победоносной баталии. Например, «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью» и т.д. Есть и высокопарные выражения, придающие произведению героического пафоса: «ликовал», «сверкнув очами».

    Для сцены сражения автор «Бородина» не жалел сравнений: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». Оживили картину яркие олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Также рассказчику свойственны преувеличения, которые он в изобилии раскладывает перед слушателем, будто реликвии. Этот прием называется «гипербола».

    «Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел»

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  1. Ведущая тема стихотворения
  2. Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS