Главная - Осаго
Выбор и замена тормозной жидкости. Какие тормозные жидкости бывают Красная тормозная жидкость дот 5

Тормозная жидкость обеспечивает эффективную работу одной из самых важных систем автомобиля, поэтому нельзя недооценивать важность ее характеристик. Устойчивость Dot-4 к окислительным процессам, гидролизу, а также высокая температура кипения и смазывающие свойства напрямую влияют на надежность срабатывания тормозных контуров и долговечность цилиндров и магистралей системы.

В обзоре представлены лучшие тормозные жидкости, присутствующие на отечественном рынке. Рейтинг был составлен на основании заявленных характеристик, а также мнений специалистов по обслуживанию авто. Были также учтены отзывы пользователей, отдающих предпочтение одной из участвующих марок.

Лучшие зарубежные тормозные жидкости

Самыми высокими эксплуатационными характеристиками обладают тормозные жидкости известных зарубежных брендов. В наш рейтинг попали наиболее популярные в России импортные продукты.

5 Ravenol DOT 4

Повышает эффективность ABS. Защищает резиновые манжеты и шланги от износа
Страна: Франция
Средняя цена: 315 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Отличительной чертой данного продукта является отсутствие негативного влияния на резиновые уплотнители и шланги в тормозной системе автомобиля. Это обеспечивает высокую надежность и эффективность во время работы. Высокие рабочие температуры (возникающие при экстренном торможении) не приводят к закипанию жидкости и образованию паров, ухудшающих срабатывание системы. Использование Ravenol DOT 4 обеспечивает высокое давление в тормозных цилиндрах при любой интенсивности. К тому же, работа таких систем, как ABS, протекает в лучших условиях, т. к. вещество снижает трение практически до нуля, увеличивая ресурс системы и ее работоспособность.

Во всяком случае, заливать эту тормозную жидкость в автомобиль рекомендуют многие производители. Владельцы авто, делающие это на постоянной основе, полностью подтверждают свойства Ravenol DOT 4 – это одна из самых сбалансированных по цене и практичных рабочих составов, которые можно успешно использовать в большинстве автомобильных марок, включая и отечественные. Единственное ограничение – жидкость нельзя смешивать с тормозными растворами на минеральной основе.

4 Mobil Brake Fluid universal DOT 4

Выгодное сочетание цены и качества
Страна: Финляндия
Средняя цена: 270 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.7

Универсальная тормозная жидкость Mobil Brake Fluid universal DOT 4 создана на гликолевой основе. При этом продукт отличается доступной ценой, что становится отличным сочетанием для большинства легковых авто. Жидкость сохраняет свои качества даже при условиях высокой влажности. Поэтому заливать ее в тормозную систему придется реже, чем более дорогостоящие аналоги. Кроме того, в состав введен пакет добавок, который обеспечивает хорошие смазывающие, противоизносные и антикоррозионные свойства. При низкой температуре продукт имеет хорошую текучесть, а также демонстрирует стабильную температуру кипения.

Судя по отзывам, автомобилистов устраивают такие качества Mobil Brake Fluid universal DOT 4, как доступность, отличная работа гидравлических приводов. Отдельные автолюбители отмечают появление течей рабочих тормозных цилиндров при длительном использовании.

3 Liqui Moly SL6 DOT-4

Высокие антикоррозионные свойства
Страна: Германия
Средняя цена: 688 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.7

Среди главных преимуществ тормозной жидкости Liqui Moly SL6 DOT-4 специалисты считают высокие антикоррозионные качества. Продукт обладает прекрасной смазывающей способностью, что очень важно для стабильной работы рабочих механизмов. По ряду параметров немецкая жидкость уступает лидерам рейтинга. Например, сильно падает температура кипения с 230°С у новой тормозухи до 155°С при увлажнении. Также хуже и показатель вязкости, что не позволяет применять состав в условиях крайнего севера. По совокупности всех параметров эксперты рекомендуют эту жидкость водителям, которые предпочитают спокойный стиль езды в средней полосе России.

Отечественные автомобилисты выделяют такие плюсы Liqui Moly SL6 DOT-4, как антикоррозионные свойства, щадящее отношение к резиновым деталям. Из недостатков отмечается ограниченное применение в северных районах.

2 BREMBO DOT 4

Лучшая эффективность при экстремальных нагрузках. Подходит для автомобилей с ABS
Страна: Италия
Средняя цена: 360 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.8

Знаменитый итальянский бренд выпускает не только отличные тормозные системы – рабочая жидкость Dot 4 от BREMBO обеспечивает самое эффективное срабатывание тормозов в условиях экстремальных нагрузок. Возможность долго сохранять рабочие характеристики без изменений является причиной не только увеличенного ресурса, но и обеспечивает сохранность тормозной системы от коррозионных процессов, а резиновые шланги и манжеты с использованием этой жидкости не растрескиваются и служат дольше обычного.

BREMBO Dot-4 можно заливать в любой автомобиль, в том числе и с системой ABS. При этом эффективность ее срабатывания значительно улучшается, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы автолюбителей. Владельцы, однажды испытавшие свойства этого продукта, предпочитают использовать эту тормозную жидкость при очередной замене. Высоко оценивается смазывающая способность жидкости, отсутствие влияния низких температур на эффективность срабатывания и увеличенный интервал между заменами, совершенно не влияющий на безопасность.

На какие показатели тормозной жидкости влияет влага

Есть несколько показателей, характеризующих способности тормозной жидкости, на которые оказывает влияние влага.

  1. При торможении возрастает температура в замкнутом контуре гидравлического привода. Большое содержание воды приводит к появлению провалов, схожих с завоздушиванием системы.
  2. Для бесперебойной работы тормозных механизмов и блока АБС продукт должен обладать хорошими смазывающими качествами. В этом плане лучше всего проявляют себя жидкости нового стандарта DOT 5.
  3. При сильном морозе тормозуха должна сохранять текучесть, особенно это важно для машин с АБС. Это зависит в основном от стабильности такого показателя, как вязкость. Попадание влаги однозначно ухудшает этот параметр.
  4. Что касается коррозионной стойкости, то производители тратят много средств и времени на изобретение присадок, которые предотвращают появление ржавчины на деталях внутри гидравлического привода. Очень опасно, когда при экстренном торможении застревает цилиндрик в суппорте или нарушается герметичность металлической трубки.

1 Castrol React DOT 4 Low Temp

Высокая температура кипения, большой интервал замены
Страна: Великобритания (производится в ЕС)
Средняя цена: 457 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.9

Тормозная жидкость Castrol React DOT 4 Low Temp по многим показателям превосходит своих конкурентов. Поэтому использовать ее предпочитают любители быстрой езды. В первую очередь выделяется высокая температура кипения жидкости (265°С), в классе никто не может похвастаться высокой устойчивостью к нагреву и после года эксплуатации. Также радует автовладельцев и долговечность использования. Меняется тормозуха один раз в два года. Для северных регионов России этот продукт идеально подойдет и по показателю вязкости, который составляет 650 кв. мм/с.

Большинство автомобилистов высоко ценят технические возможности тормозной жидкости Castrol React DOT 4 Low Temp. В отзывах пользователи отмечают уникальные свойства продукта. К минусам автолюбители относят только высокую цену. Есть недовольство и по поводу расфасовки ее только в бутылки по 0,5 л.

Лучшие оригинальные тормозные жидкости

Для технического обслуживания автомобиля каждый завод-изготовитель рекомендует к применению оригинальные расходные материалы. Это в полной мере относится и к тормозным жидкостям. При таком подходе сохраняется гарантия на авто, да и срок службы значительно возрастает.

5 NISSAN KE903-99932

Лучшие условия при экстремальном торможении. Самая высокая температура кипения
Страна: Франция
Средняя цена: 485 руб. (1 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Абсолютно весь модельный ряд автомобилей NISSAN и родственного бренда INFIFNITI может использовать в своих тормозных системах жидкость KE903-99932, относящуюся к классу Dot-4. Учитывая премиальный класс одной из указанных марок, следует ожидать, что к тормозной жидкости предъявляются самые жесткие требования. Так, температура кипения данного продукта составляет 450 °C, что на порядок выше многих конкурентов.

Высокие значения имеет не только этот показатель – тормозная жидкость NISSAN KE903-99932 морозоустойчива, демонстрирует лучшую устойчивость на сжатие (максимально эффективно передает нажатие на педаль тормозным цилиндрам), подавляет окислительные процессы в системе и не приводит к преждевременному старению резиновых элементов контура. В отзывах владельцев, ставших заливать эту тормозную жидкость на постоянной основе, отмечается увеличенный срок службы и высокая эффективность срабатывания тормозов и системы ABS даже в экстремальных (скоростных) условиях.

4 Renault Dot-4 арт. 7711 575 504

Самый эффективный набор присадок
Страна: 4.6
Средняя цена: 530 руб. (1 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Данный производитель не только использует эту тормозную жидкость в своих автомобилях, но и настоятельно рекомендует владельцам при сервисной замене заливать в гидравлический контур именно Renault Dot-4. Именно она надлежащим образом обеспечит эффективность срабатывания тормозов и обеспечит надежную защиту контура от таких явлений, как коррозия. Стабильность рабочих характеристик на протяжении всего периода эксплуатации во многом определяет эффективный набор присадочных компонентов.

Использование жидкости в тяжелых кроссоверах и минивэнах обеспечит качественное срабатывание тормозного контура в любых условиях, т. к. Renault Dot-4 самая низкая сжимаемость, что позволяет максимально эффективно передавать нажатие на педаль тормоза цилиндрам системы. Защитные свойства предотвращают манжеты и резиновые патрубки от старения, что находит свое подтверждение в отзывах владельцев, использующих эту тормозную жидкость на постоянной основе. Кстати, многие успешно применяют жидкость в отечественных автомобилях (включая и последние модели LADA) и таких иномарках, как NISSAN и OPEL.

3 Honda ultra bf dot-4 (08203-99938)

Продолжительный срок эксплуатации
Страна: Япония (производится в Бельгии)
Средняя цена: 779 руб. (1 л)
Рейтинг (2019): 4.7

О высокой эффективности тормозной жидкости Honda ultra bf Dot-4 можно судить по ее температуре кипения, которая составляет 260 °C. Высокий коэффициент расширения с ростом интенсивности использования только улучшает эффективность срабатывания тормозных контуров. При этом совместимость рабочего вещества позволяет смешивать его с аналогичной продукцией других фирм, которая изготовлена на гликолевой основе. Традиционно, срок эксплуатации составляет 2 года, но производитель указывает и пробег (100 тыс. км), который вполне безопасно можно пройти с этой тормозной жидкостью.

Заливать Honda ultra bf Dot-4 смело можно в любой японский автомобиль. Во всяком случае, в отзывах владельцев говорится об успешном использовании данной жидкости в таких авто, как Мицубиси, Тойота, Ниссан и других. Применяющие данный наполнитель для гидравлической системы на постоянной основе, среди положительных характеристик указывают продолжительный срок службы, отличную эффективность при экстремальных нагрузках и надлежащую защиту магистралей тормозной системы от окислительных процессов.

2 Ford Super Dot-4

Возможность широкого применения
Страна: Германия
Средняя цена: 430 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.8

Несмотря на то, что тормозная жидкость Ford Super Dot-4 разработана под модельный ряд Форд, ее можно заливать и в другие марки авто. Благодаря гликолевой основе допускается добавлять продукт в системы, не сливая старую тормозуху. Только с минеральными составами не рекомендуется смешивать Ford Super Dot-4. Жидкость подходит для тормозных систем с современными системами безопасности (АБС). Продукт отличается прекрасными эксплуатационными характеристиками, что делает покупку привлекательной из-за доступной цены. Наличие антикоррозионных присадок позволяет сохранить в отличном состоянии все металлические детали.

Отечественные автомобилисты довольны качеством тормозной жидкости Ford Super Dot-4. Она обеспечивает работоспособность тормозной системы, имеет доступную цену. К недостаткам можно отнести только несовместимость с минеральными составами.

1 Toyota DOT 4 Brake Fluid

Лучшая оригинальная тормозная жидкость
Страна: Япония
Средняя цена: 627 руб. (0,5 л)
Рейтинг (2019): 4.9

Для работы в интенсивном режиме создана оригинальная тормозная жидкость Toyota DOT 4 Brake Fluid. Она идеально адаптирована под системы и механизмы известного японского автопроизводителя. Жидкость отличается высокими антикоррозионными свойствами, что позволяет минимизировать износ металлических деталей и узлов. Продукт может добавляться к другим жидкостям, она не разрушает уплотнительные элементы. Отличительной чертой состава является улучшенная гигроскопичность, прекрасные расширительные качества, высокая температура кипения.

Отечественные автовладельцы выделяют такие положительные качества Toyota DOT 4 Brake Fluid, как отменные технические параметры, максимально комфортное торможение. Из минусов можно отметить высокую цену. Популярность продукта ограничивается применением на машинах марки Тойота.

Лучшие отечественные тормозные жидкости

Отечественные производители не отстают от зарубежных конкурентов, разрабатывая недорогие, но эффективные составы. Они могут использоваться для обслуживания, как отечественных авто, так и иномарок.

5 Gazpromneft DOT-4

Лучшая защита от подделок
Страна: Россия
Средняя цена: 93 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.4

Тормозная жидкость Gazpromneft DOT-4 находится в ценовой категории с самой жесткой конкуренцией, поэтому вхождение в ТОП-5 отечественных продуктов этого вида можно считать серьезным успехом. В данном случае очевидных преимуществ удалось достичь лучшим качеством и соответствием предъявляемым требованиям к жидкостям этого класса (Dot-4). Высокая температура кипения сухого вещества (230 °C), возможность использования в условиях Крайнего Севера и щадящее влияние на резиновые и пластиковые уплотнители в тормозном контуре определяют широкую область применения данного продукта.

В отзывах владельцев, ставших заливать в авто Gazpromneft DOT-4 вдобавок к уже указанным преимуществам, наблюдается сохранение стандартных характеристик на протяжении всего срока службы, который не должен превышать 24 месяца. Обеспечение эффективной работы тормозов достигается также за счет качественного смазывания (цилиндры сохраняют свою подвижность и не заклинивают), и стойкости к гидролизу (не впитывает воду в процессе работы). Кроме того, немаловажным фактором, определяющим преимущество тормозной жидкости Газпромнефть, является самая высокая степень защиты, практически исключающая возможность подделок – убедиться в оригинальности продукта можно на сайте компании или отправив SMS на специальный номер.

4 FELIX DOT 4

Лучшая цена. Стабильно высокое качество продукта
Страна: Россия
Средняя цена: 67 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.6

Несмотря на выгодную стоимость, тормозная жидкость FELIX DOT-4 пользуется спросом и популярностью на отечественном рынке совершенно по другой причине. Стабильность рабочих характеристик и жесткий контроль качества гарантирует получение продукта со свойствами, полностью соответствующие заявленным производителем. Именно предсказуемое качество и надежность в работе являются ключевой особенностью этого продукта. FELIX DOT-4 можно заливать как в отечественные марки авто, так и импортного производства, в том числе с системой ABS.

Наличие игибиторов окисления успешно противодействует коррозионным процессам, сохраняя в отличном состоянии элементы тормозной системы, изготовленные из стали, латуни или алюминия. Температура кипения жидкости находится в пределах 230 °C, что вполне достаточно при обычной эксплуатации автомобиля. Судя по отзывам, единственным недостатком этого продукта пользователи считают довольно малый срок эксплуатации – уже после 12 месяцев использования может наблюдаться ухудшение рабочих характеристик.

3 Лукойл DOT-4

Оптимальное соотношение рабочих характеристик и стоимости
Страна: Россия
Средняя цена: 83 руб. (0.46 л)
Рейтинг (2019): 4.7

По самой выгодной цене реализуется тормозная жидкость Лукойл DOT-4. Она изготавливается с применением инновационных технологий. Чтобы продукт соответствовал международным требованиям, в синтетическую основу добавлены запатентованные присадки. В результате получилась качественная жидкость, которая подходит для гидравлических приводов сцеплений и тормозов. Продукт совместим с такими популярными жидкостями, как Роса, Нева, ДОТ 3 и ДОТ 4. Использовать тормозуху можно в автомобилях российского и зарубежного производства. В составе имеются ингибиторы коррозии и износостойкие компоненты.

В отзывах главным достоинством тормозной жидкости Лукойл DOT-4 многие автомобилисты считают низкую цену. При этом продукт соответствует международным стандартам. Слабыми сторонами состава являются вязкость и отсутствие защиты от подделок.

2 Sintec SUPER DOT-4

Самая популярная тормозная жидкость
Страна: Россия
Средняя цена: 105 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.8

Самым популярным производителем тормозных жидкостей в России является обнинская компания Sintec. Одним из наиболее востребованных продуктов остается Sintec SUPER DOT-4. Тормозуху заливают как в отечественные автомобили, так и в иномарки. Многочисленные испытания показали соответствие всех показателей требованиям международных стандартов. Например, температура свежераспакованной жидкости составляет 240°С, а после годичной эксплуатации она снижается до 155°С. При низкой температуре воздуха прекрасно сохраняется и вязкость. Поэтому ее можно использовать зимой в машинах с АБС. Только для спорткаров тормозная жидкость не подойдет.

В отзывах большинство пользователей положительно высказываются относительно Sintec SUPER DOT-4. Она имеет доступную цену и хорошие технические параметры. Явным недостатком потребители считают нестабильное качество российского производителя.

1 Тосол-Синтез РосДОТ-4

Высокие эксплуатационные свойства
Страна: Россия
Средняя цена: 150 руб. (0,455 л)
Рейтинг (2019): 4.8

По своим эксплуатационным качествам тормозная жидкость Тосол-Синтез РосДОТ-4 ни в чем не уступает ведущим зарубежным брендам. По температуре кипения (255°С) в свежем виде она превосходит даже знаменитых лидеров. После года использования этот показатель падает до отметки 160°С, что также укладывается в требования стандарта. Вязкость продукта находится на уровне 1600 кв. мм/с, чего будет недостаточно для эксплуатации автомобиля с АБС в условиях крайнего севера. При регулярной замене система будет надежно защищена от коррозии и износа. Жидкость рекомендуется применять не только в отечественных, но и зарубежных авто.

Главными достоинствами тормозной жидкости Тосол-Синтез РосДОТ-4 автомобилисты в отзывах считают доступную цену и высокие эксплуатационные свойства. Слабой стороной тормозухи является повышение вязкости при сильном морозе.

В данной статье рассмотрим Можно ли смешивать тормозные жидкости?

В самом начале немного теории. Тормозная жидкость делится на 2 класса: сухая, которая не впитывает влаги; увлажненная, где процент влаги 3,5%. То есть увлажненная жидкость потребует частой смены.

Как мы с вами знаем, вся жидкость классифицируется по Dot (Department of Transportation), начиналось все с далекого Dot 1. Когда Дот образовался, у него был специальный приказ, после которого и появился Дот 1. Затем за ним появился и Дот 2. Обе жидкости минеральные и рассчитывались на тихоходный транспорт (до 40-60 км/ч).

После того, как эти автомобили стали развиваться и расти, такой жидкости было недостаточно: они не выдерживали высокой температуры.


Все мы знаем, что когда автомобиль разгоняется и резко начинает тормозить, то температура нагрева может доходить до 300-450 градусов и часть теплоты пойдет на суппорта, а потом на саму тормозную жидкость.

И как раз эта минеральная жидкость закипала, поэтому ее давно сняли с производства. Обе жидкости были сняты с производства и затем усовершенствованы, для выдерживания более высоких нагрузок.

В наше время в основном используются жидкости: Дот 3, Дот 4 и Дот 5.1 (АБС) и в данном обзоре расскажем о них подробнее.

Основа тормозных жидкостей

Их основу составляют гликоли, то есть у всех этих жидкостей гликолевая основа, и они разделяются на классы, то есть 3, 4 и 5.1 (почему 5.1 вы поймете позже). Первой была Дот 3, она сухая и выдерживала 230 градусов, у увлажненной жидкости показатели доходили до 140 градусов.

Долгий промежуток времени такой жидкости было достаточно, но автомобили становятся высокоскоростными, тяжелыми, и свойств ее для более быстроходной техники, которая выполняет работу на пределе своих возможностей, чуть-чуть недостаточно, поэтому ее немного доработали и изобрели .

Эта жидкость тоже содержит гликолевую основу и кипит сухой при 240 градусов, а увлажненная на 155 градусов, но как-бы и этого недостаточно, потому что сейчас появляются всякие весовые машины, у которых скорости запредельные.

При торможении таких машин выделяется большое количество тепла, и здесь работает более усовершенствованная Дот 5.1. Сухое кипение 260 градусов, у увлажненной - 180 градусов. Вот эти жидкости dot 4 и dot 5.1 - самые распространённые жидкости. Они гидроскопичны и менять их придется через 2-3 года. Это огромный, жирный минус - они с катастрофической скоростью впитывают воду.

Что будет если смешать тормозную жидкость другого класса

Смешивать современные тормозные продукты можно и ничего страшного абсолютно не произойдет. То есть если вы в Дот 4 добавите Дот 3 или Дот 5.1, то ничего катастрофичного. Но не всегда это имеет смысл, не всегда это целесообразно, потому что Дот 3 стоит очень дешево, а вот 5.1 - самая дорогая, и разница будет отличаться в 2-3 раза. И лишний раз мешать их не имеет никакого смысла, конечная жидкость у вас будет гораздо хуже и температурные характеристики резко обвалятся. Это как в 98 бензин добавлять 76, то есть гипотетически это сделать можно, но реально это делать не желательно. С Дот 4 тоже самое. Если вам в нее нужно добавить другую жидкость, то вы ухудшите показатели температуры в обоих случаях. Если Дот 5.1 в Дот 4, то здесь вы, напротив, улучшите характеристики. Повторюсь: Дот 4 - самая распространенная жидкость. Вопрос: У меня в автомобиле Дот 3 и хочу залить Дот 5.1. Можно ли это вообще делать? -Это можно сделать, ничего страшного не будет, но вы, конечно улучшите конечные характеристики. Если решили все-таки смешать продукт разного класса, то лучшим решением будет слить одну жидкость и залить новую. Вы здорово улучшите температурные характеристики, и это надо понимать.

Dot 5 и Dot 5.1 в чем отличие

Существует еще один класс - Дот 5 и Дот 5.1 (АБС). Не стоит путать Дот 5.1/АБС просто с . У них основа - силиконы. Зачем создавался Дот 5? Как видите линейка дошла до Дот 4 и производители поняли, что через 2-3 года менять будет непросто. Поэтому решили создать пятое поколение, чтобы уйти от этой гидроскопичности. У нее такие же характеристики - 260 градусов кипения у сухой и 180 у увлажненной, но менять уже их нужно через 4-5 лет. Получается они намного дольше впитывают влагу, и это большой плюс. Но есть и минусы. Они не так хорошо смазывают суппорта, не хорошо смазывают различные цилиндры и поршни, которые ходят в тормозной системе. Поэтому износ у таких жидкостей достаточно высок. Рвутся сальники, задираются поршни, суппорта. Именно эти жидкости не получили высокого распространения, гликолевая основа смазывает лучше. Смешиваются эти жидкости только с аналогами, то есть смешивать Дот 5 с Дот 5.1 АБС не рекомендуется. Вы можете смешивать Дот 5 от различных производителей, либо Дот 5.1 АБС с другим производителем. Думаю это понятно. Откуда появился Dot 5.1?

Была неудача с Дот 5 и, чтобы ее исправить сделали класс 5.1 на гликолевой основе. Но разработки ведутся по сей день и в интернете есть информация, что скоро будет Дот 6 и будет что-то среднее между гликолями и силиконами. То есть получает среднюю и универсальную жидкость.

Какие выводы: Дот 3, Дот 4, Дот 5.1 смешивать можно, но всегда это целесообразно. Если у вас в тормозной системе залит оригинальный Дот 4, и вдруг прорвало шланг и начала уходить тормозная жидкость, то можно купить Дот 4 другого производителя и добавить в свою жидкость. Если покупаем Дот 3 или Дот 5.1, то доезжаем до сервиса и устраняете течь. Затем заливаем жидкость от производителя. То есть их можно мешать и ничего страшного.

А вот Дот 5 и Дот 5.1 АБС смешивать между собой нельзя. Так же нельзя смешивать с жидкостями на гликолевой основе. Смешивать две эти крупные классификации между собой нельзя, так как разные основы. Гликоль и силикон не работают вместе, скорее при смешении выпадет осадок при нагреве.
Если автомобиль рассчитан на силиконовый класс, в него нельзя залить Дот 5.1 и другие жидкости (Дот 3, 4). Нельзя делать этого так, как резинки и уплотнители на рабочих цилиндрах, а так же сальники и суппорта, рассчитаны именно под силикон, они не будут устойчивы к гликолю, и наоборот. Особенно все это будет заметно при нагреве.

Тормозная жидкость больше влияет на состояние и эффективность тормозной системы, чем это принято считать - часто в автосервисе можно увидеть автомобиль с заклинившим суппортом, владелец которого на вопрос: «Когда Вы меняли тормозную жидкость?» удивленно отвечает: «Зачем?».

Что ж, перед обсуждением лучших представителей своего класса рассмотрим, что же такое современная тормозная жидкость.

Требования к тормозной жидкости

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепло. Нагревающиеся колодки передают тепло дальше - на поршень и тело суппорта, они уже нагревают саму тормозную жидкость. Отсюда проистекает первое требование к лучшей тормозной жидкости: как можно большая температура кипения во избежание «провалов» педали тормоза аналогично тем, что происходят при завоздушивании тормозов. Увеличение скоростей и усложнение траффика привели к тому, что старые спиртокасторовые тормозные жидкости перестали удовлетворять потребностям автомобилистов, и на свет вышел новый стандарт - DOT4, наиболее широко распространенный сейчас.

Второе требование - это минимальная коррозионная активность : всем известное закисание рабочих поршней в этом случае является лишь верхушкой айсберга, коррозия самих тормозных магистралей гораздо опаснее. Здесь произошел первый, так сказать, «конфликт интересов» - необходимость в обеспечении высокой температуры кипения потребовала использования крайне гигроскопичной полиэтиленгликолевой основы, отсюда и необходимость хранения тормозной жидкости в плотно закрытой таре. Набравшая воду жидкость не только ускоряет коррозию в тормозной системе, но и закипает при значительно более низкой температуре, что знакомо многим владельцам спортивных автомобилей и особенно мотоциклов: «провал» тормозов при агрессивной езде может стать причиной серьезной аварии.

Третье требование - хорошие смазывающие свойства , снижающие износ не только манжет тормозных цилиндров, но и гидроблока АБС. В этом плане современные тормозные жидкости DOT5 на силиконовой основе превосходят более старый стандарт DOT4, а с учетом меньшей гигроскопичности и высокой температуры кипения они станут лучшим выбором для любителей быстро ездить и вовремя останавливаться. Стандарт DOT5.1, разработанный специально для автомобилей с антиблокировочной системой, предусматривает введение увеличенного количества антифрикционных присадок в привычную гликолевую основу, и жидкости этого класса для большинства автомобилей будут предпочтительными, так как совместимы с уплотнениями, рассчитанными на жидкости старых стандартов.

И, наконец, в-четвертых от тормозной жидкости требуется высокая стабильность вязкости , позволяющая тормозам адекватно работать в условиях зимнего холода. Вновь это наиболее важно для автомобилей с АБС: застывшая жидкость может привести к нарушению работоспособности гидроблока, на автомобилях, где на антиблокировочную систему завязана курсовая стабилизация и, как на современных кроссоверах - система распределения тяги, это повлечет и изменение управляемости автомобиля.

Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).

Происхождение стандарта DOT

Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.

Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.

Интересный факт! Именно департамент транспорта США принял «Акт о безопасности Родины», PL 107-296 (2002 года), что стало ответной реакцией правительства на происшествие 11 сентября 2001 года.

Классы DOT и характеристики

Согласно американским стандартам и вышеуказанной классификации различают четыре основных класса тормозных жидкостей. Это DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Также существует и дополнительный пятый класс – DOT 5.1/ABS, использующийся в транспортных средствах с антиблокировочной системой. Более того, в нашей стране нередко встречаются и другие аналогичные жидкости, обозначенные маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Вся информация об их характеристиках и особенностях применения указывается в инструкции к ним. Однако следует отметить, что к американской системе эти жидкости не имеют никакого отношения.

DOT 3

Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.

Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет , причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.

Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.

А знаете ли вы? Используя асбестовые тормозные накладки, вы вредите своему организму, так как пыль, образующаяся в результате трения о диск, оказывает отрицательное влияние на легкие человека.

DOT 4

Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.

В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.

В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.

Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.

DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).

Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).

DOT 5

Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.

Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.

Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.

Интересно знать! Маркировка жидкости DOT 5.1 никак не связана с маркой DOT 5, что в понимании отечественных автолюбителей полностью лишено логики.

Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.

Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.

Отличия классов тормозных жидкостей

Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.

Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1 , тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).

Не забывайте! Все описанные расходные материалы (а именно таким и является тормозная жидкость DOT) имеют одинаковую химическую базу, модификации которой появляются путем применения различных добавок. Именно пакет присадок определяет основные физико-химические свойства тормозной жидкости: гигроскопичность и температуру кипения.

Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:

1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.

2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.

3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.

В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.

Взаимозаменяемость разных классов

Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.

Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.

Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.

Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны , и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.

Современные конструкторы постепенно уменьшают размеры тормозных механизмов, а тормозят быстрые автомобили довольно лихо… После двух-трех лет эксплуатации температура кипения тормозной жидкости снижается примерно до 150–170 °C. Что будет, если «тормозуха» вздумает закипеть, всем понятно: неизбежно появление воздушных пробок и, как следствие, отказ тормозной системы. Есть и другая страшилка: тормозные жидкости гигроскопичны и, набрав со временем избыточную влагу, в зимнее время резко увеличивают свою низкотемпературную вязкость. В общем, не до юмора.

Цель нашего теста - определение температуры кипения «сухой» и «увлажненной» жидкостей для подтверждения соответствия классу DOT (требования Департамента транспорта США) или международному классу ISO, указанному на потребительской этикетке. Кроме того, мы проверили кинематическую вязкость при -40 °C: надо же понять, можно ли использовать эти жидкости зимой.

В ноябре 2014 года цена закупленных тормозных жидкостей составляла от 40 до 120 рублей за литр. Испытания проводили в лаборатории 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России. Результаты сведены в таблицу, а также изложены в комментариях под иллюстрациями.

Большинство протестированных препаратов произведено в Дзержинске и Обнинске. Но это не говорит об «одной бочке»: тот же Дзержинск еще в советские времена был своего рода родиной автохимии, а потому неудивительно, что сегодня былые традиции поддерживаются различными фирмами. Что до Обнинска, то многие производители размещают там заказы на производство своих препаратов - примером является ЛУКОЙЛ. Отметим также, что отдельные производители автохимии не афишируют точный адрес производства, приводя вместо него юридический адрес.

В двоечники попали тормозные жидкости UNIX DOT 4, ПРОМПЭК DOT‑4, ХИМЛЮКС DOT-4 и RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Их главный недостаток очевиден: при такой сумасшедшей низкотемпературной вязкости педаль в сильный мороз не продавить.

Жидкость FELIX DOT4 может закипеть раньше положенного. Тем же грешит RSQ PROFESSIONAL EURO DOT‑4. Роса 4 укладывается разве что в нормы DOT 3. А потому только половина испытанных «тормозух» может быть рекомендована к использованию.

Теперь о лучших. Оба препарата из тех, что заявлены под классом 6, подтвердили свой уровень - это SINTEC EURO DOT 4 (класс 6) и ROSDOT 6 (DOT 4, класс 6). Среди жидкостей с заявленным DOT 4 чуть лучше других оказались SINTEC SUPER DOT 4, ЛУКОЙЛ DOT 4 и Hi-Gear DOT4. Отметим, что оба препарата класса 6 можно смело использовать как замену жидкостям DOT 4. Поэтому логично признать их лучшими в нашей выборке.

Нормы, параметры, требования

В итоговой таблице приведены шесть нормативов. Первые три нормы - для тормозных жидкостей классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 по классификации Департамента транспорта США. Четвертая норма - для жидкостей класса 6 по международному стандарту ISO 4925. Данная классификация в американском стандарте FMVSS № 116 отсутствует и находится между классами DOT 4 и DOT 5.1. В России ее любят обозначать как DOT 4+ или DOT 6. Пятая и шестая нормы - это требования ТУ на тормозные жидкости РОСДОТ. Фактически они нужны только для проверки жидкостей РОСДОТ на соответствие своим ТУ.

Температура кипения характеризует продолжительность безопасной работы тормозной жидкости. В силу своих физико-химических особенностей она впитывает влагу извне, что снижает температуру кипения. Когда это снижение доходит до критической отметки, дальнейшая эксплуатация жидкости может стать опасной. Поэтому не- соответствие температуры кипения «сухой» жидкости не так страшно для безопасности движения, как температура кипения «увлажненной» (хотя эти два показателя чаще всего связаны между собой). Ведь за пару лет эксплуатации тормозная жидкость набирает в среднем 2–4% воды.

Показатель «кинематическая вязкость при -40 ºС» важен в первую очередь для стран с холодной зимой. Дело в том, что гидравлическая система автомобиля рассчитана на определенную вязкость жидкости. Вплоть до некоторого порогового значения вязкости водитель может без усилий или с усилием продавить педаль тормоза, тем самым заставляя тормозную систему выполнять свои функции, - но при бóльших значениях вязкости сделать это будет невозможно.

110–1

Взаимозаменяемы ли современные тормозные жидкости?

Производитель жидкости обычно указывает на этикетке, с какими иными жидкостями можно смешивать его продукт. Но беда в том, что потребитель, как правило, понятия не имеет, что залито в его бачок. Испытаний перемешанных жидкостей никто не проводил, поэтому рекомендовать такую операцию мы не можем. И уж подавно не стоит доливать в современную машину жидкости с низкими температурами кипения. В общем, полная замена жидкости всегда предпочтительнее и безопаснее.

111–1

Какую купить тормозную жидкость - DOT 4 или DOT 5.1?

Покупайте жидкость того типа, который рекомендован изготовителем автомобиля (к примеру, DOT 4). А при выборе конкретного бренда можно руководствоваться итогами наших исследований. Для справки: в Америке и Японии используют в основном DOT 3, а в Европе и у нас - DOT 4.

Может ли тормозная жидкость изменять цвет в процессе эксплуатации?

Да. Это следствие сильного нагрева и окисления, а также результат взаимодействия с резиновыми деталями тормозной системы. Кроме того, на цвет влияют продукты коррозии и износа.

 


Читайте:



Открытия кеплера в математике и оптике Что открыл иоганн кеплер

Открытия кеплера в математике и оптике Что открыл иоганн кеплер

(нем.Johannes Kepler) - выдающийся немецкий математик, астроном, оптик и астролог. Открыл законы движения планет. Иоганн Кеплер родился 27 декабря...

Католические молитвы - Nokami — LiveJournal Молитвы католическим святым

Католические молитвы - Nokami — LiveJournal Молитвы католическим святым

Каждый человек верит в высшие силы, поэтому большая часть жителей нашей планеты относят себя к той или иной религиозной конфессии. В нашей стране...

Равномерное прямолинейное движение

Равномерное прямолинейное движение

Мы видим, что отношение перемещения ко времени для такого движения будет величиной постоянной. Это позволяет ввести такое отношение в качестве...

Бухгалтерия автономного учреждения новосибирск

Бухгалтерия автономного учреждения новосибирск

33600 руб.Купить 38500 руб.Купить Ознакомительная версия Программный продукт "1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8" включает...

feed-image RSS