Главная - Пдд
109. Истребитель Второй мировой войны Messerschmitt Bf.109 Серийные модификации истребителя

Модификация «F» стала пиком развития самолета Bf 109 и одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Тем не менее совершенствование конструкции было продолжено в направлении увеличения высоты и скорости полета. В результате появился Bf 109G, который часто называли «Gustav» («Густав»).


В середине 1941 года, когда Bf 109F ЯВЛЯЛСЯ основным германским истребителем на Восточном фронте, началась разработка модификации Bf 109G, которой суждено было стать самой массовой во всем семействе. Новый вариант проектировался в спешке, поэтому его конструктивные отличия от «F» («Friedrich») были минимальными. В 1941 году конструкторы сделали ставку на дальнейшее увеличение скорости полета, даже в ущерб маневренности и управляемости. С другой стороны, высоты ведения воздушных боев постоянно росли, что заставило разработчиков уделить внимание улучшению высотных характеристик истребителя. Поэтому новая модель проектировалась под более мощный мотор DB605.

Двигатель Daimler-Benz DB 605А для истребителя Bf 109G создан на основе мотора DB 60IE, на котором для увеличения мощности повысили степень сжатия в цилиндрах и увеличили частоту оборотов. В результате взлетная мощность возросла до 1475 л. с. Близкий по размерам к своему предшественнику, новый мотор получился существенно более тяжелым, поэтому пришлось усилить мотораму и вообще конструкцию фюзеляжа самолета, а также шасси. Переделке подверглась система охлаждения мотора - на «G» мас-лорадиатор отличался большими размерами, а на фюзеляже сразу за винтом было сделано четыре небольших воздухозаборника.

Герметичность кабины удалось обеспечить, не меняя ее конструкции, - только за счет использования резиновых прокладок. Остекление панелей фонаря кабины сделали составным, с небольшим зазором между панелями для предотвращения запотевания. Лобовое стекло фонаря было сделано по типу «сандвич», с осушенным с помощью хлорида кальция воздухом.

Сборку трех предсерийных Bf 109G-0 завершили в Регенс-бурге в октябре 1941 года, однако моторов DB 605А еще не было, поэтому на «G-0» установили двигатели DB 60IE, хотя система охлаждения была выполнена под мотор DB 605, исключая четыре воздухозаборника на фюзеляже, которых еще не было. Первые серийные Bf 109G-1 с моторами DB 605А заказчик получил поздней весной 1942 года. Параллельно велась постройка модели Bf 109G-2, которая отличалась от «G-1» лишь отсутствием оборудования для наддува кабины и системы GM-1 для кратковременного повышения мощности мотора. Внешне «G-2» зачастую вообще не отличались от «G-1», например, на фюзеляжах имелось по четыре небольших воздухозаборника, с которыми обычно ассоциировалась система наддува кабины. Истребители Bf 109G-2 с негерметичными кабинами строились более массово в сравнении с «G-1» и использовались на всех фронтах, но, прежде всего, на Восточном фронте, где они впервые появились в июле 1942 года.

Хронологически следующим вариантом «Густава» стал «G-4», серийный выпуск которого начался в октябре 1942 года. Подобно «G-2», Bf 109G-4 являлся многоцелевым истребителем с негерметичной кабиной, такие машины строились массово и поступили на вооружение большого количества подразделений Люфтваффе. Отличия «G-4» от предшественников были минимальными, главное отличие - замена радиостанции FuG Vila на FuG-16Z и связанное с этим изменение конфигурации антенны. На раннем этапе выпуска самолеты «G-4» комплектовались колесами основных опор увеличенного размера, для которых на верхних поверхностях плоскостей крыла пришлось сделать выступы. За эти выступы самолет получил прозвище «Beule» («Шишка»), хотя «G-6» так называли за форму гнезда под пушку. Выступы на крыле имелись не на всех «G-4», но они появились со временем на части самолетов Bf 109G-2, так как их переоснастили новыми плоскостями от «G-4».
Значительное количество Bf109G-4 использовалось в разведывательных частях, в частности, Bf 109G-4/U3 с системой впрыска в цилиндры водометаноловой смеси MW-50. Специализированным
разведывательным вариантом стал Bf 109G-4/R3 с подкрыльевыми держателями для подвески двух 300-литровых топливных баков и одним аэрофотоаппаратом Rb 50/30 или Rb 75/30 в хвостовой части фюзеляжа. Пулеметы MG 17 на разведчиках не ставились, а порты для пулеметных стволов зашивались металлом. Как минимум на один «G-4» установили три гондолы с одной пушкой MG 151/20 в каждой.

Вскоре после «G-4» появился Bf 109G-3, начавший поступать в войска в марте 1943 года и, подобно «G-1», являвшийся высотным истребителем с герметичной кабиной, но с улучшениями, внедренными в конструкцию «G-4». Построено только 50 самолетов Bf 109G-3.

«G-6» -основной вариант Bf 109

К середине 1942 года появилась необходимость расширения боевых возможностей Bf 109G - требовалось уже нечто большее, чем «чистый истребитель». Таким многоцелевым вариантом стал «G-6», самый массовый в семействе - подобных машин построили более 12 000. Главной особенностью новой модели стала конструкция планера, допускавшая использование широкой гаммы различных конверсионных наборов или «наборов для полевой доработки». Самолеты также могли быть оснащены различными вариантами двигателя DB 605.

На Bf 109G-6 сохранили пушки MG 151/20, но пулеметы MG 17 заменили 13-мм пулеметами Rheinmetall-Borsig MG 131, боекомплект к пулеметам пришлось сократить с 500 до 300 патронов на ствол. Проблему недостаточной надежности пушки MG 151/20 решить не удалось, поэтому замен; пулеметов винтовочного калибра на крупнокалиберные позволила сохранить массу бортового залпа на приемлемом уровне даже в случае отказа пушечного вооружения Внешним признаком появления на самолете крупнокалиберных пулеметов стали бульбообразные выступы на фюзеляже в районе казенников пулеметов.

Одновременно с «G-6» малой се рией строились Bf 109G-5 - вариант «G-6» с герметичной кабиной. На вооружение «G-5» поступил в сентябре 1943 года, самолеты данной модели использовались, главным образом, на Западном фронте и в частях ПВО рейха.

Конверсионные наборы

Как изначально предполагалось, Bf 109G-6 (G-5) послужил основой для многочисленных подвариан-тов, на многих машинах ставились системы кратковременного увеличения мощности моторов GM-1 (подвариант U2) или MW-5((U3). Первые серийные машины получили установленную в развале цилиндров пушку MG 151/20 с боекомплектом 150 снарядов (как на более ранних Bf 109), но с середины 1943 года вместо нее стали монтировать 30-мм пушку Rheinmetall-Borsig МК 108 с боекомплектом 60 снарядов. Одного снаряда калибра 30 мм зачастую хватало для уничтожения истребителя противника. Набор для установки пушки МК 108 в полевых условиях получил обозначение Umbausatz-4 (U4). Набор U5 позволял дополнить самолеты с фюзеляжными 30-мм пушками двумя подкрыльевыми гондолами с пушками MG 151/20 (по одной пушке в гондоле), U6 - двумя гондолами с 30-мм пушками МК 108 (в этом случае вооружение доводилось до трех 30-мм пушек). Наборы U5 и U6 остались экспериментальными, на фронтах они не применялись.

Наборы Rustzustande для «G-6» включали конверсионное разведывательное оборудование R2 и R3 - аэрофотоаппараты данных подвариантов монтировались, как на «G-4». Стандартным набором стали R1 (центральный подфюзе-ляжный бомбодержатель ETC 500), R3 (центральный подфюзеляжный топливный бак) и R6 (подкрылье-вые пушки MG 151/20).

Опыт эксплуатации Bf 109G показал, что системы GM-1 и MW-50 не столь эффективны, как комплектация мотора нагнетателем; первым двигателем с нагнетателем стал DB 605AS, который оснастили нагнетателем, разработанным для более крупного двигателя DB 603. В результате на высоте 8000 м мощность двигателя удалось поднять до 1200 л. с. Правда, установка мотора с нагнетателем заставила конструкторов пересмотреть форму капота.

Первые самолеты «G-6/AS» появились весной 1944 года. До уровня «G-6/AS» модернизировали часть ранее выпущенных истребителей, но основная масса была построена заново. Большинство «G-6/AS» поступило в части ПВО, оборонявшие территорию Германии, а часть - в подразделения ночных истребителей. Небольшое количество «G-5» также получило двигатели DB 605AS.

Pulk-Zerstorer

Несколько «G-6» вооружили системой WGr-21(Werfergranate калибра 210 мм), представлявшей собой миномет, выстреливавший заряд массой 40 кг и предназначенный для поражения бомбардировщиков, находящихся в плотном боевом порядке (Pulk-Zerstorer - разрушитель группы). Система использовалась с некоторым успехом в частях ПВО рейха и в Северной Италии.

Bf.109 появился на чертежных досках "Байерише флюгцойгверке АГ" в Аугсбурге в начале 1934 г по заказу воздушного штаба. Эти требования вместе с заказом опытных машин были направлены на Арадо, Фокке-Вульф и Хейнкель, а Мессершмитт и его соуправляющий по фирме были не особо популярными у наиболее влиятельных членов воздушного комиссариата, который откровенно намекнул, что контракта на истребитель эта фирма не получит никогда. Мессершмитту отказали в контракте на разработку на том основании, что он не имел опыта в создании скоростных боевых самолетов.

История Мессершмитта-109 началась в 1934 году, более чем за год до того момента, когда правительство Германии сделало достоянием гласности факт существования современных ВВС, которые создавались в тайне. В начале этого года Имперское министерство авиации огласило требования для современного одноместного истребителя-моноплана, который должен был заменить бипланы Хенкель и Арадо, и пригласило авиакомпании принять участие в конкурсе.

В это время Баварская Авиастроительная Компания (нем. Bayerische Flugzeugwerke) из Аугсбурга была малоизвестной авиастроительной фирмой, насчитывающей лишь немногим более 500 работников. До этого она никогда не строила военных самолетов своей разработки, хотя время от времени выполняла заказы на изготовление для Люфтваффе самолётов других фирм по лицензиям. Во главе конструкторского бюро стоял молодой инженер Вилли Мессершмитт, у которого не было никакого опыта по созданию истребителей. Тем не менее, после ознакомления с техническим заданием он решил немедленно приступить к разработке новой боевой машины.

После ознакомления с техническим заданием он решил немедленно приступить к разработке новой боевой машины. Разработанный Вилли Мессершмиттом самолет вобрал в себя практически все технические новинки того времени. По проекту это был цельнометаллический моноплан с хорошо проработанной аэродинамикой. Он имел убирающиеся шасси и закрытую кабину. Для обеспечения высокой скорости было разработано специальное крыло небольшого размера с выпускаемыми закрылками.

Новый истребитель совершил свой первый полёт в 28 мая 1935 года. Авиакомпании «Арадо», «Хенкель» и «Фокке Вульф» также представили свои прототипы, но все они явно уступали истребителю Мессершмитта. Его скорость - 467 км/ч, была на 17 км/ч выше скорости ближайшего конкурента, и он был проще в управлении. После проведения лётных испытаний Люфтваффе сделало заказ на еще 10 Мессершмиттов-109.

Так как проект самолёта Bf 109 был представлен в Имперское министерство авиации компанией Bayerische Flugzeugwerke, во всех официальных немецких документах в обозначении самолёта использовался префикс «Bf».

Тем не менее, после июля 1938 года, когда компания «Bayerische Flugzeugwerke» была переименована в «Messerschmitt AG», внутри компании, а так же в пропагандистских изданиях Люфтваффе стало широко использоваться обозначение «Me 109». Это обозначение, вероятно, ошибочно, наносилось и на заводские таблички изготовителя. Однако официально немецкими вооружёнными силами префикс «Me» никогда не использовался.

Боевое крещение нового самолёта произошло в небе Испании. После начала Гражданской войны в Испании, Германия направила туда группу военных лётчиков, которая была известна как Легион «Кондор», и воевала на стороне франкистского режима. На вооружении этого подразделения в то время стояли истребители-бипланы Хейнкель He.51. Практически сразу стало очевидно, что советские истребители И-16 имеют явное преимущество над «Хейнкелями», и не оставляют им практически никаких шансов. Тогда было решено направить в Испанию новейшие Bf.109. Однако их дебют был не очень удачным: все три доставленные прототипа, в той или иной степени, страдали техническими недоработками. Кроме того, все они имели конструктивные различия, поэтому их обслуживание и ремонт вызывали большие проблемы. Спустя несколько недель, так и не приняв участие в боевых действиях, самолёты были отправлены назад.

Первой боевой частью, которую перевели на серийные Bf.109B, стала 2-я эскадрилья из 88-й Летной группы. Как и предполагалось, «Мессершмитты» намного превосходили советские истребители И-16. Немецкие самолёты были быстрее в горизонтальном полёте, имели бо́льший боевой потолок и были заметно быстрее в пикировании. Однако следует отметить, что И-16 превосходили своих конкурентов в манёвренности, особенно на высотах ниже 3000 метров.

В дальнейшем Мессершмитт Bf.109 достиг в Испании невероятных успехов, и это несмотря на то, что количество самолётов никогда не было очень большим.Однако преимущество Ме-109 было настолько велико, что и этого числа машин хватало для обеспечения полного превосходства в воздухе.

С началом Второй Мировой войны, во время операции по захвату Польши, только 5 из 24 авиаполков, вооруженных Ме-109, приняли участие в боевых действиях на территории этой страны. Остальные части оставались на территории Германии, чтобы, в случае вступления в войну Великобритании и Франции, оказать им сопротивление. Основным соперником Ме-109 в польском небе стал PZL P.11, самый современный польский истребитель на тот момент.

Имея скорость 389 км/час, он не был серьезным соперником даже для ранних моделей «Мессершмитта». Спустя всего несколько дней польские ВВС практически перестали существовать.

Везде, где появлялись Ме-109, превосходство в воздухе было настолько полным, что немецкие бомбардировщики и штурмовики могли наносить удары практически безнаказанно, что в немалой степени способствовало общему успеху германского наступления.

Битва за Британию стала первой операцией, в которой Ме-109 встретил сопротивление примерно того же количества самолётов, по своим характеристикам не уступавшим ему. Кроме того, эти самолёты управлялись летчиками, подготовленными не хуже немецких пилотов. Основными соперниками Ме-109 в этот период стали английские Харрикейны и Спитфайры.


Оружейники 1-й эскадрильи канадских Королевских ВВС перезаряжают пулеметы истребителя «Харрикейн». Звено «Харрикейнов» эскадрильи пролетает так же над аэродромом.

Воздушные дуэли первых же дней показали сильные и слабые стороны Мессера по сравнению со своими соперниками. На высотах более 6000 метров Ме-109 был несколько быстрее «Спитфайра» в горизонтальном полёте и при наборе высоты. На всех высотах немецкий истребитель был быстрее «Харрикейна», который уступал Ме-109 практически во всём, кроме радиуса и времени виража. На высотах менее 4600 м Спитфайр был быстрее в горизонтальном полёте. На всех высотах оба британских истребителя были манёвреннее Ме 109 в горизонтальной плоскости. Немецкий истребитель быстрее разгонялся, лучше пикировал и превосходил своих противников (особенно Харрикейн) в вертикальных манёврах. Мощность бортового оружия Ме-109 вызывала уважение английских пилотов, чьи истребители на то время, в основном, вооружались лишь пулемётами винтовочного калибра.

«...Бои на фронте носят беспечный характер. Меня не покидает ощущение веселья и несерьезности происходящего. Но все сразу меняется, и начинаешь чувствовать холодное дыхание смерти, как только в воздухе промелькнет хищное тело «Мессершмитта 109». Это действительно страшный противник». (Из письма домой английского летчика-истребителя Дж. Маклоутера. 2.03.1940 г. Погиб в бою с Bf 109.)

Во время битвы за Британию, особенно во время ее финальной части, когда основной целью немецких бомбардировщиков был Лондон, ограниченный радиус действия Ме-109 стал определяющим. В это время Ме-109, Спитфайр и Харрикейн имели примерно одинаковый радиус действия в 160 км, но, если британские пилоты могли в любой момент совершить посадку и дозаправиться, немецкие лётчики такой возможности были лишены, и этот фактор стал критическим.


Демонстрация сбитого немецкого истребителя Мессершмитт Bf.109 жителям Лондона. Этот Bf.109E-4 «белый 5» под управлением немецкого летчика Ганса Георга Шульте был сбит и совершил вынужденную посадку недалеко от английской авиабазы Мэнстон 16 сенября 1940 года. До того как Шульте был сбит и попал в плен, на его счету числилось 8 английских самолетов, в том числе два «Харрикейна» и два «Спитфайра».

Часто истребители сопровождения были вынуждены возвращаться на свои аэродромы раньше, чем могли вступить в бой с истребителями ПВО противника. Это резко снижало эффективность применения немецких одномоторных истребителей. К тому же, как оказалось, «Мессершмитт» был посредственным истребителем сопровождения: лишённый преимущества в скорости и высоте, он плохо справлялся с ролью «цепной собаки», вынужденной отбиваться от наседающих со всех сторон противников. Стихией Bf.109 был активный наступательный бой. В оборонительных боях на горизонталях его посредственный вираж и угловая скорость крена были серьезными недостатками.

В Северной Африке ситуация во многом складывалась в пользу Ме-109. До весны 1942 года ВВС Великобритании могли позволить использование «Спитфайров» только над своей территорией. Это время стало «счастливым» для многих немецких пилотов, которые именно тогда записали на свой счет огромное количество побед. Преимущество Ме-109 над «Харрикейнами» и «Томагавками» было настолько велико, что, например, позволило знаменитому немецкому асу Гансу-Иоахиму Марселлю в одном только бою 3 июля 1942 года уничтожить сразу шесть британских самолётов.

На Восточном фронте в 1941-1942 годах Ме-109 продемонстрировал явное превосходство над основными типами советских истребителей, особенно над устаревшими бипланами И-15 и И-153, а также прославившемся в небе Испании монопланом И-16. Современная аэродинамическая схема Ме-109, сочетание мощного двигателя водяного охлаждения и высокой удельной нагрузки на крыло давала немецкому истребителю множество шансов добиться победы в бою с легкими, манёвренными, но аэродинамически менее совершенными противниками. Преимущество в горизонтальной скорости дополнялось способностью немецкой машины набирать бо́льшую скорость в пикировании до 700 км/ч и выше (фактически, скорость ограничивалась лишь прочностью конструкции и управляемостью, резко падавшей на высоких скоростях), а также способностью сохранять набранную скорость при переходе в горизонтальный полет и в набор высоты.


Истребитель Мессершмитт Bf.109 обер-лейтенанта Людвига Францискета из штабного звена 1-й группы 27-й истребительной эскадры, сопровождает пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87 (Ju.87) из 2-й группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков.

Его советские оппоненты были лишены подобных возможностей, поэтому излюбленой тактикой пилотов Ме-109 в бою с И-16 и бипланами стала атака с превышения, и последующий уход «горкой» вверх. В таких условиях у советских пилотов не было шансов ни догнать Ме-109, ни навязать ему свою манеру боя: фактически, им приходилось только обороняться. На «собачью свалку» на горизонталях, где советские самолеты имели явное преимущество, пилоты Ме-109 просто не шли, сводя бой к последовательности пикирований, обстрелов цели и уходов вверх с занятием позиции для последующей атаки.

Единственным тактическим приёмом, на который приходилось рассчитывать пилотам «ишаков», была лобовая атака. Если они замечали идущий в атаку с превышения «мессер», то старались немедленно развернуться навстречу, используя хорошую горизонтальную манёвренность своих самолетов.

Ситуация начала меняться к концу 1942 года, когда пилоты Ме-109 встретились с усовершенствованными типами советских истребителей: Ла-5, Як-7Б, Як-9, модифицированными Як-1, а также с импортными «Аэрокобрами». Их возросшие характеристики и качество изготовления позволяли успешно сражаться с Ме-109 на основных боевых высотах (из-за особенностей задач, стоявших перед немецкой и советской авиацией, воздушные бои на Востоке шли, в основном, на малых высотах - до 4000м, хотя бывали и исключения). Получивший заднего стрелка штурмовик Ил-2 стал ещё более трудной и опасной целью для борьбы с ними некоторое время активно использовались трёхпушечные модификации «Мессершмитта», однако через некоторое время от них пришлось в основном отказаться, поскольку при подвеске дополнительного вооружения характеристики Ме-109 заметно падали, что уже не могло игнорироваться в связи с ростом угрозы со стороны советских истребителей. Как правило, трёхпушечные машины пилотировали лишь наиболее опытные пилоты.

А теперь полюбуйтесь на сбитые мессеры


Пленный немецкий летчик, ефрейтор Альфред Михель, из состава 16-й эскадрильи истребительной эскадры JG 53 в окружении военнослужащих 90-й пехотной дивизии армии США, около своего сбитого истребителя Мессершмитт Bf.109 (серийный номер 462892, «Голубая 2»). Самолет был сбит в районе французской коммуны Вальдвейсдорф в ходе неудачной немецкой операции «Боденплатте», это был первый и последний боевой вылет Михеля.


Британский солдат осматривает сбитый немецкий истребитель Мессершмитт Bf.109E-1. Этим самолетом управлял унтер-офицер Арно Циммерманн. Истребитель был поврежден в бою 27.10.1940 с британскими «Харрикейнами» и совершил вынужденную посадку на пляже неподалеку от городка Лидд (графство Кент). Циммерманн был взят в плен.


Советские военнослужащие и мирные жители у сбитого немецкого истребителя Мессершмитт Bf.109E-7 из 2-й группы 77-й истребительной эскадры в районе Тирасполя. Южный фронт.

Слово «Мессершмитт» вызывает прочные ассоциации со Второй мировой войной даже у тех людей, которые совсем не интересуются военной авиацией. В 40-е годы прошлого века немецкие истребители «Мессершмитт» 109 были не просто грозным, а прямо-таки устрашающим оружием. Среди летчиков антигитлеровской коалиции не было тех, кто не опасался бы увидеть «мессер» на хвосте собственного самолета. Правда, к концу войны Bf.109 в значительной мере утратили своё былое превосходство, но это не помешало им навсегда войти в историю.

История создания самолёта Messerschmitt Bf.109

В первой половине 30-х годов многие авиаконструкторы пришли к выводу, что век истребителя-биплана заканчивается. Эти самолеты, доминировавшие в воздухе во время Первой мировой войны , нельзя было сделать высокоскоростными из-за чрезмерного лобового сопротивления. Неудивительно, что к проектированию монопланов одновременно приступили в нескольких странах.

Германия, казалось бы, не имела шансов обзавестись собственным современным истребителем, поскольку развитие её военной авиации долгое время сдерживалось «версальскими» ограничениями. Появление Bf.109 стало возможным из-за того, что автор его конструкции, Вилли Мессершмитт, начиная еще с 20-х годов активно занимался разработкой спортивных самолетов. Один из них, получивший обозначение Bf.108, был создан уже после прихода к власти Гитлера.

Нацисты, как известно, почти сразу приступили к мероприятиям по восстановлению боевых возможностей армии. Большое значение придавали они и авиации. Поэтому лучшие авиаконструкторские фирмы получили заказ от правительства страны, предусматривавший создание нового истребителя-моноплана. Однако Вилли Мессершмитту эту работу не доверили, поскольку он раньше вообще не занимался военными самолетами.

Мессершмитт в итоге добился того, чтобы его фирму включили в число потенциальных создателей истребителя, но при этом он не рассчитывал на конечный успех, поэтому и не посчитал нужным точно следовать указаниям технического задания. В результате созданный им проект Bf.109 стал крайне необычным. Каждое из технических решений, примененных на этом самолёте, уже было известным и даже опробованным, но Мессершмитту удалось очень удачно совместить в одной машине самые разные перспективные новшества.

Первый полет прототип Bf.109 совершил 28 мая 1935 года. Через несколько месяцев, в сентябре, начались сравнительные испытания этого самолета, главным конкурентом которого стал He-112. Вначале представители люфтваффе отнеслись к творению Мессершмитта весьма критически, однако, в ходе длительных испытаний, которые протянулись до конца 1936 года, выяснилось, что преимущество на стороне Bf.109.

Окончательное решение о принятии истребителя на вооружение последовало в начале 1937 года, причем в этом же году первые «Мессершмитты» уже были направлены в Испанию, где состоялась их боевая «обкатка», оказавшаяся вполне успешной.

Описание конструкции самолета

Bf.109 представлял собой цельнометаллический моноплан с низким расположением крыла и одним килем. Кабина истребителя – закрытая, на высотных модификациях – герметичная. Крыло – однолонжеронное, более тонкое и короткое, чем на большинстве истребителей, разрабатывавшихся в 30-40 годы.

Самолет оснащен убирающимся шасси. Основные стойки после взлета складываются «наружу» - подобную схему больше никто не использовал. Колеса в полете размещаются в крыльевых нишах. По каким-то непонятным причинам до 1944 года эти ниши не снабжались обтекателями.

На «Мессершмитт» Bf.109 устанавливались различные моторы жидкостного охлаждения, имеющие небольшой аэродинамический профиль. Мощность силовой установки к концу войны превысила 2000 лошадиных сил.

Основное вооружение

Первоначально истребитель оснащался только пулеметами «винтовочного калибра» (7,92 мм). Количество их на самых первых самолетах не превышало двух. Затем, начиная с модификации Bf.109B, устанавливались уже четыре пулемета.

Пушки появились на «мессершмиттах» Bf.109E. Точнее, сначала это было одно орудие, стреляющее через втулку винта, но такая компоновка себя не оправдала. Позднее, начиная с субмодификации E-3, на крыле устанавливались две 20-мм пушки MG-FF (по 60 снарядов на ствол).

Типичным вооружением истребителей Bf.109F были два обычных пулемета и одна пушка MG 151, которая могла иметь калибр 15 или 20 миллиметров (боекомплект - до 200 снарядов). Это означало, что вес секундного залпа значительно снизился по сравнению с предшествующей модификацией. Учитывая это, самолеты Bf.109G вооружили двумя крупнокалиберными пулеметами MG 131 и более мощной 30 миллиметровой пушкой MK 108. Вес её снаряда составлял 330 граммов, что позволяло сбивать истребители противника буквально одним попаданием.

Бывали и другие варианты бортового вооружения, в состав которого могли входить различные комбинации пушек и пулеметов (на поздних модификациях, как правило, крупнокалиберных). Кроме того, самолеты Bf.109 способны были применять бомбы калибром до 250 килограммов. Для стрельбы по американским стратегическим бомбардировщикам иногда использовались неуправляемые ракеты, которые запускались из специальных устройств, подвешиваемых под крылом.

Технические характеристики

«Мессершмитт» производился во множестве модификаций и субмодификаций, причем порой параметры двух формально идентичных самолетов могли существенно различаться. Поэтому приводятся ТТХ лишь нескольких распространенных и наиболее известных вариантов истребителя:

Летные характеристики

Самолеты модификации Bf.109B из последних партий зачастую получали моторы уже от Bf.109C, что приводило к существенному изменению ЛТХ.

В скобках указана скорость, которую был способен развить самолет на высоте 6 000 метров, а без скобок – на эшелоне в 4000 метров.

Достоинства и недостатки самолёта

Свою славу Bf.109 получил вполне заслуженно. Его преимущества, особенно в первый период войны, были очевидными как для немецких пилотов, так и для их противников:

  1. Высокая скорость на всех рабочих высотах;
  2. Отличная скороподъемность. Английские истребители, к примеру, неизменно отставали от «Мессершмитта», набирающего высоту;
  3. Легкость пилотирования во время ведения боя;
  4. Превосходные характеристики вертикального маневра.

Недостатков у Bf.109 тоже хватало, однако, некоторые из них проявились далеко не сразу:

  1. Неудачная конструкция шасси, негативно влияющая как на безопасность эксплуатации, так и на аэродинамику;
  2. Плохой обзор назад – немецкие лётчики зачастую не замечали противника, атакующего их со стороны хвоста;
  3. Плохая управляемость на высокой скорости, прежде всего, во время пикирования. Недостаток был обусловлен конструкцией крыла, которая не позволяла устанавливать более массивные элероны и интерцепторы, а имеющихся поверхностей «не хватало»;
  4. Слабое вооружение. В начале войны его было вполне достаточно, но в 1944-45 годах «Мессершмитту» стало очень сложно сражаться против огромных американских «летающих крепостей».

Еще одним значительным минусом стал явный переизбыток модификаций, субмодификаций и различных дополнительных вариантов истребителя. Это вызывало путаницу как при производстве самолета, так и при вооружении им войск.

Безопасность полета

В воздухе «Мессершмитты» были довольно надёжны. Правда, ранние модификации двигателя DB 605 обладали определенной склонностью к самовоспламенению, но затем эту проблему удалось решить. В то же время на взлете и посадке Bf.109 был опасным для пилота самолётом. Причина – неудачная конструкция шасси. Слишком узкая колея основных стоек и низкая посадка заднего колеса часто приводили к авариям и катастрофам. В наиболее уязвимом положении оказывались начинающие лётчики.

Самой «аварийной» оказалась модификация Bf.109G. До одной трети этих машин разбились при выполнении посадки или на взлете. Это не всегда, конечно, приводило к гибели лётчика, да и самолет зачастую можно было починить, но на уровне боеготовности такое положение сказывалось крайне негативно.

Модификации на базе Bf.109

«Мессершмитты» выпускались в Германии вплоть до конца Второй мировой войны. При этом самолет постоянно менялся, становясь всё более тяжелым. В какой-то момент развитие исходной конструкции фактически зашло в тупик, но даже не самые лучшие модификации этого истребителя были страшными противниками для любого английского, американского или советского лётчика.

Bf.109B

Самая первая модификация. Производство её началось в феврале 1937 года. Использовалась во время гражданской войны в Испании , куда были отправлены даже некоторые предсерийные самолеты. В ходе воздушных боёв «Бруно» не продемонстрировал ощутимого превосходства над «республиканскими» И-16 : вооружение было еще слабым, а мотор – недостаточно мощным. Советский истребитель при сравнимых характеристиках двигателя (680 л.с. у И-16, 720 л.с. у Bf.109) был более, чем в полтора раза легче.

Тем не менее «Мессершмитт» проявил себя очень ярко, поскольку все остальные франкистские самолеты были намного хуже. Как только Bf.109 оказался на фронте, потери республиканской авиации резко выросли.

Bf.109C

«Цезарь» строился, начиная с весны 1938 года. Его главным отличием от «Бруно» стал новый, более мощный двигатель, оснащенный системой прямого впрыска топлива вместо прежнего карбюратора. Благодаря этому самолет получил возможность более энергично маневрировать, не опасаясь того, что заглохнет мотор. Кроме того, было усилено вооружение истребителя – до четырех пулеметов.

Bf.109D

«Дора» первоначально должна была получить гораздо более мощный двигатель – DB-600 на 950 лошадиных сил, но в силу целого ряда обстоятельств от этого замысла не осталось ничего, кроме рекламных заявлений для прессы. Поэтому на Bf.109D стали устанавливать те же моторы, что и на «Бруно». Фактически эта модификация стала своего рода «отступлением» - летно-технические характеристики снизились. Несколько вырос вес истребителя, поскольку конструкция планера была усилена.

Bf.109E

«Эмиль» был настоящим прорывом. Именно этот самолет стал первым крупносерийным вариантом Bf.109. Новый двигатель DB-601A развивал в номинальном режиме мощность в 1020 л.с., а на взлете – 1 175 л.с., что позволило реализовать значительную часть «истребительного» потенциала, заложенного в конструкцию «Мессершмитта». В составе люфтваффе эти самолеты появились в начале 1939 года. Часть машин со временем получила на вооружение пушки MG FF, радикально увеличившие вес секундного залпа. Кроме того, на истребителе появились элементы защиты кабины пилота, а топливный бак был закрыт специальной бронеплитой.

«Эмиль» интенсивно применялся в течение первых двух лет Второй мировой войны и заработал за это время довольно зловещую репутацию, сыграв огромную роль в разгроме Польши, а затем и западных союзников. Слабой стороной этого истребителя был небольшой боевой радиус, что в полной мере проявилось в ходе «Битвы за Британию».

Bf.109F

«Фридрих» оценивался некоторыми немецкими асами, как лучший вариант во всей линейке Bf.109. На этот самолет устанавливали мотор DB-601E, мощность которого на взлёте составляла 1350 лошадиных сил. Постоянство частоты вращения винта поддерживалось специальным автоматическим устройством, что заметно упростило пилотирование самолета, особенно в условиях маневренного боя. Вместо двух пушек MG FF самолет получил одну, но более совершенную - MG 151 c большим боезапасом.

Необходимо отметить, что последние субмодификации, например, Bf.109F4, заметно выросли в весе. Сначала по этому параметру «Фридрих» мало отличался от «Эмиля», но в конечном счете масса истребителя перевалила за три тонны, что было крайне неприятной тенденцией.

Bf.109G

В 1942 году на «Мессершмиттах» в очередной раз сменился двигатель. Новый мотор, получивший обозначение DB 605, обладал мощностью в 1475 лошадиных сил. Этот двигатель позволил перейти от «Фридриха» к «Густаву» - еще более тяжёлому самолету с усиленным вооружением.

Еще одной новинкой, характерной для Bf.109G, стало использование MW 50 - оборудование, подававшее в цилиндры мотора закись азота, что приводило к резкому повышению выходной мощности. Этот своеобразный форсаж обеспечивал пилотам люфтваффе существенное преимущество в бою.

Bf.109G-6

Эта субмодификация является наиболее многочисленной. Производство Bf 109G-6 началось в феврале 1943 года и закончилось летом 1944. За это время было выпущено более 12 тысяч таких машин. Столь значительный «тираж» объясняется в первую очередь универсальностью истребителя. Bf.109G-6 был неплох в бою во всем диапазоне высот, что позволяло ему воевать как на Восточном, так и на Западном фронтах. Кроме того, самолет нетрудно было приспособить к любым климатическим условиям. Имелись «тропические» и «дальние» истребители Bf.109G-6, а также «командирские», разведывательные и высотные варианты. В последнем случае на «Мессершмитт» устанавливался двигатель DB 605AS.

На некоторых вариантах Bf.109G-6 вместо 20-миллиметровой MG 151 устанавливались более мощные 30-мм пушки – MK 103 или MK 108.

Bf.109G-14

Этот вариант «Густава» представлял собой результат внесения наиболее полезных изменений в субмодификацию G-6. В частности, вместо мотора DB 605A устанавливался DB 605AM. Кроме того, каждый самолет комплектовался системой MW 50, ранее устанавливавшейся от случая к случаю. Кроме того, была проведена стандартизация всех деталей Bf.109, что существенно повысило эффективность кооперации при производстве истребителя.

Bf.109G-10

Как ни странно, серийное производство этого варианта истребителя началось позже, чем выпуск субмодификации G-14. По сравнению с другими «Густавами», версия G-10 была более скоростной. Самолет оснащался моторами DB 605 D-2, характеристики которых практически не отличались от показателя «базового» двигателя. Преимущество этой силовой установки – сравнительная простота массового выпуска.

Bf.109K

«Курфюрст» появился в люфтваффе на ранее осени 1944 года, и большой роли в завершающих сражениях Второй мировой не сыграл. В этом плане его судьба напоминает не очень счастливую «биографию» реактивных Me-262 и Me-163. «Базой» для истребителя являлась субмодификация Bf.109G-10. Аэродинамические характеристики самолета заметно улучшили: крыло «разгладили», оптимизировали сопряжение фюзеляжа и кабины.

Кроме того, этот Messerschmitt получил усовершенствованные маслорадиаторы и воздухозаборники. Система охлаждения мотора также стала более эффективной.

Все эти меры привели к увеличению скорости истребителя, что позволило установить дополнительное вооружение – две крыльевые 20-мм пушки MG 151. Дальнейшему усовершенствованию конструкции помешало поражение Германии в войне, так что «Курфюрст» в результате оказался последней субмодификацией «Мессершмитта».

Bf.109T

Эта субмодификация создавалась как вариант самолета Bf.109E, приспособленный к совершению посадок на палубу немецкого авианосца «Граф Цеппелин». Строительство этого корабля то прекращалось, то возобновлялось, но в итоге он так и не вошел в состав «Кригсмарине». От всех прочих версий «Мессершмитта», Bf.109T отличается более длинным крылом, оснащенным специальным узлом для складывания, усиленным шасси и более прочным фюзеляжем. Кроме того, самолет оснащался посадочным крюком и дополнительной взлетно-посадочной механизацией.

Историческая ценность

«Мессершмитт» был и остается одним из наиболее узнаваемых символов Второй мировой войны. Правда, сражался он «на неправильной стороне истории», однако, выдающиеся для тех лет летно-технические характеристики машины всегда вызывали невольное уважение даже у тех, кто пострадал от неё в бою. Сегодня эти истребители хранятся в музеях, а на их точных копиях выполняются демонстрационные полёты. Можно сказать, что Bf.109 стал самым знаменитым из когда-либо построенных истребителей. В этом отношении у него, вероятно, еще долго не будет равных соперников.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Вторую Мировую войну невозможно представить без воздушных сражений. Ведущие мировые державы пытались завоевать воздушное господство над полем боя или над территорией своего противника. Основная роль в этом отводилась истребителям.

Хотя они и не являлись главным оружием ВВС, для обеспечения безопасной работы бомбардировщиков и штурмовиков было необходимо авиационное прикрытие. Наиболее массовым в ВВС мира истребителем стал Messerschmitt Bf.109, выпущенный в различных модификациях больше чем в 34 тысячах экземпляров.

Какая была история создания

Одним из следствий поражения Германии в Первой Мировой войне был полный запрет на разработку и создание военных самолетов. Ситуация изменилась с приходом к власти, в Веймарской республики, НСДАП во главе с Адольфом Гитлером.

Новое правительство сразу взяло курс на милитаризацию страны. Одним из лидеров партии был лётчик-герой Первой Мировой войны – Герман Геринг. Он и возглавил образованное в 1933 году министерство авиации.

Министр рьяно взялся за порученное дело и уже в 1934 году было объявлено о конкурсе среди самолетостроителей на создание истребителя со скоростью не менее 450 км/ч.

Конструируемые самолёты должны были представлять собой одноместные монопланы, призванные прийти на смену морально устаревшим бипланам Хейнкель 51 и Арадо 68.

К участию в конкурсе пригласили фирмы Хейнкель, Фокке-Вульф и Арадо. Фирму Мессершмитта не пригласили по причине отсутствия опыта в проектировании скоростных боевых самолетов.

В этом же году в фирму Bayerische Flugzeugwerke (Bf) (на русский можно перевести как Баварские самолетные заводы) начала разрабатывать самолет с подобными характеристиками для королевского военно-воздушного флота Румынии.


Когда известие об этой разработке дошло до правительства, разгорелся грандиозный скандал, в результате которого фирму Вилли Мессершмитта допустили к конкурсу.

28 мая 1935 года первый Messerschmitt Bf.109 поднялся в небо, причём на нем был установлен английский мотор.

В области производства двигателей для самолётов Германия в то время была далеко от ведущих мировых держав.

Приёмная комиссия не выявила победителя среди представленных на конкурс самолетов. Основная борьба была между фирмами Мессершмитта и Хейнкеля. Несмотря на то, что максимальная скорость Bf.109 оказалась на 17 км/ч выше конкурента, он стоил дешевле и был легче в управлении, окончательного решения принято не было.

Сотрудники люфтваффе склонялись на сторону Хейнкеля He-112. Особо хочется отметить, что этой точки зрения придерживался известный пилот Эрнст Удет, со временем кардинально изменивший свои взгляды.

Поскольку комиссия так и не смогла определиться с победителем, конкурентам сделали предзаказ по 10 самолетов каждой из фирм. Начавшаяся в 1936 году испанская гражданская война стала прекрасным полигоном для военной техники многих стран мира.

В составе войск генерала Франко участвовали лётчики германского легиона “Кондор” образованного в 1935 году люфтваффе (воздушных войск). Боевое применение показало явное преимущество конструкции Мессершмитта, которую приняли в 1937 году на вооружение.

Какая была конструкция самолёта

В середине 30-х годов прошлого века в военном авиастроении наметился переход от бипланов с воздушным охлаждением двигателя, к монопланам с жидкостным. Этот переход обосновывался резковозрастающей скоростью самолета, что позволяло более оперативно выполнять боевые задачи.

Появившийся Messerschmitt Bf.109 полностью отвечал требованиям современности.

Он представлял собой моноплан с расположением крыла в форме трапеции внизу фюзеляжа, с двигателем жидкостного охлаждения.

Сам самолёт был цельнометаллическим, с двигателем, размещённым в носовой части фюзеляжа. В его центральной части размещалась закрытая кабина, с прозрачным остеклением из плексигласа, обеспечивающая лётчику хорошие условия обзора вперед и по сторонам, обзор назад практически отсутствовал из-за мешающего взгляду гаргрота, и оперения машины.


В кабине установили навигационное оборудование и систему контроля управления самолётом. Почти все воздушные судна оборудовались кислородными приборами и радиостанциями. На последних модификациях устанавливалась система распознавания “свой-чужой” FuG 25А, которая самостоятельно подавала ответный сигнал на наземную радиостанцию.

Два топливных бака суммарным объёмом 400 литров размещались под сиденьем лётчика, и за его кабиной. Стоит отметить что существовала возможность использовать подвесные топливные баки – ПТБ, каплевидной формы, размещённые под фюзеляжем.

Стойки шасси крепились на фюзеляже и убирались в специальные, не полностью закрывающиеся ниши, размещённые в крыле.

Из-за этой конструктивной особенности колея шасси была узкой, что вызывало определённые сложности при рулёжке.

Убиралось шасси посредством гидропривода, колеса оснащались гидравлическими тормозами. Расположение шасси, таким образом, объяснялось удобством ремонта самолёта, для замены консоли крыла требовалось немного времени. Но в тоже время узкая колея шасси привела к высокой аварийности истребителя.

Оригинальную изюминку Мессершмитта Bf-109 имело его хвостовое оперение – благодаря тому, что опирающийся на подкосы стабилизатор был подвижным, пилот мог изменять его угол установки прямо в полете. Это положительно сказывалось на его манёвренности. Изначально до версии Е, стабилизаторы имели подкосы придававшие жесткость конструкции, но с модификации F их убрали.


В качестве силовой установки на ранних модификациях устанавливали двигатель Jumo 210 различных версий. Позднее с Е-серии в качестве силовой установки стали использовать мотор Daimler-Benz DB601, а затем различные его модификации.

Основной упор делался на возрастание мощности двигателя, а также оснащение его дополнительным оборудованием, которое также влияло на его мощность. Стоит отметить и установку на самолет карбюратора который надежно работал при любом положении самолета в воздухе.

Какое вооружение имелось на самолете

Как основное вооружение первые модификации Messerschmitt Bf.109 имели сначала три, а впоследствии четыре пулемёта калибра 7,92 миллиметра.
Расположение пулемётов было следующим:

  • два синхронных пулемета MG-17 над мотором;
  • пара MG-17 в консолях, вне области ометания винта.

Самолет Messerschmitt Bf.109E получил пушечное вооружение – на каждой из консолей крыла устанавливалась двадцатимиллиметровая пушка MG/FF. В фюзеляже устанавливались два синхронных пулемёта MG калибра 7,92 миллиметра.


Крыльевые пушки не устанавливались, вместо них устанавливали мотор-пушку MG-151/15 или 151/20 на поздних модификациях. Тело пушки устанавливалось в развале цилиндров двигателя, ствол выходил наружу через вал винта.

В качестве дополнительного вооружения у «Фридриха» появились подвесные гондолы с авиапушками калибра 15-20 миллиметров. Наличие такой комплектации обозначалось в марке самолета добавленной литерой с цифровым обозначением.

Литера «R» обозначала, что на консолях самолета смонтированы обтекатели с авиапушками полевого доработочного комплекта, число обозначало тип комплекта: подвесной бак, балочный держатель, фотоаппаратура или подвесные орудия.

Самой распространённой моделью самолёта стал Messerschmitt Bf.109G.

Огневая мощь самолёта еще более усилилась, вместо стандартных немецких пулемётов MG калибра 7,92 миллиметра он получил пулемёты MG-131 калибром в 13 миллиметров.

На самолётах Messerschmitt Bf.109G-6 появилась размещённая в развале мотора пушка калибром 30 миллиметров MK-108. Для ликвидации истребителя с одним мотором хватало одного попадания, двухмоторный истребитель уничтожался попаданием 5-6 снарядов.

В 1943 году Messerschmitt Bf.109G-6 обрел ракетное вооружение – на каждой из консолей крыла устанавливалась одна пусковая труба. Ракета имела массу 40,8 килограмма, наведение осуществлялась зеркальным прицелом, а стабилизация в воздухе проходила за счёт вращения. Эффективная дальность составляла 1200 метров, что превышало возможность поражения пушечным или пулемётным огнём.


Тогдашнее развитие авиационных ракетных вооружений не позволяло наносить прицельные выстрелы по одиночным самолётам, поэтому ракеты применялись для уничтожения американских и английских бомбардировщиков летящих плотной массой.

Модификации самолета Messerschmitt Bf.109 и их ТТХ

Messerschmitt Bf.109A исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, существовал ли в принципе этот вариант самолета. Часть специалистов полагают, что было произведено 20 экземпляров этой модификации, другие полагают, что индексом “A” именовались три первые опытные машины.

  1. Messerschmitt Bf.109B. Армейское прозвище Bruno, впрочем, некоторые источники указывают Bertha. Первая серийная модификация, выпуск начался в 1937 году в Аугсбурге. Имел мотор Jumo 210 мощностью 680 л.с. и скоростью на высоте 422 километра в час. Вооружение состояло из трех, позднее четырех пулеметов MG 17 калибра 7,92 миллиметра.
  2. Messerschmitt Bf.109C. Здесь также имеются расхождения по прозвищу – наиболее популярный вариант Caesar, но встречалось также Clara. В качестве силовой установки имел усовершенствованный мотор Jumo 210A, оборудованный системой впрыска топлива и мощностью 700 л.с. Благодаря повышению мощности скорость на высоте выросла до 468 километров в час. В серию запущен в начале 1938 года.
    Вооружение – 4 пулемета MG 17 калибра 7,92 миллиметра.
  3. Messerschmitt Bf.109D имел армейское прозвище Dora. Серийный запуск произошел в первой половине 1938 года. В качестве силовой установки планировалось установить двигатель Daimler Benz 600, но в реальности моторов промышленность не произвела, поэтому устанавливали Jumo 210D, аналогичный Jumo 210A, но не имевший системы впрыска топлива. Масса цельнометаллического планера увеличилась, соответственно скорость на высоте упала до 450 километров в час. Вооружение не изменилось – 4 MG 17 калибра 7,92 миллиметра, впрочем, некоторое количество самолетов имело только 2 пулемета.
  4. Messerschmitt Bf.109E. Имел прозвище Emil и являлся первым истинно серийным самолетом. Двигатель был Daimler-Benz DB 601, который проявил себя с самой лучшей стороны. Он имел 1175 лошадиных сил и позволял самолету развивать на высоте 4500 метров скорость 560 километров в час. Так как самолет постоянно модернизировался, то вооружение менялось. Самым популярным для Эмилей стала установка двух 20-миллиметровых пушек MG-FF и 2 MG-17 калибра 7,92 миллиметра. В позднейших вариантах, начиная с E-7, появилось бронестекло кабины толщиной 58 миллиметров, а за сидением летчика бронеплита в 6 миллиметров.
  5. Messerschmitt Bf.109F Прозвище Friedrich. Сражение в небе Англии в 1940 дало понять, что германские истребители с одним двигателем не превосходят английские “Спитфайры”. Поэтому немецкие конструкторы внесли множество различных корректив: улучшилась аэродинамика, топливные баки получили слой резинового протектирования, способного затянуться при пробитии отверстия в баке, мотор устанавливался более мощный, улучшились возможности рулежки. К началу агрессии на Советский Союз примерно 2/3 парка истребителей Германии составляли именно эти летательные аппараты. Мотор DB 601 в 1200 лошадиных сил обеспечил скорость в 575 километров в час.
  6. Messerschmitt Bf.109G По прозвищу Gustav самая распространенная и удачная модификация летательного аппарата. Производился в различных вариантах, кроме собственно чистого истребителя – высотный, разведчик, ночной, истребитель с функцией легкого бомбардировщика. В дополнение к 20-миллиметровым пушкам установили крупнокалиберные 13-миллиметровые пулеметы. Мощность мотора Daimler Benz DB 605 AM достигла 1475 лошадиных сил, что обеспечило скорость в 640 километров в час.
  7. Messerschmitt Bf.109K. По прозвищу Kurfurst. На вооружении со второй половины 1944 года. Усилилась мощность мотора Daimler Benz 605 SDM/DCM до 2000 лошадиных сил, а максимальная скорость могла достигать 720 километров в час. Кроме этого, пушечное вооружение также усилилось – 2х30-миллиметровые пушки, или 3х20-миллиметровые, которые устанавливались на двигатель и фюзеляж.
Характеристики Messerschmitt Bf.109B Messerschmitt Bf.109C Messerschmitt Bf.109D Messerschmitt Bf.109E Messerschmitt Bf.109F Messerschmitt Bf.109G Messerschmitt Bf.109K
Длина м 8,55 8,55 8,55 8,64 8,94 9,02 9,02
Размах крыла м 9,85 9,85 9,85 9,85 9,92 9,92 9,97
Вооружение 3×7,92-мм пулемёта 4×7,92-мм пулемёта 4×7,92-мм пулемёта 2×7,92-мм пулемёта
2×20-мм пушки
2×7,92-мм пулемёта
2×20-мм пушки
2×13-мм пулемёта
1×20-мм пушка или
1×30-мм пушка
2×13-мм пулемёта
1×30-мм
пушка
Взлетная масса кг 2150 2300 2400 2510 3150 3200 3375
Двигатель л.с. 640 730 640 1000 1300 1475 2000
Скорость на высоте км/ч 465 470 460 573 610 640 720
Максимальная высота м 8200 8400 8100 10500 12000 11500 12500

Заключение

Самолет Messerschmitt Bf.109 оказался одной из самых удачных военных конструкций применявшихся в войне.

Он выдержал множество модификаций и прошел всю войну от ее первого дня до самой капитуляции Германии. По успешности конструкции среди боевой техники его вполне можно сравнить с самым массовым танком Второй Мировой - советским Т-34.

Видео

Истребитель Bf.109 Мессершмитт (нем. Messerschmitt Bf.109, в СССР традиционным стало обозначение Ме-109) – это одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, который стоял на вооружении люфтваффе и ВВС ряда других государств на протяжении почти 30 лет. В зависимости от модификации он мог применяться в роли истребителя, высотного истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика или разведчика. На протяжении всей Второй мировой войны являлся основным самолетом люфтваффе. До конца войны на апрель 1945 года было произведено 33 984 истребителей Bf.109 всех модификаций. Мессершмитт Bf.109 стал самым массовым истребителем в , а по количеству выпущенных экземпляров уступил только советскому штурмовику Ил-2.

Считается, что в свое время Bf.109 заложил новые стандарты проектирования истребителей во всем мире. Во многом он стал примером и образцом для многих скоростных цельнометаллических одноместных истребителей-монопланов того времени. Конечно, здесь есть доля преувеличения, но и доля правды в этом есть. Спроектированный Вилли Мессершмиттом и его главным конструктором Вальтером Ретхелем истребитель на самом деле стал самым совершенным в своем классе на момент появления на свет. Более того, этот истребитель сумел поддержать успех своего дебюта и в дальнейшем, постоянно совершенствуюсь, обзаводясь новым вооружением и двигателями, он не сдавал своих позиций в течение 7-8 лет, что для того времени, когда мировая авиация развивалась беспрецедентными темпами, было безусловным достижением.


Истребитель Bf.109 можно назвать конструкторским шедевром. Эта машина не была похожа ни на что созданное до него. При его создании конструкторы не уделили дани традиционным взглядам на самолет истребитель, при его проектировании применялись только самые передовые разработки в области конструирования и аэродинамики, благодаря чему самолет смог продемонстрировать выдающиеся для тех лет летные характеристики. Мессершмитт Bf.109 представлял собой сочетание минимально возможного планера с одним из самых мощных двигателей, с самой передовой для тех лет цельнометаллической конструкцией, которая имела работающую обшивку, автоматические предкрылки и щелевые закрылки, убираемые в полете стойки шасси и закрытый фонарь кабины пилота.

Летающий экземпляр Bf.109, частый гость многих аэрошоу


Даже к лету 1940 года, спустя 5 лет, после своего первого полета, Bf.109 все еще превосходил все противостоящие ему истребители союзников, за исключением возможно, только главного на тот момент своего противника – английского Спитфайра, над которым он все же имел превосходство в пикирующих качествах, скороподъемности, скорости на высотах ниже 6000 метров. Конечно, как и любой другой самолет Мессершмитт Bf.109 имел и свои недостатки. Некоторый радикализм его конструкции определял ряд из них. Но конструкторы данного самолета продемонстрировали свой талант, которому в дальнейшем не уступили и производители машины. Немцам удалось создать истребитель, который превосходил по своим летным данным всех своих британских, французских, а позднее и советских визави. Управляемость истребителя была отличной во всем диапазоне скоростей. Bf.109 отлично реагировал на рули даже при потере скорости и не обладал тенденцией сваливаться в штопор; самолет демонстрировал высокие углы атаки на сравнительно малых скоростях; шасси самолета позволяло резко тормозить и хорошо рулить на высоких скоростях. Появление такого самолета стало настоящей удачей для люфтваффе, которое на момент своего становления сразу же получило самолет такого калибра.

Конструкция истребителя представляла из себя низкоплан с двигателем водяного охлаждения. За все время серийного производства двигатель самолета изменялся от Jumo-210, затем DV-600, а на машинах последних модификаций – DB-601 или DB-605. Одновременно с этим росла и мощность двигателя с первоначальных 700 л.с. до 1475 л.с., а при применении систем форсирования двигателя MW-50 или GM-1 его максимальная мощность вырастала до 1800-2000 л.с. Кабина пилота была расположена в средней части фюзеляжа и полностью закрывалась фонарем, который откидывался на правый борт машины. Остекление фонаря кабины было выполнено из высококачественной прозрачной пластмассы, которая обеспечивала пилоту истребителя отличный обзор.
Обычно на самолет устанавливался кислородный прибор, в хвостовой части фюзеляжа находилась радиостанция. На последних моделях истребителя использовалась также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25A, которая представляла собой приемопередатчик, который принимал сигналы наземной УКВ-радиостанции и в автоматическом режиме передавал ответный условный сигнал. Непосредственно под сиденьем пилота и за кабиной находилось 2 металлических топливных бака, общая емкость которых составляла 400 литров. Некоторые модификации истребителя предполагали возможность установки под фюзеляжем дополнительного топливного бака.

Bf.109 словацких ВВС в полете


Истребитель обладал низкорасположенным трапециевидным крылом, которое имело работающую металлическую обшивку, прикрепленную впотай. Крыло отличалось исключительно малым весом. К примеру, консоль крыла истребителя Bf 109 начальных модификаций В и D имела вес всего 130 кг (без вооружения). При помощи домкрата и специальных стыковочных узлов консоль крыла можно было заменить в полевых условиях, при помощи 1-2 механиков. Достигалось это за счет того, что стойки шасси крепились не к крылу, а к силовому узлу фюзеляжа и в полете убирались в крыло, где для них были предусмотрены специальный закрывающиеся ниши. При этом данное решение трудно назвать идеальным, так как колея шасси оказалась достаточно узкой, что, в свою очередь, отрицательным образом сказывалось на устойчивости истребителя во время рулежки по ВПП и при взлете.

Уже после войны один из самых известных немецких ассов Э. Хартманн говорил, что единственной проблемой Мессершмитта был взлет. Истребитель обладал очень мощным двигателем и достаточно узкой колеей шасси. В том случае, если он слишком рано отрывался от земли, машину могло просто развернуть на 90 градусов, в результате таких аварий немцы потеряли немало хороших пилотов.

Серийные модификации истребителя

Bf.109B
Первый промышленный вариант истребителя получил название Messerschmitt Bf.109B или Bruno («Бруно»). Самолёт оснащался двигателем Jumo 210 мощностью 680 л.с. и был вооружён тремя (в более поздних модификациях - четырьмя) пулемётами MG 17 винтовочного калибра 7,92 мм. Максимальная скорость 463 км/ч. К производству данного самолёта приступили в феврале 1937 года на заводе в Аугсбурге.

Техники ремонтируют Bf.109 на полевом аэродроме


Bf.109C
В начале 1938 года немецкие заводы перешли к производству следующей массовой модели самолёта, которая известна, как Messerschmitt Bf.109C Caesar «Цезарь» («Цезарь»). Машина имела ряд конструктивных усовершенствований в сравнении с Bf.109B, а также оснащалась чуть более мощным двигателем Jumo 210A – 700 л.с. с системой впрыска топлива. Максимальная скорость составляла 468 км/ч. Bf.109C имел на вооружении 4-е пулемёта MG 17: 2 из них располагались над двигателем, и по одному – у основания каждого крыла.

Bf.109D
Вслед за «Цезарем» появился Messerschmitt Bf.109D Dora («Дора»). Его вооружение осталось прежним и состояло из 4-х пулеметов калибра 7,92-мм, у незначительного количества истребителей вооружение ограничивалось лишь 2-мя пулемётами. Данная модель была переходной к более совершенному Bf.109E и должна была получить новый двигатель Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с., но из-за их недостатка, на «Дору» также установили Jumo 210.

Bf.109E
Модификация под названием Messerschmitt Bf.109E Emil («Эмиль») стала, по сути, первой по-настоящему массовой для данного истребителя. Истребитель получил новый достаточно мощный двигатель Daimler-Benz DB 601A, мощностью 1100 л.с., оснащенный гидромуфтой в приводе нагнетателя и системой непосредственного впрыска топлива. Скорость самолета возросла до 548 км/ч. При этом главным был тот факт, что данный двигатель оказался существенно надёжнее своего предшественника. Истребители данной модификации начали поступать на вооружение частей в 1939 году. Чаще всего они были вооружены 2-мя 20-мм пушками MG FF, расположенными в крыле и 2-мя 7,92-мм пулемётами, установленными над двигателем. Начиная с версии Е7 самолет получил 6-мм стальную бронеплиту, расположенную за баком и перекрывающую всё сечение фюзеляжа, а также бронестекло кабины пилота толщиной 58-мм, которое устанавливалось под углом в 30 градусов.

Истребители Bf.109F на заводском аэродроме


Bf.109F
Воздушная Битва за Британию продемонстрировала, что «Эмиль» способен на равных сражаться с новейшим британскими истребителем Спитфайр Мк 1, но появление новых модификаций Спитфайра сводило преимущество на нет. Поэтому на смену «Эмилю» пришёл Messerschmitt Bf.109F «Фридрих». Он начал поступать в части весной 1941 года, и уже к середине года до 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой моделью. Машина получили новый более мощный двигатель Daimler-Benz DB 601E, мощностью 1300 л.с. Скорость истребителя возросла до 610 км/ч. Вооружение состояло из 2-х 7,92-мм пулеметов и 20-мм пушки MG-151/20, которая стреляла через вал винта.

Bf.109G
Следующей модификацией, ставшей и самой массовой, являлся Messerschmitt Bf.109G Gustav («Густав»). Истребитель получил новый двигатель Daimler Benz 605, мощностью 1475 л.с. Максимальная скорость выросла до 650 км/ч. Было усилено и вооружение машины: вместо пулеметов винтовочного калибра MG 17 были установлены новые 13-мм пулемёты. По бокам капота двигателя стали заметны характерные выступы – обтекатели питающей системы для новых пулеметов. Вместе с этим рос и вес истребителя. По сравнению с «Фридрихом» на 10%, по сравнению с первыми «Бруно» на 46%. Новый истребитель начал поступать в войска в мае 1942 года.

По сути, именно в этом момент истребитель Мессершмитт Bf.109 достиг своего потолка в технологическом развитии и в идеальной ситуации должен был уступить свое место другим более совершенным моделям. Но истребитель, который должен был его заменить – Me.209 все еще находился в стадии создания, в то время как дела на фронтах по-прежнему складывались в пользу Германии, и высшее руководство Рейха приняло решение пойти по пути дальнейшего совершенствования истребителя. Именно на истребителе серии G в начале 1944 года впервые появилась центральная пушка калибром 30 мм (MK-108), которая оснащалась лентой на 60 снарядов. Одного такого фугасного снаряда массой 330 грамм было достаточно для уничтожения одномоторного цельнометаллического истребителя, на бомбардировщик требовалось 4-5 снарядов.


Bf.109K
Последней серийной модификацией истребителя стал Messerschmitt Bf.109K Kurfurst («Курфюрст»), поставки которого в боевые части начались в сентябре 1944. Истребитель оснащался мощным двигателем Daimler Benz 605 SDM/DCM, мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 695 км/ч. Данный истребитель отличался усиленным вооружением: на некоторые варианты устанавливалось до 2-х 30-мм или 3-х 20-мм пушек. Более распространенным был вариант с 30-мм пушкой MK-108 или MK-103, а также двух 15-мм пушек MG-151.

Использованы источники:
www.airpages.ru/lw/kon109.shtml
www.base13.glasnet.ru/wol/me/109.htm
http://www.airwar.ru/

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS