Разделы сайта
Выбор редакции:
- Приснилось мурлыканье кошки во сне
- Как правильно проводить ритуал гадания на кофейной гуще: толкование значений
- Закон о продаже энергетических напитков: описание, требования и эффективность
- Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда
- Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)
- Вивальди «Времена года» — история создания Вивальди времена года история создания для детей
- Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)
- После инсульта быстрее восстановить речь
- Закорин Н.Д. Экономика туризма как объект научных исследований (по материалам ВАКовских публикаций). Научные исследования. Сущность и особенности Туризм как специфический объект исследования
- Рассчитать время изменения давления при постоянной температуре
Реклама
Учимся говорить после инсульта упражнения. После инсульта быстрее восстановить речь. Можно ли помочь народными средствами |
Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи. Дата публикации статьи: 08.06.2017 Дата обновления статьи: 29.05.2019 Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и . Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта. Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:
Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий. Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда. Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановлениеСамые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей). При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:
Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью. Общие правила и мероприятияДля восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:
Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить. Для этого необходимы:
Как происходит восстановлениеВажно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями). Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно. Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом. Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха. Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее. КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки Помощь логопедаПеред тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий. Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:
Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга. Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения Полезные упражненияВсем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам. Эффективные приемы и упражнения:
Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса). Упражнение при афазии Дополнительные методыРабота над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:
ПрогнозСамые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:
Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%. Различные нарушения речевой функции - частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента. Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния. Почему человек теряет способность говорить?Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли. Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия). При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный. Типичные центры речи у человека Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно. Другие нарушения речиВ результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков. Другой вариант - отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять. Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников. Как развивается потеря и восстановление речиВ первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников. Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может. Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих. Несколько советов для родственников:
Способы работы логопедаНаиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.
Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса. В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения. Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей. Какие упражнения можно выполнять домаДля самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения - до 10.
«Языковые» упражнения:
Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом. Восстановление речи после инсульта - одна из сложнейших задач, решить которую просто необходимо. Инсульт в России регистрируется в количестве 400000 диагнозов в год. Инсульт различают 2 видов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (инфаркт мозга). Сущность проблемыНарушение речи при инсульте - самое частое и тяжелое последствие, когда теряется способность общаться и говорить. Речь - это знание слов, умение ими оперировать, составлять фразы и предложения, за это отвечает левое полушарие. В мозге имеются 2 речевые зоны: Брока и Вернике. При поражении зоны Брока возникает моторная афазия: речь теряется полностью, устная и письменная, или она замедлена, дается с усилиями, телеграфна. Речь окружающих больные понимают, они часто пассивны, безразличны. Если поражена зона Вернике, то наступает сенсорная афазия: речь становится без смысла, хаотичной. Афазия возникает после инсульта сразу, сначала она тотальна, то есть человек не говорит, не понимает, не узнает. Через какое-то время больной начинает понимать обращенную к нему речь, узнает родных, но сам произносить ничего не может. Это следующая ступень - моторная афазия, далее свои мысли больной уже может выражать тоном, звуками, не умеет соединять их в слова. Сенсорная афазия развивается чаще при инфаркте мозга. Речь окружения кажется больному иностранной. Самая незначительная афазия - амнестическая. При ней больной плохо воспринимает какие-то сложные обороты, забывает названия предметов, но может их описать, нарушена зрительная память. Тотальная афазия встречается в трети случаев. Это самая тяжелая форма, когда больной и не говорит, и не понимает слов. Сенсорная афазия восстанавливается быстрее всех. Кроме афазии, есть и другое нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции - дизартрия. Из-за онемения языка нарушено произношение, но больной все понимает, может читать и писать. Если голос становится глухим, согласные не произносятся, темп произношения замедленный, то это свидетельствует о поражении зоны мозжечка, спастического паралича целого речевого аппарата. Речь всегда восстанавливается долго, может быть до нескольких лет, требует максимума терпения от домашнего окружения, не всегда дает результаты на 100%, но надо надеяться. Работать с пациентом начинают сразу по стабилизации состояния, этим занимается логопед. Чтобы восстановить речь, нужно растормозить центры речи в левом полушарии, для этого есть ряд методов. В первую очередь - логопедический с проведением занятий в письме и чтении, в дальнейшем - закрепляющие речь. Применяется метод воздействия музыкой, хирургический способ, физиолечение, медикаментозная терапия, но в любом случае обязательным является хороший уход за больным. Занятия с логопедомЗанятия с больным нужно начинать как можно раньше, тогда в первые 6 месяцев можно добиться наилучших результатов. Первые занятия лучше проводить в присутствии родных, тогда и они смогут запомнить многие задания логопеда и применять их дома. Логопеда нужно посещать после выписки, позже регулярно приглашать его домой, с больным его работа начинается уже в стационаре, на 1-3 неделе после госпитализации. Логопед с помощью своих методик помогает больному постепенно восстановить речь с азов и далее в порядке усложнения. Специалист восстанавливает утраченную речь пациента различными картинками, детским лото, чтением букваря, произношением слогов, затем целых слов, предложений, затем и речевых оборотов, обучает больного языку жестов и др. Сначала им проверяется реакция на шепот. Изначально даются простые занятия, постепенно они усложняются. Это показ и называние различных предметов, действий на картинках и т.д. Важно стимулировать больного на диалог, даже в виде кивков, жестов. Проговаривать неоконченные предложения, чтобы больной их сам закончил. Если для больного это сложно, дают для прослушивания любимые мелодии, в процессе чего он включается в этот процесс, пытается подпевать, сначала невнятно, но постепенно это будет все более четко. Логопед должен произносить и комментировать вслух все, что он собирается сделать, даже если он просто хочет поправить подушку или одеяло. Сначала тренировки занимают десять минут, не более, постепенно увеличиваясь, через 2 месяца уже по полчаса. Для сенсорной афазии более приемлем наглядный способ с показом картинок и названием слова, обозначающего предмет, по возможности его срисовыванием.
Инсульт часто приводит к онемению языка, поэтому логопед применяет специальные упражнения для его массажа - различные артикуляционные упражнения. Больной перед зеркалом выполняет следующие движения языком: облизывание языком губ, сначала с верхней, круговыми движениями вправо, затем влево, потом повторяя их сначала с нижней губы, попытки доставания подбородка, носа кончиком языка по возможности, скручивание высунутого языка наподобие трубочки - 3 секунды и др. Позже при выполнении уже более сложных заданий для тех, кто в состоянии произнести слово, предлагается проговаривание скороговорок. Это тоже способствует восстановлению подвижности языка, улучшает дикцию и развивает речь. Как вести себя с больным домаПравила поведения с больным соблюдать нужно обязательно, он может отказываться от занятий, близкие должны всячески помогать ему, подталкивая к лечению и поощряя даже самые небольшие достижения. Такие больные часто могут быть озлоблены, капризны, агрессивны. На это не нужно обращать внимания, нужно это прощать, не выходить из себя. Нельзя кричать и ругать больного ни при каких обстоятельствах. Не нужно договаривать за больным предложения, которые он не смог построить, не прерывать его во время попыток. Не оставляйте больного одного, дефекты его речи принимайте с пониманием, без насмешек, не смейтесь над ним, не старайтесь изолировать больного от общения, втягивайте его в разговоры, общайтесь с ним, обсуждайте события. Фразы необходимо произносить медленно, коротко, сложные фразы он не воспримет. Читайте с ним тексты, расспрашивайте обо всем, пойте с ним песни, стихи, приглашайте к пересказу, просите называть в порядке нарастания цифры, части тела, вспомнить дни недели. Нельзя в присутствии больного рассуждать о негативных осложнениях инсульта, обсуждать ошибки и дефекты слов больного. Постоянно подбадривайте, хвалите пусть даже минимальные успехи и сдвиги, стимулируйте этим. Домашние упражненияУпражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях должны проводиться после присутствия родных у логопеда на тренировках больного и обучению им. Далее хотя бы один раз в месяц надо приглашать логопеда для профессионального корректирования и помощи в занятиях. Это повысит эффективность ваших упражнений дома. Всегда проще запомнить предмет визуально, поэтому чаще тренируйте больного этим, спрашивая предназначения бытовых предметов, просите показать это на картинке. Созвучные слова различаются больным плохо, нарисуйте тогда их изображение и попросите показать на картинке: например, слова - дочка - точка, коза - коса, гора - кора и др. Разговаривать лучше наедине, в группе людей он не различает слова. Можно позже давать ему и задания посложнее на самостоятельность: вставлять слова, которые пропущены, в предложение: он… яблоко, певец …песню и др. Включите его любимые песни. Телевизор можно смотреть не более 2 часов вдень, причем его любимые передачи, чтобы вызвать больного к общению и комментариям. Телевизор и радио должны работать тихо, чтобы не вызвать переутомления. Исправлять и указывать на недочеты нельзя, только поощрять. Атмосфера должна быть только доброй, позитивной, безразличных людей к нему не допускайте. Если что-то не выходит сразу, отчаиваться и показывать этого мимикой и жестами больному нельзя. Он, замечая это, теряет свой позитивный настрой. Заниматься нужно регулярно. Пациент должен знать о вашей любви, что он не обуза для вас. Прекращать с ним заниматься, даже если он отказывается, нельзя. Он может проявлять полное безучастие к болезни и происходящему. Тогда нужно мягко, но настойчиво стимулировать, но не оставлять его без внимания. Дополняющие упражнения дома повторяют по 10 раз, время отдыха и упражнения одинаковы:
Для тренировки мышц языка, помимо перечисленных выше:
После этого выполняются задания на артикуляцию:
Инсульт – это повреждение участков мозга в результате острого нарушения кровообращения. Одним из его симптомов является потеря речи. В зависимости от тяжести поражения, период реабилитации может продлиться от нескольких недель до года и более. Людям, пережившим инсульт, необходима забота и понимание родных и близких. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь восстановить речь больного в домашних условиях, и какие логопедические упражнения нужно делать, чтобы добиться ощутимого прогресса в максимально сжатые сроки. При ишемическом инсульте временно прекращается приток крови к определенным областям головного мозга, а при геморрагическом происходят локальные кровоизлияния. Это приводит к гибели клеток речевого центра или прекращению передачи импульсов от коры головного мозга к голосовому аппарату. Степень имеющихся нарушений будет зависеть от зоны и объема поражений. Так, к примеру, при обширном инсульте в височной области человек не только не говорит, но и перестает читать, писать и понимать чужую речь. Если же инсульт затрагивает мозжечок, у пациента наблюдается паралич всего речевого аппарата, вследствие чего замедляется речь, ухудшается возможность выговаривать согласные. Восстановление речи после инсульта - задача вполне реальная, но к ее выполнению нужно приступать сразу после стабилизации состояния больного. Как показывает практика, наилучшего эффекта удается добиться в течение первых трех месяцев после приступа; потом процесс восстановления замедляется, и шансы на полную реабилитацию стремительно уменьшаются. Нарушения и потерю речи врачи называют «афазия». Специалисты различают следующие виды афазии:
Тотальной афазией называют полное отсутствие возможности говорить и понимать речь. Для моторной афазии свойственно сохранение способности к произношению отдельных звуков и восприятию речи окружающих, но при этом наблюдается потеря возможности выговаривать целые слова. С чтением и письмом возникают серьезные проблемы. В наиболее тяжелых случаях больной вообще не в состоянии разговаривать, читать, писать и понимать кого-то. При сенсорной разновидности нарушений пациенты нормально слышат и способны говорить, но адекватное восприятие логико-грамматических оборотов у них нарушено. Такие больные часто путают обозначения предметов и действий, при разговоре подменяют звуки, и не могут писать. При семантической афазии способность говорить также сохраняется, но в предлогах, окончаниях и сложных лексических конструкциях больной путается. Ему весьма проблематично воспринимать сравнения. Для динамических нарушений типичен разрыв связи между отдельными словами в предложении. После того, как общее состояние пациента перестает внушать опасения, рекомендуется безотлагательно заняться восстановлением речи. Реабилитация при частичной или полной потере речевых навыков в среднем длится 2-3 года, но в отдельных ситуациях может понадобиться 5 лет и более. Обратите внимание: Стойкие нарушения чаще отмечаются у пожилых пациентов и при диффузных атеросклеротических поражениях сосудов. Любые разновидности афазии поддаются коррекции в большей или меньшей степени, но непременным условием для устранения речевой дисфункции являются регулярные занятия. Только профессионал может задействовать оптимальную методику восстановления и подобрать логопедические упражнения с учетом специфики имеющихся нарушений. Он также оценивает динамику процесса, внося по мере необходимости коррективы в план лечебных мероприятий. Задачей логопеда является планомерное восстановление речи пациента. По сути человека вначале фактически заново учат произношению слогов, а потом - и целых слов. Для этого на ранних этапах используют детское лото, специальные карточки и букварь. Врач объясняет человеку, перенесшему инсульт, каким образом можно компенсировать речь языком жестов. Специалист работает в тесном контакте с родственниками больного, от которых зависит, насколько быстро впоследствии удастся в полном объеме восстановить способность к произношению слов. Он также может порекомендовать необходимые пособия и обучающее видео. Упражнения для восстановления речи в домашних условияхРодным и близким человека, который потерял способность разговаривать после инсульта, важно помнить, что речевых контактов избегать нельзя. С больным нужно общаться по возможности больше, причем, всегда спокойным и негромким голосом. Важно: Никогда не пытайтесь форсировать события. Не давайте чрезмерную нагрузку, ведь для восстановления нервных связей нужно время. А чрезмерная торопливость может привести к снижению позитивного настроя или вовсе - к отказу от занятий. Если возникают проблемы с произнесением отдельных слов, не заостряйте на этом внимание. Лучше отвлеките больного и смените тему. Логопеды рекомендуют использовать при занятиях кубики и карточки, вслух называя изображенные на них буквы или предметы, постепенно увеличивая количество объектов и предлагая подобрать к картинкам подписи, нанесенные на отдельные карточки. В обыденной жизни лучше чаще задавать вопросы, читать вслух несложные тексты, и предложить потом пересказать содержание своими словами. Целесообразно использовать числовые ряды и последовательности, в частности - попросить перечислить по порядку месяцы, дни недели или буквы алфавита. Отмечено, что быстро восстановить речевую функцию помогает пение. Даже если слова песни произносятся с трудом, происходит укрепление и разработка мышц лицевой области и голосовых связок. Только петь лучше любимые песни. При положительной динамике можно переходить к произношению скороговорок. Если больной охотно идет на контакт, прогресс достигается гораздо быстрее в ходе групповых занятий. В процессе общения с другими пациентами функция речи восстанавливается более заметными темпами. Если диагностирована моторная афазия, нужно уделять большое внимание разнообразным артикуляционным занятиям для восстановления моторики мимических мышц, языка и губ. При этом запишите занятия с логопедом на видео и просматривайте их в свободное время.
Комплекс нужно повторять регулярно и последовательно. Только в этом случае можно гарантировать улучшение. На начальных этапах логопедическим упражнениям нужно уделят 10-15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса и более. Разминку мышц речевого аппарата нужно продолжать около 10 минут, но обязательно делать несколько «подходов» в течение дня. Чтобы лучше понимать, что делать во время занятий, можно посмотреть соответствующие видео в Интернете. Больным после инсульта показан ряд фармакологических препаратов для улучшения циркуляции крови в т. н. «церебральном бассейне» и нормализации функций нервной системы (в частности - витаминные комплексы и ноотропы). Задачей медикаментозной терапии является профилактика рецидивов и осложнений. Восстановить артикуляцию помогает электростимуляция мышц, принимающих участие в звукообразовании. Ускорить реабилитацию помогают общий и точечный массаж, лечебная физкультура, другие физиотерапевтические процедуры и иглоукалывание. Окружающим следует запастись терпением. Даже если на начальных этапах не будет заметного прогресса, не следует опускать руки. Чем больше вы будете заниматься с близким, тем больше шанс на то, что к нему вернется способность общаться с другими. При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие - полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения. Почему пропадает способность разговариватьПри инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать. Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции. По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:
Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной. Методы восстановления нарушенных речевых функцийПри афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние - на 5-7 сутки.
Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур. Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:
Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь. Можно ли восстановить речевые функции полностью?В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента - нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать. Медикаментозная терапияПрепараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:
Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:
Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно. Упражнения для улучшения дикцииПрежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:
Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.
МассажКогда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:
Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова. Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.
Скороговорки для восстановления речиРодители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:
Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка - “Л” и “В”. Примеры приведены ниже. Со звуком “Б”:
Со звуком “П”:
Со звуком “Л”:
Со звуком “В”:
Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах. Применение народных средствВ дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:
Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног. Помощь логопеда после инсультаРабота логопеда после мозгового удара заключается в следующем:
Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации. Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью». Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать. Вспомогательные инструментыНа сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе. Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.
Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:
Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет. Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб. |
Популярное:
Король Румынии Михай Первый |
Новое
- Как правильно проводить ритуал гадания на кофейной гуще: толкование значений
- Закон о продаже энергетических напитков: описание, требования и эффективность
- Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда
- Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)
- Вивальди «Времена года» — история создания Вивальди времена года история создания для детей
- Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)
- После инсульта быстрее восстановить речь
- Закорин Н.Д. Экономика туризма как объект научных исследований (по материалам ВАКовских публикаций). Научные исследования. Сущность и особенности Туризм как специфический объект исследования
- Рассчитать время изменения давления при постоянной температуре
- Кумранское искушение Что написано в свитках мертвого моря