Главная - Водительское удостоверение
Должно ли казенное учреждение платить госпошлину. Освобождение от уплаты госпошлины бюджетного учреждения за регистрацию договора аренды. Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

Федеральное государственное бюджетное учреждение приобрело основное средство - легковой автомобиль. Учреждением была произведена оплата государственной пошлины за регистрацию автомобиля с выдачей госномера по коду вида расходов 852, по статье КОСГУ 290.
Каким образом отразить в учете бюджетного учреждения начисление и уплату госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД (в корреспонденции со счетом 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам" или 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет")?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты по начислению и уплате государственной пошлины за регистрацию автотранспортного средства с выдачей государственного номера отражаются в учете бюджетного учреждения по счету 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Обоснование вывода:
Согласно НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Доходы в виде поступлений от уплаты государственной пошлины формируют доходы соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ.
Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, регулируется положениями НК РФ.
То есть в данном случае уплата госпошлины установлена законодательством РФ о налогах и сборах, и ее следует рассматривать в качестве расчетов с бюджетом.
В соответствии с п.п. 259, 263 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, расчеты с бюджетом, учет которых не осуществляется с применением иных аналитических счетов счета 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты", отражаются с использованием счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Согласно положениям Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате в установленных законодательством РФ случаях государственной пошлины отражаются по коду видов расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и "Прочие расходы" КОСГУ.
В бухгалтерском учете начисление и уплата государственной пошлины за регистрацию автомобиля с выдачей госномера могут быть отражены на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующими бухгалтерскими записями (п.п. 133, 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174):
1. Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 303 05 730
- отражено начисление госпошлины за регистрацию автомобиля с выдачей госномера;
2. Дебет 0 303 05 830 Кредит 0 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18 (КВР 852, КОСГУ 290)
- отражена уплата госпошлины.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нередки случаи, когда учреждениям приходится обращаться в соответствующие органы или к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий: рассмотрение и разрешение дел в судах различных инстанций, совершение нотариальных действий, проведение государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, постановка на учет в ГИБДД транспортных средств, предоставление (переоформление, продление) лицензий. И это далеко не весь перечень действий, за которые взимается сбор, именуемый государственной пошлиной. Какие льготы по уплате госпошлины действуют в отношении казенных учреждений? Каков порядок уплаты и возврата (зачета) госпошлины? Как отразить в учете операции по начислению и уплате государственной пошлины? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Основания взимания госпошлины

Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, содержатся в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Государственная пошлина является федеральным сбором, взыскиваемым с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК). При этом выдача документов (их дубликатов) признается юридически значимыми действиями, а выдача копий документов - нет.

Госпошлина взимается также с ответчиков, выступающих в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

Льготы по уплате госпошлины

Льготы по уплате государственной пошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35-333.39 НК РФ. Приведем лишь некоторые из них, которые касаются деятельности казенных учреждений.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении этих учреждений НК РФ не предусмотрено.

В свою очередь, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при обращении за совершением юридически значимых действий, определенных гл. 25.3 НК РФ, освобождаются от уплаты госпошлины на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Исключения составляют случаи взимания госпошлины за принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса (пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Кроме этого, государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины:

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);

При обращении за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).

При толковании положений, предусматривающих освобождение от уплаты госпошлины федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, может возникнуть вопрос: применимы ли указанные льготы к казенным учреждениям, находящимся в ведении этих органов?

Для ответа на данный вопрос обратимся к одному из последних Писем Минфина РФ от 18.10.2013 N 03-05-04-03/43581. В нем указано, что положения пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ распространяются также на органы, входящие в структуру (систему) органов государственной власти или местного самоуправления. Что касается казенных учреждений, подведомственных этим органам, то в отношении них льгота по уплате государственной пошлины гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ не предусмотрена. В частности, рассматриваемое в письме федеральное казенное учреждение МВД не относится к органам МВД, следовательно, оно обязано уплачивать госпошлину в общеустановленном порядке.

Аналогичная позиция относительно того, что льготы по уплате госпошлины не распространяются на находящиеся в ведении органов власти (органов местного самоуправления) казенные учреждения, была изложена в письмах Минфина РФ от 17.12.2012 N 03-05-04-03/100, от 19.06.2012 N 03-05-04-03/47, от 28.04.2012 N 03-05-04-03/29, от 23.03.2012 N 03-05-04-03/23, от 21.09.2010 N 03-05-04-03/109, ФНС РФ от 13.03.2012 N ЕД-4-3/4161@, от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3878@.

При этом необходимо учитывать и противоречивую судебную практику по данному вопросу. Так, согласно Определению ВАС РФ от 15.01.2013 N ВАС-17850/12, Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5658/10 освобождение казенного учреждения от уплаты госпошлины зависит от характера исполняемых им функций. А на основании Определения ВАС РФ от 21.06.2013 N ВАС-7060/13 освобождение зависит только от статуса плательщика (федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления).

По мнению автора, казенное учреждение может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины, в случае если юридически значимые действия совершаются в интересах вышестоящего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъектов РФ, органа местного самоуправления. Если же казенное учреждение действует в своих интересах, то госпошлина должна уплачиваться в общеустановленном порядке.

При совершении нотариальных действий от уплаты госпошлины также освобождены:

Школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах (п. 8 ст. 333.38 НК РФ);

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 9 ст. 333.38 НК РФ);

Воинские части, организации Вооруженных Сил РФ, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (п. 10 ст. 333.38 НК РФ).

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий госпошлина не уплачивается, в частности:

За государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.07.2012 N 03-05-05-03/15);

За государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.3 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

За внесение изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

За внесение изменений в ЕГРП при представлении уточненных данных об объекте недвижимого имущества (пп. 4.5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

За государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества (пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

За государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Порядок уплаты госпошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены ст. 333.18 НК РФ, а ее размеры и особенности уплаты, в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств, определены ст. 333.19-333.34 НК РФ.

Как правило, госпошлина взыскивается предварительно, то есть до совершения юридически значимых действий. Исключения составляют случаи, когда госпошлина уплачивается:

В десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда - учреждениями, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины;

Не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, - учреждениями при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна.

Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрены особенности уплаты госпошлины, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы. В этом случае сбор уплачивается плательщиками в равных долях.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

Обратите внимание! В случае если по вине органа и (или) должностного лица при совершении юридически значимого действия в выданном документе была допущена ошибка, при внесении изменений в этот документ госпошлина не уплачивается.

Уплата госпошлины осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме, что подтверждается (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):

В безналичной форме - платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении;

В наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Возврат (зачет) госпошлины

Порядок возврата (зачета) уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен ст. 333.40 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым госпошлина полностью или частично подлежит возврату, в частности:

В случае уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;

При возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судами либо отказе в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

В случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Эта норма не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

При отказе лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

При этом в п. 4 ст. 333.40 указано, что не подлежит возврату госпошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении госрегистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимость, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной госпошлины.

Возврат госпошлины осуществляется на основании заявления, которое направляется плательщиком соответствующему органу или должностному лицу, совершившему в отношении него юридически значимые действия. Если госпошлина подлежит возврату в полном размере, то к заявлению прикладываются подлинные платежные документы, если же частично - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) госпошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Примечание. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм госпошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной госпошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Для справки. Возврат излишне уплаченной (взысканной) госпошлины производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления. Заявление о возврате госпошлины может быть подано в течение трех лет с момента ее уплаты.

Плательщик имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение подобного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ). Причем порядок зачета аналогичен порядку возврата госпошлины, только заявление составляется не о возврате, а о зачете этого сбора.

Бюджетный учет

Расходы казенного учреждения по уплате государственной пошлины следует относить на вид расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей" и статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н).

Порядок отражения в учете операций по начислению и уплате государственной пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий и формы оплаты (по безналу или наличными).

Учет расчетов по уплате госпошлины в безналичном порядке ведется на счете 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 103 Инструкции N 162н).

Поскольку указанный счет предназначен не только для отражения в учете расчетов по уплате госпошлины, целесообразно будет ввести дополнительный аналитический код к счету 1 303 05 000 (п. 1 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по счету 1 303 05 000 ведется в многографной карточке (ф. 0504054) или в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 264 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по начислению и уплате государственной пошлины будут следующими (п. 104, 111 Инструкции N 162н):

Пример 1

Уплата госпошлины за удостоверение копий учредительных документов произведена нотариусу в безналичном порядке с лицевого счета, открытого учреждению в казначействе. С учетом того, что размер госпошлины за каждый учредительный документ составляет 500 руб., всего перечислено 1 500 руб.

Данные операции отразятся в учете следующими проводками:

Уплата госпошлины наличными денежными средствами может производиться через подотчетных лиц. В этом случае учет расчетов с этими лицами необходимо вести на счете 1 208 91 000 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов".

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц, видов выплат и видов расчетов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо журнале операций по расчетам с подотчетными лицами (ф. 0504071) (п. 218 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по уплате государственной пошлины через подотчетное лицо будут следующими (п. 49, 84, 92 Инструкции N 162н):

Выданы подотчетные суммы на уплату госпошлины:

Из кассы учреждения

На расчетную (дебетовую) карту

Приняты к учету расходы по уплате госпошлины на основании утвержденного руководителем авансового отчета

Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:

В кассу учреждения

На расчетную (дебетовую) карту, с последующим зачислением на лицевой счет учреждения

* Данная корреспонденция счетов не указана в Инструкции N 162н, поэтому ее необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (п. 2 Инструкции N 162н).

Обратите внимание! При уплате госпошлины наличными денежными средствами физическим лицом от имени представляемого учреждения к платежному документу должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств учреждению, то есть должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату госпошлины (Письмо Минфина РФ от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43).

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что госпошлина была уплачена наличными денежными средствами через подотчетное лицо. Для уплаты госпошлины подотчетному лицу из кассы учреждения был выдан аванс в размере 1 500 руб. Согласно утвержденному руководителем авансовому отчету расходы по уплате госпошлины приняты к учету.

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Расходы на уплату госпошлины при приобретении, сооружении, изготовлении нефинансовых активов относятся на увеличение их первоначальной стоимости (п. 47, 62, 72, 102 Инструкции N 157н). Для отражения в учете этих операций применяется счет 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" (п. 30 Инструкции N 162н).

Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов затрат по каждому приобретаемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н).

Операции по формированию первоначальной стоимости нефинансовых активов за счет сумм уплаченной госпошлины отразятся в учете следующим образом:

Пример 3

Казенное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 400 000 руб., сумма госпошлины за регистрацию в ГИБДД этого транспортного средства составила 2 000 руб.:

Выдача государственных регистрационных знаков - 1 500 руб.;

Выдача свидетельства о регистрации транспортного средства 300 руб.;

Внесение изменений в паспорт транспортного средства - 200 руб.

Учетной политикой учреждения в целях ведения налогового учета предусмотрено, что приобретенные автомобили принимаются к учету в составе основных средств на дату постановки их на учет в ГИБДД. Госпошлина за регистрацию в ГИБДД включается в первоначальную стоимость автомобилей как затраты на доведение автомобилей до состояния, пригодного для использования в запланированных целях.

В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Сумма, руб.

Сформирована первоначальная стоимость автомобиля:

Отражена стоимость автомобиля

Отражена сумма госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД

Перечислены денежные средства:

За приобретенный автомобиль

На уплату госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД

Принят к учету автомобиль по сформированной первоначальной стоимости

* * *

Подводя итог вышесказанному, выделим основные моменты. Госпошлина не уплачивается казенными учреждениями при использовании в своих наименованиях слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний. Кроме того, освобождение этих учреждений от уплаты госпошлины, по мнению одних судов, зависит от характера исполняемых ими функций, а по мнению других - только от их статуса (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления). Других льгот для казенных учреждений налоговым законодательством не предусмотрено, поэтому уплата госпошлины производится ими в общеустановленном порядке.

Госпошлина для казенного учреждения (Голов А.И.)

Дата размещения статьи: 17.08.2017

Казенное учреждение, согласно Бюджетному кодексу РФ, не только оказывает государственные (муниципальные) услуги, но и в определенных случаях исполняет государственные (муниципальные) функции, обеспечивая реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.

Однако, исполняя государственные (муниципальные) функции, казенные учреждения порой сталкиваются с ситуацией, когда законодательство РФ ставит их в неравное положение с органами государственной власти (местного самоуправления). Например, при обращении в суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных им отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.

Нормы и разъяснения

Налоговый кодекс РФ освобождает государственные органы и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ или арбитражными судами (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

Однако в случае, если в арбитражный суд обращается казенное учреждение, исполняющее государственные (муниципальные) функции, то, как правило, суд отказывает в приеме исковых заявлений в связи с неуплатой казенным учреждением госпошлины на том основании, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого указания на освобождение казенных учреждений от ее уплаты. Даже в том случае, если они обращаются в суд за защитой публичных интересов.

Заметим, что понятие "публичный интерес" в законодательстве также отсутствует несмотря на то, что это понятие употребляется в различных нормативных правовых актах, например в статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ "Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц".

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 75 своего постановления от 23.06.2015 N 25 определил, что под публичными интересами следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Между тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры и иные органы, которые обращаются в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Что же касается государственных органов, органов местного самоуправления, то они освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ и арбитражными судами, в любом случае, если выступают в качестве истцов или ответчиков (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), то есть не только в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Поэтому в случае, если казенное учреждение выступает в защиту государственных и (или) общественных интересов, то нужно руководствоваться подпунктом 1, а не пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Об этом было сказано, в частности, в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 (далее - Постановление N 46).

Напомним, что ВАС РФ был упразднен, но его разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов сохраняют свою силу до тех пор, пока соответствующие решения будут приняты Пленумом ВС РФ (п. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

Так, в пункте 32 Постановления N 46 разъяснено, что к органам, обращающимся в арбитражные суды в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).

При этом под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, которые не входят в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняют публично-правовые функции. Например, таковыми являются ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ЦКБ РФ. Эти органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Пленум ВАС РФ также отметил, что государственное или муниципальное учреждение освобождается от уплаты госпошлины по делу в случае, если оно выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления), участвует в арбитражном процессе в связи с осуществлением этих функций и, соответственно, защищает государственные, общественные интересы .

В другом своем постановлении Пленум ВАС РФ разъяснял, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд в порядке статьи 53 АПК в защиту публичных интересов, реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации . Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации (пункт 12 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

Руководствуясь в том числе данными разъяснениями Пленума ВАС РФ, Верховный Суд РФ, как это часто бывает, "взял на себя" разрешение сложившейся ситуации в связи с уплатой госпошлины казенными учреждениями. Так, в своем определении от 09.03.2017 N 304-ЭС16-16311 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что казенное учреждение не должно платить госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов .

Данное определение ВС РФ вынес при рассмотрении кассационной жалобы по конкретному делу. Проследим, как развивались события, "заставившие" Верховный Суд РФ прийти к указанному выводу об уплате госпошлины казенным учреждением.

Выводы арбитражных судов

Краевое государственное казенное учреждение субъекта РФ (далее - КУ) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения в связи с тем, что перевозка тяжеловесного груза повредила дорогу.

При обращении в суд КУ не уплатило госпошлину, поскольку полагало, что освобождено от ее уплаты на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ в связи с тем, что обеспечивало реализацию полномочий органа исполнительной власти Алтайского края в сфере дорожного хозяйства и осуществляло функцию администратора доходов краевого бюджета. Данные полномочия были закреплены в уставе учреждения. В данном случае КУ выступало в защиту государственных интересов.

Однако Арбитражный суд Алтайского края оставил иск без движения. По мнению суда, он был подан с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК (в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату госпошлины). К такому же выводу пришли апелляционная и кассационная инстанция. В результате иск был возвращен учреждению, поскольку оно не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, то есть в срок, установленный в определении суда, так и не уплатило госпошлину (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Суды всех инстанций пришли к выводу, что нет оснований для освобождения КУ от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. При этом суды посчитали, что в рамках данного спора КУ не выступает в защиту государственных и общественных интересов в том смысле, который ему придает законодатель. А основанием обращения в суд являются гражданско-правовые отношения в связи с причинением вреда автомобильной дороге.

Суды также посчитали, что осуществление функций администратора доходов краевого бюджета не указывает на осуществление функций государственного органа и не наделяет КУ статусом такого органа.

Учреждение не согласилось с выводами судов и обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой.

Выводы Верховного Суда РФ

Судебная коллегия ВС РФ установила, что к собственности Алтайского края относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, который утвержден постановлением администрации Алтайского края.

На основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края автомобильные дороги были закреплены за КУ на праве оперативного управления, и согласно его уставу оно :

Осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них;

Обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам;

Осуществляет исполнение государственных функций в целях обеспечения полномочий управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи в сфере дорожного хозяйства;

Исполняет функции администратора доходов, в том числе прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в краевой бюджет.

Обращаясь в суд с иском о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда, причиняемого указанным автомобильным дорогам, учреждение руководствовалось следующим.

Статья 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности фактически устанавливает плату в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, а Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 устанавливает порядок ее расчета. Внесение данной платы осуществляется при оформлении специального разрешения на движение тяжеловесных ТС. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета. Постановлением администрации Алтайского края установлено, что указанные средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, причиняемого ТС, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, подлежат зачислению в доход краевого бюджета. При этом реализация полномочий по осуществлению расчета, начисления и взимания указанной платы в счет возмещения вреда в отношении указанных участков дорог, по которым проходит маршрут движения ТС, возложена на краевое ГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края".

Следовательно, отметил Верховный Суд РФ, казенное учреждение обратилось в арбитражный суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов, путем взыскания законодательно установленной платы в качестве возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге.

В связи с этим КУ в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины, а выводы судов об отсутствии оснований для освобождения являются ошибочными.

Позиция Минфина по вопросу уплаты госпошлины

Отметим, что Минфин России неоднократно давал разъяснения по вопросу о том, нужно ли казенным учреждениям уплачивать госпошлину в случае, если они выступают в защиту публичных интересов.

Например, в письме от 05.10.2016 N 03-05-04-03/58014 были даны следующие рекомендации. При применении пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ следует учитывать, что иные органы освобождаются от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). При этом под иными органами в смысле указанной нормы Кодекса понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов госвласти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции.

Все это позволяет сделать вывод о том, что положения статьи 333.37 НК РФ не являются пробелом в законодательстве, а требуют правильного их прочтения и применения .

В заключение хотелось бы также отметить письмо Минфина России от 16.03.2017 N 03-05-04-03/14959 по вопросу об освобождении от уплаты госпошлины учреждений и организаций, созданных для обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.

По мнению Минфина, данные учреждения и организации должны освобождаться от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Согласно данной норме федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, освобождаются от ее уплаты.

Таким образом, речь уже идет об обращении не в суд, а в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, например за выдачей лицензии, за государственной регистрацией юридического лица и так далее.

Свою позицию Минфин России объясняет тем, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в том числе через Федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) (п. 3 Положения о МЧС, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868).

В свою очередь указанная служба осуществляет деятельность через собственные подразделения обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы (п. 3 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385). Таким образом, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России, должны освобождаться от уплаты госпошлины.

Если договор заключается не самим арендатором или не самим собственником, то необходимо наличие доверенности. Её реквизиты также нужно указать:

  1. Размер арендной платы. Она устанавливается по соглашению сторон.
  2. Объект аренды. В данном случае, это нежилое помещение.

Собственник помещения должен указать следующую информацию об объекте договора: Кроме этих обязательных пунктов, стороны должны указать:

  • срок, на который заключается договор;
  • обязанности сторон;
  • ответственность сторон за нарушения условий договора;
  • порядок расторжения и изменения условий договора;
  • порядок осуществления расчётов. К договору аренды можно приложить график осуществления платежей.

Плательщики Плательщиками по договору аренды нежилого помещения выступают арендаторы или их представители.

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

Внимание

Поэтому в случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного договора аренды зависит от правового статуса обращающейся стороны (физическое лицо или организация). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Особенности госпошлины за регистрацию договора аренды

Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО «Строймонтаж» заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации — 15 000 руб.
Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет? Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп.
2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп.
1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб. Сумма налога составит: 2000 руб.

Какая госпошлина за регистрацию договора аренды нежилого помещения в 2018 году

Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины.

Важно

Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.42 НК РФ). Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред.

от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).
  • Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм.
  • Кто освобождается от уплаты государственной пошлины?

    Через 10 суток все мероприятия по изменению статуса договорных отношений будут изменены, ему присваивается уникальный идентификационный номер для облегчения поиска необходимых сведений. Заявители получают каждый свой экземпляр с отметкой службы Росреестра с присвоенным порядковым номером прохождения регистрационных действий и даты изменения основных арендных договоренностей по условиям дополнительных соглашений.
    Для юридического лица Сделки по арендным правоотношениям распространены между юридическими лицами, в большинстве случаев оформляются договорные отношения на такие объекты прав: Если владельцем имущества объекты передаются сроком, превышающим 1 год, то все правоотношения подлежат обязательному прохождению процедуры регистрации.

    Уплата государственной пошлины бюджетными организациями

    Инфо

    Департамента, в случае обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления, который на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия. В случае одновременного обращения при совершении указанного юридически значимого действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и арендаторов на основании пункта 2 статьи 333.18 НК РФ размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

    Если оплата проводится через платежные терминалы, расположенные в подразделении, следует внимательно вводить требуемую информацию – данные о КПП, ИНН, название банковской структуры, его БИК, номер корреспондентского счета и тип платежной операции. После получения чека следует обратиться к кассиру и попросить поставить печать структуры, где и осуществлялся платеж. Все сведения практически моментально передаются в единую систему информации, поэтому сотрудник Росреестра может в режиме онлайн провести проверку платежа. Поэтому саму квитанцию можно не предоставлять регистратору при подаче всех документов.
    Но в любом случае чек следует сохранить, если вдруг система даст сбой и проверить прохождение оплаты в режиме реального времени станет невозможным, имен он будет являться главным подтверждением.

    Росреестра;

    • через любые платежные терминалы Сбербанка по реквизитам квитанции;
    • посредством онлайн-банкингов.

    Подтверждением оплаты будет квитанция, выданная кассиром или терминалом. Если расчеты проводятся в безналичной форме, то банк выдает платежное поручение.

    Бланк квитанции по оплате государственного сбора по проведению регистрационных действий с договором аренды имеет свои установленные реквизиты:

    • сведения о лице, проводящего платеж (физическое или юридическое) и его финансовой структуре;
    • личные и паспортные данные;
    • тип услуги, за который проводится оплата;
    • сумма указывается прописью и цифрами;
    • личная подпись плательщики и дата совершения платежной операции.

    После проведения оплаты на руки выдается кассовый чек, что будет служить подтверждением финансовой платежной операции.
    Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).
    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 января 2004 г.
    В свою очередь, арендатором нежилого помещения может быть:

    1. Физическое лицо.
    2. Юридическое лицо.
    3. Индивидуальный предприниматель.

    Законные основания Порядок заключения договора аренду нежилого помещения, а также его существенные и дополнительные условия регулируются главой 34 ГК РФ. Порядок установления государственной пошлины за регистрацию договора аренды нежилого помещения, а также её размер и наличие льгот, установлены главой 25. 3

    НК РФ. Как уже упоминалось, в ст. 609 ГК РФ сказано, что если предметом договора аренды является объект недвижимости, в данном случае, это нежилое помещение, то необходимо обязательная государственная регистрация в органах Росреестра. Если предметом договора является здание или сооружение, то договор аренды подлежит государственной регистрации, если он заключён на срок год и более.

    Об этом говорится в ст. 651 ГК РФ.

    "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2008, N 15

    Государственная пошлина определена налоговым законодательством в качестве сбора, взимаемого за определенные юридически значимые действия налогоплательщика. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%, за исключением пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ). Данные об исполнении бюджетов свидетельствуют о некотором возрастании доли этого сбора в доходах региональных бюджетов. Удельный вес государственной пошлины и других сборов в доходах бюджетов субъектов Федерации составил 0,04% в 2006 г. и 0,05% в 2007 г. В структуре местных бюджетов на долю этих доходов приходилось 0,6% в 2006 г. и 0,5% в 2007 г. .

    Бюджетные организации при осуществлении своей деятельности выступают плательщиками государственной пошлины в случае обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении этих организаций юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. В ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) отмечено, что плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. Однако НК РФ предусматривает ситуации, когда бюджетные организации освобождаются от обязанности уплаты данного сбора. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, сбор уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

    Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.18 НК РФ. Следует подчеркнуть, что сроки уплаты сбора дифференцированы в зависимости от субъекта, в адрес которого обратилась организация, а также в зависимости от содержания обращения:

    • при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
    • ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
    • при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
    • при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);
    • при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
    • при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение.

    На практике может возникнуть ситуация, когда за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы. При данных обстоятельствах государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер сбора уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

    Уплата сбора осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. В соответствии с налоговым законодательством уплата государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

    Исковые заявления, направляемые в арбитражные суды, могут иметь имущественный или неимущественный характер. Это определяет размеры пошлины, установленные ст. 333.21 НК РФ. Кодекс предусматривает также ряд статей, регулирующих размер государственной пошлины в зависимости от особенностей осуществления юридически значимых действий. Так, в частности, ст. ст. 333.19, 333.23 НК РФ определены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. При совершении нотариальных действий пошлина уплачивается по следующим ставкам (ст. 333.24 НК РФ):

    • за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
    • за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
    • за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, - 200 руб.;
    • за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, - 500 руб.;
    • за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, - 300 руб.;
    • за удостоверение договоров поручительства - 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 руб. и не более 20 000 руб. и т.д.

    Специальные нормы предусмотрены для определения ставок пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы; за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

    Необходимо отметить, что на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату, учитывая имущественное положение плательщика. Арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ обладают аналогичным правом (п. 2 ст. 333.22 НК РФ и п. 3 ст. 333.23 НК РФ).

    Прокомментируем применение рассмотренных норм примерами.

    Пример 1 . Федеральное государственное унитарное предприятие "Вертикаль" обратилось к нотариусу с целью удостоверения копий учредительных документов, удостоверения сделки, предмет которой не подлежит оценке. Каковы особенности расчета с бюджетом по налоговым платежам?

    Так как указанное предприятие, очевидно, относится к категории предприятий, полностью финансируемых из федерального бюджета, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, оно освобождено от уплаты государственной пошлины.

    Пример 2 . Детский сад, финансируемый из средств бюджета муниципального образования, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Строймонтаж" о взыскании денежных средств в размере 60 000 руб., перечисленных в форме аванса организации-исполнителю по договору оказания услуг проведения капитального ремонта здания детского сада. Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО "Строймонтаж" заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации - 15 000 руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет?

    Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.

    Сумма налога составит: 2000 руб. + 0,03 x (75 000 - 50 000) = 2750 руб.

    Пример 3 . Кинотеатр "Семейное кино", учредителем которого являются органы власти субъекта Федерации, в марте текущего года подал заявление о повторной выдаче копий решений арбитражного суда по делам, рассмотренным в январе текущего года, и дубликата исполнительного листа. Общее количество страниц документов - 17. Какова сумма государственной пошлины, рассчитанной и уплаченной налогоплательщиком?

    Осуществление указанных юридически значимых действий облагается по ставке пошлины, установленной пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. Сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет: 17 x 2 руб. = 34 руб.

    Пример 4 . Арбитражный суд в апреле текущего года рассмотрел иск Отделения Федерального казначейства по Первомайскому району одного из субъектов Федерации в отношении организации, предоставляющей услуги телефонной связи. Сумма, заявленная в иске, составила 30 000 руб. Иск был удовлетворен в пользу истца лишь на 15 000 руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в бюджет?

    Поскольку данное бюджетное учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, ее уплата производится ответчиком в размере, пропорциональном удовлетворенным судом требованиям истца (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Сумма иска не превышает 50 000 руб., поэтому действует ставка пошлины: 4% цены иска, но не менее 500 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

    Ответчиком будет уплачено: (0,04 x 30 000 руб.) / 2 = 600 руб.

    Организации могут получать отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ. Подчеркнем, что п. 1. ст. 64 НК РФ рассматривает отсрочку или рассрочку по уплате налога как изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных законодательством, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется заинтересованным лицом в 5-дневный срок в налоговый орган по месту его учета. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины не препятствует предоставлению указанных преференций этому же лицу по иным налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ).

    При получении отсрочки или рассрочки на сумму государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока действия льготы.

    Статья 333.40 НК РФ определяет основания и порядок возврата или зачета рассматриваемого федерального сбора.

    Государственная пошлина возвращается налогоплательщику частично или полностью в случаях:

    1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в соответствии с законодательством;
    2. возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
    3. прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данная норма не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
    4. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

    Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

    Возврат пошлины осуществляется органами Федерального казначейства на основании заявления налогоплательщика, которое подается, как правило, в орган или должностному лицу, совершившему юридически значимое действие. Если дело рассматривалось в судах или мировыми судьями, заявление направляется в налоговый орган по месту нахождения суда.

    Заявление налогоплательщика должно сопровождаться платежными документами, если возврат пошлины предполагается в полном объеме, или копиями этих документов при частичном возврате. Решение о возврате сбора принимает орган или должностное лицо, совершившее юридически значимое действие. Заявление, в котором налогоплательщик претендует на возврат государственной пошлины, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты сбора, а возврат уплаченных сумм должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи такого заявления. Лицо также имеет право на зачет излишне уплаченной суммы пошлины в счет будущих выплат за аналогичные действия. Зачет производится на основании заявления, срок подачи которого совпадает со сроком подачи заявления о возврате сбора. Заявление о зачете должно сопровождаться следующими документами: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

    Пример 5 . Организация речного транспорта направила в арбитражный суд апелляционную жалобу. На основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ организацией была уплачена государственная пошлина в размере: 2000 руб. x 0,5 = 1000 руб. Однако суд отказал организации в принятии жалобы.

    Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

    Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины. Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.42 НК РФ). Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

    Литература

    1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).
    2. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).
    3. Беляев А. Судебные расходы бюджетных учреждений // Бюджетные орг.: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 11. С. 56 - 63.
    4. www. consultantplus. ru.
    5. www. minfin. ru.

    Е.В.Боровикова

    кафедры налогов и налогообложения

    кафедры "Налоги и налогообложение"

    Московского городского университета

    управления Правительства Москвы

     


    Читайте:



    Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

    Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

    Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

    Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

    Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

    Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

    Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

    Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

    Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

    После инсульта быстрее восстановить речь

    После инсульта быстрее восстановить речь

    Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

    feed-image RSS