Главная - Купля-продажа
Экологические проблемы в произведениях современных белорусских писателей. Экология в произведениях современных писателей. Татьяна Толстая «Кысь»

«Чувство природы – одно из основных
звеньев этико-эстетического воспитания,
стоит выпасть этому звену, и нравственный
мир терпит ущерб… Растите, обязательно
растите в человеке чувство природы».
Ф. Гладков


Образы природы наиболее часто встречаются в сти¬хотворениях русских поэтов. Кузбасские поэты не исключение. В большинстве случаев эти мотивы окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила¬ми окружающего мира.

Но все чаще поэты обращают внимание читателя на проблему «человек и природа», в которой первый является разрушителем прекрасного мира природы. Кузбасские поэты в полный голос заявили о всеобщем увлечении планами перестройки сибирской природы на благо человека, увидев теневую сторону процесса.

Одним из поэтов, обратившихся к проблеме разрушения природы человеком, является Евгений Буравлев. В поэме «Земля» поэт гневно клеймит неразумное обращение с природой, протестует против бесконечного “покорения” Земли, против её разбазаривания, против “доведения Земли до ручки”.

Вообще у поэмы "Земля" была трудная судьба: её долго не принимали в печать редакторы, не увидевшие в ней злободневного смысла, актуальной темы. В поэме возник образ обеспложенной и замусоренной Земли, образ-предостережение. В шестидесятые годы, он казался беспочвенным преувеличением. А это было предвидение.

В ней пронзительно прозвучала тема природных сил, заглохших по вине человека, тема земли, ставшей черным, бесплодным полем.

В произведениях Виктора Баянова "смятенный вид родного края" не стал ведущим мотивом, но поэт не остался безразличным к проблеме уничтожения природы человеком. Это же "бомба замедленного действия", которую как-то надо обезвредить, не довести до "критической массы", после чего сожалеть уже будет поздно.

А пока ведь есть только сожаленье, то есть воспоминание о здоровой природе, когда-то данной нам "задаром". Баянов, кажется, перешагнул эту стадию сентиментального сожаления, что-то более веское и суровое слышится в его стихах:


Ты б к роднику сейчас приник?

Он, вспомни, здесь, средь чернотала.
Но трактор траки вмял в родник –
И он заглох, его не стало.

Оказывается, поэт имеет в виду вполне конкретный адресат, источник беды ему ясен. Ведь не сами машины наступают на леса, не сами собой загрязняются реки. Автор говорит о неумных головах, о равнодушных руках, теряющих землю, и теряющих вполне безразлично, если не сказать – невменяемо.

Как это трудно – «быть в ответе за каждую песенку птичью» и творить новую землю! Из книг Игоря Киселева можно составить отдельный сборник, посвященный теме убыли, дефицита природы.

И это реальность современной жизни: природа ждет от нас милосердия, пощады. Об этом стихотворение "Молитва лани". Это именно молитва – обреченная природа взывает к не слышащему ее человеку. Монолог лани – мольба вернуть ей подлинную жизнь, ту, для которой она родилась:

Отпусти мня в лес, в кольцо
Быстрых рек, где трава и птицы!
Посмотри: на твое лицо
Тень от клетки моей ложится!

Подхватывает тему убыли природы Валентин Малахов:
Там, где ели и сосны шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели

На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы


Но страдают не только поля и леса, животный мир также гибнет. У Игоря Киселева беззащитный и обреченный зверь пытается вразумить человека, намекая на нравственную глухоту "царя природы".

Именно, сыновьего чувства, так не хватает современным людям, привыкшим видеть в природе только сырье, мастерскую или кладовую. Как будто только для нас жила земля, копила и хранила богатство и красоту миллиарды лет, чтобы люди, явившись, дали волю своему необузданному аппетиту.

Наша задача состоит в том, чтобы сохранить чувство меры, не впасть в сплошное отрицание или безудержную хвалу прогрессу механизмов. Если речь о черном снеге, об отравленной реке, о сведенных под корень лесах, - а их можно было хотя бы на треть сохранить, - если о воздухе, которым все труднее дышать, то конечно, здесь уместнее будет раздумье. Здесь надо взывать и к разуму, и к чувству.

Сминая многомиллионную жизнь вокруг, мы духовно калечим самих себя, да еще и обездоливаем судьбы отдаленных потомков, которым жить на этой земле. Лишать землю нажитого ею до нас, ну не разбойное ли это дело?

Но много ли проку в сожаленьях? Что может быть поэзия, зачем бьет она колокол, если не от нее зависит судьба ручьев и рек? Разве спасешь леса песней? Поэт верил в силу слова. Ведь только слову дано проникать в самые глубины, в тайники сознания, и оно, слово, - оружие совести.

Валентин Малахов также создавал стихотворения об убыли природы. Они немногочисленны, но тревога и озабоченность в них выношенные.

Там, где ели и солнце шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…

Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.

Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшие сосны закат.

Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему…
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.


Поэт не может не верить в человеческий разум, в понимание того, что в наше время природа уже не успевает своими силами залечивать раны, нанесенные ей прогрессом. Природа взывает о помощи, но эта помощь чаще оказывается предательской. Но опять-таки в финале победил прирожденный оптимизм автора. Ведь трудно будет жить человеку, если он потеряет веру в то, что реки вновь станут чистыми, леса – густыми.

И все-таки противоречие цивилизации и природы – вопрос надолго. Здесь важнее всего найти меру, такт, памятуя, что сама природа идет путем совершенствования. Как выразился Василий Федоров, "вы как бы у самой реки спросите, куда б она сама хотела повернуть". Может быть, надо больше всего, чтобы культ машины не затмил, не уничтожил начисто древний культ природы?

Друзья мои! Процесс необратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.

Нет, поэт не оставляет нас в неведении, в гадании о том, что же будет и что от нас требуется. Он выражает свою мысль с предельной, может быть, даже слишком уверенно звучащей прямотой:

Друзья мои! Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим вечно.

В стихотворениях Виктора Коврижных мы видим продолжение темы – развитие цивилизации и итоги:
На отвале, как на БАМе
Мы прокладываем путь.
Солнце жаркими ручьями
Льется на спину и грудь.

Здесь безжизненно и голо:
Камни, пыль да зноя звон,
Да испуганное соло
Заблудившихся ворон…

Впереди бульдозер замер.
Машинист, задрав стекло,
Подзывает нас руками-
Что-то там произошло…

Из камней, из опаленных,
Как по воле волшебства
Робко бьет фонтан зеленый
Молодого деревца.

Он пульсировал сквозь камни
Юный кленик, жизни- грамм.
И резным своим дыханьем
Щекотал ладони нам.


Поэт испытывает причастность, ответственность за то, что своим, казалось бы, созидательным трудом человек наносит вред родной природе:

Льет породу в рощу экскаватор,
Вздыбились отвалы позади.
Все равно я буду виноватым,
Хоть сияет орден на груди.

Подберу к мелодии металла
Молодой черемухи слова.
Вспыхнет свет заводов до Урала,
Но цветы погаснут и трава…

Видно так начертано судьбою
И скажу известною строкой:
Людям свет несу одной рукою,
Высыхают реки от другой.

Не преувеличиваю долю,
Загадала так Природа-мать:
Нянчить свет удобно мне в ладонях
И … топор убийственный держать.

Заброшенных отвалов становится все больше год от года. И матушка-природа пытается возобновить жизнь, уничтоженную человеком: появляются цветы и растут грибы. А вот на действующих отвалах - тоска. Ничего не растёт. Только камни породные. Двигаются они вдаль и вширь, раздавливая всё на своём пути. Полюбоваться природой можно, съездив за границу. Свою-то угробили экскаваторами...

Опять смутил локальный катаклизм -
отвал карьера справа от Белова,
как недостроенный в боях социализм,
возвысился нелепо и сурово.

Я знаю: ваши помыслы чисты.
Но движутся отвалы постоянно,
раздавливая травы и кусты,
согласно предписаниям и планам.

В стихотворениях Виктора Коврижных изображена страшная картина природы, загубленной человеком, во имя собственного благополучия. В каждой строчке – крик души, призывающий остановиться и посмотреть вокруг, что останется после нас?!
Породой выбиты поля,
Согласно планам и науке.
Кричала, корчившись, земля,
Берез заламывая руки!

Во имя свергнутых святынь,
За всех безжалостно забытых,
Бродили синие глаза
Невинных ангелов убитых.


Человек и природа в лирике кузбасских поэтов

Осинники

О.В. Дмитриева


Рабочая тетрадь

по курсу «Человек и природа

в лирике кузбасских поэтов»

учени_____ 8 класса _____

школы № ______________________

Ф.И.___________________________

Осинники

2006
Оглавление
Тема № 1

Развитие литературного процесса в Кузбассе.......................5
Тема № 2

Творчество Игоря Михайловича Киселёва...........................8

Тема № 3

Исповедальная лирика Игоря Михайловича Киселёва..............10

Тема № 4

Игоря Михайловича Киселёва.......................................12

Тема № 5

Философская лирика Игоря Михайловича Киселёва..............15

Тема № 6

Мотив реки в творчестве Геннадия Евлампиевича Юрова........17

Тема № 7

Анализ изобразительно-выразительных средств

в лирике Г. Юрова...................................................19
Список литературы....................................................21

Дорогой друг!
Ты держишь в руках учебное пособие, которое позволит тебе лучше усвоить курс «Человек и природа в лирике кузбасских поэтов».

Кузбасс - это «индустриальное сердце» Сибири. В нашей области уже в 1960 году работали многочисленные металлургические и химические заво­ды «Азот», «Карболит», коксохимический завод, Кузнецкий металлургиче­ский комбинат, Новокузнецкий химкомбинат, разрезы, шахты. Эти объекты цивилизации оказались губительными для природы Кузбасса. Поэтому нет ничего удивительного, что поэты Кузбасса забили тревогу.

В рабочей тетради собраны стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания.

Обрати внимание на то, что все материалы рабочей тетради предваряют условные значки:
перед материалом, носящим информативный характер,

перед заданием для выполнения на занятии,

перед творческим заданием,

перед заданием для домашнего выполнения.
В результате прохождения программного материала ты получишь представление о литературном процессе в Кузбассе, узнаешь больше о творчестве поэтов своего края , усовершенствуешь навыки работы с текстом ли­рического произведения, отточишь умение использовать изо­бразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких ли­рических произведений, определять темы и мотивы.

Желаю успехов!!!

Тема № 1

Развитие литературного процесса в Кузбассе

28 апреля 1962 года правление Союза писателей РСФСР приняло постановление: «Организовать отделение Союза писателей в городе Кемерово». 14 июня прошло организационное собрание писателей Кузбасса, которое избрало Евгения Сергеевича Буравлёва ответственным секретарём. Молодая организация насчитывала пять человек.

Александр Никитич Волошин известил страну и планету (его роман переведён на несколько иностранных языков) о существовании земли Кузнецкой. Роман «Земля Кузнецкая» отмечен Государственной премией СССР и стал значительным явлением советской литературы военного времени. Из-под пера Волошина позднее вышли произведения: «Всё про Наташку», «Дороги зовут»,«Зелёные дворики».

Геннадий Модестович Молостнов тоже относится к фронтовому поколению. Известен романами «Междуречье», «Голубые огни», «Даруя жизнь», книгами стихов, повестей, рассказов.

Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССр ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.

Тамара Ян – поэтесса и драматург. Её пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.

Евгений Сергеевич Буравлёв – первый руководитель писательской организации. Автор многих лирических книг. В соавторстве с композитором Мартыновым создал оперетту «Жемчужина Кузбасса», которая была в репертуаре Кемеровского театра оперетты. Был близким другом Василия Дмитриевича Фёдорова, нашего прославленного земляка, известного русского поэта.

Организация росла и крепла. Становятся членами Союза писателей поэты-фронтовики Владимир Измайлов и Михаил Небогатов, критик Анатолий Срывцев, прозаик Анатолий Соболев. Затем получает всероссийское признание творчество поэта Виктора Баянова и прозаика Владимира Мазаева. Это уже второе послевоенное поколение кузбасских литераторов, связанное с так называемой «хрущёвской оттепелью» шестидесятых.

Владимир Мазаев – автор книг «Конец лосиного камня», «Птицы не поют в тумане», «Грозовая аномалия», «Последний цветок лета» принимает бразды правления Кемеровской писательской организацией (1971 – 1983), редактирует альманах «Огни Кузбасса».

Именно в Кемерове в 1966 году прошёл зональный семинар молодых литераторов западной Сибири и Урала. Мастера слова Леонид Соболев, Василий Фёдоров Марк Соболь, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков , Виктор Астафьев, Василий Казаниев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых писателей и поэтов.

Несмотря на обретение новых имён, Кемеровская писательская организация долгое время численно не росла, тяготела к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери: многие писатели и поэты ушли из жизни, многие уехали за пределы области.

Третье поколение писателей Кузбасса – это воспитанники литературной студии «Притомье», которая начала действовать с октября 1979 года. Членами Союза писателей стали известные ныне поэты и прозаики Николай Колмогоров, Сергей Донбай, Любовь Никонова, Владимир Иванов, Иосиф Куралов, Александр Катков, Владимир Ширяев, Александр Раевский… и другие.

В 1997 году Владимир Коньков составил первую хрестоматию «Литература земли Кузнецкой», куда поместил произведения четырнадцати ушедших из жизни писателей.

Количество членов Союза писателей В Кузбассе сегодня насчитывает более 50 человек. Усложняется сфера забот Бориса Васильевича Бурмистрова, который ныне возглавил Союз писателей Кузбасса. За сорок лет существования писательской организации Кузбасса вышли сотни книг, обогативших духовное поле провинции, стали традиционными Фёдоровские чтения и Чивилихинские чтения , литературный праздник «Весна в «Притомье», встречи поэтов и прозаиков Кузбасса с читателями.



Прочтите стихотворения В. Баянова «Ветряки» и М. Небогатова «Шахтёр». Ответьте на вопрос: каковы взаимоотношения человека и природы в данных стихотворных текстах?

Прочтите стихотворение В. Измайлова «Дерево, из которого сделали столб…». Объясните, в чём заключается драматизм неполного включения человека в мир природы?

Как вы понимаете выражения


  • очеловеченность природы_-_______________________________________

  • природность человека -

Подготовьте выразительное чтение стихотворения о родном крае одного их Кузбасских поэтов.

Тема № 2

Творчество Игоря Михайловича Киселёва


Игорь Киселев родился в 1933 году в селе Павловском Алтайского края. Окончил Новосибирский педагогический ин­ститут, работал преподавателем в школе, литературным сотрудником га­зеты «Комсомолец Кузбасса», служил в армии, работал ре­дактором Бюро технической информации Кемеровского сов­нархоза, Новосибирской студии телевидения, Кемеровского книжного издательства. Член Союза писателей СССР.

И. Киселев - автор очерковой книги «Рядом с легендой» (1965 г.), поэтических книг «Перецвет» (1966 г.), «Ярославна» (1968 г.), «Четыре дождя» (1971 г.), «Человек приходит к человеку» (1975 г.), «Ночные реки» (1980 г.).

Прочтите отрывок статьи Ильи Фонякова «СУДЬБА, ОБЯЗАННОСТЬ, РАБОТА». Подчеркните те предложения, в которых раскрывается особенность восприятия природы Игорем Киселёвым.

Кажется, еще недавно мы вместе с Игорем Киселевым пу­тешествовали по Кузбассу в составе небольшого писательского отряда: в шахтерском крае шли Дни советской литературы. Интерес к ним был велик, выступать приходилось не по од­ному разу в день. Помнятся заполненные до предела клубные залы в Кемерове, Новокузнецке, Осинниках, Мысках, Междуреченске, помнится чувство радости и ответственности от сознания того, какой у нас прекрасный читатель: вниматель­ный, добрый, исполненный глубокого доверия к слову литера­тора. Но и для самого заинтересованного читателя-слушателя час-полтора напряженного внимания - не пустяк. И когда чувствовалось , что аудитория начинает (совсем чуть-чуть, совсем неуловимо) уставать, слово предоставлялось Игорю Киселеву. Он выходил на авансцену и говорил:

Если станет когда-нибудь туго

Кочевать, башмаками пыля,

Я куплю себе верного друга

Вместе с блохами за три рубля...

По лицам проходила улыбка, усталость как рукой снимало. И люди уже были готовы к дальнейшему разговору, который, как выяснялось,- серьезен:

И во имя соседства и братства,-

Я сумею, мне все по плечу,-

Научу я его улыбаться,

А кусаться его отучу.

Только вдруг,

В человеческом мире

Заблудившись, как пьяный в лесу,

Пес начнет улыбаться

Громиле,


Станет руки лизать

Подлецу?..


Тема природы, ее осложнившихся отношений с человеком в эпоху научно-технической революции занимала большое ме­сто в творчестве Игоря Киселева в последние годы , и это тоже не было данью моде. Читатели, пожалуй, могут усмот­реть некое противоречие в позиции поэта. В самом деле: с одной стороны-«Возьми меня, Запсиб, в ученики!» Или - гимн родному городу, который видится Игорю Киселеву «шах­тером, химиком, врачом», а более всего -«прорабом в бре­зентовом дождевике». А с другой:

Бредут в метель устало, Сводя тебя с ума,

Квадратные кварталы,

Квадратные дома...

Простора сердце просит.

Простора...

Все круче нас уносит

От почвы и травы...

Противоречие налицо. А как бы вы хотели? Может ли быть сколько-нибудь значительный поэт без внутренних противоре­чий, без душевной борьбы, без поиска истины? И разве не те же самые противоречия терзают сегодня любого из нас? Всем нам дорога красота созидания, получившая свое наивысшее воплощение в великих стройках нашего времени. И всех нас беспокоят непредвиденные последствия глобального вмеша­тельства в дела природы. Успокоительная «золотая середина» еще не найдена!

Приготовьте выразительное чтение двух стихотворений И. Киселёва о взаимоотношениях природы и человека. Подберите произведения, в которых отражается разная модель отношения человека к природе.

Тема № 3

Исповедальная лирика Игоря Михайловича Киселёва

Продолжите заполнение схемы. Воспользуйтесь, если это необходимо, литературоведческим словарём.

лирика

исповедальная

философская


Прочтите стихотворения «Лось» и «Бродить по мху в брусничной сказке». Что объединяет эти два произведения? В чём заключается противоречие позиции автора? Опишите две модели отношения человека к природе.


Лось

По путанному просёлку,

Где корни и вкривь, и вкось,

Как раньше бежал от волка,

Бежал от машины лось.
Бежал, напрягая ноги,

Стремительный, как стрела,

Чтоб скорость не подвела.


Бежал, задыхаясь, бредя, -

Не сгинуть бы, не пропасть! –

Уверенная в победе,

«Победа» за ним гналась.


Лось думал, в спасенье веря,

Покинув свои холмы,

Что люди помогут зверю.

…А звери-то были мы.


Куда как страшнее волка,

А с ними встречался лось,

Бестрепетная двустволка

И шелест тугих колёс.


Но вот уже город рядом.

Сквозь крики, сквозь гул в ушах

Лось нёсся с кровавым взглядом,

Не видящим не на шаг.



Падающая ракета,

Сломанная стрела…

Трусливо вильнув, «Победа»

Исчезла – как не была.


Но рядом взрывались двери,

Но громко из кутерьмы

Ловите зверя!

…А звери-то были мы.
И кто-то скакал и трясся

Всем туловом – оттого,

Что скачет полтонны мяса

Бесплатного. Ничьего.


У школы, вбежав в ограду,

И небо оборвалось.


Он медленно падал наземь,

Он думал: сейчас умру…

И холодеющим глазом

Окидывал детвору.


И дети вовсю ревели,

Им долго реветь теперь,

Единственные не звери,

К которым рванулся зверь.


Бродить по мху в брусничной сказке,

И на пугливого зверька

Смотреть доверчиво, по-братски,

И небо пить из родника,

Когда в нем тонут облака

К звезды -

Робкие подсказки

О том, что ночь уже близка.

Пробраться тою же тропою,

Где бродят лоси к водопою;

И думать просто, без затей,

Что ты не обойден судьбою...

С тревогою слепою

Мгновенно пожалеть детей.
Модель первая:

Модель вторая:


Дайте определение термину «сравнение» . Найдите в стихотворении «Лось» этот троп. С какой целью автор использует его в произведении?

Сравнение – это

Например (из анализируемого текста):

С целью


Представьте, что вам предстоит выступить оформителем сборника стихотворений Игоря Киселева. Приготовьте несколько иллюстраций к сборнику. Обоснуйте (устно) ваши предложения по вопросам оформления сборника.
Тема № 4

Обличительно-публицистическая лирика

Игоря Михайловича Киселёва

Выполните анализ стихотворения «А всё же есть на свете…» по следующему плану:


  1. Дата написания.

  2. Реально-биографический и фактический комментарий.

  3. Жанровое своеобразие.

  4. Идейное содержание:

  1. Ведущая тема.

  2. Основная мысль.

  3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

  4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

  5. Преобладание общественных или личных интонаций.

  1. Структура стихотворения:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.



  1. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза , инверсия , эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.



  1. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

А ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ НА СВЕТЕ...

А все же есть на свете

Среди иных чудес

Обыкновенный ветер,

Обыкновенный лес.

Зимою долгой, синей

Средь зданий городских –

И не находишь их.

Бредут в метель устало,

Сводя тебя с ума,

Квадратные кварталы,

Квадратные дома.

Тебе осточертели -

Такая полоса -

И радио-, и теле-,

И кино чудеса.

И хочется простого:

Сиянья и простора,

Предутренней звезды,

Колодезной воды.

Простора сердце просит.

Простора...

Но увы: все круче нас уносит

От почвы и травы.

И зов земли все глуше

На бешенном шоссе,

Где мчатся наши души,

Как белки в колесе.

Но вот порой весенней,

Под ветра колдовство,

Придет к нам как спасенье

Сознание того,

Что есть еще на свете

Среди иных чудес

Обыкновенный ветер,

Обыкновенный лес.

Выполните по тому же плану анализ стихотворения «Огорчая нянечку-старушку…»


Огорчая нянечку-старушку -

За таким пострелом усмотри!-

Взял ребенок и сломал игрушку:

Посмотреть, что у нее внутри.


Что возьмешь с такого малыша?

Перед ним, зареванным, предстала

Горка бесполезного металла ,

Из которой вынута душа.


Барахло, пустяк, металлолом.

До игрушек ли палящим летом?

Сам малыш давно забыл об этом,

Да и речь веду я о другом.

В суете весенней и осенней,

На Курилах, в азиатской мгле

Что-то много стало потрясений

В колыбели нашей - на Земле.

Над жильем грохочут ураганы,

Сад и крыши - все снося во тьму,

И веками спящие вулканы

Оживают в пепле и дыму.

Все тревожней человеку стало

Ждать, откуда свалится беда:

Наводненья, оползни, обвалы,

Зной, землетрясенья, холода.

Не предвидя тяжести расплаты -

А она придет, и поделом! -

Мы в природе - словно оккупанты

В городе, что сдался нам в полон.
Без раздумий силы тратя щедро,-

Что и говорить, богатыри! -

Мы планете взламываем недра:

Посмотреть, что у нее внутри.


И планета, в ссадинах и шрамах,

Сердится все чаще и сильней

На своих пытливых , и упрямых,

И неосторожных сыновей.

Тема № 5

Философская лирика Игоря Михайловича Киселёва

Прочтите стихотворение и. Киселёва «Что такое со мной, что такое…». Выделите строки, в которых отражается философское осмысление проблемы взаимоотношения человека и при­роды, осознание сосуществования двух моделей жизни.


Что такое со мной, что такое...

Или годы стучатся сильней?

Снятся кони мне, снятся мне кони,

Как засну - так увижу коней.


Кони рыжими челками машут,

Ночь росою и хрустом полна,

И кукушка кричит, и маячит

Над конями большая луна.


Я в трамвае грохочущем еду,

Пыль глотаю и гарью дышу,

Я ночную задумчивость эту,

Как травинку, с собою ношу.


В карусели дневной, за делами ,

Вспоминать вроде некогда мне,

Что на дальней июльской поляне

Бродит конь по колено в луне.


Но и все же, как спутник в дороге,

Ходит вслед, от меня ни на шаг,

Ощущение смутной тревоги,

Что живу я не там... И не так...

Охарактеризуйте художественное пространство в стихотворении И. Киселёва «Благодарю, Земля, благодарю...» по следующему плану:


  1. Основные пространственные оппозиции (север-юг, небо-земля, своё-чужое и т.д.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Стихии, заполняющие пространство (вода, земля, воздух, огонь) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Символические образы пространства ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Взаимоотношения человека с пространством (смысл жизненной драмы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сочините акростих, раскройте в содержании стиха особенности творчества И. Киселёва.

К_____________________________________________

И_____________________________________________

С_____________________________________________

Л_____________________________________________

Е_____________________________________________

В_____________________________________________

Тема № 6

Мотив реки в творчестве Геннадия Евлампиевича Юрова


Геннадий Юров родился в Кемерове в 1937 году. Окончил Томский университет. Работал в газетах Томска, Кемеро­ва, Магадана, в Кемеровском книжном издательстве. Член Союза писателей СССР, лауреат премии Союза журналистов СССР (за очерк «Труженица Томь»,1973 г.).

Г. Юров -автор поэтических книг «Синий факел» (1964г.), «Убегающая даль» (1968 г.), «Берега» (1970 г.), «Долина в сентябре» (1975 г.), «Песня о городе» (1978 г.), очерковой книги «Труженица Томь» (1974 г.) и книжечки для детей (1979 г.), «Абориген» (1982 г.), «Доверчивое русло» (1987 г.), «Альма-матер» (1988 г.), «Товарищеский круг» (1993 г.), «Лирические поэмы» (1997 г.).

Дайте определение термина «мотив». Воспользуйтесь для этого словарём литературоведческих терминов.

Мотив – это

Докажите, что один из основных мотивов творчества Г. Юрова мотив реки . Используйте для доказательства произведения из сборника «Абориген» (1979-1982)



Я - речь реки.

Я - зов к людскому разуму и воле.

Я - боль реки и врачеватель боли,

Тоска реки и жертва той тоски.

Живу одним из данных мне напутствий:

Тогда отпустит боль.

Я - сын реки.

рочтите стихотворение «Я – сын реки», выпишите примеры художественных тропов.

Чей берег стал жестоким.

Я говорю - чисты мои истоки.

Я говорю - светлы мои ростки.

Не нужно безысходности в укоре,

От одного произрастают корня

Слова «река» и «речь».


Художественные тропы

Цитаты из текста произведения


Проследите, как развиваются ассоциативные цепочки в стихотворении, посвящённом реке Томь, и сделайте вывод о специфике метафоризации.


Древний предок

На камне крутом

Высек легкую поступь оленя,

Прошептал восхищенно:

Т - о - о --о - м!-

И, шаманя.

Упал на колени.

За огонь.

Полыхнувший из тьмы,

За удачу


В охоте иль битве

Он молился.

Должно быть, и мы

Упомянуты были в молитве.

Потому что он жив,

Тот олень,

К. нам домчавшийся через эпохи.

Не его ль разветвленная тень

Пролегла,

Обозначив истоки?

Вот опять

Ощущает строка

Притяженье родимых предгорий,

Где река -

Как полет родника,

Пожелавшего встретиться с морем.

Вот опять

Я различаю.

И звучащее ласково - Томь

Мою строгую рифму

Смягчает.

Я в долине своей обозначил

Очарованный берег мечты

И сверкающий берег удачи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выполните одно задание на выбор (стихотворение «Вот опять»):

Тема № 7

Анализ изобразительно-выразительных средств в лирике Г. Юрова

Определите размер и рифму стихотворения «Будто бы незрячею стала ты, река». Сделайте вывод об особенностях ритмики произведения.


подстрофник

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Будто бы незрячею

Стала ты, река.

Стала непрозрачною

И горчишь слегка.

Давай начнем сначала,

Давай отыщем связь:

Где песня зазвучала?

Где оборвалась?

Сила, что пробилась

К жизни родником,

Где она гасилась?

В омуте каком?

Отчего все глуше

Твой подводный гуд?

Кем, жестоким, в душу

Брошен был мазут?

Чтобы не завяли

Насмерть тальники,

В низовьях рыбаки,

Давай начнем сначала

От лесных причалов,

Мартовских снегов

И от родников.

От любви ответной,

От травы по грудь,

От мечты заветной

В море кончить путь. ...

Утренней зари,

Матери-земли.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Выполните сопоставительный анализ изобразительно-выразительных средств в лирике И. Киселева и Г. Юрова. По результатам работы заполните таблицу:



Аспекты анализа

Лирика И. Киселёва

Лирика Г.Юрова

Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.



Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.


Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет).

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Закончите заполнение таблицы дома.

Список литературы


  1. Казаркин А. П. Пульс времени. Этюды о поэтах Кузбасса. - Кемерово:
    Книжн. изд-во, 1985. - 136 с.

  2. Киселев И. Человек приходит к человеку. Стихотворения. - Кемерово:
    Книжн. изд-во, 1975. - 109 с.

  3. Киселев И. Ночные реки. Стихотворения. - Кемерово , 1980.- 223 с.

  4. Киселев И. Благодарю, Земля, благодарю... Стихотворения. - Кемерово, 1983. - 207с.

  5. Киселев И. Под солнцем и ненастьем. Стихотворения. - М: Сов. Россия,
    1989.-224с.

  6. Словарь символов / Сост. Н. Жюльен. Перевод с французского С. Каюмова,
    И. Устьянцевой. - «Урал», 1999.

  7. Юров Г. Е. Духовное поле провинции. Литература земли Кузнецкой: Хресто­
    матия. Т. 1. -Кемерово: Сибирский родник, 1998.

  8. Юров Г. Берега. Стихи и поэмы. - Кемерово: Книжн. изд-во, 1970. - 99 с.

  9. Юров Г. Река родная. Документальное повествование о Томи. - Кемерово:
    Книжн. изд-во, 1979. - 239 с.

ББК 83.32 Рос6-4к


Печатается по решению педагогического совета муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 36» города Осинники

Дмитриева О.В.

Человек и природа в лирике кузбасских поэтов. Рабочая тетрадь для 8 класса. – Осинники, 2006. – 22 стр.

Рабочая тетрадь по курсу «Человек и природа в лирике кузбасских поэтов» - это маленькое пособие, в котором имеются стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания к ним.

Задания, представленные в этой тетради, дают возможность получить представление о литературном процессе в Кузбассе, узнать больше о творчестве поэтов родного края, усовершенствовать навыки работы с текстом ли­рического произведения, отточить умение использовать изо­бразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких ли­рических произведений, определять темы и мотивы.

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку КузГПА Журавлёва Ирина Владимировна

«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственноеуничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить».

Современный писатель В.Распутин утверждал: «Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении». К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что «происходит постепенное привыкание к опасности», то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье «В судьбе природы - наша судьба» размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. «Сегодня не надо гадать, „чей стон раздаётся над великой русской рекой“. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций», - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении «Плаха». Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: «Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения...» В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли «выпотрошить земной шар, как тыкву», не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: «Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу». Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир… Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Выставка подготовлена в связи с Годом литературы в России и посвящена писателям и поэтам Кемеровской области.

Будучи неповторимыми каждый в своём роде, в то же время все вместе писатели составляют основу общего потока, объединяющего отдельные ручейки в одну мощную реку под названием «литература». Совокупность имён, совокупность представленных на выставке произведений даёт достаточно полное представление о современной самобытной литературной жизни Кузбасса. Разделы «Проза» и «Поэзия» отражают текущее состояние кузбасской литературы.

ПРОЗА

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет.
Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота
и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.
Паустовский К. Г.

Советский и российский писатель, прозаик, член Союза писателей СССР с 1966 года, автор свыше двадцати книг.

Родился 12 мая 1933 года на Алтае в селе Васильчуки. После окончания Новокузнецкого педагогического института работал в областных газетах Кузбасса, в геологической партии. С 1963 по 1968 год был главным редактором Кемеровского книжного издательства. С 1971 по 1983 годы возглавлял Кемеровскую писательскую организацию. Редактировал альманах «Огни Кузбасса» (1966 – 1986). Первый рассказ был опубликован в газете «Комсомолец Кузбасса» в 1953 году.

Мазаев, Владимир Михайлович. Синь-тайга
[Текст]: повести, рассказы, картинки с таежных троп / Владимир Михайлович Мазаев. – Кемерово: Офсет, 2012. – 267, с.

В сборник прозы «Синь-Тайга» вошли повести: Набат сердца; Пещёра; Прекрасная моя тунгусочка; рассказы: Жив останусь – свидимся; Багульник – трава пьяная; Черёмуховые холода; Синь-Тайга; Нюрка из Тарлашки; У костра догорающего; Траектория Любви; Лихоманка; Картинки с таёжных троп: Под сенью северной ночи; Ситуация над Саргинским хребтом; Ночь длинных «Ножей»; Летим бомбардироваться!; Осенняя светомузыка; Декабрьские мелодии.

Тотыш, Юрий Софронович. Бочаров
[Текст]: документальный роман / Юрий Софронович Тотыш. – Кемерово: Весть, 2013. – 225, с.: фот.

Это документальный роман о жизни и работе Виктора Ивановича Бочарова – известного в стране шахтостроителя, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почётный шахтёра, Почётный гражданин г. Нерюнгри. Коллективы, которыми он руководил, создали сотни угольных и других промышленных предприятий, построили города – Березовский в Кемеровской области и Нерюнгри в Якутии. Книга насыщена малоизвестными историческими фактами крупнейших строек Якутии и Кемеровской области.

ПОЭЗИЯ

Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это – высшая форма существования языка.
Иосиф Бродский

Бурмистров Борис Васильевич (08.08.1946, Кемерово) – поэт, публицист. Окончил Сибирский политехнический техникум. Работал механиком в городах Кузбасса. Председатель правления СП Кузбасса, секретарь правления СП России. Академик Петровской академии наук и искусств. Живет в Кемерово. Публиковался в журнале «Сибирские огни», «День и ночь», «Наш современник». Первая книга – «Не разлюби» (Кемерово, 1989). Автор книг «Душа», «Поклонись земле русской» (обе – 1992), «Песочные часы», «Лирика» (обе – 1995), «Живу и радуюсь, и плачу...» (1999), «День зимнего солнцестояния» (2001), издается в Кемерово и Москве. Лауреат премий им. В. Д. Федорова, им. Н. Клюева.

Бурмистров, Борис Васильевич. Русской напето судьбой
[Текст]: новые стихи / Борис Васильевич Бурмистров. – Кемерово: Дом литераторов Кузбасса, 2012. – 68 с.

Свое творчество посвятил людям, живущим рядом, отчему дому, родному краю и городу, которые стали для него источником вдохновения.

В сборник вошли такие стихотворения как «Вопрошение», «В этой жизни короткой и вечной», «Время назад никогда не вернется», «То посев, то снова жатва», «Неудачи и удачи», «Время к маю, вновь тают снега», «Так просто – ногу стремя», « Мой ангел», «Жертвоприношение», «Код Вселенной» и др.

Горянец Эдуард Максимович родился в 1939 году в г. Ленинграде. В 1942 году был вывезен из блокадного Ленинграда, почти всю трудовую жизнь проработал на ПО «Прогресс», в настоящее время пенсионер. Член Союза Кузбасских писателей, член Союза писателей Кузбасса. Автор поэтических сборников: «Чего душе не хватает?», «Образ твой», Госпожа Любовь», «Почка вербы обомлевшей», Наперекор судьбе», «Душа ранимая», «Через бездну разлуки», Хрустальный родник», «В плену любви», «Казацкая шашка» и др. За последние четыре года было выпущено более 18 поэтических сборников. Неоднократно публиковался в литературных журналах России «Южная звезда», «Дальний восток», «Начало века», «Огни Кузбасса» и т.д.

Горянец, Эдуард Максимович. История моего Кузбасса
[Текст]: в стихах / Эдуард Максимович Горянец. – Кемерово: Типография, 2014. – 182, с.

В Кузбассе вышла книга известного кузбасского поэта Эдуарда Максимовича Горянца «История моего Кузбасса». Это поэма в стихах об истории Кузнецкой земли с древнейших времен до новейшего времени. Она снискала большое внимание со стороны читателей и других писателей, которые очень высоко оценили поэтичность и красоту слова. Историки же отмечают четкость событий и действий, описанных в поэме. Данная книга пока является единственным историческим произведением в Кузбассе, написанным на поэтическом художественном языке.

Мурзин Дмитрий Владимирович родился в городе Кемерово в 1971 году. Окончил Кемеровский Госуниверситет математический факультет и Литературный институт имени М.Горького. Печатался в журналах «Москва», «Огни Кузбасса», «Наш современник», «Новый Берег», «День и ночь», «Острова», «Сетевая поэзия», «Конец эпохи», «Почтовый ящик», «Алконостъ», в сборниках стихов «Площадь Пушкина», «Поэты Кемеровского университета», «Дороже серебра и злата». Автор книг: «Белое тело стиха» (1997), «Ангелопад» (1998), «Полноценный валет» (совместно с Алексеем Гамзовым) (2001) и «Носитель языка» (2006). Член Союза писателей России.

Фeдоров Василий Дмитриевич (1918 – 1984) – советский поэт, прозаик, очеркист. Родился 23 февраля 1918 года в Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевке Яйского района Кемеровской области. Его трудовая деятельность началась в колхозе. В 1947 году увидела свет первая книга В. Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1955 году вышла его вторая книга – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звезды», в 1958 году – «Дикий мед» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР им. М. Горького 1968 года.Умер поэт 19 апреля 1984.

Федоров, Василий Дмитриевич. Книга Веры
[Текст]: [стихи и поэмы] / Василий Дмитриевич Федоров; [сост. А. Северный]. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. – 363 с.: в обложке.

Василий Федоров был и остается крупнейшим поэтом современности, выдающимся мастером русского стиха, который своим творчеством щедро обогатил великое наследие русской классической поэзии. Поэмы и стихи Василия Федорова – как память века!

Тема родины занимает значительное место в творчестве Василия Федорова. Федоровский образ родины рисуется через пространство и движение, ощущается как ветер, как бушующая вольная дикая стихия, в которой совмещаются восторг и отчаяние.

Юров Геннадий Евлампиевич, родился в Кемерово в 1937 году на Красной Горке. Работал журналистом в газетах Томска, Кемерово и Магадана. Был редактором Кемеровского книжного издательства, руководил литературной студией «Притомье», затем Кемеровской писательской организацией. Работал собственным корреспондентом журнала «Российская Федерация» по Западной Сибири. Работал главным редактором краеведческого альманаха «Красная Горка». Поэт и публицист, автор одиннадцати поэтических книг и четырех книг прозы.

Публиковался в журналах: «Наш современник», «Москва», «Роман газета», «Смена», «Работница», «Огни Кузбасса» и др.

На заметку

Познакомиться с творчеством современных писателей можно на следующих сайтах:

«Огни Кузбасса»

Официальный сайт Союза Кузбасских писателей

Официальный сайт Союзписателей России

Разделы: Литература

Цель урока: знакомство с творчеством кузбасских поэтов и их отношении к экологическим проблемам области.

Задачи:

  1. Показать эволюцию взаимоотношений человека и природы, приведенную к их современному противостоянию, к предельному обострению экологических проблем.
  2. Воспитание любви к природе, родному краю.
  3. Развитие речи, внимания.

Оборудование:

  • портреты поэтов;
  • музыкальные произведения;
  • видеоролик «Природа Кузбасса»;
  • репродукции картин.

Приемы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение стихотворений;
  • работа с текстом произведения;
  • монологический ответ учащихся;
  • комментированное чтение;
  • беседа по вопросам.

Ход урока

Но среди журавлиных рыданий
Не впервые расслышал я речь:
Мы родные просторы и дали
И любя не умеем беречь…
И.Киселев.

1. Организационный момент.

Учитель: Что означает слово исповедь?

Покаяние в грехах. В каких же грехах, нам, живущим в 21 веке необходимо покаяться? Эта мысль хорошо раскрыта в эпиграфе к уроку-поэтических строках Игоря Киселева. (Читаю.)

Да, мы любим природу, но часто наносим ей вред. И сегодня на уроке мы покаемся в грехах, которые называются «антропогенное воздействие на природу».

(Показываю на доске.)

Покаемся словами замечательных кузбасских поэтов: Геннадия Юрова, Игоря Киселева, Любови Никоновой, Валентина Махалова.

2. Основная часть.

Звучит «Лунная соната». Зажигаем свечи.

Учитель: Итак. Геннадий Юров.

Ученица 1: Книга поэм Геннадия Юрова не для легкого чтения. Ее волнующая сила, стержневой мотив определены бурным временем, судьбой родного края. Это – переживание натуры впечатлительной и беспокойной. Это печальная песня, в которой ничего мелкого, суетного, малозначащего, потому что жизнь героя поэм, во многом – самого автора, тесно подключена к большой и сложной жизни общества, окружающей нас природы.

Например, отрывок из поэмы «Планета-Кемерово».

Ученик 1:

Мы строили – мы брали уголь в спешке.
Земля вначале с доброю усмешкой
Следила за игрой своих сынов.
Пускай потешатся! –
Наивно полагала
И даже, как умела, помогала,
Нам, открывая в берегах и скалах
Естественные выходы пластов.

Когда взметнулись взрывы по отрогам,
Земля смотрела с болью и тревогой.
Огни горели яростно в ночи
Потом смотрела с горечью и страхом.
Шла под застройку, как идут на плаху,
В черте разрезов становилась прахом,
Теряя колки, речки, кедрачи.

Учитель: В поэмах Юрова рядом с мотивами вины, укора, протеста, какой-то неясной обиды, гораздо сильнее все-таки мотивы исповедальности, покаяния и надежды.

Ученик 2:


Черты меняются,
Застыть не успевая.
Уже не Уголь, Химия, Металл –
Как три кита – свою диктуют волю.
Китами стали
Лес, Река и поле.
Отныне наши радости и боли
Подвластны, будут этим трем китам.

Ученица 2: Он не пытается решать экологические проблемы, поэтическая строка, к сожалению, не имеет никакой дерективы. Экология у него – экран для показа нашего нравственного неблагополучия.

Ученик 3:

Я летописец истины жестокой.
Я шел с рекой до устья – от истока
Дорогою содеянного зла.
Для нас погасла сказка поколений.
Стрела смертельно ранила оленя.
И вещая сова молчит в смятении.
И музыка долины умерла.

Ученица 3: Хороший крупный поэт, он словом своим стремился будить нашу совесть, взывает к доброте и благоразумию. Нам всем – печатать душевной непрестанной работы, маяты, тревог, волнений. Не зря в название своей книги поэт вынес «Лирические поэмы».

Ученик 4:

Друзья мои!
Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим
…Пик совести.
Любви взаимной пик,
Пока природа верить нам согласна,
Пока в душе не высушен родник,
Не смят росток
И слово не погасло…

Ученица 4: Юров много пишет о нашей реке Томи. В одном очерке он делится своими раздумьями, наблюдениями за теми процессами, которые происходят в долине реки Томи. Тема все та же: наше отношение к окружающей природе.

О милости река взывает к нам.
От ужаса стремнина помутнела.
Как ящерица,
С хрустом, пополам
Разрублено реки живое тело.
Чего долине стоит наш восторг?
Тогда турбины мощные запустим,
Река совсем утратит свой исток
Или, напротив, – потеряет.

Учитель: Совершенно четко обозначившийся берег разлада – это утрата природных ценностей в результате хозяйственной деятельности человека. Для индустриальной долины реки Томи она приобрела размеры катастрофические.

Люди для хозяйственных и промышленных целей гребут экскаваторами щебенку и песок в любом месте Томи, без предварительных экспертиз, анализов – какие будут последствия. И вот на глазах одного поколения кузбассовцев обмелели реки, в том числе и Томь, исчезли хвойные массивы на водосборной площади, большие территории нарушены горными работами, исчезли родники и малые реки, водный бассейн загрязнен выбросами промышленных предприятий. И от имени реки, которая не может кричать о той боли, которую ей причиняют люди, Юров обращается к читателям, показывая и свое назначение:

Песня «Любэ» «Ты неси меня, река».

Я – зов к людскому разуму и воле.
Я – боль реки и врачеватель боли.
Тоска реки и жертва той тоски.
Живу одним из данных мне напутствий:
Ее – форелевую – сохранить до устья…
Тогда отпустит боль.
Я – сын реки.

Ученица 5: Геннадий Юров подчеркивает, сто наше антропогенное влияние на природу имеет необратимые последствия:

Я создаю портрет родного края.
Черты меняются,
Застыть не успевая.
Уже не уголь, Химия, Металл –
Как три кита свою диктуют волю.
Китами стали
Лес, Река и Поле.
Отныне наши радости и боли
Подвластны будут этим трем китам.

Учитель: У Геннадия Юрова спрашивали: «Почему вы не скажете прямо, где же выход из создавшегося экологического тупика и как нам спасти гибнущую природу?» На что он отвечал: «Вот вы и укажите выход. Я жду решения проблемы от вас.»

Ученик 5:

Вот снова в землю семена легли.
Но нужен век, чтоб лесом стали всходы…
Грядет эпоха
Лекарей Земли,
Искусных врачевателей природы!

Восстановить во всех правах своих
Планеты нашей расщепленный атом
Они придут.
Мы будем славить их,
Как чествуем сегодня космонавтов.

И волю дав приветственным речам,
Под музыку торжественного толка
Отпразднуем открытье кедрача,
Досрочный пуск
Березового колка…

Ученица 6: И снова это стремление ощутить, как «берег родника перерастает в берег океана». Так случилось, что все происшедшее со страной в последнее десятилетие для него замыкается на судьбе родника- исконного, изначального. Родника на Красной Горке.

Какие катастрофы нам нужны,
Чтоб уяснить сознанья потрясенным:
Высокий уровень грунтовых вод страны
Определиться родником спасенным?
Какою будет новая беда,
Чтоб нам осмыслить время и пространство
От разоренья птичьего гнезда
до вести о распаде государства?

Учитель: А вот строки, написанные в период строительства Крапивинского гидроузла с водохранилищем:

Дарующие свет горды судьбой.
Их труд заслуженно отмечен орденами…
Я так скажу:
Источник света – боль,
Природе причиняемая нами.

Даются болью уголь и руда.
Прострелы скважин иссушают поле.
Встают на этой боли города.
Заводы подымаются на боли.

Вы видите:
Горят огни в ночи
В долинах рек,
В распадах гор и выше-
Земля растерзанная
Боль свою лучит.
Она кричит,
Да только мы не слышим.

Друзья мои!
Процесс не обратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.

Ученик 6: А в конце своей поэмы «Планета Кемерово» поэт говорит с горькой-горькой укоризной:

Я речь о том веду,
Моя эпоха,
Как плохо нам,
Когда природе плохо,
Что мы оставим нашим сыновьям?
А может, этот край отдать машине
И сразу вскрыть пласты по всей долине,
Чтоб был, разрез в Кузнецкой котловине-
Беспощадный последний котлован?

Учитель: И призыв ко всем, кто осваивает угольные разрезы:

Земля Кузнецкая прекрасна.
Не мучайте ее напрасно.
Берите бережнее пласт.
Она сторицею воздаст.

Песня «Березовый сок».

Ученица 7: Кузбасс – это «индустриальное сердце» Сибири. В нашей области уже в 1960 году работали многочисленные металлургические и химические заводы «Азот», «Карболит», коксохимический завод, Кузнецкий металлургический комбинат, Новокузнецкий химкомбинат, разрезы, шахты. Эти объекты цивилизации оказались губительными для природы Кузбасса. Поэтому нет ничего удивительного, что поэты Кузбасса забили тревогу.

Тема природы, ее осложнившихся отношений с человеком в эпоху научно-технической революции занимала большое место в творчестве Игоря Киселева в последние годы, и это не было данью моде. Читатели, пожалуй, могут усмотреть некое противоречие в позиции поэта. В самом деле: с одной стороны – «Возьми меня, Запсиб, в ученики!». Или – гимн родному городу, который видится Игорю Киселеву «шахтером, химиком, врачом», а более всего – «прорабом в брезентовом дождевике».

Ученик 7: А с другой:

Бредут в метель устало, сводя тебя с ума
Квадратные кварталы,
Квадратные дома…
Простора сердце просит.
Простора…
Но увы:
Все круче нас уносит
От почвы и травы…

Ученица 8: Противоречие налицо. А как бы вы хотели? Может ли сколько-нибудь значительный поэт без внутренних противоречий, без душевной борьбы, без поиска истины? И разве не те же самые противоречия терзают сегодня любого из нас? Всем нам дорога красота созидания, получившая свое наивысшее воплощение в великих стройках нашего времени. И всех нас беспокоят непредвиденные последствия глобального вмешательства в дела природы. Успокоительная «золотая середина» еще не найдена!

Ученик 8: Игорь Киселев подчеркивает мысль о том, что и он, и все человечество – не хозяева природы, а лишь ее частичка. Он приходит в упоение оттого, что видит, слышит, чем дышит. И как бы дает клятву, что никогда не обидит это «окружение». Грусть – самое естественное и устойчивое состояние духа в лирике Киселева. В его стихах у грусти много названий. И много оттенков.

Все тревожней человеку стало
Ждать, откуда свалится беда:
Наводненья, оползни, обвалы,
Зной, землетрясенья, холода.

Не предвидя тяжести расплаты –
А она придет, и поделом! –
Мы в природе – словно оккупанты
В городе, что сдался нам в полон.

Без раздумий силы тратя щедро, –
Что и говорить, богатыри! –
Мы планете взламываем недра:
Посмотреть, что у нее внутри.

И планета в ссадинах и шрамах,
Сердится все чаще и сильней
На своих пытливых, и упрямых,
И неосторожных сыновей.

Ученица 1: Для его стихов характерно осознание себя равноправной частью и леса, и птиц, и травы. Он просил прощения у них за то, что «натворило» человечество.

Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ и Благородство, и Природа.
Прости, Земля!
Пьянея от побед,
Мы мало ценим твой высокий свет.
Без нас жила ты миллионы лет –
Мы без тебя не проживем и года.

Ученик 9: Если вдумчиво прочитать стихотворения Любови Никоновой из цикла «Грани экологии», можно отметить, что и подбор стихотворений и композиция сборника отвечают главной цели: показать путь человеческой души, русской души. Лирический герой наблюдает «судороги смрадных душ», не справляющихся с низким и темным в себе. И в первую очередь, его отношение к природе. Что он с ней сделал, «разумный человек».

Пролетела небесная птица
Над землею, светла и бела.
А земля продолжала дымиться.
А земля вся изрыта была.
Посерела небесная птица.
И потом она стала черна.
Но, рискуя вот-вот задымиться,
Над землею зависла она…

Учитель: Люди захламили природу! Бездуховность – всюду, нет от нее спасения ни птицам, ни земле, ни цветами…

И земля под ржавеющим ломом
Как бы чем-то прониклась в ответ –
И в цветке отразила лиловом
Весь свой трепет, и боль, и секрет.

Он стоял среди дыма и бедствий,
Необычно красив, одинок,
Ах, цветок, колокольчик, бубенчик.
Сиротинка. Лиловый цветок…

Ученик 10: Несмотря на мрачные картины в стихотворениях данного цикла, Любовь Никонова не теряет надежды на лучшие времена, когда настанет единение человека с природой. Она как бы призывает природу не терять эту надежду:

Ты раздольная ширь, ты былая,
Одолей свой недуг, отзовись!
И раскинется вновь голубая
Над тобою пречистая высь!

Песня «На дальней станции сойду».

Ученица 2: Поэзия Валентина Махалова жизнеутверждающая. В ее основе – любовь ко всему доброму, по-настоящему красивому на земле.

Я любуюсь веселою стайкой,
И душа доброты не таит.
Вы почаще ко мне прилетайте,
Зорегрудые птицы мои.

Ученик 1: Кроме этого подчеркивается большая человеческая совестливость, нравственная чистота. Например, в стихотворении «Весна в тайге» он не просто любуется картинами весенней природы:

У тайги сто цветов,
Но наступи весна,
И тайга зашумит
Зеленым-зелена.
И опять – весела,
И опять – молода,
Как девочка в свои
Золотые года…

Ученица 3: Но и призывает беречь эту первозданную красоту:

Каждой струйкой поет,
Каждой веткой цветет,
Берегите ее!
Не губите ее!

Звучит песня «Деревья».

Ученик 2: Много стихотворений у В. Махалова о доверии, о доверии зверя человеку. Например, стихотворение «Голуби».

Что они наворкуют друг другу,
Я, видать, никогда не пойму.
Ходят голуби, словно по кругу.
Приближаясь к окну моему.
В этом трепетном птичьем доверии
Мне счастливые дали видны.

Учитель: Стихи Кузбасских поэтов заставляют нас более вдумчиво относиться ко всему окружающему, взвешивать свои поступки, задумываться над понятиями «гуманизм», «милосердие», «поступок», «защитник природы», «моральные и нравственные ценности». Только тогда и мы, и наши потомки смогут увидеть небо голубого цвета, безоблачную синь, цветы, не редкие, не исчезающих, животных, доверчиво идущих к человеку…

И в завершении урока пусть прозвучит клятва от нас, выраженная в стихах Игорем Киселевым:

Ученик 3:

Благодарю, Земля, благодарю!
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу.
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви.
Ни словом, ни поступком не обижу

Учитель: Спасибо за урок.

Итоги.

Домашнее задание.

1 группа: прочтите стихотворение «Я – сын реки», выпишите примеры художественных тропов.

Я – сын реки,
Чей берег стал жестоким.
Я говорю – чисты мои истоки.
Я говорю – светлы мои ростки.
Не нужно безысходности в укоре,
От одного произрастают корня
Слова «река» и «речь».

2 группа: составьте ребусы о Кузбассе.

3 группа: выполните сопоставительный анализ изобразительно-выразительных средств в лирике И. Киселева и Г. Юрова. По результатам работы заполните таблицу.

Аспекты анализа Лирика И.Киселёва Лирика Г.Юрова
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет).
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS