Главная - Растаможка
Храм успения пресвятой богородицы на крутицком подворье. Крутицкое подворье. Какие объекты включает подворье

Церковь Успения известна в этой местности с XIV века. Современный собор имеет два этажа. В 1667-1689 гг. возведён нижний ярус с тёплым храмом во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящен 29 июня 1699 г. В 1700 г. был сооружён верхний храм с главным Успенским престолом. Храм пострадал при пожаре 1812 года и был возобновлён к 1823 г. В 1895 г. устроен придел преподобного Сергия, игумена Радонежского. В 1700 г. вокруг храма были устроены паперти, на стенах которых были изображены российские государи, начиная от князя Владимира до царя Алексея Михайловича. Высота собора 29 метров. Венчает собор традиционное пятиглавие, символизирующее Христа в окружении 4-х евангелистов.

Выстроен собор из красного кирпича. Главы собора также сложены из кирпича. Ко входу в притвор ведёт крытая лестница на столбах. С стороны к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах». Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Собор соединён стеной-переходом с Митрополичьими палатами подворья. Храм закрыли 1920 г. и передали под общежитие. В 1992 г. храм передан верующим. Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла. Внутри этой церкви была проведена большая реставрация. На потолке трапезной части хорошо сохранилось изображение возносящегося на небо Иисуса Христа — копия аналогичного изображения из храма Христа Спасителя в Москве. Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен артелью вятских мастеров. Иконы для местного ряда приобретены в антикварном магазине, а храмовой образ св. Апостолов Петра и Павла и св. мученицы Татианы написан художниками Мугрузиным и Золотарёвым.

В 2003-2004 гг. купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ века П.Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. В то же время были поновлены гражданские сооружения подворья — дома №11 и 13 по Крутицкой улице.



Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах церковь (Крутицкая улица, дом № 11/13).

Известна в этой местности с начала XIV века. Современное церковное двухэтажное здание из кирпича с пятью главами было выстроено в 1684 г. В нижнем этаже освятили храм апостолов Петра и Павла, в верхнем - Успенский храм. Здание соединили стеной-переходом с митрополичьими палатами. В 1689 г. завершили строительство новой колокольни. После пожара 1812 г. Успенский храм смогли восстановить только в 1823 г. В 1895 г. в верхнем храме устроили придел преподобного Сергия Радонежского, для которого соорудили трехъярусный иконостас в византийском стиле. Стены придела украсили живописью.

Храм закрыли в 1920 г. и передали под общежитие. Его реставрация началась в середине 1960-х годов. В 1992 г. храм передали общине верующих. Богослужения в нижнем храме возобновились в 1993 г.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://rutlib.com/book/21735/p/17



Крутицы представляют собой сложный, многосоставной памятник - для Москвы уникальный не столько своей сохранностью, сколько, если уместно так сказать, закупоренностью, отгороженностью от внешнего московского мира, значительно изменившегося с той поры, когда на Крутицах привитали митрополиты Сарские и Подонские. Успенский собор - смысловой и архитектурный центр Крутицкого подворья, самое заметное его сооружение. На первый взгляд, из-за непривычной (с южной стороны) постановки колокольни, примыкающих к основному объёму крылец и переходов, он кажется частью какой-то зодческой фантасмогории. На самом деле его планировочное решение типично для ХVII века. Отрешённый от "приставных" элементов, он являет собой привычный человеку, сколько-нибудь насмотренному в церковном зодчестве, двухэтажный "храм-корабль" с бесстолпным верхним четвериком (центральный барабан - световой), поставленным на высокий подклет и ступенчатым расположением апсид (апсиды нижнего этажа выступают дальше, чем апсиды верхнего). Окна четверика оформлены характерными килевидными наличниками, а его верх - поясом полуциркульных кокошников. "Корабельность" планировки Успенского собора подломлена отсутствием западного крыльца (оно существовало, но уже очень давно было разобрано; до сего дня сохранились лишь основания его опор) и, как уже сказано, сдвигом колокольни с обычного для такого рода храмовых композиций пункта. Такое решение было продиктовано, очевидно, условиями местности: храм-то ставили не в чистом поле. Западный фасад Успенского собора и примыкающая к его юго-западному углу галерея образуют главную площадь Крутицкого подворья. Сложно сказать, почему именно было разобрано западное крыльцо, которое должно было, по всему, служить парадным входом в собор. А вот через северное крыльцо с его крутой лестницей на столбах посетитель попадает в верхней Успенский храм. Протяжённость лестницы равна протяжённости западного фасада. Нынешний вид крыльца ярко иллюстрирует особенности реставрационного метода Барановского, заключавшегося в полной "зачистке" памятника от позднейших наслоений.

Собор увенчан традиционным пятиглавием. Барабаны (средний - световой) оформлены аркатурно-колончатыми поясками и кокошниками в основании. Луковичные главки выложены из кирпича и покрыты медью. После закрытия Крутицкого подворья в 1920-е годы с собора сбросили кресты, восстановлены они были в середине ХХ века в рамках реставрационных работ, проводившихся под руководством П.Д. Барановского. По возвращении собора Церкви эти кресты заменены новыми позолоченными. Шатровая колокольня благодаря своему расположению как бы выглядывает "из-за спины" собора. Устройство её обычно для своего времени. До разорения Крутиц в послереволюционные годы на ней был неплохой подбор колоколов, два из которых отлили ещё тогда, когда её не существовало. Под колокольней в годы войны находились "квартирки", в которых помещались "сторожа и трапезник". Здесь же ютился со своим семейством о. Алексий Румянцев, вернувшийся осенью 1812 года на разорённый Крутицкий двор из подмосковных скитаний. Поднявшись по северному крыльцу, мы попадаем в помещение крытой паперти. Налево из неё - вход в сам храм, весьма просторный благодаря отсутствию столпов.

"Стоя посередине верхнего храма Успения Божией Матери, - говорит "Историческое описание...", - мы видим вокруг себя четырёхугольный куб, светлый (в два света окна), с шатровым, украшенным живописью сводом, законченным наверху светлым куполом... Всё в этом храме так просто, несложно, даже бедно, но всё как-то величественно, торжественно..." От дореволюционного убранства верхней церкви почти ничего не сбереглось, кроме - частично - росписи сводов, относящихся по стилю к академической школе. В ходе недавней реставрации собора росписи поновлены. И иконостас, и киоты выполнены в новейшее время - в духе конца ХVII века (дореволюционный иконостас, устроенный в храме в 1820-е годы, имел ампирные черты). Пол в верхнем храме - также современный (реставрация 2007 года) и, признаться, не особенно радующий взгляд. Нижний же храм Успенского собора возвращён Церкви гораздо раньше верхнего. В 1993-1995 годах здесь проводилась масштабная реставрация: со стен была снята побелка и масляная краска, раскрыты уцелевшие фрагменты росписей ХIХ века (изображения апостолов над иконостасом, ветхозаветных пророков на западной стене, а также картины на новозаветные сюжеты в трапезной части - "Благовещение Пресвятой Богородицы", "Рождество Христово" и "Крещение Господне"; на потолке в трапезной, кроме того, сохранился образ возносящегося на небо Спасителя). Резной позолоченный иконостас храма выполнила вятская артель. Иконы - частью современные, частью приобретённые у антикваров. Наиболее чтимые иконы располагаются, по традиции, у левого и правого клиросов в киотах. Слева - икона Божией Матери "Неопалимая Купина", справа - Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, написанная специально для этого храма в 2005 году в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и освящённая у древней Феодоровской иконы, пребывающей в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.



Существует предание, повествующее о том, что в 1206 году князь Даниил Московский так "возлюби место сие", что "восхоте дом собе устроити". Но что якобы живший тут в хижине "человек римлянин имя ему Подон" воспрепятствовал ему следующим пророчеством: "Княже! не подобает тебе здесь вселиться, то место Дом Божий: здесь созиждут Храм Божий и пребудут архиреи Бога Вышняго служители". Как гласит предание, в скором времени сам же князь Даниил сам способствовал исполнению пророческого глагола: "На горах Подонских на хижине Подонове заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрои ю светолепну".

Действительно, храм Божий был выстроен на Крутицах, по всей видимости, князем Даниилом Московским - но несколько позднее и не из одних только благочестивых побуждений. Необходимость выстроить на Крутицах храм возникла вскоре после учреждения Сарайской епархии с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Тысячи русских людей находились у татар в плену, по многу месяцев проводили в Орде русские князья, и нельзя было оставить их без церковного окормления. Кафедра была основана митрополитом Киевским Кириллом III при великом князе Александре Невском, именно в год рождения у него сына Даниила. Ради нужд сарайских архиреев и появилось, очевидно, подворье на Крутицах - первоначально с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1454 году, с ослаблением Золотой Орды, Крутицы сделались не подворьем, а постоянной резиденцией Сарайских архиреев. Первым жителем Крутиц был епископ Вассиан, о котором, к сожалению, ничего более не известно. С этого времени речь идёт уже о Крутицкой епархии и об одноимённых епископах. Сарскими и Подонскими их продолжали называть - но уже "из почтения к древности", без действительной географической привязки. Что касается зоны ответственности крутицких владык - с учреждением в 1589 года Патриаршества возведённых в митрополичье достоинство, - то она была весьма обширной.

Историк И.М. Снегирёв отмечал: "К ней (епархии) в ХVII веке приписаны были соседственные монастыри Даниловский, Покровский на убогих домах, или скудельницах, и другие иногородние мужские и женские обители; в область её входило несколько городов: Можайск, Боровск, Козельск, Белёв, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Лихвин, Ярославец Малый, Оболенск, Таруса, Медынь, Мосальск, Болхов, Одоев, Московского уезда Загорьевска десятина от Звенигородской на Боровскую дорогу". Успенский собор на Крутицах построил, по сообщению летописца, в 1516 году епископ Досифей: "Того же лета заложи церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицех..." Как выглядел этот первоначальный Успенский храм, мы не знаем. При нашествии польско-литовских интервентов Крутицы сильно пострадали, о чём свидетельствовал Дмитрий Пожарский в письме к митрополиту Казанскому Ефрему (июль 1612 года), говоря об Успенском храме как о находящемся "в последнем оскудении и разорении". В 1619 году дыры в соборе подлатали, необходимый ремонт произвели, но тем дело и ограничилось. В лучшую свою эпоху Крутицы вступили полувеком позднее, при митрополите Павле III. Тогда же было начато и строительство нового Успенского собора. Освятили главный престол собора только в 1700 году. Десятью годами ранее состоялось освящение нижнего тёплого храма, унаследовавшего посвящение первой крутицкой церкви - Петропавловской. Сорок лет не просуществовал Успенский собор в порядке: московский пожар 1737 года (известный как Троицкий, поскольку приключился именно в Троицу) достиг Крутиц. До конца царствования Анны Иоановны собор простоял в разорении, и только при Елизавете Петровне, любившей и Москву, и церковное благолепие, был, по её особому повелению, исправлен.

С 1788 года Успенский собор на Крутицах становится обычной приходской церковью. "Так кончилась, - эпически повествует "Историческое описание...", - слава древнейшего Крутицкого Собора, но не кончились ещё бедствия этого храма. Настал бедственный 1812 год". Нашествие французов Успенский собор встретил под настоятельством молодого тогда священника Алексия Румянцева. Прежде чем увезти семью из Москвы, следовало ещё позаботиться о церковном имуществе. Наиболее ценную утварь батюшка спрятал в нижнем Петропавловском храме, сложив её в печное углубление и засыпав мусором. Вернувшись в Москву в середине октября 1812 года, отец Алексий нашёл свой храм в самом печальном положении. Верхняя Успенская церковь выгорела полностью и осталась без кровли, нижнюю Петропавловскую огонь пощадил, но здесь зато "потрудились" оккупанты. Первой заботой настоятеля было возобновить богосужения. С помощью прихожан о. Алексий привёл в порядок нижнюю церковь и освятил её. Но на ремонт верхнего храма сил и средств не хватило. Больше десяти лет он стоял непокрытым и разорённым, будучи освящён лишь в 1823 году. Московский главнокомандующий А.П. Тормасов даже порывался разобрать его на кирпич и перестроить в конюшню, но, к счастью, отступился от своего неблагочестивого намерения. Впрочем, военные и так заполонили чуть ли не всё Крутицкое подворье: большинство его зданий было обращено в казармы. "В 1828 году, - рассказывается в "Историческом описании...", - иконостас верхней Успенской церкви был покрыт белым колером, и вся резьба во всех ярусах, а также и царские двери с сиянием были вызолочены. Внутри стены были украшены живописью из Евангельской истории. С тех пор до сего времени (1893) в этой церкви никаких существенных изменений не было". В нижнем храме ремонт производился в 1857 году, но к концу ХIХ века он пришёл "в такую ветхость и в такой упадок, каких не скоро встретишь и в самом бедном сельском храме". Что говорить: даже престол "подгнил в своём основании и покачивался". Лишь благодаря усилиям московского купца И.И. Герасимова, ставшего в начале 1890-х годов крутицким старостой, Петропавловскую церковь удалось возродить. Герасимов и сам много жертвовал на ремонтные работы, и сумел расположить к пожертвованиям других прихожан.

К 1917 году Успенский храм представлял собой образец "опрятной бедности". О былом его - соборном - значении напоминали лишь немногие уцелевшие реликвии да надгробия крутицких архиреев в Пеиропавловской церкви. Но, конечно, послереволюционная участь Крутиц была много горше, чем всё, что довелось пережить им до того. В 1918 году Крутицкая кафедра была восстановлена. Когда именно прекратились богослужения в Успенском храме, неизвестно, но, судя по всему, не раньше 1924 года. Во второй половине 1920-х годов Крутицы полностью заняли военные: жилые здания были казармами и раньше, а теперь под общежитие был передан Московскому военному округу и Успенский храм. Крутицкие казармы носили имя "товарища Алёшина", революционера, участвовавшего во время Октябрьской революции в захвате как раз этих самых казарм. К 1940-м годам подворье приобрело совсем запущенный вид. Футбольное поле на месте кладбища, ободранные купола Успенского собора, перестроенный в жилой корпус Воскресенский храм. В конце 1940-х годов был составлен проект реставрации Крутицкого двора; работы велись под руководством П.Д. Барановского. С 1964 года Успенский храм находился в ведении ВООПИиК, с 1968 года в нём находился филателистический отдел Главкниги, с начала 1980-х - реставрационные мастерские и склад экспонатов Государственного исторического музея.

Процесс передачи зданий подворья Церкви начался в 1991 году. Успенский собор возвращали в два этапа: к Пасхе 1993 года нижний храм, в 2004 году - верхний. В 1996 году Крутицы покинуло Министерство обороны (до последнего на подворье находилась гауптвахта Московского гарнизона - рассказывают, что здесь содержался перед расстрелом Лаврентий Берия). В 2007 году было совершено первое богослужение в верхнем храме Успенского собора. В наши дни Крутицы имеют статус Патриаршего подворья. Кроме того, здесь расположен Синодальный отдел по делам молодёжи.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №272, 2017 г.

Года здесь обосновался греческий епископ Варлаам, первый Крутицкий архиерей. Вероятно, метопребывание епископа Варлаама, по смерти его, было обращено было в подворье для приезда в Москву Сарайских епископов. Поначалу они останавливались тут при посещении Всероссийских митрополитов и великих князей Московских.

Русские князья не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Получивший в году ярлык на великое княжение Иоанн Иоаннович Красный в своей духовной грамоте года завещал значительный вклад «к Святой Богородице на Крутицах, себе в память». Возможно он был даже ктитором подворья и основателем его Успенского храма: из его завещания видно, что он обеспечивал денежными взносами только три церкви, причем Успенский храм на Крутицах именуется в их числе первым. Святой благоверный князь Димитрий Донской повторил подобное распоряжение в своей духовной грамоте года.

Важное значение для процветания Крутицкого подворья играло его месторасположение: близость водной (река Москва) и сухопутной (Николо-Угрешская дорога) магистралей. Направляясь в Орду, Московские князья часто ездили по Николо-Угрешской дороге. Играли свою роль близко расположенные Симонов и Новоспасский монастыри, привлекавшие многочисленных паломников.

С 1450-х годов Сарские владки обосновались на подворье на постоянное жительство. Так Крутицкое подворье стало кафедрой обширной Сарской, а затем Крутицкой, епархии и местопребыванием ближайших помощников предстоятелей Русской Церкви.

Владимирский летописец сообщает что в году Крутицкий владыка Досифей заложил на подворье каменный Успенский храм. Новое здание стало возводиться во второй половине XVII века. Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.

Храм двухярусный и главный, Успенский, престол , расположен в верхнем ярусе, сооруженном в году. Нижний ярус с теплым храмом апостолов Петра и Павла был сооружен в – годах и освящен 29 июня года. Однако, по некоторым сведениям, освящение совершил патриарх Иоаким . Строительные работы велись при митрополите Варсонофии , погребенном в южной части нижней церкви. Придел преподобного Сергия Радонежского был устроен в году.

С правой стороны от входа в Петропавловскую нижнюю церковь собора к храму примыкает шатровая

По легенде, возникновение мужского монастыря в княжеском селе Крутицы на левом берегу Москвы-реки предсказал князю Даниилу Московскому местный отшельник. Пророчество сбылось в 1272 году, когда закончилось строительство деревянного храма Святых апостолов Петра и Павла и монастыря при нем. Село Крутицы, а затем и местный монастырь получили свое название из-за прибрежных холмов, тянувшихся от Яузы до урочища Симоново и делавших берег реки столь крутым. Крутицкий монастырь еще при князе Данииле Александровиче вошел в Сарайскую епархию и стал по княжеской воле подворьем Сарайских епископов. Их главная резиденция находилась в Сарае, столице Золотой Орды, а сама Сарайская епархия была учреждена в 1261 году митрополитом Киевским Кириллом III. Епископы, помимо окормления русских пленных и обращения татар по дозволению хана в православие, выполняли серьезную дипломатическую миссию, были связующим звеном между Русью и Ордой.

В Крутицах епископы останавливались во время визитов ко Всероссийским митрополитам и великим московским князьям, пока не переехали в подворье насовсем. Это случилось во второй половине XIV века. На волне перемен Сарайскую епархию переименовали в Сарскую и Подонскую, а бывшие Сарайские владыки стали Сарскими. С того момента, по решению Московского Собора, Сарские и Подонские епископы становятся ближайшими помощниками Всероссийских митрополитов. Собор 1581 года постановил епископу Сарскому и Подонскому Геласию быть митрополитом. Вступив в новые полномочия, в 1591 году митрополит Геласий принял участие в разбирательстве дела об убийстве царевича Димитрия; именно Геласий отпевал престолонаследника.

После смерти юного сына Ивана Грозного смута росла и проникала в самое сердце Москвы. В это время, в начале ХVII века, Крутицкому подворью пришлось сыграть роль кафедрального собора России.

В 1611–1612 годах мимо Крутиц, удачно расположенных вблизи как сухопутной, так и водной магистралей, в сторону занятого поляками Кремля двигались народные ополчения. В каменном Успенском соборе подворья, а не в главном Успенском соборе Московского Кремля воины клялись крестным целованием, что спасут Русь или сложат головы. Не прошла мимо Крутицкого подворья и история раскольников-старообрядцев. На то, чтобы смирить известных расколоучителей, среди которых были протопоп Аввакум и диакон Феодор, много усилий положил митрополит Павел II (1664–1676), также известный как основатель богатой библиотеки подворья.

Упразднение патриаршества

Переломным в истории подворья становится момент, когда в России упраздняется патриаршество и под контролем Екатерины II проводится секуляризация. Так, в XVIII веке Сарские и Подонские архиереи утратили сан митрополитов, а сам титул «Сарский и Подонский» упразднился. Крутицкого епископа перевели в Казань, а бывшая Крутицкая епархия перешла в ведение Синодальной конторы. Часть сооружений подворья отошло военному ведомству, а имущество Крутицкой кафедры – Московской епархии.

Общий упадок с тех пор лишь усугублялся. Все подворье пострадало от разрушительного пожара 1812 года, особенно сильно выгорела Воскресенская церковь. Главнокомандующий Москвы А. П. Тормасов распорядился разобрать храм и подготовить пространство для создания жилых помещений, но за церковь вступился московский архиепископ Августин. Он ходатайствовал перед князем А.Н. Голицыным о сохранении храма, а Голицын доложил императору Александру I. Церковь спасли. Серьезное восстановление подворья должно было начаться позже, по желанию императора Александра II. Однако привести в порядок подворье не удавалось еще очень долго.

Печальной участи, постигшей православные храмы в советское время, Крутицам миновать не удалось. Богослужения прекращаются примерно в 1924 году, подворье подвергается грабежам, святыни — поруганию. Почти сразу после Великой Отечественной войны комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР пытается составить проект реставрации Крутицкого дворца, но не справляется с этой задачей. В 1964 году главный собор подворья передают Обществу охраны памятников, в 1968-м — филателистическому отделу издательства «Главкнига», а в 1980-х Общество охраны памятников (ВООПИиК) пытается разместить там экспериментальные научно-реставрационные мастерские. Следующим арендатором подворья, по решению Мосгорсовета народных депутатов, в 1982 году становится Государственный исторический музей, который использует храм под склад экспонатов. Все это время, помимо сменяющих друг друга арендаторов, на территории Крутицкого подворья хозяйствует военное ведомство, использующее бывшие монастырские стены как гарнизонную гауптвахту.

Серьезная реставрация началась лишь в начале 1990-х, после постепенного возвращения подворья Русской православной церкви. Богослужения возобновились в 1992 году. Сегодня подворье, кроме непосредственной религиозной деятельности, ведет издательскую деятельность и патронирует Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ.

В летописи Крутицкого подворья не встретить описания жизни прихода, нет и ярких сказаний о чудесах и подвижничестве. История Крутиц о другом, она рассказывает о непостоянной роли Церкви в жизни меняющегося государства.

Облик Крутицкого подворья

Первый Успенский храм был возведен в Крутицах в XIII веке. Сегодня нет достоверных свидетельств о том, как подворье выглядело до середины XVII века — того момента, когда его решили перестроить. В 1700 году был закончен новый Успенский собор в два этажа, выполненный из красного кирпича. В нижнем ярусе расположился теплый храм Свв. апостолов Петра и Павла, а в верхнем — летний с главным Успенским престолом. Позже, в 1895 году, был устроен придел Сергия Радонежского. Собор венчают пять куполов, символизирующих образ Господа в окружении четырех евангелистов. Справа от входа в нижний храм к зданию прилегает шатровая колокольня.

Примерно в это же время бывший Успенский храм перестроили и переосвятили в честь Воскресения Словущего (по В.И. Далю, «словущий» — «прославленный, знаменитый, славный»; «Воскресение Словущего» означает Воскресение Христово). Он стал усыпальницей епископов подворья.

Также во второй половине XVII века были достроены крытые переходы, которые ведут от покоев митрополита к Успенскому собору, рядом соорудили Крутицкий теремок. Зодчий О. Старцев, работавший над теремом, украсил это небольшое здание, расположенное прямо над Святыми воротами, необыкновенными многоцветными поливными изразцами с изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя, некоторых святых. А в 1719 году Крутицкий ансамбль решено дополнить набережными палатами.

При пожаре 1812 года достаточно сильно пострадали все три храма. Реставрация велась в середине XIX века по проекту архитектора Е. Д. Тюрина. К работе подключался известный архитектор К.А. Тон, создавший так называемый русско-византийский стиль храмового зодчества. Несмотря на затраченные усилия, до 90-х годов прошлого столетия восстановить памятники полностью не удавалось. В ходе реставраций частично раскрыта сохранившаяся живопись XIX века, прочие росписи выполнены заново.

Множество замечательных памятников культуры и достопримечательностей можно встретить в Москве. Прогуливаясь по ее центру, стоит познакомиться со многими объектами культурного наследия и увидеть большое количество интересных вещей. Их история обычно тесно связана с историей самого города, поэтому особенно интересно узнавать ее. Множество маршрутов проложено в столице, чтобы осмотреть важные достопримечательности. Одна из них - это Крутицкое подворье в Москве. В статье пойдет речь о том, что же это за объект, будет рассказано о его истории и некоторых интересных фактах, связанных с ним.

Крутицкое подворье в Москве - общие сведения

Для начала стоит разобраться, что же собой представляет Крутицкое подворье. Во-первых, нужно отметить, что это особый памятник архитектуры. Во-вторых, это исторический памятник. Он был заложен еще в XIII веке. Изначально он выполнял функции монастыря, а затем стал резиденцией, где проживали епископы. Одно время он даже являлся одним из филиалов Государственного исторического музея. Располагается подворье в историческом центре Москвы, в Таганском районе. Здесь можно часто увидеть посетителей, поскольку Крутицкое подворье в Москве включает в себя несколько объектов, которые всегда интересуют людей, как местных жителей, так и туристов.

Многие интересуются и происхождением названия этого места. Считается, что слово «крутицы» означает возвышенность, а это место как раз находится на высоком берегу чуть ниже устья Яузы. Теперь стало понятно, что собой представляет Крутицкое подворье в Москве. Как добраться сюда? Такой вопрос интересует многих. Он обязательно будет рассмотрен несколько позже. Это место известно своей красотой, здесь можно не только познакомиться с достопримечательностями, но и просто прогуляться и насладиться необыкновенно красивыми видами.

Какие объекты включает подворье

Таким образом, мы немного познакомились с этим местом и рассмотрели общие сведения о нем. Теперь стоит немного рассказать о том, что же можно увидеть, посещая Крутицкое подворье в Москве. Здесь располагается сразу несколько объектов, каждый из которых представляет отдельный интерес. Все эти объекты являются памятниками культуры и хранят собственную историю. Итак, подворье включает:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (построен в 1700 году).
  • Крутицкий теремок и Воскресенские переходы (созданы в XVII веке).
  • Митрополичьи палаты (построены в конце XVII века).
  • Храм Воскресения Словущего на Крутицах (возведен в XVII веке).
  • Корпус митрополичьих приказов и другие объекты.

Теперь стало понятно, что же включает в себя подворье, а также чем оно известно. Почти все строения, находящиеся здесь, относятся к XVII веку. Посмотреть их и узнать их историю будет очень познавательно для каждого человека, пришедшего сюда. Теперь стоит подробнее рассказать о некоторых объектах, которые представляют наибольший интерес.

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах

Итак, стоит подробнее рассмотреть этот замечательный собор. По некоторым данным, собор существовал еще в середине XV века, однако тогда он носил другое название. В начале XVI века храм был перестроен и получил уже современное название. В этот собор стал практически центральным в то время как кремлевские соборы были захвачены поляками.

В 1655 году было принято решение о реконструкции здания собора и его строительстве в камне. К концу XVII века строительство было завершено, и произошло освящение собора. Постройка очень интересна своей архитектурой.

Однако после революции произошли значительные изменения, и в 1920 году собор закрыли. Здесь было решено создать жилые помещения, в результате вся живопись, которая находилась на стенах храма, к сожалению, была закрашена. С 60-х годов XX века храм использовался в качестве производственного помещения, а затем перешел к Историческому музею и некоторое время был его филиалом.

С 1993 года здесь снова проводились богослужения. Сейчас ведется реставрация некоторых частей храма.

Крутицкий терем

Теперь стоит поговорить о еще одном важном объекте, находящемся в Крутицком подворье. Это целая часть всего комплекса, которая состоит из таких элементов, как святые врата, а также терем, который располагается непосредственно над воротами.

Крутицкое подворье - исторический памятник, основанный в XIII веке как резиденция епископов Сарских и Подонских; филиал Государственного исторического музея. Памятник архитектуры XVII века. Расположен в Таганском районе Москвы на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Название подворья происходит от слова «Крутицы», обозначавшего в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы.

Крутицкое подворье было основано еще в 1272 года при московским князе Данииле Александровиче, в то время, когда Русское государство попало под монголо-татарскую зависимость. Множество русских православных людей тогда вынужденно находилось в Золотой Орде. Но, будучи в пленении, люди сохраняли православную отеческую веру. Для их духовного окормления Русской Православной Церковью была учреждена особая епархия – Сарская и Подонская, а местом постоянного проживания Сарских митрополитов было определено местечко Крутицы, находившееся недалеко от тогдашней границы Москвы.


Во второй половине XV века архиереи Сарайские и Подонские (именно так они стали именоваться к этому времени) окончательно перебрались в Москву. В 1589 году был учрежден титул Крутицких митрополитов.


Крутицкое подворье играло тогда весьма заметную роль в жизни России. В начале XVII века, в так называемое Смутное время, когда Московский Кремль был занят поляками, Успенский собор Крутицкого подворья выполнял роль кафедрального. Именно здесь находились в это время все церковные иерархи Москвы.


Начало каменного строительства на Крутицах началось со времен перевода сюда из Орды центра Сарской и Подонской епархии. «Того же лета (1516) заложил церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицах владыка Крутицкий Досифей». Первоначальный собор не сохранился, но предполагают, что по своей архитектуре он напоминал современные ему храмы, принадлежавшие к распространенному
типу московского зодчества конца XV - начала XVI столетий.


Нынешнее «новое» здание Успенского собора имеет два этажа. Нижний ярус с теплым храмом св. Апостолов Петра и Павла сооружен в 1667–1689 гг. и освящен 29 июня 1699 г. По некоторым сведениям, освящение совершил Патриарх Иоаким. Строительные работы велись при митрополите Варсонофии (Черткове), погребенном в южной части нижней церкви. Верхний (летний) храм с главным Успенским престолом сооружен в 1700 г.

Вход в нижний ярус Успенского собора


Успенский собор имеет высоту от земли до подкрестного яблока 29 метров и завершен традиционным пятиглавием, символизирующим образ Господа нашего Иисуса Христа в окружении четырех евангелистов. Выстроен он из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Двухцветный, двухэтажный, пятиглавый храм, с примыкающей лестницей на аркадах во многом типичен для своего времени. Успенский собор выстроен из красного кирпича и являет собой самое большое сооружение Крутицкого ансамбля. Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Интересная особенность храма в том, что луковичные главки также выложены из кирпича.

Крыльцо Успенского собора


К нему пристроена невысокая колокольня с арочными пролётами в основании, «о шести пролетах», завершённая над ярусом звона шатром с двумя рядами слухов и маленькой главой. Еще в конце XIX века здесь имелись мощные колокола, один из которых, малый, был отлит в 1730 году.

###Страница 2

Собор соединён со Святыми воротами крытой галереей - переходом, двускатная кровля, которой опирается на массивные колонки - столбцы.


Лестница собора

Бриллиант ансамбля Крутицкого подворья и его художественное ядро - это Святые ворота с надвратным теремом, ведущие от митрополичьих покоев в Успенский собор. Вся их поверхность, включая архитектурные детали (сложно раскрепованные карнизы, фронтоны, декоративные колонки, увитые виноградной лозой), выполнена из поливной многоцветной керамики. При сооружении теремка израсходовано примерно 1500–2000 изразцов, изготовителем, которых предположительно был мастер Степан Иванов и представляет собой сказочное зрелище. Святые ворота были украшены фресковыми изображениями Успения Пресвятой Богородицы, Спасителя и некоторых святых. Строительные работы велись под наблюдением выдающегося русского зодчего XVII века Осипа Старцева и каменных дел мастера Лариона Ковалева с 1693-94гг.
По преданию, из окон этого теремка Крутицкие архиереи благословляли собравшийся на площади народ, любовались видом Москвы, а также разделяли милостыню нищим.


К сожалению, красота комплекса постепенно меркнет, последний раз он реставрировался в 1979 г.


Парадный фасад Святых врат


 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS