Главная - Грузовой транспорт
Любимов, Исидор Евстигнеевич: биография. Внешняя торговля ссср Во главе внешней торговли
  • 19 декабря 1927 - 25 июня 1937 - член ЦК ВКП(б).
  • 1928 - в период расцвета кооперативного движения по заказу И. Любимова проводится международный конкурс на строительство здания Центросоюза в Москве, величественное здание было построено в 1929-1931 гг. по проекту знаменитого Ле Корбюзье. Во время голодного 1932 года строительство здания Центросоюза был приостановлено и окончено в 1933-1936 гг. В 1932 году был создан Наркомлегпром СССР, который возглавил Любимов. Поэтому здание Центросоюза было отдано наркомату лёгкой промышленности.

Во главе внешней торговли

  • 11.1930 - 1931 - заместитель народного комиссара внешней и внутренней торговли СССР.
  • 11.1930 - 1931 - торговый представитель СССР в Германии, руководитель Торгпредств и внешней торговли в Европе.

В это время И. Любимов был на важнейших постах в системе внешней торговле - в период разворачивающейся индустриализации в стране через него заключались контракты на поставку в СССР оборудования и целых заводов, осуществлялся экспорт хлеба. Работать Любимову пришлось в сложные годы начавшегося мирового кризиса: достаточно сказать, что мировые цены на пшеницу, основной экспортный товар СССР, упали в эти годы в несколько раз.

Нарком лёгкой промышленности СССР

  • 5 января 1932 - создан Наркомат лёгкой промышленности СССР.
  • 5 января 1932 - 7 сентября 1937 - народный комиссар лёгкой промышленности СССР.
  • 9 - 12 апреля 1932 - в Вичуге, одном из главных текстильных центров России, произошла крупнейшая в сталинский период стачка, которая сопровождалась уличными стычками и погромами учреждений власти.

В 1937 году «расследование» Ежовым «чрезвычайно важных вичугских событий» запустит репрессивный механизм в центральном аппарате Наркомлегпрома, в жернова которого попадёт и И. Любимов.

  • 4 февраля 1934 - выступление наркома И. Любимова на XVII съезде ВКП(б).

Из доклада Любимова:

«В течение второй пятилетки продукция легкой промышленности должна возрасти, с учетом поправок, которые я хочу внести съезду, в 2,5 раза против уровня производства, достигнутого в 1932 г. Рост продукции, как видите, колоссальный. Легкая промышленность во втором пятилетии вступает в новый этап невиданно высоких темпов ежегодного прироста продукции. По объему производства продукции легкой промышленности, предусмотренного по второму пятилетнему плану, Советский Союз выходит на одно из первых мест в Европе, догоняя Америку. Учтя поправки, хлопчатобумажных тканей мы должны выпустить в 1937 г. 5 млрд м с лишним против 2 534 млн м в 1932 г., то есть в итоге второй пятилетки достигается удвоение выпуска хлопчатобумажных тканей. Шерстяных тканей мы в 1937 г. должны выпустить 220 млн м против 91 млн м в 1932 г., что составит рост в 2,5 раза. Льняных тканей должно быть выработано 560 млн м против 130 млн м в 1932 г., то есть рост в 4 с лишком раза. Обуви надо выработать в 1937 г. 160 млн пар против 73 млн в 1932 г., то есть рост более чем в 2 раза. Свыше чем в 2 раза возрастает выпуск стекольных и фарфоровых изделий, свыше чем в 2 раза возрастает выпуск швейных изделий, свыше чем в 4 раза возрастает выпуск трикотажных изделий и т. д.»

«Большая программа технической реконструкции предусматривается планом второй пятилетки в области ткачества в хлопчатобумажной промышленности. От применяющихся в настоящее время неавтоматизированных ткацких станков системы „Платт“ мы переходим к вооружению хлопчатобумажной промышленности ткацкими автоматами и к автоматизации действующих ткацких станков. В области автоматизации ткачества наши инженеры дали ряд ценнейших изобретений, дающих серьёзные основания считать, что уже в ближайшие годы тип автоматического ткацкого станка системы производства нашего Союза будет одним из лучших. Все вновь строящиеся предприятия хлопчатобумажной промышленности оборудуются автоматическими ткацкими станками, и проводится широкая программа мер по автоматизации действующих ткацких станков. Процент автоматических и автоматизированных станков в хлопчатобумажной промышленности к концу второй пятилетки доводится примерно до 50 против 10-12 в 1932 г. Автоматизация ткачества значительно сокращает потребность в рабочей силе для развивающейся хлопчатобумажной промышленности»

«В качестве иллюстрации, показывающей, в какой мере возрастают наши требования на оборудование, я укажу, что против 100 млн руб. технологического оборудования, предлагаемого Наркомтяжпромом для легкой промышленности в 1934 г., нам в 1935 г. необходимо будет одного технологического оборудования на сумму свыше 500 млн руб»

«В течение первой пятилетки в легкую промышленность было вложено 1 200 млн руб. В работу было пущено свыше 200 новых предприятий. В течение второй пятилетки в легкую промышленность вкладывается свыше 9 млрд руб. Как видите, рост капиталовложений - исключительно высокий». «Основные объекты строительства легкой промышленности в течение второго пятилетия указаны в тезисах основных докладчиков, представленных съезду, и даны в большом развернутом виде в докладе товарища Куйбышева. Из тезисов и из доклада товарища Куйбышева вы видели, что основная масса капиталовложений по легкой промышленности направляется в национальные и так называемые промышленно отсталые районы. В течение второго пятилетия мы должны провести громадную программу строительства новых предприятий в сырьевых районах и районах потребления».

Увеличение производства продуктов питания, естественно, влекло за собой много самых различных вопросов, связанных с производством и заготовкой сельскохозяйственного сырья и продажей населению пищевых продуктов. Большую роль в этом играла потребительская кооперация. Назревал вопрос о необходимости сконцентрировать руководство всем этим делом у одного лица.

Сталин предложил мне стать заместителем Председателя СНК СССР, оставаясь по совместительству наркомом пищевой промышленности, с тем чтобы я как зампред сосредоточил указанные вопросы в своих руках. 22 июля 1937 г. Постановлением ЦИК я был утвержден в этой должности.

Заместителем Председателя СНК, а затем Совета Министров СССР в общей сложности я проработал 27 лет, в том числе первым заместителем с февраля 1955 по июль 1964 г. На выборах в Верховный Совет СССР в декабре 1937 г. я был избран по рекомендации Сталина депутатом в Совет Национальностей по 126-му округу Еревана и выдвигался от этого округа вплоть до 1974 г. В Верховный Совет РСФСР меня выбирали в Ростове-на-Дону.

Уже через несколько месяцев после моего назначения стало ясно, что совмещать эти две должности трудно и, по существу, нецелесообразно. В январе 1938 г., на первой сессии Верховного Совета СССР первого созыва, я был утвержден в должности заместителя Председателя СНК СССР с освобождением от обязанностей наркома пищевой промышленности.

Весной 1938 г. мои функции как зампреда были четко определены. В Постановлении СНК СССР от 14 апреля было записано: «Обязать заместителя Председателя СНК СССР тов. Микояна сосредоточиться на вопросах товарооборота, на улучшении работы Наркомторга и, в особенности, Центросоюза, на улучшении работы Наркомлегпрома СССР, Наркомпищепрома СССР, Наркомзага и Наркомлегпромов союзных республик, освободив его от других обязанностей». Вопросы внешней торговли были вне моей сферы контроля.

У нас с Розенгольцем были нормальные отношения, но сухие. Он никогда не обращался ко мне ни за советом, ни за информацией. Я также избегал бесед с ним.

Сталин добился того, что вопросы внешней торговли даже в Госплане и Совнаркоме подробно не рассматривались. Розенгольц один ходил к Сталину с планами, главным образом с валютным планом и планом валютных накоплений. Сталин одобрял это, и Розенгольц строго руководствовался указаниями Сталина, входил в Госплан и Совнарком со своим планом. Все решалось в тайне от них. Сам Розенгольц очень был доволен такой обстановкой. Он работал неплохо как чиновник. Это его устраивало, устраивал такой способ решения вопросов, потому что никакой критики в отношении этих планов не имело места, ибо никто не присутствовал при их обсуждении. Не было и никаких жалоб. Сталин одобрял планы, составленные Розенгольцем самостоятельно.

Розенгольц ввел в наркомате порядок послушания и исполнения, вместо того чтобы пользоваться методом обсуждения вопроса на коллегии, с активом работников наркомата. Работники, которых я хорошо знал, проявляли недовольство, что совсем другой стиль работы стал, что нарком не слушает, не терпит возражений.

И вдруг в конце 1937 г. Розенгольц был арестован «как бывший троцкист и теперь имевший отношение к троцкистской деятельности». Он действительно когда-то голосовал за Троцкого, но был предан Сталину и никакого отношения к троцкистской группировке давно уже не имел. Я удивлялся только, что делал Сталин с людьми, которые честно работали для советской власти.

Как-то осенью, в 1938 г., часов в 9 вечера, когда я находился в Совнаркоме, позвонил Поскребышев и сказал, что Сталин с Молотовым находятся в ложе Большого театра и Сталин просит меня зайти туда. Шла опера «Иван Сусанин». Сталин очень любил эту оперу, и мы с ним раз восемь или девять были на ней. Сначала мне нравилось, а потом надоело.

Я никак не мог догадаться, по какой причине меня приглашают. Надо сказать, по сравнению с тем, что было раньше, в 1938 г. Сталин редко вызывал меня лично. Он чувствовал, что я тяжело переношу те репрессии, которые он применял в отношении руководящих кадров и вообще в стране. Возможно, поэтому он стал относиться ко мне несколько холоднее. К тому же в это время перестали устраивать регулярные заседания Политбюро, как это было раньше (каждый четверг с 12 до 5-6 часов дня). Вместо этого 2-3 раза в месяц устраивались совещания узкого состава Политбюро, как правило, без предварительной повестки. В этих заседаниях я участвовал.

В антракте Сталин мне говорит: «Ты знаешь, что после ареста Розенгольца исполнение обязанностей наркома было возложено на Судьина, который до этого занимал должность зампредседателя Госконтроля. Оказалось, что и он замешан во вредительстве. Тогда мы решили взять человека со стороны и сделали и.о. наркома Чвялева, который до этого работал директором Института внешней торговли в Ленинграде. И очень удивлены - Чвялев, которого мы взяли, казалось, умный, честный человек, молодой, - он также участвует во вредительской антисоветской группировке». (Я не понимал, почему он меня об этом информирует.) Сталин продолжал: «Чвялева нельзя терпеть во главе наркомата. Меркалов - его заместитель - тоже подозрительный человек. Возможно, он также с ними вместе. Ты не мог бы взять на себя исполнение обязанностей наркома внешней торговли с исполнением обязанностей зам. Председателя Совнаркома? Резервы исчерпаны у нас, а ты и дело, и людей знаешь, и дело поправишь быстро».

Я сказал, что у меня очень много обязанностей получается и все их надо исполнять. Поэтому мне очень трудно давать согласие, хотя я и не возражаю, если ЦК считает это необходимым. Он сказал: «Надо. Ты справишься. Ты не обязан в мелочи вникать. Подберешь людей, ими будешь руководить, и дело пойдет. Только строго прими дела от Чвялева, используй приемку дела для необходимой проверки состояния дел в наркомате, все недостатки выяви и какие люди вредят, чтобы от них избавиться. А потом, после сдачи дел, мы арестуем Чвялева, а через некоторое время, возможно, и Меркалова.»

Подумав, я сказал, что, если ЦК считает необходимым, я не возражаю, но прошу две вещи: освободить меня от руководства наркоматами пищевой и легкой промышленности, внутренней торговли и заготовок, чтобы я мог целиком сосредоточиться на работе Наркомата внешней торговли, потому что дела там действительно развалены; вторая просьба - прекратить аресты работников Внешторга. Я знаю со слов работников наркомата, что там арестовано много не только руководителей, но и средних работников. Многими овладел страх. Люди боятся проявить инициативу, активность, чтобы это не сочли за вредительство. В наркомате господствует паника, перестраховка. В таких условиях мне трудно будет заставить людей работать активно, в интересах государства. «Вообще, добавил я, - нельзя арестовывать работников наркомата без согласования этого вопроса с наркомом».

Сталин сказал: «По первому вопросу нет надобности освобождать тебя от тех обязанностей, которые возложены на тебя как заместителя Председателя Совнаркома: настолько ты хорошо знаешь работу этих наркоматов, так много у тебя энергии, что вполне можешь совмещать и эту работу и работу во Внешторге. Так что эта твоя просьба не будет удовлетворена. (Я не стал возражать против этого, промолчал.) Что касается твоей второй просьбы, - продолжал Сталин, - то ты, пожалуй, прав. Чтобы создать хорошую атмосферу для твоей работы, дадим указание НКВД прекратить всякие аресты работников Внешторга. В отношении согласования вопроса ареста работников наркоматов с наркомами - подумаем».

Сталин не мог не понять, что вопрос этот был важен и в той обстановке совершенно необходим. С 1 декабря 1938 г. было установлено, что разрешение на арест работников союзных и республиканских наркоматов, а также приравненных к ним учреждений дается по согласованию с соответствующим наркомом или начальником учреждения.

Я прибыл в наркомат, образовал подкомиссии, стал выслушивать доклады о состоянии дел. Недостатков было много.

Состояние дел оказалось хуже, чем я мог предположить. В наркомате из 46 человек, которые начиная с 1930 г. в разное время были заместителями наркома или членами коллегии, не оказалось ни одного. Все были репрессированы: большинство на работе в самом наркомате, другие - после выдвижения на иную работу. Это были, как правило, крупные, хорошо подготовленные работники.

Особенно тяжелым положение в Наркомвнешторге стало, когда 14 июня 1937 г. с должности наркома был снят Розенгольц. Из заместителей наркома я застал одного Кушарова, да и тот пришел в наркомат лишь за три месяца до моего назначения.

Из 21 объединения в десяти не было председателей, во многих управлениях и отделах взамен снятых кадровых работников были назначены совсем неопытные работники. В 15 странах из 25, с которыми были торговые связи, должности торгпредов были вакантны из-за того, что кадровые работники были сняты. Не было торгпредов в Бельгии, Греции, Дании, Италии, Иране, Китае, Литве, Монголии, Туве, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии.

Комиссия по приемке дел наркомата выявила много недостатков. В ходе ее работы отдельные факты, когда их оспаривали работники аппарата, я поручал перепроверять. Я просил, чтобы проверка проводилась строго, но объективно, чтобы не искажались факты и чтобы не использовались недостатки для шельмования работников наркомата.

Зная, что Чвялев снят, комиссия все вскрываемые недостатки возлагала на него. Тактика была понятной, но, конечно, нарком не мог отвечать за все. Но так поступали сознательно, стараясь спасти других работников, ибо вскрытые недостатки не были последствием какого-то вредительства, а были лишь результатом шараханья из одной стороны в другую в силу сложившихся ненормальных условий.

Будучи поставлен перед фактами, установленными комиссией, бывший нарком Чвялев объяснил их тем, что он «малоопытный работник во внешней торговле». Он действительно не имел практического опыта, а одного высшего образования оказалось мало.

Положение в деле руководства наркоматом за указанные годы усугублялось еще и тем, что в 1934 г. в наркоматах были ликвидированы коллегии, как указывалось в Постановлении ЦИК и СНК, «в целях обеспечения конкретного руководства». Однако жизнь довольно скоро показала несостоятельность и несуразность упразднения коллегий, и они были восстановлены. Уже один этот факт показывает, насколько иногда по-диктаторски относился Сталин к решению крупных организационных вопросов построения государственного и хозяйственного аппарата в стране.

Мне удалось в течение менее чем года внушить работникам Внешторга уверенность в своем положении, в том, что они будут защищены, что критика не будет вызывать репрессий. Наркомат начал вставать на ноги.

Надо сказать, что Сталин сдержал свое слово и в течение десяти лет, до 1948-1949 гг., арестов в Наркомате внешней торговли не было. Единственным исключением было дело, затеянное Абакумовым почти через десять лет против председателя а/о «Экспортлес» Герасимова, который в войну работал уполномоченным Внешторга в Архангельске по разгрузке и приемке, а также отправке по назначению поступавших из-за границы грузов и вооружения. Работал он энергично, хорошо. К нему на помощь в трудные минуты я иногда направлял Папанина, популярного человека в стране, чтобы он своим авторитетом активизировал работу грузчиков по разгрузке товаров и вооружения в тяжелейших условиях Севера. Папанин был уполномоченным ГКО, и его умение найти подход к портовым людям много помогало работе.

Мне Сталин сказал тогда, что поступил какой-то материал на Герасимова и что пройти мимо этого материала нельзя. Я попросил его дать мне возможность разобраться в этом деле самому, потом доложить ему. Я убедился, что ничего предосудительного и умышленного в действиях Герасимова не было; была некоторая торопливость, за которую можно было нести административную ответственность. В целом же Герасимов работал правильно и хорошо. Я так и доложил Сталину. Сталин не согласился, дал указание арестовать Герасимова и судить.

После смерти Сталина дело Герасимова было пересмотрено как надуманное Абакумовым. Герасимов был реабилитирован и вышел на свободу. Сам Абакумов был арестован еще при Сталине.

За годы моей работы наркомом внешней торговли в процессе проведения общей линии централизации государственного управления сложилась абсолютная монополия внешней торговли. В последующем Сталин продолжал держаться этой линии, и у меня не было с ним споров по этому вопросу. Даже во время Великой Отечественной войны все поставки из Англии и Америки, включая небольшое количество танков и самолетов в первый период войны, осуществлялись Наркомвнешторгом.

Монополия внешней торговли сохранялась так, как она была завещана Лениным. Это закреплено в нашей Конституции. Ленин, твердо придерживаясь принципа монополии внешней торговли, не рассматривал ее догматически. Он учитывал особенности этапов экономического развития и требования социалистической экономики, предусматривал гибкие формы организации и методов внешнеторговой работы, идущей навстречу этим требованиям.

Красин - проводник ленинской линии развития понимал, что дело это потребует вовлечения во внешнеторговый оборот отдельных наркоматов, крупных предприятий. «Все учреждения, общества, фирмы и частные лица, - писал Красин в 1924 г., - могут заниматься внешней торговлей лишь постольку, поскольку государство им это дозволяет, т.е. не иначе, как с особого разрешения особых правительственных органов, причем самое осуществление внешнеторговых операций происходит не иначе как под контролем и наблюдением Народного комиссариата внешней торговли и его органов».

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.


Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Утвердить Положение о Народном Комиссариате Торговли Союза ССР.

2. Упразднить главные управления местных торгов в составе Народного Комиссариата Торговли СССР и передать управление местными торгами по РСФСР, УССР, БССР, Узбекской ССР и Казахской ССР народным комиссариатам торговли указанных республик.

Предложить советам народных комиссаров союзных республик утвердить положения о народных комиссариатах торговли этих республик.

3. Предприятия упраздняемых всесоюзных государственных контор по розничной торговле текстильными товарами, готовым платьем и головными уборами (Союзтекстильшвейторг), металлическими изделиями и стройматериалами (Союзметизстройторг), а также розничные предприятия Всесоюзной конторы "Союзкультторг" в РСФСР и УССР передать в ведение наркомторгов союзных республик, а в остальных союзных республиках - местным торгам.

4. Предприятия ликвидируемого Всесоюзного Государственного объединения "Пионер", а также предприятия ликвидируемой Конторы по розничной торговле плодоовощной продукцией Всесоюзного Государственного объединения по заготовке и продаже плодоовощей - "Союззаготплодоовощ" - передать местным торгам.

5. Установить, что на главные управления Наркомторга СССР (кроме Главстройторга и ГУУЗ) распространяется постановление ЦИК и СНК СССР от 15 июля 1936 г. "О хозрасчетных правах главных управлений промышленности наркоматов" (С.З. СССР, 1936, N 43, ст. 361).

6. Считать утратившими силу: а) постановление ЦИК и СНК СССР от 5 января 1936 г. "О реорганизации Народного Комиссариата Внутренней Торговли Союза ССР, народных комиссариатов внутренней торговли союзных республик и их местных органов" (С.З. СССР, 1936, N 2, ст. 17); б) ст. ст. 10 и постановления СНК СССР от 5 января 1936 г. "Об управлении городской торговой сетью системы Народного Комиссариата Внутренней Торговли Союза ССР" (С.З. СССР, 1936, N 2, ст. 19); в) постановление СНК СССР от 3 апреля 1936 года "Об организации в системе Народного Комиссариата Внутренней Торговли Союза ССР государственной конторы по торговле в портах - "Союзпортторг" (С.З. СССР, 1936, N 21, ст. 194).


Председатель СНК Союза ССР
В.МОЛОТОВ

Управляющий Делами СНК Союза ССР
Н.ПЕТРУНИЧЕВ


I

1. Народный Комиссариат Торговли Союза ССР в соответствии со ст. ст. 76 и Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик является союзно-республиканским народным комиссариатом и руководит торговлей на территории СССР.

2. Во главе Народного Комиссариата Торговли Союза ССР стоит Народный Комиссар.

3. Народный Комиссариат Торговли Союза ССР руководит торговлей, как правило, через народные комиссариаты торговли союзных республик, регулирует на основании соответствующих постановлений Правительства Союза ССР торговлю, осуществляемую другими наркоматами и ведомствами Союза ССР, и управляет непосредственно лишь определенным, ограниченным числом торговых организаций и предприятий.

4. Народный Комиссар Торговли Союза ССР, в соответствии со ст. 73 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик, издает в пределах своей компетенции приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров Союза ССР и проверяет их исполнение.

5. Народный Комиссариат Торговли Союза ССР руководит работой народных комиссариатов торговли союзных республик и контролирует их работу.

Народный Комиссар Торговли Союза ССР приостанавливает и отменяет приказы и инструкции народных комиссариатов торговли союзных республик, противоречащие законам и постановлениям Правительства Союза ССР, а также приказам и инструкциям Народного Комиссариата Торговли Союза ССР.

6. Народный Комиссариат Торговли Союза ССР:

а) Составляет планы развертывания оптовой и розничной торговли, развития торговой сети, столовых, ресторанов и всего товарооборота, представляет эти планы на утверждение Правительства Союза ССР и руководит выполнением утвержденных планов.

б) Разрабатывает и вносит на утверждение Правительства Союза ССР планы использования фондов товаров широкого потребления; осуществляет мероприятия по организации торговли этими товарами; на основании постановлений Правительства Союза ССР утверждает для торговых организаций планы завоза товаров широкого потребления; организует контроль за тем, чтобы торговая сеть во всех районах была обеспечена и бесперебойно торговала товарами в установленном ассортименте.

в) Разрабатывает розничные цены на товары широкого потребления и размеры торговых скидок и накидок, вносит их на утверждение Правительства или утверждает по его поручению; организует контроль за точным соблюдением установленных цен, ведет борьбу со всякими нарушениями цен, с обвешиванием, обмериванием и другими видами обмана потребителя; принимает участие в разработке промышленными наркоматами отпускных цен на товары широкого потребления.

г) Предъявляет промышленности требования по производству товаров широкого потребления в необходимом ассортименте, по выпуску новых видов и сортов товаров, организует торговлю новыми видами товаров и принимает меры к расширению рынков сбыта товаров широкого потребления.

д) Получает от органов промышленности, выпускающих товары широкого потребления, и торговых организаций отчетные данные по установленной форме о производстве и отгрузке товаров широкого потребления и проверяет на базах торговых и промышленных предприятий выполнение планов отгрузки товаров для торговли, а также качество отгружаемых товаров.

е) Разрабатывает мероприятия по расширению и улучшению базарной и колхозной торговли, по оборудованию, строительству и благоустройству рынков, а также по организации ярмарок и осуществляет контроль за проведением в жизнь этих мероприятий.

ж) Разрабатывает вопросы законодательства о торговле и утверждает для всех торгующих организаций правила торговли; осуществляет контроль за выполнением торгующими организациями и предприятиями всех законов, правительственных постановлений и правил, регулирующих торговлю.

з) Управляет непосредственно подчиненными Наркомторгу СССР хозяйственными организациями, устанавливает для них торгфинпланы, перераспределяет между ними оборотные средства, утверждает их отчеты и балансы, а также устанавливает основные элементы торгфинплана для республиканских и местных торговых организаций.

и) Разрабатывает и устанавливает систему и порядок финансирования торговых организаций Наркомторга СССР, наркомторгов союзных республик и их местных органов; финансирует торговые организации союзного подчинения; руководит финансовой деятельностью торговых организаций союзного подчинения непосредственно и организаций республиканского и местного подчинения - через народные комиссариаты торговли союзных республик.

к) Руководит организацией труда, нормированием труда и заработной платы, а также развитием социалистического соревнования и стахановского движения на предприятиях Наркомторга СССР.

л) Руководит строительством торговых организаций, непосредственно ему подчиненных, а строительством торговых организаций республиканского и местного подчинения - через народные комиссариаты торговли союзных республик; устанавливает типовые проекты магазинов, торговых складов, столовых, ресторанов, кафе; разрабатывает мероприятия по улучшению материально-технического состояния торговых предприятий, их оснащению новейшим оборудованием и инвентарем; оказывает техническую помощь по торговому строительству наркоматам торговли союзных республик и местным торговым организациям.

м) Изучает конъюнктуру рынка и ведет статистический учет торговли.

н) Организует и руководит непосредственно подчиненными Наркомторгу СССР учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями; руководит и оказывает помощь наркомторгам союзных республик в деле подготовки кадров.

7. Народный Комиссар Торговли Союза ССР назначает руководителей главных управлений, отделов, секторов Наркомторга СССР, руководителей торговых контор и предприятий, подчиненных ему непосредственно, утверждает начальников и заместителей начальников главных управлений наркомторгов союзных республик и руководителей крупнейших торговых организаций и предприятий республиканского и местного подчинения по особому списку.

II

8. В составе Народного Комиссариата Торговли Союза ССР образуются следующие отделы:

а) Отдел торговли продовольственными товарами и

б) Отдел торговли промышленными товарами,

через которые Народный Комиссар Торговли Союза ССР осуществляет руководство торговлей продовольственными и промышленными товарами и контроль за состоянием торговли этими товарами.

На указанные отделы возлагается:

составление планов использования продовольственных и промышленных товаров и контроль за их выполнением;

контроль и наблюдение за отпуском промышленностью продовольственных и промышленных товаров для торговли;

разработка вопросов цен, торговых скидок и накидок по продовольственным и промышленным товарам, норм естественной убыли, вопросов качества и ассортимента;

разработка вопросов оптового товаропродвижения и размещения оптово-сбытовых баз промышленности и торгующих организаций;

разработка правил оптовой и розничной торговли продовольственными и промышленными товарами.

В составе отделов торговли продовольственными и промышленными товарами Наркомторга СССР создаются территориальные группы инструкторов-товароведов.

в) Отдел плодоовощей и децентрализованных заготовок, через который Народный Комиссар Торговли Союза ССР осуществляет руководство заготовками и торговлей плодоовощами, а также децентрализованными заготовками других незерновых сельскохозяйственных продуктов.

На указанный отдел возлагается:

разработка планов централизованных и децентрализованных заготовок плодоовощей, а также децентрализованных заготовок других незерновых сельско-хозяйственных продуктов организациями системы Наркомторга СССР и контроль за выполнением этих планов;

составление планов использования и завоза плодоовощей и контроль за их выполнением;

разработка вопросов сбытовых и розничных цен, торговых скидок и накидок по плодоовощам;

разработка правил оптовой и розничной торговли плодоовощами, а также мероприятий по хранению и переработке плодоовощей и контроль за осуществлением этих мероприятий.

г) Отдел колхозных рынков, на который возлагается:

принятие мер к улучшению колхозных рынков, расширению колхозной торговли и организация контроля за этими рынками;

разработка вопросов строительства, оборудования и благоустройства рынков и обслуживания колхозников и трудящихся-единоличников на колхозных рынках.

д) Отдел организации торговли, на который возлагается разработка общих правил торговли и вопросов организационного построения торговых организаций и предприятий; разработка мероприятий по связи торговых организаций с потребителями (конференции покупателей, общественный контроль и т.п.); разработка технических заданий для типового проектирования магазинов, складов, баз, столовых; разработка мероприятий по техническому оснащению торговой сети.

е) Отдел столовых, ресторанов, буфетов и кафе, через который Народный Комиссар Торговли Союза ССР осуществляет общее регулирование и контроль за работой столовых, ресторанов, буфетов и кафе, независимо от их подведомственности; на этот отдел возлагается также разработка планов материально-технического снабжения и оснащения столовых, ресторанов, буфетов, кафе и кафетериев.

ж) Отдел планово-экономический, на который возлагается разработка сводных планов развертывания товарооборота, розничной и оптовой торговой сети, столовых, ресторанов, кафе, складского хозяйства в торговле; руководство составлением торгфинпланов организаций, непосредственно подчиненных Наркомторгу СССР, рассмотрение этих планов и представление их на утверждение Народному Комиссару; анализ выполнения указанных планов; разработка вопросов методологии планирования торговли; изучение торговой конъюнктуры и на основании этого разработка и представление Народному Комиссару соответствующих мероприятий.

з) Отдел финансовый, на который возлагается составление финансовых и кредитных планов Наркомторга СССР; контроль за выполнением утвержденных финансовых и кредитных планов; инструктирование и наблюдение за финансовой работой главных управлений и хозяйственных организаций Наркомторга СССР.

и) Центральная бухгалтерия, на которую возлагается осуществление бухгалтерского учета в системе Наркомторга СССР, инструктаж и наблюдение за работой органов Наркомторга СССР по бухгалтерскому учету и отчетности; рассмотрение отчетов и балансов хозяйственных организаций Наркомторга СССР; осуществление документальных ревизий.

9. В составе Народного Комиссариата Торговли Союза ССР образуются следующие главные управления:

а) Главное Управление гастрономическими и бакалейными магазинами (Главгастроном), управляющее подчиненными ему розничными бакалейными и гастрономическими магазинами через свои местные конторы "Гастроном" и "Бакалея" или непосредственно.

б) Главное Управление универсальными магазинами (Главунивермаг), управляющее подчиненными еду универсальными магазинами.

в) Главное Управление столовых, ресторанов и кафе (Главресторан) управляющее подчиненными ему столовыми, ресторанами и кафе через объединяющие их тресты или непосредственно.

г) Главное Управление по заготовке и сбыту плодоовощей (Главторгплодоовощ), управляющее подчиненными ему трестами и конторами по заготовке, переработке и сбыту плодоовощей.

д) Главное Управление ж.-д. буфетов и вагон-ресторанов Центра (Главдорбуфет Центра), управляющее буфетами и вагонами-ресторанами железных дорог Центра.

е) Главное Управление ж.-д. буфетов и вагон-ресторанов Юга (Главдорбуфет Юга), управляющее буфетами и вагонами-ресторанами железных дорог Юга.

ж) Главное Управление ж.-д. буфетов и вагон-ресторанов Востока (Главдорбуфет Востока), управляющее буфетами и вагонами-ресторанами железных дорог Востока.

з) Главное Управление водных буфетов и торговли в портах (Главводбуфет), управляющее пароходными, пристанскими буфетами и торговыми предприятиями в портах через свои местные конторы.

и) Главное Управление торговыми предприятиями в курортных местностях (Главкурортторг), управляющее торговыми базами и предприятиями, столовыми, ресторанами и кафе в курортных местностях и снабжающее товарами широкого потребления санатории и дома отдыха.

к) Главное Управление торговыми предприятиями, обслуживающими РККА и Военно-Морской Флот (Главвоенторг).

л) Главное Управление торговыми предприятиями, обслуживающими работников Наркомвнудела (Главспецторг).

м) Главное Управление предприятиями по производству и сбыту торгового инвентаря и оборудования (Главинвентарьторг), управляющее подчиненными ему предприятиями по производству и базами по сбыту торгового инвентаря, оборудования и упаковки.

н) Главное Управление строительства (Главстройторг), управляющее строительными трестами, проектными организациями и конторами материально-технического снабжения Наркомторга СССР (Союзгипроторг, Союзторгстрой, Ленторгстрой и Союзснабторг).

Главстройторг проводит экспертизу и дает заключения Народному Комиссару по проектам и сметам сверхлимитного строительства Наркомторга СССР и по важнейшим техническим вопросам торгового строительства.

о) Главное Управление учебными заведениями (ГУУЗ), на которое возлагается управление учебными заведениями, непосредственно подчиненными Наркомторгу СССР, а также руководство и оказание помощи управлениям учебными заведениями наркомторгов союзных республик в деле подготовки кадров.

10. В главных управлениях торговыми и производственными предприятиями Народного Комиссариата Торговли Союза ССР организуются следующие отделы и сектора:

а) Торгово-распорядительные (или соответственно производственно-распорядительные) отделы в количестве в зависимости от числа и территориального расположения подведомственных главному управлению предприятий и организаций. Торгово-распорядительные (производственно-распорядительные) отделы осуществляют повседневный контроль за выполнением предприятиями торгфинплана (промфинплана), оперативное воздействие и помощь в работе подведомственных главному управлению предприятий. В торгово-распорядительных (производственно-распорядительных) отделах главных управлений устанавливаются должности инструкторов-товароведов, которые прикрепляются к предприятиям и организациям главного управления, устанавливают связь с ними, оказывают им всемерную помощь, осуществляют повседневный контроль и оперативное воздействие на работу предприятий.

б) Товарные отделы (по основным группам товаров), на которые возлагается закупка товаров, заключение договоров с поставщиками, контроль за выполнением этих договоров, составление предварительных заказов промышленности.

в) Сектор капитального строительства, на который возлагается разработка планов строительства, наблюдение и контроль за выполнением утвержденных планов как по срокам, так и по качественным показателям; контроль за обеспечением строительства проектами и сметами, оперативная помощь строительствам.

г) Планово-финансовый отдел.

д) Бухгалтерия.

е) Сектор кадров и зарплаты

и другие отделы и сектора.

11. В составе Народного Комиссариата Торговли и Союза ССР образуются следующие сектора и другие подразделения аппарата:

а) Сектор подбора и учета кадров, который подготовляет для Народного Комиссара Торговли Союза ССР предложения по назначениям работников, распределению специалистов, оканчивающих вузы, ведет учет руководящих работников Наркомторга СССР.

б) Сектор торговых кадров и заработной платы, на который возлагается регулирование вопросов труда и заработной платы, наблюдение за правильной организацией труда, обеспечивающей повышение производительности труда, разработка мероприятий по борьбе с текучестью торговых кадров, развитие социалистического соревнования и стахановского движения, а также контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в системе Наркомторга СССР.

в) Сектор учетно-статистический, на который возлагается статистический учет торговли, осуществляемый всеми торгующими организациями.

г) Сектор капитального строительства, на который возлагается разработка сводных планов капитального строительства системы Наркомторга СССР и представление их на утверждение Народному Комиссару; контроль за выполнением этих планов как по срокам, так и по качественным показателям; контроль за обеспечением строительства проектами и сметами; контроль за правильностью смет.

д) Контрольно-инспекторская группа, через которую Народный Комиссар осуществляет проверку выполнения народными комиссариатами торговли союзных республик, главными управлениями, отделами и секторами Наркомторга СССР, подчиненными ему организациями и предприятиями постановлений Партии и Правительства о торговле, приказов и инструкций Народного Комиссара Торговли Союза ССР.

е) Транспортный отдел, на который возлагается составление планов перевозок грузов Наркомторга СССР, наблюдение за их исполнением и руководство организацией автогужтранспорта в системе Наркомторга СССР.

ж) Мобилизационный отдел.

з) Бюро по изобретательству, которое рассматривает важнейшие изобретения, представляет их на утверждение Народному Комиссару, ведет учет и контролирует внедрение изобретений и технических усовершенствований, выдает авторские свидетельства и патенты на изобретения.

и) Арбитраж.

к) Юридическое бюро.

л) Бюро жалоб.

м) Управление Делами.

н) Секретариат Народного Комиссара и его заместителей.

12. В составе Народного Комиссариата Торговли Союза ССР находится Государственная Торговая Инспекция, на которую возлагается проверка выполнения всеми государственными и кооперативными торговыми предприятиями, а также столовыми, буфетами, ресторанами, кафе и т.д. законов, постановлений Правительства и правил, регулирующих торговлю, а именно: контроль за строгим соблюдением торгующими организациями установленных розничных цен и торговых накидок; проверка отпуска потребителю товаров чистым весом и полной мерой; контроль за соблюдением чистоты и гигиены в торговых предприятиях.

III

13. В непосредственном подчинении Наркомторга СССР состоят следующие конторы, действующие на основе особых положений и уставов:

а) Контора по оптовой торговле специями, картофельной мукой, крахмалом и др. бакалеей ("Оптбакалея").

б) Контора по розничной и оптовой торговле галантерейными, трикотажными и парфюмерными товарами ("Галантерея").

в) Контора по розничной и оптовой торговле меховыми изделиями ("Мехторг").

г) Контора по торговле ювелирными изделиями и часами, драгоценными металлами и камнями ("Ювелирторг").

д) Контора по оптовой торговле металлическими изделиями, силикатными товарами, мебелью и щепными товарами ("Оптметиз").

е) Контора по оптовой торговле школьно-письменными принадлежностями и культтоварами ("Культторг").

14. Народный Комиссариат Торговли Союза ССР имеет:

а) Издательство по вопросам торговли (Госторгиздат);

б) Газету "Советская торговля" (издаваемую совместно с Центросоюзом);

в) Научно-исследовательский институт торговли и общественного питания.

IV

15. При Народном Комиссаре Торговли Союза ССР образуется Коллегия, которая имеет регулярные заседания и рассматривает прежде всего вопросы практического руководства, проверки исполнения, подбора кадров, отчеты работников местных органов, существенные приказы и инструкции.

Решения Коллегии проводятся в виде приказов Народного Комиссара.

В случае разногласий между Народным Комиссаром и Коллегией Народный Комиссар проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в Совет Народных Комиссаров Союза ССР, а члены Коллегии, в свою очередь, могут апеллировать в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

Состав Коллегии утверждается Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению Народного Комиссара Торговли Союза ССР.

16. Для связи с местами и обмена опытом при Народном Комиссаре Торговли Союза ССР создается Совет Народного Комиссариата, который созывается один раз в два месяца и обсуждает важнейшие вопросы торговли.

Состав Совета утверждается Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению Народного Комиссара Торговли Союза ССР.

17. Народный Комиссариат Торговли Союза ССР, в целях наилучшего использования опыта руководящих и низовых работников торговли и развертывания критики и самокритики, собирает регулярно, ежемесячно активы в Наркомате. Соответственно в главках, торговых конторах и трестах руководители собирают активы, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады о важнейших решениях Партии и Правительства и руководящих указаниях Наркомторга СССР.


Народный Комиссар Торговли
Союза ССР
М.СМИРНОВ

Серия: Советские праздники. День Строителя

Впервые День строителя отмечался в СССР 12 августа 1956 года. А было это так. 6 сентября 1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» (на второе воскресенье августа). Лаконичность Указа Президиума Верховного Совета СССР является доказательством того, что День строителя появился отнюдь не случайно, и что его появление как бы само собою разумелось. Вот как его комментировали газеты:
«Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 г.).

«У нас, у строителей, большой день! Газеты и радио разнесли по всей стране сообщение о том, что партия и правительство приняли постановление о коренном улучшении строительного дела. Одновременно был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о ежегодном празднике - «Дне строителя».
Чувство гордости за свою страну, за свою профессию и горячая благодарность партии и правительству за заботу о нас, строителях, наполнили наши сердца…».

День строителя отмечали 12 августа. В этот день газеты писали: «Отмечаемый сегодня впервые День строителя отныне войдет в календарь как всенародный праздник», и это не было преувеличением. Сегодня трудно себе это представить, но в 1956 г. праздник строителей страна отмечала с немалым энтузиазмом, включая народные гулянья в парках культуры и отдыха. Почувствовать атмосферу тех дней позволяют опять же газетные отчеты:
«Москва отметила праздник строителей массовыми гуляньями, выставками, докладами и лекциями. Особенно многолюдно было в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Здесь состоялось собрание строителей Ленинского района столицы, которые соорудили архитектурный ансамбль здания МГУ, кварталы жилых домов на юго-западе столицы, стадион имени В.И.Ленина, где сейчас поднят флаг Спартакиады народов СССР. Строители района приняли решение - сдать к 20 декабря 210 тыс. кв. м жилой площади».
«В воскресенье Челябинский парк культуры и отдыха заполнили около сорока тысяч строителей. Здесь состоялся митинг…»

«Баку. Здесь состоялось торжественное заседание Бакинского городского Совета депутатов трудящихся совместно с представителями партийных, советских и общественных организаций, посвященное Дню строителя. На собрании присутствовала гостящая здесь парламентская делегация Уругвая…».

«Тбилиси. В столице Грузии 11 и 12 августа проходили народные гулянья, посвященные Дню строителя. Тысячи трудящихся посетили открывшуюся в Центральном парке культуры и отдыха имени Орджоникидзе Постоянную строительную выставку. Она развернута по новому тематическому плану. Основная идея выставки - показ элементов сборного железобетона, крупноблочного строительства и передовых индустриальных методов строительно-монтажных работ».

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Вот только специализированные выставки ныне больше не приурочивают к Дню строителя. И, может быть, зря…


Будь он в костюме, при галстуке новом,
Будь он в известке, как снежная баба.
Каждый строитель по фразе, по слову,
По междометью узнает прораба!
Вот встает он в полный рост,
Громко произносит тост:
Всем, кто стеночку ровняет
Ватерпасом-мастерком,
Кто работу подгоняет
Добрым словом-матерком,
Кто в бытовке пообедал,
Съел с редиской колбасу,
Кто повис ногами в небо
На монтажном поясу,
Всем, кто трудится в ненастье
Ломом, дрелью и пилой,
Мы желаем: стройте счастье!
И не стойте под стрелой!

Заместитель Сталина - * Лазарь Моисеевич Каганович
Министр иностранных дел - * Финкельштейн (Литвинов)
Внутренние дела - ГПУ - Янкель Ягода
Его заместитель - * Агранов Яков Саулович
Заместитель Верховного прокурора СССР и Верховный прокурор Красной Армии - * Розовский

Главное Управление Государственной Безопасности

Начальник Отдела Хозяйства - * Миронов Л. Г. Начальник Особого Отдела - * Гай М. И.
Начальник Заграничного Отдела - Слуцкий А. А.
Начальник Транспортного Отдела - * Шанин А. М.
Начальник Антирелигиозного Отдела - * Иоффе И. Л .
Начальник Главного Управления Милиции - * Вельский Л. Н.
Начальник Главного Управления Внутренней Безопасности - Могилевский Б. И.

Главное Управление концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД

Начальник Главного Управления - * Берман Яков Моисеевич
Его заместитель - * Фирин Самуил Яковлевич
Начальник концлагерей в Карелии - * Коган Самуил Львович
Начальник ГНУ Советской Украины - * Кациельсон С. Б.
Начальник концлагерей Северной области - * Финкельштейн
Начальник лагерей.Соловецких островов - * Серпуховский
Начальники областей в Московском районе: * Раппопорт, * Абрампольский, * Файвилович, * Зелегман, * Шкляр

Комиссариат внутренней торговли

* Венцер Израиль Н. И., заместитель наркома внутренней торговли СССР
* Левинсон Н. Н., заместитель наркома внутренней торговли
* Аронштам Григорий Наумович, начальник государственной торговой инспекции
* Беддеский Самуил В., начальник государственной торговли учебными пособиями
* Вешиер Лазарь Абрамович, начальник государственной торговли галантереей
* Гапелнн Израиль Е., начальник Свинтреста и московских столовых
* Гиттис Израиль Абрамович, начальник объединения московских столовых
* Гольдмая Давид М., начальник объединения столовых Донской области
* Гордон Лазарь Г., директор торговли промтоварами Московской области
* Гуревнч Н. Г., нарком внутренней торговли Белоруссии
* Гухман Соломон Исаакович, директор Мосторга
* Давидсон Вениамин А., начальник главного управления аукционами
* Зеленский Исаи Абрамович, председатель потребительской кооперации СССР и РСФСР
* Зюсман Г. А., начальник внутренней торговли Одесской области
* Каганович Л. Н., начальник Киевского отделения Союзпродмаг
* Каплан София, директор треста столовых в Москве
* Кремин Л. И., директор Белорусского треста торговли съестными припасами
* Нодель Вольф Абрамович, редактор газеты «Советская торговля»
* Сморгонский Ефим Моисеевич, начальник внутренней торгован в Баку
* Шалямэйзер X. Л., директор городской торговли в Ростове-на-Дону
* Шинкаревский Н. И., директор государственной торговли колониальными товарами
* Эпштейн Мейер Самуил., начальник Московского отделения внутренней торговли
* Рухимович А. Д., начальник главного управления металлургия
* Гуревич А. Д., начальник главного управления металлургической промышленности
* Каган И. Б., начальник главного управления угольной промышленности
* Израилович А. И., начальник главного управления газовой промышленности
* Гинсбург С. С. начальник главного управления строительной промышленности
* Гальперин Э, И., главный инженер азотной промышленности
* Биткер Г. С, начальник главного управления резиновой промышленности
* Бускин Д. А., директор Челябинского тракторного завода
* Шман А. М., начальник главного управления вагоностроения
* Альперовнч А. Н., начальник главного управления станкостроения
* Фигатнер И. Г., начальник рабочего сектора тяжелой промышленности
* Файнберг В. Г., начальник главного управления строительства горнорабочих машин
* Каган Б. Д., начальник треста «Продмашина»
* Фрумкин М. Л., начальник химического треста «Союзхимиластмасс»
* Биренцвейг М. Д., начальник заграничного треста наркомата тяжелой промышленности
* Израилович, главный инженер строительства сельскохозяйственных машин
* Слуцкий С. Б., начальник Азербайджанского нефтекомбината
* Розеноер С. Л., начальник нефтяного треста и газовой промышленности в Грозном
* Фалькович С. И., начальник машиностроительного завода в Краматорске
* Левенберг М. Г., главный инженер завода Орджоникидзе
* Шейман И. Б., директор паровозостроительного завода в Ворошиловграде
* Ицкахен И. И., директор турбогенераторного завода в Харькове
* Френкель А. М, директор алюминиевого комбината в Днепропетровске
* Злотчевский И. Е., директор Макеевского металлургического завода
* Гранберг Л. И., начальник мастерских завода им. Дзержинского
* Равякович Е. М., начальник мастерских Тульского оружейного
* Брускин А., второй заместитель наркома тяжелой промышленности

Народный комиссариат продовольствия

* Беленький М. Н, заместитель наркома продовольствия
* Дукор Г И., начальник финансового отдела
* Шаган, начальник планово-хозяйственного отдела
* Стрнковский Л. С, начальник главного управления мясной промышленности
* Гибер Б. В., начальник главного управления маслопромышленности
* Бронштейн Г. А., начальник главного управления молочной промышленности
* Марголин Г. С, начальник главного управления производства маргарина
* Глинский А. Л., начальник винокуренной промышленности
* Заводник И. С, начальник главного управления макаронной промышленности
* Кисин А. А., начальник главного управления по выделке дрожжей
* Зимин М. И., уполномоченный комиссариата продовольствия для Ленинграда
* Николаевский Л. С, уполномоченный комиссариата продовольствия на Украине
* Брейтман А. С, управляющий Украинским консервным трестом

Народный комиссариат обороны

* Гамарник Янкель, глава политического контроля Вооруженных Сил
* Шифрис А. Л., начальник Военно-интендантской академии
* Штерн Г. И., особоуполномоченный военного комиссариата
* Гекеер С. А., начальник отдела иностранных сношений в военном комиссариате
* Казанский Е. С, начальник главного управления мобилизации РККА
* Фишмар Я. М., начальник химического управления РККА
* Ашлей П. М., начальник финансового управления НКК

* Роговскян Н. И., начальник Военно-хозяйственного управления РККА
* Лайда М. М., главный редактор газеты «Красная заезда»
* Туровский С. Я., начальник политуправления Воздушны! Сил
* Германович М. Я., заместитель начальника политчасти Се». Кавказского военного округа
* Урицкий С. Б., начальник политотдела Закавказского военного округа
* Таиров Г. А., начальник политчасти (Сибирского военного округа.
* Аронштам Л. Н.. начальник политчасти Дальневосточной армии.
* Рабинович (Гришин) А. С, начальник политчасти Балтийского флота.

Внешняя торговля СССР

* Розелгольц А. П., нарком внешней торговли СССР
При нем, согласно сообщению «Известий» от 8 май 1936 года. образован «совещательный комитет», в который вошли как члены 34 еврея. Главнейшие из них:

* Барит Я. М.. главные бухгалтер комиссариата внешней торговля
* Геидин Я. М.. начальник управления импорта Внешторга
* Танц М. И., начальник планового сектора Внешторга
* Рабинович Ф. Я., начальник экспортного управления Внешторга
* Иевин М. И., начальник сектора торгпредств при Внешторге

КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ОГПУ /НКВД/

Нарком внутренних дел СССР - Ягода Генрих Григорьевич
Первый заместитель - Агранов /Сорензон/Яков Саулович

Главное управление лагерей и поселений НКВД

Начальник - Берман Яков Матвеевич
Начальник и заместитель вольнопоселенческого управления НКВД - Ферин Самуил Яковлевич
Начальник лагерей и поселений на территории Карельской АССР, одновременно начальник беломорского политического лагеря - Коган Самуил Леонидович
Начальник лагерей и поселений Свердловской области - Погребинский
Начальник лагерей и поселений Северного края - Финкельштейн
Начальник лагерей и поселений Западной Сибири - Сабо
Начальник лагерей и поселений Казахстана - Волин Начальник СЛОН /Соловецкого лагеря особого назначения/ - Серпуховский
Начальник Верхне-Уральского политического изолятора особого назначения - Мезнер
Начальник лагеря в Ленинградской области - Ваковский
Начальник лагеря в Аэово-Черноморском районе - Фридберг
Начальник лагеря в Саратовской области - Пиляр
Начальник лагеря в Сталинградской области - Райский
Начальник лагеря в Горьковской области - Абрампольский
Начальник лагеря на Северном Кавказе - Айвилович
Начальник лагеря в Башкирии - Зелигман
Начальник лагеря в Восточно-Сибирской области - Троицкий
Начальник лагеря в Средне-Азиатском районе - Круковский
Начальник лагеря на Украине - Белицкий
Начальник лагеря в Белоруссии - Леплевский

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS