Главная - Грузовой транспорт
Наибольшей длины трубопроводы мира проложены. Мировые рекорды нефтегазовой промышленности: что, где, когда и сколько. Мировой воздушный транспорт

Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится к сухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильным дорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубопроводы предназначены только для транспортирования жидких и газообразных продуктов. Соответственно их принято подразделять на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы (пульпопроводы имеют очень небольшое значение).

Развитие трубопроводного транспорта неотделимо от развития нефтяной и газовой промышленности. Нефтепроводы и продуктопроводы наряду с танкерным флотом являются главным средством переброски нефти и нефтепродуктов на средние, большие и очень большие расстояния. Такую же функцию выполняют газопроводы в газовой промышленности. И те и другие обеспечивают преодоление территориального разрыва между районами добычи и потребления жидких и газообразных углеводородов.

История трубопроводного транспорта, как и история нефтяной промышленности, восходит к середине XIX в. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Через десять лет промышленный центр Питсбург в Пенсильвании был соединен с нефтепромыслом 100-километровым нефтепроводом. В Латинской Америке первый нефтепровод был проложен (в Колумбии) в 1926 г., в Азии (в Иране) – в 1934 г., в зарубежной Европе (во Франции) – в 1948 г. На территории Российской империи первый продуктопровод, соединивший Баку и Батуми, был построен в 1907 г. Но широкое строительство нефтепроводов началось уже после Первой мировой войны, а газопроводов – после Второй мировой войны.

К середине XX в. общая протяженность трубопроводов мира достигла 350 тыс. км, а в 2005 г. она превысила 2 млн км. Трубопроводы построены и функционируют в нескольких десятках стран мира, но, как обычно, определяющее значение имеют страны, входящие по этому показателю в первую десятку (табл.7).

Таблица 7. Первые 10 стран по длине трубопроводов

Помимо десяти стран-лидеров трубопроводы значительной протяженности имеют и многие другие государства мира, расположенные в Юго-Западной, Юго-Восточной Азии, в Северной Африке, в Латинской Америке, а также страны СНГ.

Анализируя размещение нефте– и продуктопроводов, можно отметить, что крупнейшие их системы сложились, во-первых, в странах с большими размерами добычи и внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов, а иногда и экспортирующих их (США, Россия, Канада, Мексика, а также Казахстан, Азербайджан и др.). Во-вторых, они сложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтяной промышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла). Наконец, в-третьих, они сформировались в странах с не менее ярко выраженной импортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания, Украина, Белоруссия и др.). Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводы сооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.

В составе первой десятки стран по протяженности газопроводов первые семь позиций – с огромным количественным перевесом – занимают экономически развитые страны. Это во многом объясняется тем, что строительство газопроводов в Китае началось сравнительно недавно, большинство же развивающихся стран если и экспортирует природный газ, то в сжиженном виде морским путем. В свою очередь, из перечисленных в таблице развитых стран США, Германия, Франция, Италия (к ним можно добавить Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Австрию и др.) имеют ярко выраженную потребительско-импортную ориентацию, а Россия и Канада (к ним можно добавить Туркмению, Норвегию, Алжир) – потребительско-экспортную или экспортно-потребительскую ориентацию. Самые большие по протяженности газопроводы действуют в странах СНГ, Канаде и США.

Показатель густоты трубопроводной сети применяется значительно реже, чем показатель густоты железных и автомобильных дорог. Тем не менее можно отметить, что по густоте нефтепроводной сети выделяются страны Западной Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Германия, Италия, Великобритания), США и небольшие нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие государства Тринидад и Тобаго («рекордсмен мира» с показателем 200 км на 1000 км2 территории), Бруней и Бахрейн. По густоте газопроводной сети лидируют Нидерланды и Германия (275 км на 1000 км2 территории).

Обратимся теперь к характеристике работы, т. е. грузопотоков мирового трубопроводного транспорта. В конце 1990-х гг. грузооборот нефте– и продуктопроводов мира приближался к 4 трлн т/км, а газопроводов – к 2,5 трлн т/км (наверное, понятнее будет, если сказать, что нефте– и продуктопроводы мира ежегодно перекачивают более 2 млрд т нефти и ее продуктов). В этом грузообороте участвуют все те же страны, которые уже были названы выше, но с еще большим перевесом двух из них – России и США.

Трубопроводный транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом потребностей в нефти и в особенности в природном газе. В разных регионах и странах мира продолжается сооружение магистральных нефтепроводов. Главным центром активности в этом отношении в последнее время стал Каспийский регион. Еще больший размах приобрело строительство газопроводов. Их также сооружают во многих регионах и странах, но если иметь в виду только важнейшие из них, то следует назвать в первую очередь страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Китай, Австралию, а во вторую – Западную Европу, США и Канаду, Северную Африку и Латинскую Америку. По данным на 2001 г., всего в мире сооружалось 85 тыс. км новых трубопроводов.

Россия, уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг. намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевес сохранился и позже: ведь грузооборот нефте– и газопроводов России составляет 1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многом объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению обладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давно действующим международным трубопроводам – нефтепроводу «Дружба» и газопроводам «Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. Благодаря трубам диаметром почти в 1,5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.


Мировое морское судоходство

Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине XX в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции. Достаточно сказать, что в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98 % всех внешнеторговых перевозок, в США – 90 %. Неудивительно, что и в целом в мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80 % международных экономических связей. По каналам морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62%. Со своей стороны и развитие мирового хозяйства в условиях НТР и глобализации постоянно и сильно воздействует на морской транспорт. Это выражается в формировании новых морских путей и образовании особых их сгущений на некоторых направлениях, в усилении монополизации судоходства, в обострении борьбы за грузы, доходящей до «войны флагов», в контейнеризации морского транспорта, в изменении форм организации перевозок.

До недавнего времени в морском судоходстве существовали две формы организации перевозок– трамповая и линейная. При трамповом (от англ. tramp – бродяга) судоходстве суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов; цена перевозки при этом выступает в виде фрахтовой ставки. При линейном судоходстве суда работают по расписанию прибытий и отходов в порты погрузки-выгрузки на строго определенных регулярных линиях; при этом цена перевозки определяется тарифами. На трамповых судах перевозятся главным образом массовые, а на рейсовых – генеральные грузы. Однако в последние десятилетия наибольшее развитие получила третья, смешанная, форма, которую иногда называют регулярным трамповым судоходством. Для нее характерна организация перевозок и работы флота на постоянных направлениях последовательными рейсами по «маятниковой», или «челночной» схеме. Уже к началу 1990-х гг. именно по такой схеме морским транспортом перевозили около 3/5 всех грузов.


Таблица 8. Динамика грузооборота и объема грузоперевозок морским транспортом во второй половине 20в.

Транспорт в целом называют барометром мировой экономики, морской же транспорт в этом отношении обладает особой «чувствительностью». Чтобы доказать данное положение, достаточно проанализировать таблицу 8, отражающую динамику мировой морской торговли.

Данные таблицы 8 свидетельствуют об очень быстром росте морских перевозок в 1950–1980 гг. Мировой грузооборот морского транспорта увеличился за тот период времени в 9 раз, а объем перевозимых грузов – более чем в 6,5 раза. Но в первой половине 1980-х гг. и абсолютные, и относительные показатели довольно резко снизились в результате энергетического и сырьевого кризисов середины 1970-х гг. и циклического кризиса мирового капиталистического хозяйства в начале 1980-х гг. Начавшийся в конце 1980-х гг. новый подъем мировой экономики снова привел к увеличению спроса на морские перевозки, и они опять стали расти. Интересно, что этот рост проявился в первую очередь в объеме перевозок грузов и в значительно меньшей степени – в грузообороте. Это объясняется уменьшением дальности транспортирования многих грузов (например, нефти – с 13 тыс. км до 8 тыс.). Во второй половине 1990-х гг. морские перевозки продолжали расти, но с перебоями и в целом не так быстро, как предполагалось. Так что и прогнозы на начало XXI в. пришлось скорректировать в сторону уменьшения.

Одновременно большие изменения происходили и в структуре мировых морских перевозок. До начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (в 1950 г. – 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 55 %). Но в связи с кризисом доля их стала уменьшаться, тогда как доля навалочных, насыпных и генеральных грузов – возрастать. К концу 1980-х гг. доля наливных грузов уменьшилась до 37 %, доля навалочных и насыпных грузов выросла до 24, а штучных (так называемых генеральных) грузов – до 25 %. В 1990-х гг. эта тенденция сохранилась: перевозки угля, железной руды, бокситов, зерна, продовольствия и в особенности генеральных грузов росли быстрее, чем перевозки нефти и нефтепродуктов.

Переходя к рассмотрению географического распределения мировых морских перевозок, нужно прежде всего отметить соотношение в этих перевозках трех групп стран. В конце 1990-х гг. на развитые страны Запада приходилось 45 % экспортных отгрузок морского транспорта, на развивающиеся – 51, а на страны с переходной экономикой – 4 %. Здесь обращает на себя внимание очень большая доля развивающихся стран. Это связано как с их общей ролью в международном географическом разделении труда, так и с активной политикой в области морского судоходства, которую проводят многие из них; в первую очередь это относится к новым индустриальным странам. А в импортных разгрузках, как и можно было ожидать, по-прежнему доминируют страны Запада. На развивающиеся страны приходится примерно 25 %, а на страны с переходной экономикой 3 % разгрузочной работы.

С географической точки зрения наиболее важной частью анализа морских перевозок является, пожалуй, вопрос о географии мировых морских трасс. Л. И. Василевский правильно писал о том, что морская трасса – это условное понятие. В отличие от наземного транспорта географию морского определяет не сеть путей сообщения, а сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для морских судов эстуариев и течений крупных рек. Географическое разделение труда привело к тому, что большинство морских трасс сохраняет свою устойчивость на протяжении многих десятилетий.

Для географа очень интересен также вопрос о роли отдельных океанов в мировом морском судоходстве.

Вот уже в течение пяти веков – с начала Великих географических открытий – первое место (3/5) в мировом линейном и трамповом судоходстве занимает Атлантический океан, что объясняется многими природными, историческими, экономическими причинами. Среди них можно назвать морфологию морских берегов, их изрезанность, особенно в Европе и на северо-востоке Северной Америки. Можно назвать высокий уровень заселенности и урбанизированности большинства приморских районов, отражающий уровень социально-экономического развития десятков стран. Наконец, по просторам Атлантики проходят кратчайшие морские связи между Старым и Новым Светом. Неудивительно, что на берегах именно этого океана возникло большинство морских портов мира.

В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них – североатлантическое, которое проходит между 35–40° и 55–60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям. До середины XX в. это был также самый большой в мире сгусток морских пассажирских линий, но победить в соревновании с воздушным транспортом морской транспорт так и не смог. В 1958 г. в пассажироперевозках они впервые количественно сравнялись, а в наши дни практически весь пассажирооборот между Европой и Северной Америкой обслуживает авиация.

С начала XIX в. началось соревнование пароходных компаний за приз «Голубая лента Атлантики», предназначавшийся судну, которое пересечет этот океан за самый короткий срок. Первый подобный трансатлантический рейс совершил в 1819 г. американский парусно-паровой фрегат «Саванна», который, однако, почти весь путь до Ливерпуля прошел под парусами; этот рейс продолжался около 28 суток. В 1838 г. гигантский по тем временам пароход – английский «Грейт Вестерн» преодолел расстояние между Европой и Америкой за 14,5 суток. Во второй половине XIX в. борьба за «Голубую ленту Атлантики» шла между Великобританией, Германией, Францией и США. Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и полуфабрикаты, из Азии – автомобили, стальные изделия, разнообразное оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией через Панамский канал. К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые «транспортные мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков – азиатского и двух Америк.

Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят 30 государств с населением, приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее – те трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой и Европой. Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.

Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому, пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в последнее время помехой для морского торгового судоходства снова стало морское пиратство. Из истории известно, что еще в римскую эпоху пиратство процветало в Средиземном море, и Гнею Помпею для борьбы с ним было выделено 500 кораблей. В средние века и в новое время пиратство снова процветало на Средиземном море, у атлантических берегов Африки, затем эпицентр его сместился в Карибское море, даже прозванное Флибустьерским. Современное морское пиратство создает угрозу для судов на многих морях. Но особенно опасными в этом отношении считаются Карибское, Южно-Китайское моря, Индийский океан. Хорошо вооруженные пиратские команды на быстроходных судах нападают на торговые корабли и грабят их. Только в 2000 г. было зарегистрировано 470 пиратских нападений на гражданские суда.

Для России морской транспорт также имеет большое значение, в первую очередь в обеспечении внешнеэкономических связей. По грузообороту он теперь в десятки раз уступает трубопроводному и железнодорожному транспорту. После распада СССР из-за больших потерь в морском флоте, береговой инфраструктуре и общей тяжелой экономической ситуации этот грузооборот в 1992–2006 гг. уменьшился в восемь раза.


Рис. 5. Международные реки (без стран СНГ) (по В. А. Колосову)


Мировой воздушный транспорт

Воздушный транспорт, как и автомобильный, в последние десятилетия демонстрирует устойчивое поступательное развитие, для которого даже при наличии редких и кратковременных спадов характерны «бумы» роста перевозок.

Пассажирооборот воздушного транспорта по отдельным регионам мира в конце ХХв., млрд пассажиро-километроввом пассажирообороте постоянно увеличивается. Растет и протяженность воздушных путей, а парк рейсовых самолетов увеличился с 4,5 тыс. в 1970 г. до 20 тыс. в конце 1990-х гг. Одновременно число авиакомпаний возросло до 1,5 тыс., хотя определяющая роль принадлежит только самым крупным из них – американским, западноевропейским и японским. Они осуществляют пассажирские перевозки и на регулярной, и на нерегулярной основе (чартерные, специальные рейсы и пр.)

Таблица 9. Пассажирооборот воздушного транспорта

Таблица 10. Первые 10 стран мира по размерам пассажирооборота воздушного транспорта

В России, как самой большой по территории стране мира, использование воздушного транспорта давно уже стало насущной повседневной необходимостью. На расстояниях в 400–600 км с ним еще могут конкурировать автомобильный и железнодорожный транспорт, но на расстояниях более 1000 км в борьбе за пассажиров обычно выигрывает авиация. В бывшем Советском Союзе авиаперевозки были в высшей степени централизованы: «Аэрофлот» ежегодно перевозил до 130 млн пассажиров. Затем, в годы реформ, наряду с «Аэрофлотом», который остался крупнейшим перевозчиком, возникли десятки, даже сотни других – большей частью маломощных – компаний. Показатели перевозок пассажиров и пассажирооборота начали снижаться. Еще в 1990 г. на Россию приходилось почти 10 % мировых пассажирских перевозок, а в 1997 г. уже немногим более 2 %. По числу авиапассажиров (20–22 млн в год) она перешла во вторую десятку стран мира. С середины 1990-х гг. начался процесс укрупнения авиакомпаний, что позволило лучше использовать самолетный парк. В 2006 г. услугами воздушного транспорта воспользовались 40 млн россиян, а перевозки грузов составили 900 млн т.

Таблица 11. Крупнейшие аэропорты мира

Что же касается географии международных полетов из России, то в 1990-х гг. она изменилась очень сильно. Полеты в другие страны СНГ уменьшились почти в три раза, а рейсы в страны дальнего зарубежья и Балтии выросли почти в пять раз. В конце десятилетия доля стран СНГ в этих полетах составляла примерно 1/3, зарубежной Европы – почти 2/5, зарубежной Азии – более 1/4.


7. Практическая работа «Планирование и использование Взлетно-посадочной полосы (ВПП)»

ВПП является узким местом в процессе управления потоком прибывающих и вылетающих самолётов в силу различных ограничений. Расписание использования полос должно обеспечивать безопасность операций на полосе, эффективность (максимальное количество взлетов-посадок) с учётом фактора «справедливости»: все обслуживаемые самолёты имеют одинаковые привилегии. В силу противоречивости перечисленных факторов при составлении расписания использования ВПП приходится искать некоторый компромисс между этими показателями. Увеличение эффективности использования ВПП часто увязывают с меньшим потреблением топлива, следовательно, с меньшим негативным воздействием на окружающую среду.

Желание минимизировать задержки и увеличить общую пропускную способность полосы упирается в проблему возникновения вихрей и спутного следа от приземляющихся самолётов. С другой стороны, в это время полосу могут пересекать выруливающие на взлет или в терминал самолёты или использовать различные службы аэропорта. Если аэропорт располагает несколькими ВПП, возникают проблемы балансировки нагрузки на каждую из полос и учёта спутного следа самолёта, приземлившегося на соседней полосе.

Алгоритмы для решения этих задач должны быть устойчивы к случайным факторам. Устойчивость не должна достигаться за счёт снижения эффективности работы алгоритма. Процесс разработки алгоритмов включает проверку их работоспособности и оценку сложности методами имитационного моделирования. Сложность, в свою очередь, влияет на скорость вычислений и, следовательно, на эффективность.

Интересна задача выруливания самолёта к месту старта или в терминал аэропорта с пересечением ВПП самолётом. В настоящее время эта задача возложена на диспетчера. В непредвиденных ситуациях, когда нагрузка на диспетчера резко возрастает, разрешение задачи может приводить к большим простоям. Существующие алгоритмы использования ВПП используют рекурсивный подход и численные реализации методов динамического программирования. Самолеты, готовящиеся к взлету, посадке, пересечению ВПП, объединяются в отдельные очереди. Очереди самолётов на взлет и посадку имеют фиксированное число сдвига, обычно 2 или 3, которое показывает, на сколько позиций в очереди может быть сдвинут самолёт, а точнее, использование полосы этим самолётом. На самолёты, находящиеся в очереди, накладываются пространственно-временные ограничения (параметры алгоритма). Так, если один из вылетевших самолётов («ведущий» самолёт) достиг некоторой контрольной точки, то любой другой вылетевший (необязательно следующий) самолёт должен сохранять установленную 4D-дистанцию с «ведущим» самолётом.

На очередь выруливающих самолётов накладывается ограничение - минимальная безопасная дистанция. Для первого самолёта в очереди определяется время, необходимое для пересечения им ВПП, причём это время несколько превышает время, необходимое для пересечения ВПП последующими самолётами в очереди, если движение через полосу не будет прерываться (рис. 6). Это задержка обусловлена временем трогания самолёта с места.

Рис. 6. Самолеты, пересекающие ВПП: t - время пересечения ВПП; T - задержка трогания; A1 - очередь прибывающих самолётов; A2 и A3 - очереди самолётов, пересекающих ВПП


Заключение

В данной работе изучены транспортные системы мира. Подробно рассмотрен железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. Выявлены особенности транспорта, его положительные и отрицательные стороны, рассматривались тенденции и проблемы развития транспортной системы, ведь транспорт является важным связующим звеном в мировой экономике, без которого невозможно нормальное функционирование ни одного государства.

Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса – транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех. видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства.

Современная транспортная мировая система тесно связана не только с экономической ситуацией в мире, но и с природными катаклизмами. Так, в апреле 2010 года в связи с извержением вулкана в Исландии произошло блокирование воздушного транспорта, что дало возможность быстрому развитию сухопутного и железнодорожного транспорта. По прогнозам учёных извержение вулкана может продлится от 4 до 60 лет, тем самым движение воздушного транспорта полностью прекратиться и произойдёт широкомасштабное развитие железнодорожного и сухопутного транспорта.

Цель курсовой работы была достигнута, а задачи выполнены.


Список литературы

1. Габдуллин А. Трубопроводный транспорт, его особенности и перспективы. 2009.

2. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. Анкил - М:, 2007

3. Желтиков В.П. Экономическая география. Феникс-М, 2009

4. Липец Ю. Г, Пуляркин В.В. География мирового хозяйства. СПб: Алетейя, 2010.

5. Менеджмент транспортного процесса: Учеб, пособие. / Сост.Л.Н. Клепцова, КузГТУ. - Кемерово, 2011.

6. Марговенко А.Г. "Дороги царей" (рус.) // Журнал "Урал", 2011. - №10.

7. Дунаев Н.В. Транспорт в современной экономике // Транспортная безопасность и технологии, 2008. - №1

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга I. Общая характеристика мира, 2008.

9. Троицкая Н.А. Единая транспортная система. Учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования. Издательский центр "Академия" - М:, 2003.

10. Шишкина Л.Н. Транспортная система России - М:, 2010.

11. Газета "Транспорт России" №37, 2009.

12. Журнал "Экономист" №7, 2009

  1. Самая глубокая скважина
    Мировой рекорд по бурению самой длинной в мире скважины принадлежит российскому проекту "Сахалин-1". В апреле 2015 г. участники консорциума (российская "Роснефть", американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) на месторождении Чайво пробурили наклонную скважину глубиной 13 500 м по стволу с горизонтальным смещением длиной 12 033 м. Рекорд по глубоководному бурению принадлежит индийской ONGC: в январе 2013 г. у восточного побережья Индии компания пробурила разведочную скважину на глубине 3 165 м.

    Скважина, пробуренная «Орланом», на 2 километра глубже Марианской впадины. Фото: Роснефть

  2. Самая большая буровая платформа
    В этой номинации рекордсменом вновь становится проект "Сахалин-1": в июне 2014 г. на месторождении Аркутун-Даги была введена в строй платформа "Беркут". Высотой с 50-этажный дом (144 м) и весом более 200 тыс. тонн она способна выдержать натиск 20-метровых волн, землетрясения силой до 9 баллов по шкале Рихтера и температуру до -45 градусов Цельсия при порывах ветра до 120 км в час. Строительство "Беркута" обошлось консорциуму в $12 млрд.


    «Беркут», самая большая в мире буровая платформа стоимостью $12 млрд. Фото: ExxonMobil
  3. Самая высокая буровая платформа
  4. Самым заметным "ростом" среди буровых платформ обладает глубоководная нефтепромысловая платформа Petronius (управляется компаниями Chevron и Marathon Oil Corporation). Ее высота - 609,9 м, из которых на надводную часть приходится только 75 м. Общий вес конструкции - 43 тыс. тонн. Платформа ведет работы в 210 км от побережья Нового Орлеана на месторождении Петрониус в Мексиканском заливе.


    Буровая Petronius почти вдвое выше башни «Федерация» - 609 против 343 метров. Фото: primofish.com
  5. Самая глубоководная буровая платформа
    Когда концерн Shell арендовал блок Пердидо в Мексиканском заливе, нефтяные компании могли разрабатывать месторождения на глубинах не более 1 000 м. Тогда казалось, что развитие технологий достигло своего предела. Сегодня платформа Perdido стоит на глубине 2 450 м. И это самая глубоководная буровая и эксплуатационная платформа в мире. Perdido – настоящее чудо инженерной мысли своего времени. Дело в том, что на таких экстремальных глубинах установить платформу на опоры невозможно. Плюс инженерам необходимо было учитывать непростые погодные условия этих широт: ураганы, штормы и сильные течения. Для решения проблемы было найдено уникальное инженерное решение: верхние строения платформы закрепили на плавучей опоре, после чего всю конструкцию заякорили стальными швартовыми тросами на океанском дне.


    Perdido, не только одна из самых красивых, но и самая глубоководная буровая. Фото: Texas Charter Fleet

  6. Крупнейшим нефтяным танкером, а заодно и самым большим морским судном, построенным в XX веке, стал Seawise Giant. Супертанкер шириной почти 69 м имел в длину 458,5 м - это на 85 м больше, чем высота башни Федерация - самого высокого на сегодняшний день здания в Европе. Seawise Giant развивал скорость до 13 узлов (около 21 км в час) и имел грузовместимость почти в 650 000 м3 нефти (4,1 млн. барр.). Супер-танкер был спущен на воду в 1981 г. и за свою почти 30-летнюю историю поменял несколько хозяев и имен, и даже терпел крушение, попав под обстрел иракских ВВС во время Первой войны в Персидском заливе. В 2010 г. судно было принудительно выброшено на берег у индийского города Аланг, где его корпус в течение года утилизировали. Но один из 36-тонных становых якорей гиганта сохранили для истории: сейчас он выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.



  7. Самым протяженным в мире нефтепроводом является "Восточная Сибирь – Тихий океан" мощностью около 80 млн. тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмино в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км в общей сложности). Проект был запущен в конце 2012 г. Его стоимость составила 624 млрд. руб. Среди газопроводов рекорд по протяженности принадлежит китайскому проекту "Запад-Восток". Общая длина газопровода-8704 км (включая одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений). Мощность трубопровода - 30 млрд. куб м газа в год, стоимость проекта составила около $22 млрд.


    Уходящий за горизонт нефтепровод ВСТО. Фото: Транснефть

  8. Рекордсменом среди глубоководных трубопроводов является российский Nord Stream, проходящий от российского Выборга до немецкого Любмина по дну Балтийского моря. Это одновременно самый глубокий (максимальная глубина прохождения трубы 210 м) и самый протяженный маршрут (1 124 км) среди всех подводных трубопроводов мира. Пропускная способность трубопровода - 55 млрд. куб. м газа в год (2 нитки). Стоимость проекта, запущенного в 2012 г., составила 7,4 млрд. евро.


    Укладка морского участка газопровода Nord Stream. Фото: «Газпром»
  9. Самое большое месторождение
    "Король гигантов" - такого второе имя крупнейшего и, пожалуй, самого загадочного месторождения нефти в мире – Гавар, расположенного в Саудовской Аравии. Его размеры потрясают даже самых опытных геологов - 280 км на 30 км и возводят Гавар в ранг самого масштабного из разрабатываемых месторождений нефти в мире. Месторождение находится в полной собственности государства и управляется госкомпанией Saudi Aramco. И поэтому о нем известно очень немного: реальные текущие показатели производства не раскрываются ни компанией, ни правительством. Все сведения о Гавар в основном исторические, собранные по случайным техническим публикациям и слухам. Так, например, в апреле 2010 г. Вице-президент Aramco Саад аль-Трейки заявил саудовским СМИ, что ресурсы месторождения поистине безграничны: за 65 лет разработки оно уже дало более 65 млрд. баррелей нефти, и при этом компания оценивает остаточные ресурсы месторождения в более чем 100 млрд. баррелей. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, эта цифра скромнее – 74 млрд. баррелей. Среди газовых гигантов звание лидера принадлежит двусоставному месторождению Северное/Южный Парс, расположенному в центральной части Персидского залива в территориальных водах Ирана (Южный Парс) и Катара (Северное). Совокупные запасы месторождения оценивается в 28 трлн. куб. м газа и 7 млрд. тонн нефти.


    Самое большое и одно из самых таинственных в мире месторождений. Графика: Geo Science World
  10. Самый большой НПЗ
    Самый большой в мире нефтеперерабатывающий завод находится в Индии в городе Джамнагар. Его мощность - без малого 70 млн. т в год (для сравнения: самый крупный завод в России - Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза"- втрое меньше - всего 22 млн. т в год). Завод в Джамнагаре занимает территорию более 3 тыс. гектаров и окружен внушительным манговым лесом. Кстати эта плантация в 100 тыс. деревьев приносит заводу дополнительный доход: ежегодно отсюда продается около 7 тыс. тонн манго. Джамнагарский НПЗ - частный, он принадлежит компании Reliance Industries Limited, чей руководитель и владелец-Мукеш Амбани - является самым богатым человеком Индии. Журнал Forbes оценивает его состояние в $21 млрд. и отводит 39-е место в списке самых богатых людей мира.


    Мощность Джамангара в три раза больше чем у крупнейшего российского НПЗ. Фото: projehesap.com

  11. 77 млн. тонн в год – именно столько СПГ производится на промышленных площадках Рас Лаффан - уникального энергетического хаба, расположенного в Катаре, и крупнейшего в мире центра по производству сжиженного природного газа. Рас Лаффан задумывался как промышленная площадка для переработки газа уникального месторождения Северное, расположенного в 80 км от побережья Рас Лаффан. Первые мощности энергоцентра были запущены в 1996 г. Сегодня Рас Лаффан располагается на территории в 295 кв. км (из которых 56 кв. км занимает порт) и насчитывает 14 очередей по производству СПГ. Четыре из них (мощностью по 7,8 млн. тонн каждая) являются крупнейшими в мире. Среди «достопримечательностей» энергогорода – нефте- и газопререрабатывающие заводы, электростанции (в том числе солнечная), нефте- и газохимия, а также самый большой в мире завод по производству синтетического жидкого топлива – Pearl GTL (мощность 140 000 баррелей в день).


    Завод Pearl GTL (на фото) лишь часть энергетического хаба Ras Laffan. Фото: Qatargas

Сегодня невозможно представить себе существование любой экономической империи, отказавшейся от использования транспортных сетей. Глобализация мировой экономики привела к тому, что производство современных технических средств стало доступно любой крупной корпорации. Теперь решающим фактором, определяющим ценовую конкуренцию, внезапно стали транспортные затраты производителей.

Транспорт — основное связующее звено в абсолютно любой структуре: от производства бытовых приборов до изобретения космических кораблей. Грузоперевозки, пассажирские поезда, военные самолеты — все они объединены в единую транспортную сеть — аорту, а отдельные виды транспорта напоминают сообщающиеся кровеносные сосуды. Этот диковинный организм называется мировой экономикой.

Трубопроводы мира.

Самым молодым видом транспорта, моментально оказавшимся наиболее популярным в промышленности высокоразвитых стран, стал трубопроводный транспорт. Появившись в США в конце 19 века, во время развития нефтяной промышленности, первый нефтепровод, длиной всего лишь 6 километров, стал долгожданным глотком чистого воздуха для начинающих набирать силу нефтяных и газовых корпораций. Это единственный вид транспорта, предназначенный исключительно для перемещения грузов, причем, только жидких и газообразных. Никаких металлов, никаких пассажиров — только нефть и только газ. На данный момент 11% от объема мировых грузоперевозок занимают трубопроводы, и этот процент продолжает расти.

Желая узнать все о трубопроводном транспорте мира, стоит учесть, что он строится по принципу доставки газа и нефти непосредственно с места добычи в любую точку мира. Введение подобных сегментов в инфраструктуру мировой промышленности стало наименее затратным способом транспортировки массовых грузов на большие расстояния. Трубопроводный транспорт приобрел широкое распространение во время освоения новых месторождений природного газа и нефти, расположенных далеко от районов переработки и последующего потребления. Преимущества сети трубопроводов позволили увеличить объемы перекачки нефти и газа, снизив при этом стоимость транспортировки, что сыграло огромную роль в пользу развития обширной трубопроводной сети.

Факторы, отличающие трубопровод от других видов транспорта:

  • Возможность круглогодичной, практически бесперебойной перекачки нефти на любые расстояния, с минимальными потерями груза и затратами.
  • Возможность полностью автоматизировать весь процесс.
  • Процесс добычи нефти перестал зависеть от климатических условий.
  • Удельная стоимость строительства 1 км трубопровода в два раз меньше, чем 1 км железной дороги.
  • Трубопровод можно положить практически в любой точке земного шара, значительно экономя средства на строительство.

В настоящее время, трубопровод по удельному весу и количеству грузопотоков считается наиболее выгодным видом транспортной сети. Вместе с увеличением объемов добываемых полезных ископаемых, начали расширяться транспортные магистрали. Для стран с обширной территорией развитие подобных транспортно-коммуникационных систем стало задачей номер один. Рынок сырья активизировался, изменилась товарная структура грузопотоков. Мировая экономика начала подстраиваться под экспортную ориентацию нефтяной промышленности.

Лидеры в мировом грузообороте.

Все о трубопроводном транспорте мира можно узнать, проследив за его развитием с самого начала. США намного раньше других государств начало строительство трубопроводной магистрали. Россия же, уступая в протяженности трубопроводных магистралей другим странам, не осталась в долгу, уже в конце 1990 годов, намного превзойдя их по объемам грузооборота трубопроводов. В дальнейшем Россия сохранила за собой право лидерства, грузооборот российских нефте- и газопроводов составляет почти треть от мирового грузооборота.

Таблица 2005 года показывает высокий уровень развития стран, вошедших в эту десятку. Изменения, конечно же, произошли, но не сильные. Россия теперь является лидером по протяженности трубопроводов, общая длина магистральной системы составляет 48,7 тыс км (сведения 2006 г.). По этому гигантскому нефтепроводу проходит 90% всей российской нефти.

Трубопроводный транспорт, бесспорно, ждет большое развитие в будущем, но каким бы он ни был практичным и недорогим, как его использование в итоге отразится на экологии нашей планеты? Уже известно достаточное количество случаев прорывов нефтепроводов, нанесших колоссальный вред окружающей среде. Проблема экологии идет рука об руку со всеми положительными качествами этого нового вида транспортной системы, плотно влившегося в структуру мировой экономики. Не стоит забывать о ней, ведь первым делом нужно сохранить жизнь на Земле и здоровье всех ее обитателей.

World records of oil and gas industry: what, where, when and how much?

Ye. KHARTUKOV, MGIMO(U) of Russian Foreign Affairs Ministry

Вниманию читателя предлагается нефтегазовая «книга рекордов Гиннесса».

Oil and gas «Guinness records book» is offered to readers’ attention.

Скважины: самые глубокие…

В конце января 2011 г. компания «Экссон нефтегэс» за 60 суток пробурила самую протяженную в мире (12 345 м) наклонную скважину «Одопту ОП-11» на о. Сахалин с горизонтальным смещением 11 474 м.

Самая глубоководная платформа для добычи нефти и газа (башенного типа) находится в американском секторе Мексиканского залива, она пришвартована на глубине 2438 м на подводном нефтегазовом месторождении «Пердидо», введенном в эксплуатацию в конце марта 2010 г.

В этом же секторе на глубине 2925 м располагается и самая глубоководная в мире система подводной добычи нефти, установленная в 2010 г. на соседнем с «Пердидо» месторождении «Тобаго».

Подводные скважины, пробуренные на месторождениях группы «Пердидо-Тобаго-Сильвертип», относятся к числу самых глубоководных коммерческих скважин, однако самая глубоководная скважина на нефть и газ (глубина воды – 10 385 футов, или более 3165 м) была пробурена в январе 2013 г. у восточного побережья Индии. Всего же с конца 50-х гг. глубины Мирового океана, ставшие доступными для коммерческого бурения, увеличились более чем в 17 раз – с 608 до 10 385 футов (табл. 1).

Табл. 1. Максимальные глубины Мирового океана, освоенные бурением на нефть и газ с 1958 г.

… и самые дорогие

Морское бурение на нефть и газ в приполярных районах обходится недешево – более 100 млн долл. на скважину. Так, в 1982 – 1983 гг. на бурение скважины «Муклюк» (оказавшейся в итоге «сухой») с насыпного острова в американском секторе моря Бофорта в Северном Ледовитом океане компания «Сохайо» израсходовала – еще один мировой рекорд нефтегазовой промышленности.

Самые большие БУ и морские платформы

Самыми большими буровыми установками, смонтированными на морских плавучих платформах, считаются буровые системы Aker H-6e, производимые с 2009 г. норвежской компанией «Акер дриллинг». Например, первые из этой серии полупогружные буровые платформы «Акер Баренц» и «Акер Шпицберген» при водоизмещении в 56 900 двт и площади рабочей палубы в 6300 м 2 способны бурить 10-километровые скважины в водных глубинах до 3 км.

А вообще самыми большими буровыми установками являются выпускаемые с начала 70-х гг. установки уральского завода тяжелого машиностроения – УЗТМ серии «Уралмаш-15000», одна из которых была задействована при бурении сверхглубокой скважины на Кольском полуострове (12 262 м). Эти гигантские буровые максимальной высоты с двадцатиэтажный дом и отличной мировой репутацией способны бурить скважины глубиной до 15 км.

В разговоре о морских платформах для добычи нефти и газа обязательно приходит на ум самая большая в мире железобетонная промысловая платформа TROLL-A высотой 472 метра и сухим весом 683 600 тонн. Это вообще самый тяжелый объект, когда-либо перемещавшийся по поверхности Земли. Она установлена на норвежском газонефтяном месторождении «Тролль» в Северном море в 1996 г.

Самой крупной полупогружной платформой, когда-либо устанавливавшейся на морском месторождении, была бывшая буровая платформа «Спирит оф Колумбус» (1995 – 2000 гг.), переоборудованная на верфях Канады, установленная на подводном (глубина – 1360 м) нефтегазовом месторождении «Ронкадор» у берегов Бразилии в качестве эксплуатационной платформы П-36 и вскоре затонувшая – в апреле 2001 г. Платформа была рассчитана на добычу 9 млн тонн нефти и 2,6 млрд м 3 газа в год, имела длину 112,8 м, ширину 77 м и высоту 120 м, весила 34 600 тонн.

Самые крупные месторождения

Самым крупным из известных месторождений нефти считается нефтегазовое месторождение «Гавар», обнаруженное в Восточной провинции Саудовской Аравии в 1948 г. и введенное в эксплуатацию в 1951 г. Извлекаемые запасы нефти этого месторождения оцениваются обычно в 10,3 – 13,7 млрд тонн, но, по некоторым данным (в частности, МЭА), они достигают 19,2 млрд тонн. В настоящее время на месторождении ежегодно добывается около 250 млн тонн нефти и 20 млрд м 3 природного газа (ПГ), и пока не ясно, прошло ли оно пик своей добычи.

В свою очередь крупнейшим из газовых месторождений считается иранско-катарское газоконденсатное месторождение «Саут Парс/Норт Доум» с извлекаемыми запасами ПГ на уровне 35 трлн м 3 и не менее 3 млрд м 3 конденсата, обнаруженное в водах Персидского залива в 1971 г. и эксплуатируемое с 1989 г.

Трубопроводы: самые длинные…

Самым протяженным из подводных трубопроводов считается полностью введенный в строй в октябре 2012 г. двухниточный газопровод «Норд стрим» мощностью 55 млрд м 3 в год и диаметром 1220 мм 2, идущий по дну Балтийского моря от российского Выборга до германского Грейсвальда и имеющий протяженность 1222 км. На звание самой глубоководной трубы претендуют газопровод «Блу стрим» мощностью 16 млрд м 3 в год, проложенный из России в Турцию по дну Черного моря на глубине до 2150 м (официально открыт в ноябре 2005 г.), и 206-километровый трубопровод от уже упоминавшегося месторождения «Пердидо» (с глубинами до 2530 м), проложенный в водах Мексиканского залива в 2008 г. Однако с запланированным на 2014 г. вводом в строй газопровода «Галси» для транспортировки до 8 млрд м 3 алжирского газа через о. Сардиния в континентальную Италию мировой рекорд прокладки подводных трубопроводов, как ожидают, «углубится» до 2824 – 2885 м.

Самым протяженным в мире нефтепроводом считается введенный в строй в конце 2012 г. трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) мощностью около 80 млн тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмина в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км).

… и самые северные

Самым северным магистральным нефтепроводом считается введенный в строй в 1977 г. Трансаляскинский нефтепровод (TAPS) протяженностью 1288 км, диаметром 1219 мм и мощностью 107 млн тонн в год для перекачки нефти с крупнейшего в США месторождения «Прудо-Бей» на севере Аляски до незамерзающего порта Валдиз на юге полуострова. Для предотвращения таяния и проседания вечномерзлого грунта (высоковязкая нефть месторождения подогревается для повышения текучести) и обеспечения беспрепятственной миграции карибу (северного оленя) трубопровод на всем протяжении крепится над землей на 78 тыс. металлических опорах. Строительство TAPS обошлось в 8 млрд долл.

Самые крупные НПЗ и танкеры

Самым мощным в мире нефтеперерабатывающим заводом является НПЗ частной индийской компании «Релайенс индастриз» (RIL) в г. Джамнагар (запад штата Гуджарат). Первичная мощность этого НПЗ, введенного в строй в июле 1999 г., составляет 668 тыс. барр. нефти в сутки (или более 33 млн тонн в год).

Seawise Giant стал крупнейшим танкером и вообще самым крупным морским судном, построенным в XX-м веке. Seawise Giant начали строить в 1979 г., но вскоре судно купил гонконгский магнат Тунг, который профинансировал его достройку и настоял, чтобы дедвейт был увеличен с 480 000 тонн до 564 763 тонн, благодаря чему Seawise Giant и стал крупнейшим в мире судном. Супертанкер имеет длину 458,45 м и ширину 68,9 м. Его летнее водоизмещение при полной загрузке составляет 647 955 тонн, грузовместимость – почти 650 000 м 3 нефти (4,1 млн барр.), а осадка – 24,6 м, что делает невозможным прохождение загруженного мегатанкера через пролив Ла-Манш, не говоря уже о менее глубоководных Суэцком или Панамском каналах.

Танкер вступил в строй в 1981 г. и сначала перевозил нефть с месторождений Мексиканского залива. Затем его перевели на перевозки нефти из Ирана. В Персидском заливе в 1986 г., во время ирано-иракской войны танкер атаковали ракетами Exocet и потопили самолеты ВВС Ирака. Он затонул на мелководье вблизи о. Харг. В августе 1988 г. его поднял и отвел на ремонт в Сингапур (скорее всего, в целях престижа) новый владелец, калифорнийская оконная компания Norman International. Отремонтированный Seawise Giant переименовали в Happy Giant. К 1999 г. он вновь поменял хозяина и имя – его купила норвежская Jahare Wallem и переименовала в Jahre Viking. В марте 2004 г. у гиганта появился новый хозяин – First Olsen Tankers. Учитывая возраст танкера, его решили переделать в FSO – плавучий комплекс для хранения и налива. После переделки он получил имя Knock Nevis и был затем поставлен в качестве FSO на месторождение «Аль-Шахин» в водах Катара.

В декабре 2008 г. было сдано заказчику (компании Qatar Gas Transport) крупнейшее в мире судно для перевозки сжиженного природного газа (LNG) Mozah. Метановоз был построен на верфях Samsung и назван в честь жены эмира Катара. Более 30 лет максимальная вместимость судов-метановозов не превышала 140 000 м 3 сжиженного газа, а гигант Mozah, из серии Q-Max, берет на борт 266 000 м 3 – достаточно, чтобы обеспечить теплом и электричеством всю Англию в течение 24 часов. Дедвейт Mozah 125 600 тонн, длина 345 м, ширина 50 м, осадка 12 м. От киля до клотика высота судна равна высоте 20-этажного небоскреба. Сжиженный газ перевозится в пяти гигантских танках мембранного типа. Метановоз имеет собственную установку сжижения газа – для сжижения испарений в танках, что обеспечивает практически 100-процентную сохранность груза при перевозке. В качестве главных двигателей установлены два низкооборотных дизеля, вращающих два винта.

В 2010 г. корпоративная группа «Ройал Датч Шелл» обнародовала планы постройки крупнейшего в мире судна – плавучей фабрики по сжижению природного газа и хранению LNG – проект Prelude FLNG. Компания давно уже вынашивала и отстаивала идею строительства плавучих фабрик-хранилищ и, похоже, идея близка к реализации. Дело в том, что многие газовые шельфовые месторождения невыгодно разрабатывать в силу их удаленности от берега и трудностей со строительством фабрик по сжижению газа, а также всей необходимой инфраструктуры – подводных газопроводов, хранилищ СПГ, причалов для метановозов и т.д. FLNG – плавучая фабрика-хранилище, которая решает все эти проблемы. Гигантское судно будет работать на шельфовых месторождениях Prelude и Concerto бассейна Брауз, расположенных на расстоянии около 200 км от северо-западного побережья Австралии. Судно водоизмещением 600 000 т будет иметь длину 480 м при ширине 75 м, вес всех механизмов и оборудования – 50 000 тонн.

Новый гигант, впрочем, ненамного превзойдет крупнейшее до сего времени судно, мегатанкер Seawise Giant (ныне Knock Nevis). Проект был одобрен и утвержден в мае 2011 г., тогда же и началось строительство судна.

Самые крупные СПГ-заводы

Самые мощные установки по производству СПГ находятся в Катаре и относятся к комплексу «Рас-Гэс3». Годовая мощность его установок №6 и №7, эксплуатируемых, соответственно, с конца 2010 г. и с начала 2011 г., составляет по 7,8 млн тонн СПГ.

Самый северный завод по производству СПГ – это введенный в строй в конце 2007 г. завод мощностью 5,4 млн тонн СПГ в год, расположенный за Полярным кругом, на о. Мелькойя в северной части Норвежского моря, в 140 км к северо-западу от прибрежного норвежского городка Хаммерфест, и снабжаемый газом с подводных месторождений Snшhvit (Белоснежка), Albatross и Askeladden по подводному 160-км газопроводу диаметром 830 мм, проложенному на глубинах до 340 м.

Самые высокие доходы и затраты

Самую высокую зарплату получают сейчас австралийские нефтяники и газовики: по данным британской рекрутинговой фирмы «Хейз» – порядка 163 600 долл. США в год. На второй и третьей ступеньках «пьедестала» находятся рабочие нефтегазовых проектов в Норвегии и Новой Зеландии – 152 600 и 127 600 долл. в год. Что же касается нефтяников и газовиков США, которые зарабатывают в среднем на 25% меньше, чем их австралийские коллеги, – 121 400 долл. в год, то их средняя зарплата лишь пятая по миру в оценочном ряду фирмы «Хейз».

2015-10-01

Трубопроводный транспорт США обеспечивает четвертую часть перевозок грузов страны. Сеть нефтепроводов проходит через все штаты. Больше всего объектов построено на Юге страны в районах, богатых нефтью и газом - таких как: Техас, Луизиана, Оклахома, а также в штатах Среднего Запада - Иллинойсе, Индиане, Айове,Мичигане, Миссури. Нефтепроводы перекачивают три четверти всей транспортируемой в стране нефти. Их протяженность составляет 660 тыс. километров. Помимо этого строительству новых трубопроводов на территории США в последнее время способствует добыча сланцевых углеводородов.

Первый нефтепровод в США был построен в 1865 году. Его диаметр составлял 60 мм, а про- тяженность - 9 километров. К 1900 году сеть нефтепроводов в стране достигла 29 тыс. км, а к 1958 году - более 330 тыс. километров. Сюда можно добавить 65 тыс. км продуктопроводов. На сегодняшний день указанные показатели увеличились вдвое - протяженность магистральных нефтепроводов теперь составляет 660 тыс. км, а магистральных продуктопроводов - 120 тыс. километров.

Особенностью современных нефтепроводов США является значительное количество небольших трубопроводов с малым диаметром труб: от Ду*150 мм до Ду400 мм. Из-за того, что нефтепроводы в США принадлежат многочисленным владельцам, трубопроводы малой мощности часто располагаются параллельно друг другу и используются неэффективно. Строительство новых трубопроводов в стране, по мнению экспертов, отличается бессистемностью.

Первый магистральный нефтепровод (Ду1000 мм) был введен в эксплуатацию в США в 1968 году для из Сент-Джеймса в штате Новый Орлеан до Патоки в штате Иллинойс. Протяженность составила 1012 километров. Мощность - 160 тыс. т в сутки.

Емкость магистральных нефтепроводов страны такова, что на сегодняшний день в них находится 24 % всех складских запасов нефти.

Основные направления нефтепроводов

Направление главнейших магистральных трубопроводов США определяется расположением месторождений, портов, в которые прибывают суда с импортируемой нефтью, и предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Основные магистральные сети идут от главных месторождений нефти: из Калифорнии, штата Техас, юго-востока штата Нью-Мексико, Оклахомы в северно-восточные промышленные районы, а также в северные штаты Вайоминг и Монтана и к портам на берегу Мексиканского залива. Месторождения Техаса и Калифорнии связаны между собой трансконтинентальным нефтепроводом.

Магистральные нефтепроводы (Ду600 мм и 780 мм) соединяют также канадские месторождения в Альберте и Британской Колумбии с нефтеперерабатывающими заводами в штатах Вашингтон и Миннесота и с портами на Великих озерах.

Первая нефть на Аляске

Первая нефть на Аляске была обнаружена в районе залива Кука и полуострова Кенай в конце 1950‑х годов. Скважины бурились в сложных природных условиях. Чтобы завезти оборудование только для одной скважины, требовалось 15 авиарейсов. Стоимость такой скважины составляла $ 4,5 миллиона.

После первых успехов геологи провели новые поисковые работы на севере Аляски, на склоне хребта Брукса и прибрежной равнине моря Бофорта. В результате там была открыта нефтегазоносная провинция Северного склона Аляски. В 1968 году на Аляске открыто нефтегазовое месторождение Прадхо-Бей с запасами нефти 3,1 млрд т и газа - 730 млрд кубометров.

Сразу возник вопрос о том, каким способом лучше доставлять заполярную нефть на основную территорию США. Предлагалось шесть вариантов такой доставки:

  • сооружение восьмиполосного трансаляскинского шоссе длиной 1,2 тыс. км с пропускной способностью 60 тыс. автоцистерн в сутки;
  • строительство на этом же направлении железной дороги, которая обеспечивала бы ежедневное передвижение 60 составов по 100 вагонов-цистерн в каждом;
  • создание специального флота из 235 танкеров-ледоколов грузоподъемностью по 100 тыс. т каждый;
  • использование подводных лодок-танкеров;
  • применение специальных грузовых самолетов, которые должны обеспечивать 280 рейсов ежедневно;
  • сооружение трансаляскинского нефтепровода.

В итоге был принят последний вариант.

Трансаляскинский нефтепровод

Поскольку значительная часть территории, по которой предполагалась прокладка нефтепровода, находилась в собственности государства, необходимо было принятие специального федерального закона. Но в Конгрессе США он встретил сильное противодействие со стороны приверженцев охраны окружающей среды и природных ресурсов Аляски. В Сенате США этот закон был принят в 1973 году с перевесом в один голос. Он включал в себя специальные положения, касавшиеся мер по охране природы.

Строительство нефтепровода длиной 1288 км (Ду1200 мм) началось в 1974 году. Сооружал его консорциум в составе трех нефтяных монополий: «Бритиш Петролеум», «Эксон» и «Атлантик Ричфилд», которым принадлежали лицензии на территории месторождения Прадхо-Бей. На стройке работали 20 тыс. человек. Условия труда были экстремальными: зимой температура опускалась до –74°C. Cтоимость строительства составила $ 7 миллиардов. К этой сумме добавились затраты на охрану окружающей среды, которые составили еще $ 7 миллиардов. Открытие нефтепровода состоялось в 1977 году.

Русское начало американского нефтепровода

Трасса Трансаляскинского нефтепровода имеет свои особенности. Ее северный отрезок длинной 680 км проложен над землей, на шестиметровых опорах. Для этого потребовалось 78 тыс. штук опор. Такое решение было принято в связи с тем, что на месторождении Прадхо-Бей нефть, поступающая из скважин на поверхность, имеет температуру 80°C, что не позволило прокладывать трубы в грунтах вечной мерзлоты.

При строительстве старались не нарушать сложившийся в этом регионе уклад жизни. В районе трассы кочуют оленьи стада, которые имеют свободный проход под трубой.

Южный отрезок нефтепровода проложен в траншеях. Время транспортирования нефти от месторождения Прадхо-Бей до незамерзающего порта Валдиз на юге Аляски составляет 4,5 суток, что достигается при помощи 12 насосных станций. В конце трассы в результате естественного охлаждения температура опускается не ниже 30°C.

Трансаляскинский нефтепровод является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. В 2002 году произошло землетрясение в Денали магнитудой 7,9 балла, но нефтепровод остался цел. В этой связи отрадно отметить, что объект был спроектирован американским инженером-строителем русского происхождения, профессором Егором Поповым.

Нефтяной Клондайк Аляски

Трансаляскинский нефтепровод принадлежит компании Alyeska Pipeline Service Company. На своем пути он пересекает штат Аляска с севера на юг. Трасса нефтепровода пересекает два высокогорных хребта и 800 рек.

На предприятиях нефтяного комплекса Аляски занят каждый десятый ее житель. Начиная с 1980‑х годов прошлого века отчисления от продажи нефти составили 85 % всех доходов, поступающих в казну штата. Эти доходы оказались настолько большими, что на Аляске были отменены подоходный налог и налог на покупки. Более того, власти штата образовали из нефтяных отчислений специальный фонд, из которого каждый житель стал получать ежегодный чек на $ 800.

В Прадхо-Бей к началу 1990‑х годов достигла своего максимального уровня - 110 млн т, а к концу 1990‑х годов сократилась до 50 млн тонн. В 2006 году добыча здесь была временно прекращена - в связи с проведением ремонтных работ на нефтепроводе.

Самый протяженный нефтепровод США

В состав сети магистральных нефтепроводов компании Plains All American Pipeline входят 20,1 тыс. км трубопроводов. Протяженной нефтепроводной системой компании на территории США является Permian Basin Area в Западном Техасе длиной 4,7 тыс. километров. По ней нефть поступает, в том числе в магистральный нефтепровод Basin System, который транспортирует нефть из Западного Техаса (Мидлэнд) и восточного Нью-Мексико через город Уичита-Фоллс на терминал Кушинг в штате Оклахома.

Протяженность нефтепровода составляет 964 километра. На западе страны в собственности компании находится система All American Pipeline протяженностью 222 км, по которой нефть с шельфовых месторождений Калифорнии доставляется на континент и затем по нефтепроводу протяженностью 570 км транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Лос-Анджелеса. Кроме того, компания располагает 6,1 тыс. км нефтепроводов в регионе скалистых гор, по которым нефть, главным образом из Канады, поступает на НПЗ Юты, Вайоминга и других штатов этого региона.

Keystone - из Канады в США

Один из наиболее протяженных нефтепроводов на территории США - Keystone. Он соединяет регион Альберты в Канаде и НПЗ Иллинойса. Оператором нефтепровода является компания Transcanada. Keystone подает нефть с нефтеносных песков Атабаски (Альберта, Канада) на нефтеперерабатывающие заводы в США в Стил-Сити (штат Небраска), Вуд-Ривер и Патока (штат Иллинойс), а также с побережья Мексиканского залива в Техасе. Кроме синтетической нефти, расплавленного битума, а также нефтеносных песков Канады по трубам Keystone транспортируется светлая нефть из Иллинойсского бассейна (Баккен) до Монтаны и Северной Дакоты.

Реализация проекта Keystone включает в себя четыре очереди. Из них три находятся в эксплуатации, а четвертый этап ждет одобрения властей США.

Участок I, поставляющий нефть с Хардисти (Альберта) в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока, введен в строй летом 2010 года, протяженность участка составляет 3,4 тыс. километров. Участок II (ответвление Кистоун Кушинга, завершен в 2011 году) - от Стил-Сити до хранилищ и объектов распределения в крупном хабе Кушинг (штат Оклахома).

Эти два этапа имеют потенциал для прокачки нефти 82 тыс. т в сутки к нефтеперерабатывающим предприятиям Среднего Запада. Третий этап - ответвление с побережья Мексиканского залива - открыт в 2014 году, имеет мощность до 100 тыс. т в сутки. Общая протяженность нефтепровода составляет 4,7 тыс. километров.

Политические баталии вокруг нефтепровода

Что касается четвертого этапа проекта Keystone XL (предназначавшегося для с крупных месторождений нефтяных песков в канадской провинции Альберта на юг Соединенных Штатов, где сосредоточены основные нефтеперерабатывающие заводы США и главные морские нефтяные терминалы), то он стал предметом самых жарких споров.

Законопроект о строительстве нефтепровода Keystone XL был одобрен Палатой представителей Конгресса США, где большинством обладает Республиканская партия. Однако Сенат США отклонил документ. Голоса сенаторов разделились по партийной линии. Контролирующие Сенат демократы голосовали против строительства нефтепровода, а республиканцы - за. Против Keystone XL выступает также и Администрация Президента США Барака Обамы, и Белый дом дал понять, что глава государства готов наложить на законопроект вето в случае его одобрения обеими палатами Конгресса.

Некоторые американские обозреватели полагают, что задержка принятия решения мотивирована чисто политическими соображениями: Президент США колеблется потому, что не хочет портить отношения с голосовавшими за него на выборах экологами.

Мнения «за» и «против»

Сторонники строительства нефтепровода утверждают, что осуществление проекта не только помогло бы снизить зависимость США от нефти, импортируемой из‑за океана, но также способствовало бы созданию десятков тысяч рабочих мест. Противники проекта отмечают, что рабочие места были бы только временными, и утверждают, что строительство нанесло бы ущерб природе штатов, через территорию которых должен был быть проложен нефтепровод.

Начало строительства северного участка нефтепровода из Канады через США к Мексиканскому заливу вновь откладывается теперь на 2016 год. В текущем году сроки начала строительства Keystone XL дважды переносились в ожидании окончательного решения Администрации США. Стоимость сооружения нефтепровода оценивается в $ 8 млрд, а его пропускная способность рассчитана на 120 тыс. т нефти в сутки.

В США нефтепровод должен пройти через территорию шести штатов, где к нему предполагается подвести дополнительные ветки - от открытых сравнительно недавно на севере США месторождений сланцевой нефти.

Правительство Канады готово к строительству. Новый трубопровод позволит сравнительно дешево экспортировать канадскую нефть. Теперь слово - за Соединенными Штатами.

Seaway - от Оклахомы до Техаса

Магистральная система Seaway представляет собой нефтепровод протяженностью 1080 км, транспортирующий нефть от Кушинга (штат Оклахома) до терминала и распределительной системы Фрипорта (штат Техас), находящейся на побережье Мексиканского залива. Нефтепровод является важным звеном транспортировки углеводородов между двумя нефтяными регионами в США.

Магистральный трубопровод введен в эксплуатацию в 1976 году и изначально был предназначен для передачи импортируемой нефти из портов Техаса на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе. В таком направлении нефть прокачивалась до 1982 года, когда было принято решение о транспортировке природного газа по данному трубопроводу, но в обратном направлении - с севера на юг. В 2012 году по этому трубопроводу снова стали прокачивать нефть.

Мощность первой нитки составляет 55 тыс. т в сутки. Вторая нитка пропускной способностью 62 тыс. т в сутки сдана в эксплуатацию в 2014 году и идет параллельно первой очереди Seaway.

Enbridge - от Иллинойса до Оклахомы

Крупнейшие системы транспортировки нефти из Канады в США (Lakehead, North Dakota, Spearhead) находятся в собственности компании Enbridge. Система Lakehead состоит из двух частей. Внешняя (протяженность - 2,3 тыс. км) проходит по территории Канады. Средняя часть длиной 3 тыс. км идет по территории США - из Северной Дакоты до Чикаго с отводами на г. Баффало и г. Патока (Иллинойс). Пропускная способность системы - 100 млн т в год.

North Dakota (протяженность - 531 км, пропускная способность - 8,1 млн т в год) соединяет Северную Дакоту и Миннесоту. Система Spearhead (протяженность - 1050 км, Ду600 мм, пропускная способность - 9,7 млн т в год) представляет собой отвод от основной системы на территории Иллинойса на терминал Кушинг (Оклахома).

Нефтепроводная система Enbridge транспортирует нефть и битум из Канады в США. Ее общая протяженность составляет 5363 км, включая несколько трубопроводных потоков. Основными трубопроводными магистралями системы являются: канадский участок протяженностью 2306 км Enbridge и участок магистрали США длиной 3057 км Lakehead. Средняя пропускная мощность нефтепроводной системы 192 528 т в сутки.

Нефтепроводная инфраструктура

Крупная сеть нефтепроводов находится в собственности компании ExxonMobil. По нефтепроводу Mustang (протяженность составляет 346 км, пропускная способность - 5 млн т в год) тяжелая нефть Канады поступает из Северной Дакоты в Иллинойс. Оттуда затем по нефтепроводу Pegasus, протяженностью 1408 км и мощностью - 4,8 млн т в год, транспортируется в Техас.

Наиболее высокая плотность нефтепроводной системы характерна для Техаса и шельфа Мексиканского залива, там 6953 км нефтепроводов находится в собственности компании Sunoco. Наиболее протяженным из них является Mid-Valley, соединяющий г. Лонгвью в Техасе и г. Толедо в Иллинойсе. В число основных нефтепроводов компании также входят West Texas Gulf, Amdel, Kilgore.

Нефтепровод Flanagan south (протяженность - 955 км) введен в эксплуатацию в 2014 году. На своем пути он пересекает штаты Иллинойс, Миссури, Канзас и Оклахому. Трубопровод транспортирует нефть из Понтиака в штате Иллинойс в терминалы Кушинга в штате Оклахома. Трубопроводная система имеет семь насосных станций.

Flanagan south также обеспечивает поставку нефти до нефтеперерабатывающих предприятий Северной Америки и далее с помощью других нефтепроводов на побережье Мексиканского залива США. Мощность нефтепровода составляет 85 тыс. т в сутки.

Нефтепродуктопроводы США

Протяженность нефтепродуктопроводов США составляет более 120 тыс. километров. Магистральные нефтепродуктопроводы (Ду400–780 мм) направлены в основном с Юга на Северо-Восток и Север. Большая часть продуктопроводов проложена от нефтеперерабатывающих заводов побережья штата Пенсильвания, использующих привозную в танкерах нефть. перекачиваются в северные и центральные промышленные районы. По штатам Вайоминг, Индиана, Орегон, Вашингтон и Монтана проложен бензопровод большой протяженности, образующий почти замкнутое кольцо.

Крупнейшим независимым оператором сети продуктопроводов в Северной Америке является компания Kinder Morgan. Основными продуктопроводами компа- нии являются: Plantation (соединяет НПЗ штата Луизиана и штат Мэриленд), Pacific (соединяет НПЗ Западного Техаса и Западное побережье США), Cochin (соединяет НПЗ Альберты в Канаде и штат Мичиган).

Kinder Morgan Energy Partners увеличивает мощность системы CALNEV. Для этого компания планирует построить дополнительный нефтепровод, который пройдет от города Колтон (Калифорния) до Лас-Вегаса. Его пропускная способность увеличится до 10 млн т в год.

В собственности компании Sunoco находится продуктопровод Explorer, соединяющий перерабатывающие мощности региона Мексиканского залива и штат Индиана, а также системы Mag-tex, Wolverine, West Shore, Reading - Toledo, Reading - Buffalo и другие. Для поставок нефтепродуктов в Мексику используется продуктопровод El-Paso - Monterrey.

Под охраной беспилотников

Эксперты североамериканской энергетической группы отмечают, что в нефтепроводной отрасли США создается новое направление технического обеспечения нефтепроводов с использованием бесшовных труб из коррозионностойкой стали, снабженных оптоволоконными датчиками и патрулируемых самолетами-беспилотниками.

Для своевременного обнаружения проблем на нефтепроводной трассе и оперативного их устранения представители энергетической группы Accenture предложили использование беспилотников, оснащенных термочувствительными камерами. Летательные аппараты должны обследовать нефтепроводную систему для выявления возможных проблем. Эти планы, скорее всего, будут реализованы в следующем году. Федеральное управление гражданской авиации США в 2016 году планирует открыть воздушное пространство для выполнения полетов коммерческими беспилотниками.

Неутешительные для США Прогнозы

Нефть является главным источником энергии для США, и сейчас она обеспечивает до 40 % потребностей страны. Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) сделали прогноз, что нефтедобыча США в 2016 году будет снижаться в связи с падением цен на нефть.

В августе 2015 года нефтяные котировки достигли минимумов (с 2008 года, когда случился мировой финансовый кризис). Перспективы роста бурения нефтескважин в США оказались под угрозой. В агентстве предполагают, что ежесуточная нефтедобыча из низко проницаемых пород в США методом гидроразрыва пласта в 2016 году сократится ориентировочно на 55 тыс. т в сутки. Недавнее резкое увеличение нефтедобычи в США происходило в основном за счет такой нефти.

Прогнозы МЭА по производству американской легкой нефти - чуть ли не самые негативные на рынке. «Нефтедобыча в США пострадает наиболее существенно», - полагают в агентстве. В этой связи отраслевые эксперты констатируют, что в США системы нефтепроводов достигли своего уровня, и делают вывод о том, что их прокладка будет заморожена на нынешнем уровне.

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS