Главная - Осаго
Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов Рациональный структурный компонент по фрейду

Фрейд определяет, что основные влечения играют ведущую роль в формировании психики личности, ее структуры и являются основной движущей силой онтогенетического развития индивида.

Согласно Фрейду, ребенок рождается с единственной психической субстанцией ИД. Эта психическая структура представлена почти целиком только бессознательным и «содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, то есть инстинкты, которые возникают в соматической организации».

ИД содержит психические формы:

  • которые никогда не были сознательны;
  • а также материал, который оказался неприемлемым для сознания.

ИД подчинено бессознательному влечению к удовольствию, в частности, очень мощно заряжено энергией к получению сексуального удовольствия. Уже новорожденный приносит с собой на свет зародыши сексуальных переживаний. При этом либидозное стремление ребенка бесполое. По Фрейду дети после рождения в течение доэдипального периода бесполы, нейтральны в отношении пола. И девочки, и мальчики выбирают объектом либидозного влечения мать. Эрос ребенка ориентирован на получение удовольствия. Но периферическая нервная система подает сигналы в ЦНС, что мир особых удовольствий не сулит. И ребенок пытается получить его посредством собственного тела. Для этой цели ему служат эрогенные зоны - зоны, через раздражение которых ребенок получает наибольшее удовлетворение либидозного влечения. «Сексуальная цель инфантильных влечений состоит в том, чтобы получить удовлетворение благодаря соответствующему раздражению так или иначе избранной эрогенной зоны». С момента рождения ребенок с помощью рта взаимодействует с внешним миром, эрогенная зона расположена во рту, ребенок получает удовольствие через рот посредством сосания материнской груди. Раздражение губ теплым молоком матери дает ощущение удовольствия. «Сосание является образцом инфантильных сексуальных проявлений, действия сосущего ребенка определяются поисками удовольствия». Это оральный период развития психики, он охватывает первые полтора года жизни.

При дальнейшем развитии индивида эрогенная зона смещается к анусу. Анус становится тем участком тела, через который ребенок удовлетворят свое либидозное влечение. Это анальная фаза психосексуального развития индивида. Она характеризуется тем, что ребенок начинает учиться контролировать акт дефекации, приобщаясь, таким образом, к культуре человечества. При задержке каловых масс идет раздражение чувствительной поверхности слизистой оболочки прямой кишки, и ребенок получает удовольствие через стимуляцию этих эрогенных зон. На данном периоде инфантильная сексуальность аутоэротична, сексуальное влечение ищет удовлетворение на собственном теле. «Организация сексуальной жизни, в которых генитальные зоны еще не приобрели своего преобладающего значения, мы назовем прегениальными. Первой прегениальной сексуальной организацией является оральная. Вторую прегениальную фазу составляет анальная организация» (Фрейд,1990).

Далее ребенок вступает в фаллическую стадию развития. По своему значению в развитии и становлении личности она занимает, по сути, центральное место. Ребенок втягивается в критический момент психического развития и можно сказать, что становится человеком именно в фаллическую фазу. Это связано с переживанием комплексов Эдипа, кастрации, и нарцисса.

В преэдипальный период дети бесполы. На фаллической фазе начинает проявляться половая дифференциация. Дети обнаруживают различие в устройстве генитального аппарата, в частности, девочки обнаруживают отсутствие у себя пениса. Либидозное влечение на этой стадии начинает направляться на другие лица и объекты, период первичного аутоэротизма заканчивается. Либидо начинает операцию катексиса - выноса либидозной энергии на внешний объект. Мальчик катетектирует либидо на мать и его развитие начинается с комплекса Эдипа. Развитие девочки начинается с переживания комплекса кастрации. Девочка, обнаружив у себя отсутствие пениса, а вместо него недоразвитый клитор, начинает себя ощущать кастрированной в процессе эволюции. У нее развивается комплекс неполноценности, определенный Фрейдом как комплекс кастрации. При этом она испытывает к матери амбивалентные чувства. С одной стороны любовь, с другой стороны ненависть за то, что она родила ее без пениса.

Развитие мальчика после осознания своей половой принадлежности начинается с комплекса Эдипа. Мальчик осуществляет катексис либидо к матери, она становится объектом его сексуальных влечений. Он любит мать, желает инцеста с ней. Отца ребенок начинает воспринимать как соперника, ревнует мать к нему. Мальчик испытывает амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны, ненависть и желания устранить его, с другой стороны - любовь к нему. Девочка также переживает аналогичный комплекс, но обратный, любовь к отцу и ненависть к матери, который носит название комплекса Электры. Она переживает его после комплекса кастрации. Разрешение Эдиповой ситуации является важным моментом для формирования в психике одной из центральных структур. Это ЭГО или «Я».

Начинается формирование ЭГО в фазу аутичности, когда принципу получения удовольствия противостоит принцип реальности. Завершается формирование ЭГО в период разрешения комплекса Эдипа. Либидо катетектированное на мать наталкивается на нравственный запрет, запрет на инцест. Либидозное влечение не удовлетворяется, что сопровождается переживанием гаммы чувств, фрустрацией. При этом либидо совершает операцию антикатексиса. ЭГО как структура, которая находится в контакте с внешним миром и руководствуется принципом реальности, понимает всю неестественность желания ребенка по удовлетворению сексуального влечения посредством матери. И ЭГО предлагает различные способы приложения либидо. ЭГО выдвигает в качестве объекта либидозного влечения себя, либидо переходит на ЭГО. Формируется «Я-либидо». ««Я-либидо» в противоположность объект-либидо, мы называем нарцистическим либидо». Ребенок начинает любить сам себя, переживает комплекс нарцисса и вступает в фазу вторичного аутоэротизма. Объектом привязанности либидо становится он сам. Эта фаза аутоэротизма продолжается весь латентный период до начала генитальной фазы. Пока ребенок в период пубертатного развития не начнет искать другие объекты привязанности либидо.

С развитием комплекса нарцисса завершается формирование ЭГО как одной из структурных составляющих психики. Как мы уже отмечали выше, переживание комплексов в фаллическую фазу является основополагающим моментом становления человеческого существа. Следует подчеркнуть роль либидозного влечения в формировании ЭГО. Все периоды развития ЭГО ребенка обусловлены именно наличием этого влечения. И период первичного аутоэротизма, и период переживания ситуация Эдипа, а также период вторичного аутоэротизма с переживанием комплекса нарцисса, все они обусловлены существованием у индивида либидозного влечения и процессом его катетектирования, помещением его на тот или иной объект. Именно либидозное влечение является движущей силой тех процессов, которые происходят с психикой ребенка с точки зрения формирования ЭГО.

Также в ряду вышеперечисленных комплексов в фаллическую фазу мальчик переживает еще комплекс кастрации. Для мальчика пенис является символом фаллической мощи и его наличие очень важно для ребенка. Истоки культа фаллоса находят свое подтверждение в мифологии, антропологии. В культуре существовало поклонение фаллосу как олицетворение жизни, плодородия. Обладание пенисом, дает мальчику чувство превосходства, гордости, некоторой силы. Формирование комплекса кастрации обусловлено тем, что для инфантильной сексуальности ребенка характерно удовлетворения влечения посредством своего тела, вследствие чего, в поведении мальчика имеет место мастурбационные проявления. Родители налагают запрет на такие действия, зачастую пугают, что отрежут пенис. При этом мальчику кажется, что угроза исходит от отца. Чтобы убрать запрет «нельзя» психика ребенка прибегает к способу фантазии. Посредством бессознательных фантазий мальчик воображает себя отцом. Идет процесс идентификации мальчика с отцом. И ребенок становится обладателем тех возможностей, которыми обладает отец, и приобретает ту же силу, что и он. Процесс идентификации является ключевым моментом в развитии человеческого существа, так как обуславливает формирование СУПЕР-ЭГО . Феномен идентификации также объясняется следующей ситуацией, которая имеет место в семье. С развитием мальчика, становится очевидно, насколько дискомфортно его положение. С одной стороны, он желает свою мать, с другой стороны, очень привязан к отцу. Он восхищается им, хочет подражать ему и стать таким же, как он. Это рождает в нем стремление иметь интимные отношения со своей матерью. В то же время, его отец представляет собой такой же сексуальный объект, который женская часть его либидо желает. Таким образом, мальчик с обеих сторон хочет невозможного. И он замещает любовное желание к отцу тем, что он пытается интеоризировать его и стать как он. Идет идентификация мальчика с отцом. Ребенок, который любит, становится как тот, кого он любит. Подражая ему, он овладевает им. Мальчик пытается приобрести как можно больше сходства с отцом, ребенок становится носителем норм, правил, запретов, которые имеются в обществе и присущи отцу. Через механизм идентификации с отцом у ребенка идет формирование Сверх-«Я». Отец оказывается в глубинных слоях психики как инстанция, которая его представляет. Это и есть СУПЕР-ЭГО или идеал «Я». Ему определяется функция быть моральной инстанцией, судьей и постоянным критиком наших дел и поступков, взглядом и голосом наших родителей. «СУПЕР-ЭГО - это хранилище моральных установлений, норм поведения и тех конструкций, которые создают запрещения личности» Совесть, самонаблюдение и формирование идеалов - основные функции СУПЕР-ЭГО.

Итак, к моменту разрешения Эдипова комплекса у ребенка формируется три основные составляющие структуры личности: Ид (происходит от латинского ОНО), Эго (Я), Супер-Эго (СВЕРХ-Я). Это дает основание считать данный период основополагающим в становлении человеческого существа и критическим периодом развития психики.

Мы имели возможность проследить, что формирование этих структур непосредственно связано с либидозным влечением, с его направленностью, целями, выбором объекта, возможностями выноса либидо на внешний объект и привязанности к тому или иному объекту. На прегенитальной стадии развития индивида инфантильное сексуальное влечение помимо удовлетворения его посредством эрогенных зон и получения, таким образом, удовольствия, обусловливает развитие целого ряда комплексов. В свою очередь, переживание и разрешение этих комплексов является важнейшим момент в становлении психики индивида в самый ранний период развития. Это позволяет сделать вывод, что либидозное влечение является основополагающим для развития личности и структуры психики, а также всего последующего формирования индивида.

Личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я.* Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

* В английских переводах с немецкого и англоязычной психоаналитической литературе используются термины ид, эго и супер-эго. – Прим.ред .

Оно (Ид)

Оно есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Я и Сверх-Я. Оно включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно – резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Оно тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. (Обсуждение Оно см. в работе Schur, 1966).

Когда энергия нарастает, Оно не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Оно действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу – избежать боли, получить удовольствие, – Оно располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Оно.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности – Я.

Я (Эго)

Я появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и наличное восприятие пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в восприятие, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения "обслуживается" именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, Я контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Я называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Я вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Я в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Я – эта организованная часть Оно появляется для того, чтобы следовать целям Оно и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Оно. Я не обладает существованием, отдельным от Оно, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Сверх-Я (Супер-Эго)

Третья и последняя развивающаяся система личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.

Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.* В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).

* Оригинальный термин Фрейда переводится как влечение, однако в переводах с английского традиционно используется калька "инстинкт", соответствующая принятому в англоязычной психоаналитической литературе.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и Сверх-Я не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.


Личность как психофизиологическое существо. Теория личности З.Фрейда.

Концепции личности в западной психологии.

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

Что требуется для построения реальной демократии в России?

В чем состоит главный национальный интерес России?

Почему советская партийно-государственная элита оказалась не в состоянии ответить на вызов времени?

Каковы основные недостатки проводимых реформ?

Почему были необходимы реформы в России?

Что случилось в России и почему это произошло?

5. С какой целью могли бы проводиться реформы в России?

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ.

Задача раздела состоит в том, чтобы дать более отчетливое представление о различии психологического и социологического подходов к описанию личности. В нем дается краткое описание ряда концепций личности в психологии, построенных на принципиально отличных базовых представлениях, а также описывается ролевая концепция личности (как собственно социологическая).

Наибольшее количество различных теорий личности выдвинуто в психологии. При этом ряд подходов в описании этого феномена принципиально отличаются друг от друга. Так, Ж.Пиаже описывает личность по преимуществу как духовно-интеллектуальное существо, выделяя стадии развития ее познавательных способностей. З.Фрейд рассматривает ее как психофизиологическое существо, соотнося процесс развития личности со стадиями удовольствия, получаемого индивидом в процессе онтогенеза. Л.Колберг анализирует ее как нравственное существо (сближаясь в этом смысле с И.Кантом), выделяя стадии понимания и переживания добра и зла. Имеются попытки описать структуру личности (например, модели российских исследователей К.К.Платонова и В.А.Богданова) или раскрыть механизмы формирования личностных структур (концепция «зеркального Я» Дж.Г.Мида или стадии формирования личностной идентичности Э.Эриксона).

Западная психология содержит целый арсенал различных теорий личности. Рассмотрим некоторые из них подробнее, отметив при этом, что основное содержание их взято из работ Л.Хьелла и Д.Зиглера [Хъелл, Зиглер. 1997], Н.Смелзера [Смелзер. 1994], Л.Ф.Обуховой [Обухова. 1995], а также некоторых других.

Взгляды Фрейда на структуру личности менялись в течение его жизни. В ранний период своей научной и практической деятельности Фрейд, выступая качестве психоаналитика, применял так называемую топографическую модель личностной структуры. В основе ее лежит идея о том, что функционирование психики может протекать на разных уровнях осознанности. В зависимости от уровня можно выделить три сферы психики: сознание, предсознательное и бессознательное.



В сфере сознания находятся те наши мысли, переживания, ощущения и восприятия, которые мы способны осознать в данный отрезок времени. Так, в поле нашего сознания могут одновременно находиться мысли автора книги, которую мы читаем, зуд кожи после укуса комара, чувства холода или жажды, беспокоящие нас. По Фрейду, весьма небольшая часть психической деятельности может находиться в сфере сознания. Сознание избирательно удерживает информацию, которую продуцирует психика, а внимание переключается с одного объекта психики на другой, подчиняясь в значительной степени воздействию внешних сигналов.

В области предсознательного находится тот опыт, который, хотя не осознается в данный момент, может легко стать предметом сознания либо в результате небольшого волевого усилия, либо самопроизвольно. Это область «доступной памяти». Человек достаточно легко может вспомнить значимых для него людей (друзей, любимых), выученные в детстве стихи, пищу, съеденную за сегодняшним завтраком и т.п. Фрейд полагал, что предсознательное осуществляет связь между осознаваемым и неосознаваемым в психике человека.

Область бессознательного – наиболее глубокая сторона человеческой психики. В ней хранятся примитивные и мощные инстинктивные побуждения, а также чувства и воспоминания, которые несут в себе угрозу сознанию. Поэтому-то они и были подавлены и вытеснены в сферу бессознательного. В него удалены травмирующие детские воспоминания, нереализованные сексуальные желания, враждебные чувства к близким людям.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел эту концептуальную модель и предложил другую, которая известна под названием структурная модель психической активности, введя в структуру личности три основных элемента - Ид, Эго и Суперэго. Именно эта модель обычно имеется в виду, когда говорят о структуре личности по Фрейду, хотя сам он склонен был рассматривать названные три элемента скорее как некие психические процессы, нежели структурные части личности.

Уровни психики в топографической модели и названные элементы модели структурной не совпадают между собой. Лишь Ид целиком функционирует в сфере бессознательного. Что же касается Эго и Суперэго, то они действуют на всех уровнях психики, т.е. сознания, предсознательного и бессознательного . В литературе на русском языке Ид нередко обозначается словом «Оно», Эго – «Я», Суперэго – «Сверх-Я», поскольку образованы от соответствующих латинских корней.

Ид. По Фрейду, Ид означает самые первоначальные, инстинктивные, врожденные стороны психики, действует целиком в области бессознательно и связано с природными потребностями (еда, сон, дефекация, копуляция). Ид – посредник между телесными и психическими процессами в организме и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Побуждения Ид, вызванные потребностями, дают энергию человеческому поведению. Ид свободно от всяких запретов и правил и, будучи самой старой, примитивной структурой психики, выражает самый первый принцип человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждения. Последние, если они по каким-то причинам не находят разрядки и сдерживаются, создают напряжение в психическом функционировании. А разрядка напряжения вызывает ощущение удовольствия. Ид стремится к получению удовольствия и функционирует на основе принципа удовольствия . Ид не ведает страха, тревоги и поэтому не прибегает к предосторожностям при достижении цели, что, как считал Фрейд, может быть опасно как для личности, так и для общества.

Согласно Фрейду, Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов: рефлекторных действий и первичных процессов . Первый механизм означает автоматический ответ Ид на действие сигнала возбуждения, в результате чего снимается напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных рефлекторных механизмов – чихание или слезы при механическом раздражении носа или глаз, зевота в случае нехватки кислорода в организме и пр. Но рефлекторные действия не всегда снижают уровень напряжения. Рефлекторное сосание пустышки не может утолить голод ребенка. В таких случаях возможен запуск другого механизма – первичных процессов представления, когда Ид формирует психический образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. У голодного ребенка может возникнуть образ материнской груди или бутылочки молока. У

взрослых людей возникают разного рода галлюцинации, картины сновидений.

Но первичные процессы сами по себе также не в состоянии удовлетворить реальную потребность. С их помощью нельзя различить действительные предметы и их образы (например, воду и ее мираж у путника в пустыне). Смешение действительных предметов и их образов может быть смертельно опасно. Поэтому необходима психическая структура, позволяющая младенцу различать реальное и воображаемое, а на этой базе сдерживать удовлетворение первичных потребностей до подходящего момента (появления реальных предметов). Постепенно маленькие дети усваивают, что помимо их собственных нужд и желаний существует и внешний мир. По мере появления этого знания, возникает вторая структура личности – Эго.

Эго – структура психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится удовлетворить требования Ид в соответствии с ограничениями, накладываемыми реальностью. В отличие от Ид, которое действует исходя из принципа удовольствия, Эго функционирует на основе принципа реальности , смысл которого в самосохранении организма путем откладывания удовлетворения потребностей до подходящего момента (нахождения предмета, наличия соответствующих условий во внешнем мире, а также надлежащего способа). Эго – порождение Ид, от последнего оно получает свою структуру и функции и заимствует у него часть энергии для собственной деятельности.

Необходимость соотносить свои инстинктивные потребности с реалиями внешнего мира побуждает человека запоминать, учиться, думать, рассуждать, принимать решения. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности. Эго, в отличие от Ид, различает фантазию и реальность, меняется в зависимости от нового опыта, занимается познавательной деятельностью, способно выдержать умеренное напряжение. С помощью логического мышления (или вторичного процесса , как его называл Фрейд) Эго направляет поведение в безопасное для самого индивида и других русло.

Однако безопасность не является единственным условием для нормальной жизни в обществе. Чтобы личность «вписалась» в окружающий мир, ей необходимо согласовать свое поведение с норами и ценностями общества. Поэтому требуется еще один, более высокий уровень психики, наличие которого позволяет личности совместить себя с реальным обществом. Этот компонент, по Фрейду, носит название Суперэго.

Суперэго – усвоенная личностью версия общественных норм и принципов поведения, в которой отражены также принятые в обществе ценности. Нормы, принципы и ценности усваиваются в процессе «социализации», в результате которого и формируется Суперэго. Оно появляется тогда, когда дети начинают интересоваться проблемой, «что такое хорошо и что такое плохо» и учатся постепенно отличать хорошие поступки от дурных и правильные от неправильных (примерный возраст от 3 до 5 лет).

В самом начале в Суперэго отражены только родительские требования и ожидания относительно хорошего и дурного поведения. Ребенок учится оценивать свои поступки в соответствии с этими требованиями и согласовывать с ними свое поведение. По мере расширения социального мира ребенка (детский сад, школа, группы сверстников) в сферу Суперэго попадают нормы и требования различных социальных групп, в конечном счете, общества в целом. Суперэго нечто вроде «коллективной совести» общества, хотя ребенок может воспринять общественные ценности искаженным образом.

По Фрейду, в Суперэго имеются две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть возникает как результат родительских наказаний за «плохое поведение». Она включает в себя способность к критической самооценке, наличие нравственных запретов и чувство в вины, если ребенок не сделал то, что должен был сделать. Эго-идеал есть следствие восприятия ребенком того, что одобряют или высоко ценят родители. Он способствует тому, что личность устанавливает для себя высокие стандарты поведения. Достижение высокой цели вызывает у ребенка чувство самоуважения и гордости.

Суперэго полностью складывается к тому моменту, когда родительский контроль полностью заменяется самоконтролем. Но принцип самоконтроля вовсе не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях и действиях, тормозя любые импульсы Ид, противоречащие интересам общества. В целом, оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

Стадии развития личности .

По Фрейду, личность в своем развитии проходит четыре последовательные стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме того, он ввел в общую схему развития так называемый латентный период , который заполняет временной промежуток между фаллической и генитальной стадиями. Названия стадий даны в соответствии с основными эрогенными зонами, т.е. участками телами, являющимися в данный период развития главными источниками удовольствия. Латентный период примечателен тем, что он не имеет собственной эрогенной зоны.

Оральная стадия. Она длится с момента рождения ребенка примерно до 18 месяцев. В этот период рот является главным источником удовольствия для младенца, главной эрогенной зоной. Это обусловлено тем, что удовлетворение важнейшей биологической потребности – потребности в пище – осуществляется через рот путем сосания. Ребенок получает удовольствие как от насыщения, так и от сосательных движений самих по себе. Поэтому рот и включенные в него структуры становятся главным предметом интереса и активности младенца.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью или через рожок. При этом отъем от груди связан с некоторыми трудностями, поскольку лишает ребенка главного и привычного удовольствия.

Анальная стадия . Она длится примерно с полутора до трех лет. Главной эрогенной зоной становится задний проход (анус), что связано с развитием способности у ребенка контролировать процессы выделения. Эта способность является в основном естественным результатом нервно-соматического развития ребенка, но большую роль в ее формировании играют и родители, приучая ребенка к горшку. Дети могут усиливать удовольствие от дефекации, задерживая опорожнение кишечника. На этой стадии ребенок должен научиться гармонизировать требования Ид (удовольствие от дефекации) с ограничениями, исходящими от родителей (выбор подходящего места и времени, требования опрятности, а, в конечном счете, самостоятельного контролирования процессов выделения). По Фрейду, дальнейшая способность человека к контролю и самоконтролю берет начало в анальной стадии.

Фаллическая стадия. В возрасте от трех до шести лет у ребенка, как считал Фрейд, появляется новая эрогенная зона – область половых органов. В течение фаллической стадии дети проявляют интерес к вопросам, которые касаются деторождения и половых отношений, могут исследовать половые органы, мастурбировать. Главным источником удовольствия становятся пенис или клитор.

В это время мальчики переживают конфликт, который получил название эдипов комплекс . Структуру этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип сначала непреднамеренно убивает своего отца, а потом женится на матери, вступая с ней в кровосмесительную связь, и становится царем Фив. Узнав о совершенном им чудовищном грехе, Эдип ослепил себя. Древнегреческий миф, описанный в трагедии, Фрейд считал символическим отображением одного из величайших психических конфликтов в человеческой жизни. Миф символизирует подсознательное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Аналогичный конфликт, который переживают девочки, получил название комплекс Электры . Электра, персонаж одного из греческих мифов, уговаривает своего брата Ореста убить их мать вместе с ее любовником, чтобы отомстить за смерть отца.

Эдипов комплекс у мальчиков протекает примерно следующим образом. С момента рождения мать является для мальчика главным источником удовлетворения. Позже он переносит на нее и свои сексуальные устремления, желает обладать ею. Своего же отца он воспринимает как конкурента, мешающего ему получить генитальное удовлетворение, следовательно, отец становится его главным соперником или врагом. Соперничество влечет страх, поскольку мальчик «знает», что занимает более низкое положение по сравнению с отцом и не может на равных конкурировать с ним. Мальчик боится, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия Фрейд назвал страхом кастрации.

В период от пяти до семи лет эдипов комплекс разрешается тем, что мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные устремления по отношению к матери и начинает отождествлять (идентифицировать) себя с отцом. В результате процесса идентификации мальчик усваивает ценности, нормы, установки мужского поведения , а также основные моральные нормы и заперты, идущие от родителей, что подготавливает почву для формирования Суперэго, которое оказывается следствием разрешения эдипова комплекса.

Аналогичный психический конфликт протекает у девочек существенно иначе. Изначально мать является первым объектом любви у девочки так же, как и мальчика. Но позже, на фаллической стадии, она осознает, что у нее нет пениса как у отца или брата. Ей хочется иметь этот орган, и у нее, по Фрейду, развивается зависть к пенису . Она может чувствовать себя в каком-то смысле неполноценной по сравнению с мальчиком и проявлять враждебность по отношению к матери за то, что та родила ее без пениса (или лишила ее его в наказание за какой-то проступок). Она стремится обладать отцом именно потому, что у того есть столь завидный орган. Отсутствие пениса фокусирует внимание девочки на клиторе, который в фантазии заменяет ей пенис, а клиторная мастурбация приносит сексуальное удовлетворение.

По Фрейду, благополучное или неблагополучное разрешение обоих вариантов эдипова комплекса (комплекс Электры можно рассматривать как версию эдипова комплекса у девочек) имеет большое значение для появления (или отсутствия) неврозов, связанных с импотенцией и фригидностью.

Латентный период. Это период сексуального затишья. Он протекает в промежутке от 6-7 лет до начала половой зрелости и характерен тем, что энергия либидо направляется посредством сублимации в различные виды деятельности, не связанные с получением сексуального удовольствия – спорт, учеба, общение со сверстниками. Снижение сексуальной потребности в это время Фрейд объяснял отчасти физиологическими изменениями в организме, отчасти появлением Эго и Суперэго в структуре психики. Новые эрогенные зоны в этот период не появляются, сексуальный инстинкт дремлет, поэтому его не следует считать особой стадией психосексуального развития.

Генитальная стадия. Она длится с начала половой зрелости до смерти. С наступлением ее у подростков, помимо биохимических, физиологических и соматических изменений в организме, вновь начинают проявляться сексуальные и агрессивные побуждения. Растет интерес к противоположному полу, возрастает осознание этого интереса. При нормальном протекании этой стадии индивид переживает юношеские увлечения, завершающиеся выбором брачного партнера и созданием семьи. Главным источником удовольствия для человека становится половое сношение с представителем противоположного пола, хотя удовольствия, получаемые прежних эрогенных зон, в какой-то мере сохраняются.

Замечания к концепции. Эта концепция до сих пор остается одной из наиболее популярных как среди «образованной публики», так и в сфере научной психологии, что, надо сказать, несколько удивительно. Ведь даже не слишком пристальное внимание к ней показывает узость, если не сказать скудость, принципов, на которых она построена. И напрашиваются следующие критические замечания.

Во-первых, вызывает сомнение, что удовольствие может быть положено в качестве основы всего развития личности . Например, со времен Ницше известно, что человек может выдержать любое «Как», если у него есть «Зачем». Иначе говоря, человек нуждается в смысле своего существования ничуть не меньше, чем в удовольствии, получаемом от жизни. Этот вопрос достаточно исследован В.Франклом, который прямо указывал на ошибочность фрейдовской концепции. Ведь согласно Фрейду в трудных условиях поверхностный слой культуры должен был бы «стереться» с людей, различия между ними, обусловленные разницей в усвоении культуры, уничтожиться, а наружу выступить пресловутое вожделеющее начало. Люди должны были бы превратиться в серую однообразную массу. Однако в условиях фашистского концлагеря все случилось ровно наоборот. Действительно, культурные различия были во многом устранены, однако произошла резкая дифференциация одних людей от других, обусловленная их личным началом. Появились не только злодеи и грешники, но и святые [Франкл. 1990].

Во-вторых, несколько даже смешна мысль о том, что человек получает удовольствие только телесного плана, только через эрогенные зоны. Еще Платон, касаясь проблемы удовольствия отмечал, что оно может быть получено через разные виды деятельности и с помощью разных феноменов (философы-правители от интеллектуальных занятий, стражи-воины от почета, а представители производительного класса от обладания вещами и получения выгоды («сребролюбцы»). М.Полани рассказывает о невероятном восторге, охватившем И.Кеплера после того, как тот открыл свои законы движения небесных тел [Полани. 1985, с.26]. Фрейду непонятна или неизвестна мысль Чингиза, что для мужчины «высшее удовольствие – подавить возмутившегося и победить врага» [см.:Кычанов. 1995, с.19], и для него не существует образ Скупого рыцаря, наслаждающегося накопленными сокровищами. В теоретическом плане Фрейд делает шаг назад по сравнению с Платоном, от которого он, вероятно, заимствовал представление об Ид («вожделеющее начало» Платона), но не попытался включить в теоретическую конструкцию платоновское «яростное начало», вероятно, потому, что ему была неизвестна или непонятна древняя мудрость, что «лишенный гнева» не может «считаться мужчиной» (Махабхарата. 1976, с.261). Вообще же, если речь идет о выборе единого начала или принципа для построения теоретической модели личности, то, едва ли этим принципом может стать удовольствие. Ведь в этом случае человек уподобляется животному. Кроме того, удовольствие всего лишь элемент жизненного процесса. И чтобы «схватить» этот процесс целостным образом, следует, вероятно, исходить из представления о том, что любое живое существо, любой субъект должен, в первую очередь, утвердить себя в мире, как-то реализовать себя в нем, а все остальное – потом.

В-третьих, если коснуться некоторых существенных частностей, то сомнительно и представление о том, что Суперэго – всего лишь результат благополучного разрешения эдипова комплекса (даже если согласиться, что этот комплекс действительно существует). Если мы вспомним, что в стаде животных (в том числе, в стаде высших приматов) вожак нередко берет на себя защиту самок и детенышей, а это связано с самопожертвованием, то логично предположить наличие некоторого «врожденного благородства». Ибо трудно поверить, что некое пра-Суперэго возникло у вожака вследствие разрешения пра-эдипова комплекса у молодого самца. Вообще само слово «благородный» несет в себе именно тот оттенок смысла, что тот человек, к которому оно относится, именно по образу мыслей, по строю души выше, чем большинство. Причем эта «высота духа» – врожденное качество.

Может быть, фрейдистская концепции личности каким-то образом «схватывает» отдельные ущербные аспекты человеческой психики. Но, очевидно, она не может служить отражением нормального развития личности. Вообще достоверность научных данных, на которых основывал Фрейд свою концепцию, сомнительна, поскольку, как утверждают, Фрейд предлагал своим пациентам наркотические вещества [Дельфин. 2000, с5]. В целом же, она вообще неприменима в социологии, поскольку не содержит и намека на личность как на существо, участвующее в деятельностном обмене.

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

  • оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
  • анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
  • генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. 19 в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа.

1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической жизни:

Сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

Предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

Бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Структура личности в психоанализе 3. Фрейда.

Фрейд представлял структуру личности в виде трехкомпонентной модели.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

Развитие личности в психоанализе.

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития.

1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола.

4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов - обучения, школы, активного физического и интеллектуального развития ребенка.

5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) - внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда. Историческое значение теории 3. Фрейда.

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира ≪Я≫ и тех структур, которые не вписывались в собственно ≪сознательное≫ в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнениео том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение ≪сексуальных комплексов≫, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития.

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS