Разделы сайта
Выбор редакции:
- Социальное пособие по уходу за вторым ребенком
- Сколько можно прожить без еды
- Заправка для греческого салата: подборка рецептов Заливка к греческому салату рецепт
- Пирог осетинский с сыром и зеленью
- Блюда из баклажанов, в мультиварке
- Сибирские пельмени: рецепт приготовления в домашних условиях Как приготовить вкусные сибирские пельмени
- Вкусный вермишелевый суп: секреты и рецепты приготовления Как сварить вкусный вермишелевый суп со свининой
- Суп с вермишелью и картошкой Рецепт супа из свинины с вермишелью
- Приснилось мурлыканье кошки во сне
- Как правильно проводить ритуал гадания на кофейной гуще: толкование значений
Реклама
Рецептор обозначен на рисунке буквой. Тест на тему "координация и регуляция". Рефлекторная дуга заканчивается |
78. Где расположены рецепторы, информирующие головной мозг о состоянии опорно-двигательного аппарата? Рецепторы, информирующие головной мозг о состоянии опорно-двигательного аппарата, находятся в мышцах, сухожилиях, в суставных капсулах, связках. 79. Запишите определение. Осязание - способность животного организма воспринимать различные воздействия внешней среды посредством органов осязания и преобразовать поступившие сигналы в соответствующий вид чувствительности. Осязательное восприятие предметов позволяет оценить форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость и влажность, положение и перемещение в пространстве. 80. Перечислите, какие ощущения воспринимают кожные рецепторы. Ощущение давления, ощущение прикосновения, ощущение тепла или холода и болевые ощущения. 81. Какие участки тела наиболее чувствительны к тактильным воздействиям? Кожа кончиков пальцев, тыльная сторона кистей рук, язык, ладони. 82. Рассмотрите рисунок, схематично изображающий строение органа обоняния. Напишите названия структур, обозначенных цифрами. 83. Где в головном мозге расположена обонятельная зона, в которой формируется ощущение запаха? Это внутренняя поверхность височных долей (обонятельная зона). 84. Перечислите участки, где расположены вкусовые рецепторы. вкусовые рецепторы расположены в эпителии языка, на задней стенке глотки, мягком нёбе и надгортаннике. 85. Подпишите на рисунке название вкуса (горький, кислый, солёный, сладкий), который лучше всего ощущается в выделенных зонах языка. 86. Какие вещества не имеют вкуса? Нерастворимые вещества не вызывают раздражения рецепторов и поэтому кажутся безвкусными. 87. Дополните схему «Строение периферического отдела вкусового анализатора». 88. Опишите путь, который проходит информация о вкусовых раздражителях от рецепторов до коры больших полушарий. Когда пища оказывается во рту, она растворяется в слюне, и этот раствор попадает в полость камеры, воздействуя на рецепторы. Если рецепторная клетка реагирует на данное вещество, она возбуждается. От рецепторов информация о вкусовых раздражителях в виде нервных импульсов по волокнам языкоглоточного и частично лицевого и блуждающего нервов поступает в средний мозг, ядра таламуса и, наконец, на внутреннюю поверхность височных долей коры больших полушарий, где расположены высшие центры вкусового анализатора. 89. Какие ещё рецепторы, помимо вкусовых, участвуют в формировании вкуса? В определении вкуса, помимо вкусовых ощущений, участвуют обонятельные, температурные, тактильные, а иногда даже и болевые рецепторы (если в рот попадет едкое вещество). Тренировочные задания 4. Задания уровня А Задания уровня В Задания части С1-С4 1. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ: 2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе? Ответ: 3. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? Ответ: 4. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? Ответ: 5. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение? Ответ: 6. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ? Ответ: 7. Какие признаки характерны для моховидных растений? Ответ: 8. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? 9. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему. Ответ: 10. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? Ответ: 11. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых? Ответ: 12. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? Ответ: 13. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе - 7,9%, в печени - 18,4%, в сердце - 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий? Ответ: 14. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде. Ответ: 15. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции. Ответ: 16. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам? Ответ: 17. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями? 18. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. Ответ: 19. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс? Ответ: 20. Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий. Ответ: 21. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Ответ: 22. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ: 23. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения. Ответ: 24. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами? Ответ: 25. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? Ответ: 26. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц). Ответ: 27. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно - оранжевой части спектра. Ответ: 28. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
29. Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс? Ответ: 30. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере. Ответ: 31. Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами. Ответ: 32. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития? Ответ: 33. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях: 34. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных? Ответ: 35. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных. Ответ: 36. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните. Ответ: 37. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
Ошибки допущены в предложениях: 38. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег. Ответ: 39. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. Ответ: 40. Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин. Ответ: 41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры? 1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань; 42. Каковы характерные признаки царства грибов? Ответ: 43. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств. Ответ: 44. Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения? Ответ: 45. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции. Ответ: 46. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. Ответ: 47. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов. Ответ: 48. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему. Ответ: 49. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. Ответ: 50. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов. Ответ: 51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов. Ответ: 52. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? Ответ: 53. Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы? Ответ: 54. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира? Ответ: 55. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. Ответ: 56. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. Ответ: 57. Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.
Ответ: 58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей. Ответ: 59. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? Ответ: Ответ: 61. Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют? Ответ: 61. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков. 62. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин. Ответ: 63. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Ответ: 64. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия. Ответ: 65. К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа. Ответ: 66. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных? Ответ: 67. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому? Ответ: 68. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков. Ответ: 69. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него. Ответ: 70. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров. Ответ: 71. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? Ответ: 72. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях: 73. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин. Ответ: 74. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена? Ответ: 75. В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено. Ответ: 76. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
Ошибки допущены в предложениях: 77. Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости? Ответ: 78. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий. Ответ: 79. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости? Ответ: 80. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
Ошибки допущены в предложениях: 81. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека? Ответ: 82. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира. Ответ: 83. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему. Ответ: 84. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера пред-ложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
Ошибки допущены в предложениях: 85. Каковы функции пищеварительной системы человека? Ответ: 86. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков. Ответ: 87. Почему пищу надо тщательно пережёвывать? Ответ: 88. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях: 89. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду? Ответ: 90. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? Ответ: 91. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? Ответ: 92. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
Ошибки допущены в предложениях: 93. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль. Ответ: 94. Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. Ответ: 95. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. Ответ: 96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного? Ответ: 97. Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.
Ответ: 98. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека? Ответ: (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 99. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях? Ответ: 100. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. Ответ: 101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? Ответ: 102. Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека? Ответ: 103. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки? Ответ: 104. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? Ответ: 105. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях: 106. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. Ответ: 107. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств. Ответ: 108. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса. Ответ: 109. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
Ошибки допущены в предложениях: 110. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин. Ответ: 111. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности. Ответ: 112. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи. Ответ: 113. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях: 114. Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. Ответ: 115. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. Ответ: 116. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка? Ответ: 117. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными? Ответ: 118. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.
Ошибки допущены в предложениях: 119. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей. Ответ: 120. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу. Ответ: Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно - полосатой, обеспечивает сокращение 2-мышц верхних и нижних конечностей 3-органов пищеварительного канала 4-мимических мышц 5-диафрагмы и межреберных мышц 6-почек и мочевого пузыря Укажите номер, под которым обозначены название костей, соединенных между собой неподвижно. 1- Кости черепа. 2- Плечевая, лучевая и локтевая кости. 3- кости таза. 4- Позвонки. Часть С Что обеспечивает твердость и упругость костей? В чем разница между нервным и гуморальным способом регуляции функций? Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. 1. Орган слуха не позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено барабанной перепонкой 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в височную долю коры больших полушарий и анализируются. 3 вариант Часть А 1. – Нервная система выполняет ряд функций: а – рефлекторную, б – питательную, в – регуляция деятельности, г – координационную. 2. – Спинной мозг покрыт оболочками: а – мягкой, б – паутинной, в – костной, г – твердой. Зрительная зона полушарий находится в а – передний отдел коры, перед центральной бороздой, б – затылочная часть, в – височная часть. 4 – Торможение бывает: а – внутреннее, б – промежуточное, в – внешнее, г – слабый, понижено возбудимый тип. Безусловные рефлексы это а - врожденные рефлексы, б – приобретенные рефлексы. У человека полушарий а – 1, б – 2, в – 3, г – 4. 7 – Системы, обеспечивающие анализ раздражений, называется: а – нейронами б – рецепторами в – анализаторами. Горькое мы чувствуем а – кончиком языка, б – корнем языка, в – боковыми сторонами языка, г – кончиком и боками языка. Какая часть костей является кроветворным органом? а – надкостница, б – хрящ, в – костная ткань, г – красный костный мозг. С нарушением какой железы у взрослых возникает болезнь акромегалия? а – щитовидная, б – гипофиз, в – поджелудочная. Аксоны и дендриты, входящие в состав нервов называются а – нервной тканью, б – нервной системой, в – нервными волокнами. 12 – Наружная оболочка глаза называется: а – склерой б – роговицей в – сосудистой г – радужкой д – зрачком. Центры насыщения и голода находятся в а – среднем мозге, б – продолговатом мозге, в – мосте, г – промежуточном мозге, д - мозжечке. 14 – Сладкое мы чувствуем а – кончиком языка б – корнем языка в – боковыми сторонами языка г – кончиком и боками языка. Какие болезни развиваются при недостатке гормонов щитовидной железы? а – микседема, б – базедова болезнь, в – гигантизм, г – кретинизм, д – зоб. Часть В Укажите цифры, которыми обозначены кости нижних конечностей. 1. Позвонок. 2. Голень. 3. Бедренная кость. 4. Лопатка. 5. Ключица. 6. Стопа. 7. Берцовые кости. 8. Лучевая кость. 9. Бедро. 10. Ключица. 11. Лобная кость. 12. Тазовые кости. 2) Укажите цифры, которыми обозначены отделы анализаторов (три верных ответа). 1- Вставочный. 2- Периферический. 3- Проводниковый. 4- Центральный. 5- Чувствительный. 6- Двигательный. Укажите, какие кости обозначены цифрами 1 3 5 7 Часть С Какие Вы знаете типы темперамента человека? Чем условные рефлексы отличаются от безусловных? Почему во время сильного звука человек приоткрывает рот? 4 вариант Часть А Рефлекторная дуга состоит из а - 3–х отделов, б – 5 – отделов, в – 1 отдела 1. Деятельность нервных клеток координируется благодаря процессам 1. Возбуждения и торможения 2. Синтеза и расщепления 3. Роста и развития 4. Дыхания и питания Объяснение: как и все в нашем организме (симпатическая и парасимпатическая нервная система, свертывающая и антисвертывающая системы крови и т.д.) основано на балансе, поэтому и нервная система работает благодаря торможению и возбуждению. Правильный ответ - 1. 2. К железам внутренней секреции относят 1. Гипофиз и щитовидную железу 2. Слюнные железы и железы желудка 3. Потовые железы и железы кишечника 4. Слюнные железы и печень Объяснение: из представленных желез к железам внутренней секреции относят гипофиз и щитовидную железу. Правильный ответ - 1. 3. При недостатке йода в организме человека нарушается функция 1. Щитовидной железы 2. Гипофиза 3. Поджелудочной железы 4. Надпочечников Объяснение: йод входит в состав гормонов щитовидной железы - тироксина и три-йод-тиронина. Правильный ответ - 1. 4. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью 1. Нервных импульсов, возникающих в рецепторах 2. Веществ, образующихся в железах внутренней секреции 3. Белков, содержащихся в пище 4. Деятельности головного и спинного мозга Объяснение: гуморальная, она же гормональная, регуляция осуществляется при помощи гормонов, циркулирующих в крови. Гормоны выделяются железами внутренней секреции. Правильный ответ - 2. 5. Какие биологически активные вещества образуются в железах внутренней секреции человека? 1. Гормоны 2. Ферменты 3. Нуклеиновые кислоты 4. Пищеварительные соки Объяснение: гуморальная (гормональная) регуляция осуществляется посредством секретов желез внутренней секреции, которые называются гормонами. Правильный ответ - 1. 6. Какой буквой обозначен на рисунке продолговатый мозг? 1. А 2. Б 3. В 4. Г Объяснение: на рисунке продолговатый мозг обозначен буквой А, так как он переходит в спинной. Правильный ответ - 1. 7. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается 1. Образование гликогена 2. Накопление инсулина 3. Энергетический обмен 4. Пластический обмен Объяснение: при интенсивной умственной работе в клетках мозга усиливается энергетический обмен, то есть распад веществ происходит интенсивнее, так как нужно много энергии для налаживания новых связей между нейронами (синапсов). Правильный ответ - 3. 8. Какую железу относят к эндокринной системе? 1. Печень 2. Слёзную 3. Щитовидную 4. Потовую Объяснение: эндокринная железа вырабатывает гормоны, то есть вещества, циркулирующие в крови и осуществляющие гуморальную регуляцию. Из перечисленных желез к эндокринной системе относится только щитовидная. Она вырабатывает тироксин и три-йод-тиронин. Правильный ответ - 3. 9. Реакция собаки на команду хозяина - пример рефлекса 1. Безусловного 2. Условного 3. Передающегося по наследству 4. Характерного для всех особей вида Объяснение: условный рефлекс - это такой рефлекс, который вырабатывается и закрепляется в процессе обучения (может быть забыт если его не использовать). Правильный ответ - 2. 10. В организме человека преобразование звуковой волны в нервный импульс происходит в 1. Полукружных каналах органа равновесия 2. Улитке, расположенной в пирамиде височной кости 3. Клетках барабанной перепонке 4. Наружном слуховом проходе Объяснение: преобразование звуковой волны происходит в улитке, где расположены рецепторы, от которых по чувствительному нейрону в головной мозг. Правильный ответ - 2. 11. Парасимпатический отдел нервной системы в организме человека 1. Учащает ритм сердцебиений 2. Улучшает снабжение органов кислородом 3. Повышает кровяное давление и содержание сахара в крови 4. Замедляет работу сердца, снижает концентрацию сахара Объяснение: парасимпатический и симпатический отделы нервной системы работают как антагонисты, например, симпатический отдел учащает сердечный ритм (соответственно, улучшает снабжение органов кислородом, повышает кровяное давление и содержание сахара в крови, а парасимпатический отдел замедляет сердечный ритм и снижает концентрацию сахара в крови. Правильный ответ - 4. 12. Воздействие сумеречного света преобразуется зрительным анализатором человека в нервные импульсы в 1. Хрусталике глаза 2. Зрачке радужной оболочки 3. Палочках сетчатки 4. Склере глазного яблока Объяснение: рецепторами, воспринимающими световые сигналы в сумерках и темноте, являются палочки сетчатки. От них сигнал передается в центральную нервную систему. Правильный ответ - 3. 13. Рецепторы дыхательного центра человека реагируют на 1. Концентрацию кислорода в крови 2. Наличие белков в лимфе 3. Концентрацию углекислого газа в крови Объяснение: опыт Фредерика показал, что увеличение содержания углекислого газа в крови приводит к увеличению глубины и частоты дыхания, а уменьшение содержания углекислого газа и увеличение кислорода — к его уменьшению вплоть до остановки дыхания. То есть рецепторы дыхательного центра человека реагируют на концентрацию углекислого газа в крови. Правильный ответ - 3. 14. Симпатический отдел нервной системы в организме человека 1. Замедляет ритм сердцебиений 2. Представлен блуждающим нервом 3. Повышает кровяное давление 4. Усиливает работу кишечника Объяснение: симпатический отдел нервной системы повышает кровяное давление, учащает сердцебиение, ослабляет работу кишечника (похоже на действие адреналина), а парасимпатический - наоборот - понижает кровяное давление, замедляет сердцебиение, усиливает работу кишечника. Правильный ответ - 3. 15. Человек способен различать цвета благодаря функционированию 1. Колбочек сетчатки 2. Радужной оболочки 3. Белочной оболочки 4. Палочек сетчатки Объяснение: колбочки сетчатки различают цвета (реагируют на определенные длины волн), а палочки отвечают за сумеречное зрение, то есть за черно-белое. Правильный ответ - 1. 16. Вегетативная нервная система человека осуществляет регуляцию 1. Работы мускулатуры брюшного пресса 2. Сокращение мышц шеи 3. Движения тела в пространстве 4. Изменения просвета кровеносных сосудов Объяснение: движение скелетной мускулатуры (брюшной пресс, мышцы шеи, движение тела в пространстве) контролируется центральной нервной системой, а гладкая мускулатура (оболочка кровеносных сосудов) регулируется вегетативной нервной системой. Правильный ответ - 4. Задания для самостоятельного решения 1. Тела нервных клеток, расположенные вне центральной нервной системы, образуют 1. Рецепторы 2. Нервные узлы 3. Нервные волокна 4. Нервы Правильный ответ - 2. 2. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой 1. Скелетных мышц 2. Сердца и сосудов 3. Кишечника 4. Почек Правильный ответ - 1. 3. Изменение содержания сахара в крови происходит в результате нарушения деятельности 1. Гипофиза 2. Поджелудочной железы 3. Печени 4. Щитовидной железы Правильный ответ - 2. 4. В организме человека воспринимают информацию и преобразуют ее в нервные импульсы 1. Рецепторы 2. Нервные узлы 3. Тела нейронов 4. Вставочные нейроны Правильный ответ - 1. 5. К эндокринной системе органов относят 1. Слюнные железы 2. Печень 3. Надпочечники 4. Сальные железы Правильный ответ - 3. 6. Недостаток гормонов щитовидной железы у взрослого человека может привести к 1. Гигантизму 2. Микседеме 3. Базедовой болезни 4. Диабету Правильный ответ - 2. 7. Мозжечок участвует в 1. Координации сложных двигательных актов организма 2. Осуществлении рефлекторных актов чихания и кашля 3. Осуществлении рефлексов моргания 4. Координации ориентировочных рефлексов Правильный ответ - 1. 8. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают 1. Нейрон 2. Нервную ткань 3. Нервные узлы 4. Нервы Правильный ответ - 1. 9. Рефлекторная дуга заканчивается 1. Исполнительным органом 2. Чувствительным нейроном 3. Рецептором 4. Вставочным нейроном Правильный ответ - 1. 10. Повышение содержания сахара в крови человека свидетельствует о нарушении функции 1. Поджелудочной железы 2. Щитовидной железы 3. Надпочечников 4. Гипофиза Правильный ответ - 1. 11. При нарушении углеводного обмена возникает заболевание 1. Сахарный диабет 2. Цинга 3. Бери-бери 4. Рахит Правильный ответ - 1. 12. Основу нервной деятельности человека и животных составляет 1. Мышление 2. Рассудочная деятельность 3. Возбуждение 4. Рефлекс Правильный ответ - 4. 13. По чувствительному нейрону возбуждение направляется 1. В центральную нервную систему 2. К исполнительному органу 3. К рецепторам 4. К мышцам Правильный ответ - 1. 14. Какую функцию в пищеварении человека выполняет печень? 1. Превращение глюкозы в гликоген 2. Гидролиз белка до аминокислот 3. Обезвреживание ядовитых веществ 4. Образование желчи Правильный ответ - 4. 15. Слюноотделение у человека при виде лимона - рефлекс 1. Условный 2. Безусловный 3. Защитный 4. Ориентировочный Правильный ответ - 1. 16. Центр дыхательных рефлексов расположен в 1. Мозжечке 2. Среднем мозге 3. Продолговатом мозге 4. Промежуточном мозге Правильный ответ - 3. 17. Пример рефлекса, приобретенного в течение жизни, - 1. Сужение зрачка на ярком свету 2. Выделение слюны у собаки на запах мяса 3. Чихание при попадании пыли в носоглотку 4. Рвотный рефлекс у человека Правильный ответ - 2. 18. Вегетативная нервная система человека регулирует работу мышц 1. Плеча 2. Голени 3. Межреберных 4. Кишечника Правильный ответ - 4. 19. Рефлексы, возникающие на основе жизненного опыта каждой особи, 1. Врожденные 2. Передаются по наследству 3. Распространяются по всей популяции 4. Сохраняются при действии условного раздражителя Правильный ответ - 4. 20. Рецепторы - это чувствительные образования, которые 1. Передают импульсы в центральную нервную систему 2. Передают нервные импульсы на исполнительные нейроны 3. Воспринимают раздражения и преобразуют в нервные импульсы 4. Воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов Правильный ответ - 3. 21. Действие раздражителей возникает возникновение нервного импульса в 1. Телах чувствительных нейронов 2. Нервных окончаниях двигательных нейронов 3. Рецепторах чувствительных нейронов 4. Телах вставочных нейронов Правильный ответ - 3. 22. Какой отдел головного мозга человека регулирует работу эндокринной системы? 1. Мозжечок 2. Промежуточный 3. Средний 4. Продолговатый Правильный ответ - 2. 23. У человека раздражения воспринимаются и преобразуются в нервные (электрические) импульсы 1. Рецептором 2. Нервным узлом 3. Двигательным нейроном 4. Спинным мозгом Правильный ответ - 1. 24. В каком отделе мозга расположены центры, регулирующие процесс дыхания и сердечно-сосудистую деятельность? 1. Среднем 2. Переднем 3. Промежуточном 4. Продолговатом Правильный ответ - 4. 25. В какой части глазного яблока человека возникает изображение? 1. На сетчатке 2. В хрусталике 3. В роговице 4. В зрачке Правильный ответ - 1. 26. В какой последовательности компоненты рефлекторной дуги включаются в осуществлении рефлекса? 1. Рецептор - чувствительный нейрон - вставочный нейрон - двигательный нейрон - исполнительный орган 2. Чувствительный нейрон - вставочный нейрон - рецептор - исполнительный орган - двигательный нейрон 3. Рецептор - вставочный нейрон - чувствительный нейрон - двигательный нейрон - исполнительный орган 4. Исполнительный орган - двигательный нейрон - вставочный нейрон - чувствительный нейрон - рецептор Правильный ответ - 1. 27. При разрушении клеток височной доли коры больших полушарий головного мозга человек 1. Не различает зрительные сигналы 2. Теряет координацию движений 3. Получает искаженное представление о форме предметов 4. Не различает силы и высоты звука Правильный ответ - 4. 28. Внутреннее торможение у человека сопровождается 1. Угасание условного рефлекса 2. Рефлекторной остановкой дыхания 3. Ослабление безусловных рефлексов 4. Формированием безусловного рефлекса Правильный ответ - 1. 29. В какой доле коры больших полушарий головного мозга человека находится центральный отдел зрительного анализатора? 1. Височной 2. Теменной 3. Затылочной 4. Лобной Правильный ответ - 3. 30. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребенок перестал плакать в результате 1. Безусловного рефлекса 2. Условного рефлекса 3. Внутреннего торможения 4. Внешнего торможения Правильный ответ - 4. 31. Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью 1. Внутренних органов 2. Скелетных мышц 3. Анализаторов 4. Головного и спинного мозга Правильный ответ - 1. 32. В каком отделе головного мозга человека расположены нервные центры, контролирующие сокращение сердечной мышцы? 1. Продолговатом 2. Коре больших полушарий 3. Мозжечке 4. Среднем Правильный ответ - 1. 33. Какую функцию выполняют полукружные каналы, расположенные во внутреннем ухе у человека? 1. Различения высоты звука 2. Проведения нервного импульса 3. Проведения звуковой волны 4. Определения положения тела в пространстве Правильный ответ - 4. 34. Какой орган участвует в гуморальной регуляции функций в организме человека? 1. Поджелудочная железа 2. Печень 3. Двенадцатиперстная кишка 4. Ротовая полость Правильный ответ - 1. 35. Гормоны поджелудочной железы способствуют 1. Расщеплению белков пищи 2. Регуляции водного обмена 3. Изменению уровня сахара в крови 4. Перевариванию жиров Правильный ответ - 3. 36. Какая железа выделяет синтезируемые гормоны в кровь? 1. Слюнная 2. Гипофиза 3. Потовая 4. Сальная Правильный ответ - 2. 37. Информация от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу передается по 1. Межклеточному веществу 2. Мышечному волокну 3. Коротким отросткам (дендритам) 4. Длинному отростку (аксону) Правильный ответ - 4. 38. Изменение просвета кровеносных сосудов при повышении или понижении температуры окружающей среды - это рефлекс 1. Безусловный 2. Не передающийся по наследству 3. Индивидуальный 4. Приобретенный в течение жизни Правильный ответ - 1. 39. Вегетативная (автономная) нервная система управляет деятельностью 1. Вкусового анализатора 2. Скелетных мышц 3. Спинного мозга 4. Внутренних органов Правильный ответ - 4. 40. Врожденные рефлексы у человека 1. Не передаются по наследству 2. Формируются в процессе жизни 3. Характерны для некоторых людей 4. Являются видовыми признаками Правильный ответ - 4. 41. Что характерно для внешнего торможения рефлексов? 1. Формируется в нейронах вегетативной нервной системы 2. Образуется под влиянием условного раздражителя 3. Появляется при возникновении сильного раздражителя 4. Не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги Правильный ответ - 3. 42. Ко второй сигнальной системе человека относят 1. Условные рефлексы 2. Безусловные рефлексы 3. Речь 4. Инстинкты Правильный ответ - 3. Ø Стебель - вегетативный орган растения, на котором укрепляются листья, цветки, плоды и осуществляется передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям и органических веществ, синтезированных в листьях, вниз к корням. Ø Стебель - осевой вегетативный орган с радиальной симметрией, обладающий верхушечным ростом. Функции стебля: § опорная; § проводящая; § запасающая (мясистые стебли капусты кольраби) § фотосинтезирующая – у зеленых стеблей имеются хлоропласты; § рост и ветвление растения; § вегетативное размножение. Внутреннее строение стебля у травянистых растений и деревьев не одинаково. В стеблях двудольных есть образовательная ткань - камбий, а стебли однодольных растений не имеют камбия, поэтому они почти не растут в толщину. У древесных двудольных растений (липы, клена и др.) пучки настолько сближены, что образуются три концентрических слоя: древесина, камбий и луб. Центральную часть стебля занимает сердцевина. Сердцевина состоит из живых тонкостенных паренхимных клеток, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клетки сердцевины различаются по размерам; ее периферическая часть состоит из более мелких и толстостенных клеток. Снаружи от сердцевины расположена древесина - сложная ткань, в состав которой входят водопроводящие элементы (трахеи), механическая ткань, паренхима. По сосудам древесины вода с растворенными в ней минеральными веществами передвигается от корней к листьям (восходящий ток). Кроме того, толстостенные сосуды выполняют и механическую функцию. В древесине имеются и специализированные механические ткани - древесинные волокна, которые играют важную роль в придании стволу механической прочности, а также основная ткань - паренхима, которая выполняет запасающую функцию. Между корой и древесиной находится слой образовательной ткани - камбий. Размножение клеток камбия обеспечи-вает формирование проводящей системы - ситовидных трубок луба и сосудов древесины, а также рост стебля в толщину. В древесине четко выделяются годичные кольца. Это связано с тем, что камбий активен не круглый год, а только весной и летом. Весной камбий откладывает крупные клетки древесины, а осенью - мелкие толстостенные. По числу годичных колец можно определить возраст растения, а по их ширине можно судить о погодных условиях в разные годы. Снаружи от камбия расположена слож-ная ткань - вторичная кора. Самая внутренняя часть коры - луб - образу-ется камбием. Луб состоит из ситовидных трубок, по которым передвигаются орга-нические вещества, синтезированные в листьях, ко всем другим частям растения. В лубе имеются клетки-спутницы, лубяные волокна, выполняющие механическую функцию, а также лубяная паренхима, играющая роль запасающей ткани. Сердцевинные лучи проходят в радиальном направлении от сердцевины через древесину и луб. В лубе сердцевинные лучи расширяются наподобие воронки и соединяются с паренхимными клетками первичной коры. По сердцевинным лучам происходит передвижение веществ в горизонтальной плоскости к боковым частям стебля. Луб, как и древесина, образуется камбием, однако в лубе годичных колец не видно. К лубу примыкает запа-сающая паренхима, за которой следует вторичная покровная ткань - перидерма. Наружный слой перидермы - пробка - надежно выполняет защитную функцию. На третий-пятый годы у большинства древесных растений на поверхности стебля начинает формироваться третичная покровная ткань - корка.
Ø Назовите отличительные особенности сосудов растений от ситовидных трубок? 1) сосуды, в отличие от ситовидных трубок, неживые структуры; 2) сосуды не имеют перегородок и образуют непрерывную трубку, а в конце каждой ситовидной трубки имеются ситовидные пластинки с каналами; 3) по сосудам передвигается вода и минеральные вещества (восходящий ток), по ситовидным трубкам органические вещества (нисходящий ток). Ø Назовите части древесного стебля, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и укажите функции, которые они выполняют. 1) 1- пробка (покровная ткань), выполняет защитную ф-цию; 2) 2 - луб (лубяные волокна и ситовидные трубки), выполняет механическую функцию и проведение органических веществ; 3) 3 - камбий (образовательная ткань), обеспечивает рост дерева в толщину. Ø С3. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений. 1) передвижение воды и минеральных веществ осуществляется по сосудам древесины; 2) передвижение органических веществ происходит по ситовидным трубкам луба; 3) вода и минеральные вещества от корней по стеблю к листьям передвигаются в результате корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды; 4) органические вещества перемещаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации и давления. Видоизмененные побеги. Видоизменение побегов произошло в процессе длительной эволюции, как следствие приспособления к выполнению специальных функций. Функции подземных побегов: Ø запасание питательных в-в Ø вегетативное размножение Ø переживание неблагоприятных сезонов года Ø возобновление роста при благоприятных условиях Корневище - названо так из-за внешнего сходства с корнем. Корневище – это побег, т. к. на нем всегда есть узлы, листья и пазушные почки. Листья обычно имеют чешуевидную или пленчатую форму, или от них остаются на корневище листовые рубцы. В узлах , под пазушными почками , могут развиваться придаточные корни . В корневище откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и сахар. Растение использует их весной, когда из почек корневища развиваются надземные облиственные или цветоносные побеги и придаточные корни. Корневищем растение может вегетативно размножаться, если его участок по какой-либо причине оторвется от материнского побега. Возможность вегетативного размножения посредством деления корневища люди часто используют в растениеводстве. На конце корневища имеется верхушечная почка. Но растет корневище обычно горизонтально в почве. С нарастанием корневища в длину (или путем ветвления) растение постепенно передвигается с одного места на другое, осваивая новые возможности почвенного питания. Особенно быстро передвигаются на новые места длиннокорневищные растения (шиповник, пырей, мать-и-мачеха, ландыш, облепиха ). Клубень - это подземный побег со стеблевой утолщенной частью, имеющей округлую форму, в которой откладываются и запасаются питательные вещества, преимущественно крахмал. Анатомическое строение клубня аналогично строению стебля, в углублениях расположены почки-глазки, из которых развиваются надземные побеги и придаточные корни. Междоузлия на клубне короткие. Клубень не содержит хлорофилла, но, выставленный на свет, может зеленеть и тогда там происходит фотосинтез. Луковица видоизмененный укороченный побег, у которого стеблем является нижняя, расширенная часть - донце . Стебель (донце) уплощен, от него отходят сухие (защитные) и мясистые сочные (запас сахара) листья-чешуи. От донца отрастают придаточные корни, укрепляющие луковицу в земле и доставляющие растению воду и минеральные вещества. В пазухах сочных листьев развиваются почки, из которых развиваются надземные побеги или луковички-детки, как у чеснока (вегетативное размножение ). Луковица служит прежде всего для выживания в период жестокой летней засухи и глубокого прогрева почвы: вода, содержащаяся в тканях мясистых листьев луковицы, обеспечивает растению жизнь. В таком виде раннецветущие многолетние растения (тюльпаны, подснежники, пролески, луки ) переживают неблагоприятные условия. Другие видоизмененные побеги: Ø колючки боярышника Ø усики винограда, огурца, тыквы Ø сочный стебель кактуса (суккулент) ü С2. Какой видоизмененный побег представлен па рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. 1) луковица; 2) 1 - сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода: 2 - придаточные корпи, обеспечивающие поглощение воды и минеральных в-в: 3 - почка, обеспечивает рост побега ü С2. Назовите вегетативный орган растения, представленный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1 и 2, и выполняемые ими функции. Какую роль выполняет этот вегетативный орган в жизни растения? 1) луковица - укороченный видоизменённый побег, участвует в вегетативном размножении, накапливает питательные вещества; 2) 1 - донце, видоизменённый стебель, от которого растут придаточные корни и на нём образуются почки; 3) 2- сухой чешуевидный лист; защищает луковицу от высыхания и повреждений. С2. Какой орган обозначен на рисунке буквой А? Ответ обоснуйте. Какую роль он играет в жизни растения? 1) А - кочан, видоизменен-ный побег (почка);2) имеет видоизменённый стебель - кочерыгу, листья, почки; 3) в видоизменённом побеге запасены питательные в-ва, что обеспечивает зимовку двулетней капусты, образование цветков и плодов на второй год. Лист - боковой вегетативный орган, растущий на стебле, имеющий двустороннюю симметрию и зону роста при основании. Функции зеленого листа: § фотосинтез, § транспирация (регулируемое испарение воды) § газообмен § вегетативное размножение § листопад Лист связывает все растение с окружающей средой. Размер листьев бывает от нескольких миллиметров до 10 м и более (у пальм). Продолжительность жизни листьев, зависит от морфофизиологических особенностей растения, сезонных изменений в природе (продолжительной засухи, резких похолоданий и других факторов). У листопадных растений лист удерживается на протяжении вегетационного периода, т.е. несколько месяцев; у вечнозеленых (ели, сосен, плюща и др.) - от 1,5 до 5 лет и более. В старых листьях накапливаются ненужные растениям вещества (кремнозем и др.), хлорофилл разрушается; перед листопадом листья становятся красными, желтыми, что связано с наличием ряда пигментов в клеточном соке. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Нижняя часть листа, сочлененная со стеблем, называется основанием листа. Листья без черешков называют сидячими (агава). У злаков нижняя часть листа расширена и охватывает стебель, образуя влагалище (влагалищные листья). Листья с черешками называют черешковыми. Черешки ориентируют листовые пластинки по отношению к источнику света, создавая листовую мозаику (фототропизм ), а именно такое размещение листьев на побеге, при котором они не затеняют друг друга. Это достигается: ü различной длиной и изогнутостью черешка; ü различной величиной и формой листовой пластинки; ü светочувствительностью листьев. У многих растений у основания черешка листа развиваются особые выросты - прилистники , имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков. Строение листа как вегетативного органа чрезвычайно разнообразно. Листья могут быть простыми и сложными. У простых листьев развивается одна листовая пластинка. Она может быть цельной (край листовой пластинки не изрезан, как у сирени, или изрезан незначительно, как у крапивы, березы, тополя) или расчлененной (листовая пластинка расчленена на четверть ее ширины и больше, как у дуба обыкновенного, калины, одуванчика, пижмы). Сложный лист состоит из нескольких листовых пластинок, которые прикрепляются к общему черешку при помощи собственных черешков (клевер, белая акация, люцерна) или резко суженным основанием листа (люпин). У древесных растений листочки сложного листа опадают поодиночке или же весь лист опадает целиком и только впоследствии распадается на части. В зависимости от расположения листочков сложного листа на общем черешке различают пальчатосложные и перистосложные листья. У пальчатосложных листьев (земля-ника, люпин) листочки прикреплены к верхушке общего черешка и находятся радиально. Пальчато-сложный лист, у которого листовая пластинка состоит из трех листочков, часто называют тройчатосложным. У перисто-сложных листьев (горох, желтая акация) листочки расположены по обе стороны от общего черешка. Листорасположение Листья развиваются на узлах, т.е. на участках побега, несущих лист. Участки стебля между узлами называют междоузлиями. Как простые, так и сложные листья располагаются на стеблях в определенном порядке. При очередном, или спиральном, листорасположении на узле находится только один лист (у вишни, груши, березы). При супротивном на узле находятся два листа, расположенные один напротив другого (у сирени, фуксии). При мутовчатом листорасположении на узле находятся три и более листа, образуя по окружности узла листовку. У многих растений (подорожника, лапчатки гусиной, одуванчика) междоузлия едва заметны. Листья у этих растений расположены у самой земли в виде розетки. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Сколько можно прожить без еды
- Заправка для греческого салата: подборка рецептов Заливка к греческому салату рецепт
- Пирог осетинский с сыром и зеленью
- Блюда из баклажанов, в мультиварке
- Сибирские пельмени: рецепт приготовления в домашних условиях Как приготовить вкусные сибирские пельмени
- Вкусный вермишелевый суп: секреты и рецепты приготовления Как сварить вкусный вермишелевый суп со свининой
- Суп с вермишелью и картошкой Рецепт супа из свинины с вермишелью
- Приснилось мурлыканье кошки во сне
- Как правильно проводить ритуал гадания на кофейной гуще: толкование значений
- Закон о продаже энергетических напитков: описание, требования и эффективность