Главная - Гаи
В осеевой танины достижения. Отзыв о рассказе В.Осеевой «Танины достижения. Осеева. кто хозяин

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

Ну, какие ваши достижения?

Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.

Гм... - сказал отец.

Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Вы-хо-ди!..

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

Ну, что кому привезти? - спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

Мне куклу!

А мне автомобильчик!

А мне подъемный кран!

А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? - спросила соседка.

Он сам наказал себя, - ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Все кроме меня после окончания курсов сделали правильный выбор - они пошли работать на частные компании. Я же решила устроиться ближе к дому, чтобы присматривать за детьми. Моя старшая дочь к этому времени вышла замуж и не жила с нами.

Устроившись работать в районный детский сад, я очень скоро поняла, что нас такой бухгалтерии не учили на курсах. Учёт, учёт и ещё раз учёт, остатки продуктов в холодильнике должны быть подсчитаны в граммах. Детский садик огромный, образцово показательный, я одна, а зарплата очень скромная.


На работе я судорожно пыталась понять, как это всё устроено, и блефовала перед заведующей - делала вид, что у меня всё под контролем. А дома до поздней ночи что-то считала и считала.

За этими титаническими усилиями по выживанию я не заметила, что мои дети стали прогуливать школу и не только.
Этот период их жизни пусть они сами опишут в своих воспоминаниях. Можно только сказать, были слёзы и страх за их будущее.

Посмотрев на нездоровый блеск в моих глазах и моё утомлённое тело, наша соседка Рита предложила мне другую работу. Её знакомая, Белла, открывала маленький магазин по продаже компакт дисков в кинотеатре «Ударник».

Белла по образованию была музыкант, но долгое время заведовала Домом грампластинок на ул. 26 Бакинских комиссаров, у неё были связи и по долгу службы и просто потому, что она была яркой личностью. Очень подходящее для нее прозвище - « Ангел на помеле». Люди одновременно тянулись к ней и старались быть подальше от нее.

В магазине мы работали втроём: Рита в маленьком зальчике продавала нелицензионные КД, а мы с Беллой сидели в крошечной комнатке позади. КД продавались на ура, была только одна забота - вовремя пополнять полки.

Для Беллы главное были не деньги, ей нравилось организовывать и она любила общаться. Курила она очень много и любила хорошего качества вино, которое покупалось каждый день с утра. Комнатка не проветривалась, и мы целый день сидели в табачном дыму.

Беллиными знакомыми были поставщики дисков и любители дисков, эстрадные певцы, желающие продать свои диски, и просто друзья. Все обязательно подолгу сидели в комнатушке. Я сидела с Белой за одним длинным столом, присматривалась и прислушивалась.

Молодые люди, поставщики и любители, приезжали на мерседесах и с телохранителями. Почему-то было много физиков, которые торговали металлами.

Очень часто приходил за дисками и поговорить первый переводчик лучших тогдашних голливудских фильмов. Когда он пришёл первый раз, я узнала его по голосу. Уникальный переводчик, с бесстрастным никогда не актёрствующим голосом за кадром.

Как-то эстрадный певец, имя которого я забыла, влетел в нашу комнатку, ему срочно нужен был кэш - он перепродавал самолёт. Бела открыла сейф и тут-же выдала деньги.

Пока мы занимались своим делом, шла война за подвал «Ударника». Под кинотеатром был просторный подвал, в котором находился кафетерий. Там переодически происходили разборки с перестрелками, два раза с летальным исходом. В такие моменты нам приходилось закрывать магазин.

Мой муж, настрадавшись и пронесшись через Анголу, Намибию и Южную Африку, нашёл наконец работу в Свазиленде. Он вызвал нас к себе, мне как раз к этому времени удалось получить заработанные им в Анголе деньги. Это было 6000 долларов, на большую часть этих денег мы купили три билета до Свазиленда. И в августе 93-его мы прибыли в город Манзини, а уже через четыре месяца отправились на машине в сказочное путешествие в Кейп Таун. Дочери было 13 лет, сыну 17.

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм... – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа.-Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Пуговица

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к лифчику.

– А что, бабушка, – спросила она, – все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

– Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.

– Вот как! – обиженно сказала Таня. – А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному,-строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! Вкусные! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба...

Обидчики

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

Новая игрушка

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

– Ну, что кому привезти? – спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

– Мне куклу!

– А мне автомобильчик!

– А мне подъемный кран!

– А мне... А мне... – Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

– Что же ты молчишь, Витюк? -спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

– У меня... все есть... – пояснил он сквозь слезы.

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит – одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

– Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

– А куклу? Где моя кукла? – кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

– Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Кто наказал его?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

Картинки

У Кати было много переводных картинок.

На переменке Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:

– Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома...

Катя благодарно взглянула на подругу и смущенно сказала:

– А я бываю очень плохая... Я даже сама это чувствую...

– Ну что ты! Что ты! – замахала руками Нюра. – Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь... У другой девочки попроси что-нибудь – она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо... Вот, например, переводные картинки...

– Ах, картинки... – протянула Катя, вытащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. – Так бы сразу и сказала... А зачем было хвалить?..

Кто хозяин?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Тема: В. Осеева «Танины достижения»

Цель : -познакомиться с произведением писательницы, пересказать подробно содержание произведения/эпизода свободно лил по готовому плану/ инсценирование; -читать вслух правильно,сознательно и выразительно; чтение по ролям;-писать творческие работы с помощью рисунков/аппликаций/фотографий(с помощью учителя)

Ресурсы: учебник,проектор,картины,цветная бумага,листы А-4,стикеры

Ход урока

I. Начало урока

1.Создание положительного эмоционального настроя урока

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Н. Борбат

2. Актуализация жизненного опыта.

Задание №1(К) -Ребята, покажите с помощью жестов и мимики,чем вы любите заниматься в свободное время,что у вас лучше всего получается. Назовите ассоциации к слову "Достижение"

II. Середина урока

Задание №1(К) - Ребята,сейчас познакомимся с творчеством В.Осеевой, просмотрим видеоролик. -Кто догадался по названию произведения,о чем или о ком будет рассказ?

(Д) Учитель читает вслух правильно и выразительно.

Задание №2(И)- Выберите незнакомые для понимания слова .

Задание №3(И)- Прочитаем рассказ по "цепочке" -Назовите героев рассказа.-Кого и за что наказал папа? Найдите в рассказе объяснение слову достижение

(К) Знакомство с понятием «образ, персонаж».

Задание №4 -А сейчас прочитаем по ролям .

Задание № 4(П )- Ребята,а сейчас проведем работу по парам. Возьмите интервью у одноклассников на тему "Мои достижения"парную работу . - Молодцы, вы успешно выполнили задание,а теперь,давайте,проведем физминутку

Физминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Задание №5(Г) -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Разыграйте этот эпизод по картинке

Задание №6(И) Творческая работа.-Ребята, у вас на столах есть бумаги,пожалуйста,каждый из вас сейчас выполнит такую работу,напишите список своих достижений,а кто может нарисуйте какие достижения у вас есть. "Я мою посуду..." "Помогаю братику выполнить домашнее задание..."А теперь поменяйте свои списки друг с другом о,оцените своих одноклассников с помощью смайликов. Отлично!

III. Конец урока

1.Итог урока

Персонаж это-....Персонаж встречается...в произведениях

2.Домашнее задание. Подобрать пословицы о труде, хороших,добрых делах

Рефлексия:

Достигли ли цели урока?

Какие затруднения возникли?

А сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где Я?»)

Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток.

 


Читайте:



Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Психосоматика: Луиза Хей объясняет, как избавиться от болезни раз и навсегда

Луиза Хей - создатель таблицы заболеваний по психосоматике, куратор движения самопомощи, общественный деятель, волонтер, автор больше чем 35...

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Интересные факты из жизни Жанны Дарк (15 фото)

Спустя 83 года после начала Столетней войны между Англией и Францией дела последней считались решенными. Договор в Труа, лишавший дофина Карла...

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Программа «Учимся общаться» для детей с РАС (4–5 лет)

Адигамова Надия РавильевнаДолжность: педагог–психологУчебное заведение: МБДОУ №103Населённый пункт: г. ТомскНаименование материала:...

После инсульта быстрее восстановить речь

После инсульта быстрее восстановить речь

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что...

feed-image RSS