Реклама

Главная - Пдд
Система рулевого управления колесной машины. Рулевого управление и тормозная система БТР» Механизм выключения сцепления

Гидравлический усилитель служит для уменьшения усилия на рулевом колесе при управлении машиной и повышения безопас­ности движения, позволяя сохранить управляемость машиной в случае разрушения одного из управляемых колес.

Гидроусилитель подключен к гидросистеме машины и состоит из клапана 46 (рис. 4.35) управления гидроусилителем, гидроцилиндров 1 и трубопроводов.

Клапан управления гидроусилителем руля золотникового типа установлен в передней продольной тяге (рис. 4.37).

Гидроцилиндры усилителя установлены в передней части корпуса машины. Поворот управляемых колес ограничивается упорами поршней 11 (рис. 4.42) в крышки гидроцилиндров.

Рис. 4.42. Гидроцилиндр усилителя рулевого привода:

1 -наконечник штока; 2 -контргайка; 3 -гайка головки; 4 -стопорный винт; 5 -уплотнительное кольцо; 6 -кольцо; 7 и 12 -штуцера; 8 -головка цилиндра; 9 -шток; 10 -корпус цилиндра; 11 -поршень; 13 -наконечник цилиндра

Схема действия гидроусилителя руля показана на рис. 4.43.

При прямолинейном движении машины золотник 10 (рис. 4.43) занимает среднее положение в корпусе 1 . Жидкость, нагнетаемая гидронасосом 7, поступает одновременно во все полости гидроцилиндров 2 и 3 и сливается в бачок 6.

Для поворота машины налево механик-водитель, вращая рулевое колесо рулевого механизма, поворачивает рулевую сошку 8. Сошка, перемещаясь, сдвигает золотник 10 относительно корпуса 1 клапана, средний поясок золотника перекрывает кольцевую щель между средней и задней канавками корпуса, а передний поясок золотника перекрывает переднюю канавку корпуса. Жидкость, нагнетаемая гидронасосом, поступает в гидроцилиндры и перемещает поршни и штоки. Штоки, воздействуя на рулевой привод, повернут управляемые колеса машины налево.

Как только механик-водитель прекратит вращение рулевого колеса, перемещение золотника прекратится, а корпус клапана будет продолжать перемещаться под действием гидроцилиндров до тех пор, пока канавки корпуса не займут среднее положение относительно поясков золотника. Нагнетание жидкости в гидроцилиндры прекратится.

При повороте рулевого колеса в обратную сторону золотник переместится в переднюю часть корпуса и жидкость будет нагнетаться в противоположные полости гидроцилиндров. Колеса машины повернутся направо.

Рис. 4.43. Схема действия гидроусилителя руля:

1 - корпус клапана гидроусилителя руля; 2 и 3 - гидроцилиндры; 4 - гидрораспределительный аппарат; 5 - предохранительный клапан; 6 - бачек; 7 - гидронасос; 8 - сошка; 9 - обратный клапан; 10 - золотник

Обратный клапан 9 при неработающем гидронасосе позволяет перетекать жидкости по трубопроводам из одной полости гидроцилиндров в другие, минуя гидросистему. Это позволяет с меньшими усилиями осуществлять повороты машины при неработающем гидронасосе.

Уход за рулевым управлением

При проведении ежедневного технического обслуживания выполнить следующие работы:

Проверить состояние наружных деталей рулевого управления (наконечники рулевых тяг, маятниковые рычаги и др.), свободный ход (люфт) рулевого колеса;

после плава:

Смазать нижние шкворни поворотных кулаков (4 точки), наружные шарниры колесных тяг рулевой трапеции (8 точек).

При проведении технического обслуживания № 1 выполнить дополнительно:

Проверить крепление картера рулевого механизма, при необходимости подтянуть болты;

Смазать шарнирные соединения колесных тяг рулевого привода;

Убедиться в отсутствии люфтов в креплениях кронштейнов маятниковых рычагов методом качания (поворотов) управляемых колес на месте. При наличии люфтов подтянуть болты крепления кронштейнов;

Проверить и при необходимости подтянуть гайки крепления шаровых пальцев и крышек наконечников рулевых тяг, рулевой сошки, болтов крепления рычагов рулевого привода;

Проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес.

При проведении технического обслуживания № 2 выполнить дополнительно:

Смазать шарнирные соединения рулевых тяг внутри машины;

Проверить и при необходимости отрегулировать зазор в зацеплении рабочей пары рулевого механизма;

Проверить, нет ли течи из картера рулевого механизма.

В случае течи выяснить причину, устранить и дозаправить маслом до нормы.

Гидросистема БТР-80

Гидросистема машины предназначена для обеспечения работы гидроусилителя рулевого привода и гидроприводов управления водометным движителем, заслонкой водомета, волноотражательым щитком и клапанами водоотливной системы.

Принципиальная схема гидросистемы машины показана на рис. 4.44.


Рис. 4.44 Принципиальная схема гидросистемы машины

1 -магистраль опускания щитка; 2 -магистраль подъема щитка; 3 -магистраль включения движителя; 4 -магистраль выключения движителя; 5 -магистраль закрытия переднего клапана; 6 - магистраль открытия переднего клапана; 7 - магистраль открытия заднего клапана; 8 -магистраль закрытия заднего клапана; 9 -магистраль открытия заслонки; 10 -магистраль закрытия заслонки; А1 - насос гидросистемы; Р1 -распределитель гидроусилителя руля; Р2 -распределитель гидросистемы; Ц1 и Ц2 -тидроцилиндры привода щитка; ЦЗ и Ц4 -гидроцилиндры гидроусилителя руля; И5 -гидроцилиндр включения движителя; Ц6 и Ц7 -гидроцилиндры клапанов откачки; Ц8 -гидроцилиндр привода заслонки; ЗМ1 -гидрозамок привода щитка; ЗМ2 -гидрозамок привода включения движи­теля; ЗМЗ и ЗМ5 -гидрозамки привода клапанов откачки; ЗМ4 -гидрозамок привода заслонки; КП1 -клапан гидроусилителя руля

Учебная дисциплина:
Специальная подготовка
Военно-учетная специальность:
«Специалист по ремонту и
хранению гусеничной
бронетанковой техники и шасси
специальных машин на ее базе»
Разработал доцент кафедры
танковых войск:
доцент, полковник запаса
Меньк А.Р.

Тема № 7.
Силовая установка, её
обслуживание и ремонт

Занятие 3
Система питания двигателя
танка, БМП, БТР-80 топливом

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Принцип устройства и работы двигателя внутреннего сгорания и его основных механизмов.
1. Назначение систем питания двигателя
топливом и воздухом.
2. Составные части систем, их назначение,

3. Периодичность и содержание
обслуживания.
4. Порядок замены топливного насоса
высокого давления и топливных баков
5. Регулировка привода управления
топливным насосом

Первый учебный вопрос
Назначение систем питания двигателя
топливом и воздухом

Система питания двигателя топливом
Система питания двигателя топливом - предназначена для
размещения возимого запаса топлива, очистки и подачи его в
цилиндры двигателя в количестве, соответствующем режиму
его работы.

Техническая характеристика
Наименование
Параметры
Применяемые топлива:
- для летней эксплуатации
Дизельное топливо марки Л-0,2, или 30,2 минус 35
- для зимней эксплуатации
Дизельное топливо марки 3-0,2 минус
35, или 3-0,2 минус 45, или А-0,2
- для летней и зимней эксплуатации при
отсутствии дизельного топлива
Топлива марок ТС-1, Т-1, Т-2, бензин
марки А-72 (неэтилированный) и их
смеси
Вместимость системы питания, л:
- с бочками вместимостью 275 л
1740
- с бочками вместимостью 200 л
1590
Вместимость топливных баков, л:
-внутренних
705
-наружных
495
Топливные фильтры:
-грубой очистки
Сетчатый
-тонкой очистки
ТФК-3 с картонными элементами
Расход топлива − на 1 км. движения;
− на 1 час работы на месте.
4,3 литра
22 литра

Система питания двигателя воздухом
Система питания двигателя воздухом - предназначена для очистки
воздуха и подвода его к цилиндрам двигателя.
Техническая характеристика:
Тип воздухоочистителя двухступенчатый с
эжекционным удалением пыли;
Степень очистки: - 1 ступени 99,4%;
- 2 ступени 99,8%;
Марка нагнетателя - Н-24;
Избыточное давление наддува - 0,7-0,9
кгс/см;
Передаточное число привода - 13,33.

Общее устройство системы питания двигателя воздухом.
1
2
3
5
4
- Воздухоочиститель (1);
- Нагнетатель (2);
- Впускные коллекторы (3);
- Трубы отсоса пыли из пылесборника воздухоочистителя (4);
- Сигнализатор предельного сопротивления воздухоочистителя (5).

Второй учебный вопрос
Составные части систем, их назначение,
размещение и крепление в машине.

Системы питания двигателя
топливом и воздухом танка Т-72

внутренние баки (20,24,32,54);
наружные топливные баки (10,12,14,15,16);
расширительный бачок (45);
поплавковый клапан (46);
топливораспределительный кран (33);
кран отключения, наружных топливных баков (43);
ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 (36);
топливные фильтры грубой (38) и тонкой очистки (1);
топливоподкачивающий насос (2);
бензиновый центробежный насос БЦН-1 (34);

топливный насос высокого давления НК-12 (51);
клапан выпуска воздуха (37);
сливной штуцер откачки топлива насосом БЦН- 2 (35);
форсунки (9);
электрические емкостные измерители топлива ИТ-2,
ИТ-3 (26);
трубопроводы высокого и низкого давления (52, 39);
оборудование для подключения бочек к системе
питания топливом (18);
привод управления топливным насосом (50).

Топливные баки
Топливные баки служат для размещения и транспортирования топлива в танке.
Топливные баки разделяются на внутренние и наружные.
Все топливные баки соединены между собой трубопроводами последовательно.

1. Внутренние топливные баки
Внутренние
топливные
состоят:
левого носового бака (1) ;
правого носового бака (2) ;
переднего бака стеллажа (3) ;
среднего бака стеллажа (4) .
Общая вместимость 705 л.
баки

Внутренние топливные баки
Левый носовой бак установлен в носовой части корпуса танка слева от
сиденья механика-водителя.
В верхней части бака приварен патрубок (2), который соединяется с
заправочной горловиной переднего бака-стеллажа и служит для выпуска
воздуха при заправке топливом; в нижней части бака приварена трубка
(5) для соединения бака с правым носовым баком и фланец (7), к
которому крепится насос БЦН-1.

Внутренние топливные баки
Правый носовой бак установлен в носовой части корпуса танка справа от
сиденья механика-водителя. В верхней части бака приварен патрубок (5),
который соединяется с патрубком переднего бака-стеллажа и служит для
выпуска воздуха из бака при заправке. В нижней части бака приварена
заборная трубка (10) для соединения с левым носовым баком и патрубок (7)
для соединения с передним баком-стеллажом.

Внутренние топливные баки
Передний бак-стеллаж установлен в носовой части корпуса танка справа от сиденья
механика-водителя. В верхней части бака приварен фланец (3) заправочной горловины, в
которую вварена трубка выпуска воздуха из левого носового бака при его заправке. В
средней части бака приварен фланец (2), в который устанавливается измеритель топлива.
В передней части бака имеется ниша для установки бачка с питьевой водой. На задней
стенке бака выполнены отверстия (4) с вваренными в них трубами, предназначенными для
укладки боекомплекта. В нижней части бака приварены патрубок (6) для соединения бака с
правым носовым баком, патрубок для соединения со средним баком-стеллажом. В днище
бака установлен клапан для слива топлива.

Внутренние топливные баки
Средний бак-стеллаж установлен в боевом отделении у
перегородки. На верхнем листе бака приварен фланец (1), на
который устанавливается кран отключения наружных баков. В
верхнем и нижнем листах бака имеется по 12 отверстий (2), в
которые вварены специальные трубы, служащие для укладки
боекомплекта. В нижнем листе бака установлен клапан для слива
топлива из бака.
В переднюю стенку бака вварена заборная трубка (7), соединяемая
с трубопроводом подвода топлива к переднему баку-стеллажу.

Наружные топливные баки
Наружные топливные баки суммарной вместимостью 495 л установлены на правой
надгусеничной полке и закреплены с помощью стяжных лент.
Баки соединены между собой шлангами. Входные и выходные трубки расположены
внутри баков таким образом, что при повреждении одного из баков вытекание топлива
из других исключается. В верхней части каждого бака вварен фланец заправочной
горловины, в которую ввертывается пробка с резиновой прокладкой. На баках имеются
ручки для переноски. Входная трубка пятого бака заканчивается переходником для
подключения бочек.
Наружные топливные баки
состоят:
наружный первый бак (1);
наружный второй бак (2);
наружный третий бак (3);
наружный четвертый бак (4);
наружный пятый бак (5);
дополнительные бочки (6).

3.Расширительный бачок
Расширительный бачок является компенсирующей емкостью системы питания
топливом, в которую при полностью заправленной системе перетекает топливо при
тепловом расширении.
В него же через поплавковый клапан поступает топливо по трубопроводу
объединенного слива из форсунок.
Вместимость расширительного бачка - 12 л. Бачок установлен в силовом
отделении на днище под воздухоочистителем.
Топливо, поступившее в расширительный бачок, всегда вырабатывается в первую
очередь.
Входная
трубка
(1)
соединена с поплавковым
клапаном (2), а выходная
трубка
(3)
с
краном
отключения
наружных
топливных баков (4).

4.Поплавковый клапан
Поплавковый клапан - служит для соединения системы с атмосферой
и защиты системы от утечек топлива при его тепловом расширении.
Расположен на перегородке силового отделения
Состоит:
- корпус (1);
- поплавок с запорной иглой (2);
- стакан (3);
- пробка (4).
Принцип работы:
После заполнения
расширительного бачка топливо
поступает по трубопроводу в
корпус клапана и стакана, при
этом, поплавок всплывает и
запорной иглой перекрывает
отверстие в пробке,
предотвращая вытекание топлива
из системы.
4
2
3
1


Топливораспределительный кран пробкового типа предназначен –
для включения в топливную систему и отключения от неё топливных
баков, а так же для подключения баков к сливному штуцеру при
необходимости откачки топлива насосом БЦН –1.

5.Топливораспределительный кран
Ручка крана устанавливается в одно из трех положений:
«БАКА ПЕРЕКРЫТЫ»
«БАКИ ВКЛЮЧЕНЫ»
«ОТКАЧКА БЦН»
Стрелка направлена вниз
Стрелка направлена на
корму машины
Стрелка направлена
вверх
Положения рукоятки крана указаны на табличке, прикрепленной к
левому носовому баку впереди крана.


Кран отключения наружных топливных баков - служит для отключения
(включения) наружных топливных баков от внутренних баков и для сообщения
топливных баков с атмосферой.
Он крепиться на верхней части среднего бака – стеллажа у правого борта
машины.
Состоит:
1.Корпус (1)
2.Фланец (3)
3.Пробка (5)
4.Ручка с нанесенной стрелкой (7)
5.Патрубок для подвода топлива из первого
наружного топливного бака (6)
6.Патрубок
для
забора
воздуха
из
расширительного бачка (9)
7.Патрубок
для
подвода
воздуха
к
переходнику пятого наружного бака (10)
8.Полость для соединения крана со средним
баком стеллажом (13)

6. Кран отключения наружных топливных баков
Ручка крана может занимать два положения:
ВКЛ.- в этом положении все наружные топливные баки включены в систему и топливо из
переднего наружного бака перетекает в бак-стеллаж через патрубок (5), патрубки (6) и (7) соединены
между собой и воздух из расширительного бачка поступает в пятый наружный бак (или левую бочку).
ОТКЛ.- в этом положении все наружные топливные баки отключены от системы питания топливом.
Патрубок (7) соединен с полостью в пробке (3), и атмосферный воздух, при выработке топлива из
внутренних топливных баков, через поплавковый клапан и расширительный бачок поступает в
средний бак-стеллаж.
7
6
8
5


Ручной топливоподкачивающий насос РМН-1 является дублирующим
топливоподкачивающим устройством и применяется, как правило, при
неисправностях в работе БЦН-1.
Он служит - для заполнения питающей магистрали топливом перед
пуском двигателя.
Насос установлен на кронштейне слева от сиденья механика
водителя.

7. Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1
Ручной
топливоподкачивающий насос
РМН-1 состоит:
корпус (1)
крышка (2);
мембрана (3);
приёмный клапан (11);
нагнетательный клапан (12);
перепускной клапан (13);
ручной привод (6).
Привод насоса состоит:
рукоятка (4);
рычаг (6);
поводок (8).
Рукоятка соединяется с рычагом с помощью зубцов, стягиваемых
болтами.

8.Топливный фильтр грубой очистки
Топливный фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки
топлива от механических примесей перед поступлением его в
топливоподкачивающий насос. Он установлен в отделении управления на
кронштейне топливных приборов слева от сиденья механика-водителя.

9.Топливный фильтр тонкой очистки
Топливный фильтр тонкой очистки крепится к кронштейну, установленному на
впускных коллекторах двигателя.
Фильтр служит для окончательной очистки топлива от механических примесей
перед поступлением его в .

10.Топливоподкачивающий насос НТП-46
Топливоподкачивающий насос предназначен – для подачи топлива с повышенным
давлением в фильтр тонкой очистки и далее к топливному насосу высокого давления при
работающем двигателе.
Тип насоса - коловратный;
Насос установлен в нижней части картера двигателя.
Подача насоса - 300 л/ч, давление - 3,5 кгс/см2.
.

11. Центробежный насос БЦН-1
БЦН-1 предназначен – для создания избыточного давления в трассе подвода
топлива от левого носового топливного бака к топливоподкачивающему насосу
двигателя и топливному насосу подогревателя, а также для прокачки топлива
через фильтр тонкой очистки, и насос высокого давления НК –12М перед
пуском двигателя после длительной стоянки.
Насос обеспечивает:
Заполнение трубопроводов топливом без
паровых пробок, необходимым для устойчивой
работы двигателя;
выпуск воздушных пузырей и паров топлива из
насоса НК-12М и фильтра ТФК-3;
откачку топлива из системы через сливной
штуцер в топливные баки другой машины или
любую ёмкость.

Центробежный насос БЦН-1
Насос БЦН-1 установлен на фланце, приваренном к левому носовому
баку, таким образом, что входное отверстие и предохранительная сетка
находится внутри бака, а корпус насоса и электродвигатель
расположены с внешней стороны бака.

12.Топливный насос высокого давления НК-12М
Топливный насос НК-12М с всережимным регулятором служит для дозировки топлива в соответствии с режимами работы двигателя и
подачи его, в определенные моменты рабочего цикла, к форсункам.
Топливный
насос
НК-12М
плунжерного
типа,
выполнен
в
многотопливном исполнении. Количество подаваемого топлива
регулируется посредством поворота плунжера.

Топливный насос высокого давления НК-12М
Топливный насос НК-12М состоит:
корпус (1);
кулачковый валик (2);
толкатели -12 шт. (3);
насосные секции -12шт. (4);
зубчатая рейка (5);
всережимный регулятор (6).

Топливный насос высокого давления НК-12М
Всережимный регулятор - служит
для автоматического поддержания
заданной частоты вращения
коленчатого вала при изменяющихся
нагрузках на двигатель и ограничения
максимальных оборотов.
Регулятор состоит:
1 . Корпус
2. Коническая тарелка
3. Крестовина с пазами
4. Шары
5. Подвижная плоская тарелка
6. Рычаг
7. Пружины
8. Валик с рычагами.
Принцип работы:
Основан на центробежной силе воздействующей на шары,
которые через рычаг перемещают рейку топливного насоса.

15. Форсунка
5
Форсунка – закрытого типа
предназначена для подачи топлива в
камеру сгорания двигателя в
распыленном виде.
Форсунка состоит:
- корпус (1);
- штанга (2);
- распылитель (3);
- пружина (4);
- гайка (5).
4
1
2
3

15. Форсунка
Принцип работы:
Давление топлива на верхний конус
иглы
создает
осевую
силу,
стремящуюся поднять иглу. Когда
подъемная
сила,
созданная
давлением топлива, превысит силу
сопротивления
пружины,
игла
поднимется и
через сопловые
отверстия начнется впрыск топлива в
цилиндры.
После отсечки подачи топлива
топливным насосом, давление в
полости
распылителя
уменьшается и игла форсунки под
действием пружины опускается в
свое седло. Впрыск топлива
прекращается.

16.Электрические емкостные измерители топлива
Электрические емкостные измерители топлива ТМУ-23 – 2 шт.

Малогабаритный заправочный агрегат МЗА-3
Топливные баки при отсутствии стационарных средств заправки заправляются
малогабаритным заправочным агрегатом МЗА-3, находящимся в ЗИП танка.
Малогабаритный заправочный агрегат
МЗА-3 состоит:
- шланг с раздаточным краном РК-25 (1);
- насос в сборе с электродвигателем (2);
- удлинители всасывающей трубы (3 и 6);
- обратный клапан (4);
- сетчатый фильтр (6);
- уплотнительное кольцо (7);
- осевой насос (8);
- корпус (9);
- сальник (10);
- винт отверстия для контроля за работой
сальника (11);
- электродвигатель (12);
- рукоятка (13);
- переходник (14) для заправки насосом
МЗА-3 левого носового бака после полной
выработки топлива

Оборудование для подключения бочек к системе питания топливом

19. Привод управления топливным насосом
Привод управления топливным насосом служит для изменения подачи
топлива в цилиндры двигателя путем воздействия на рейку топливного
насоса.
Управление
приводом
может
осуществляться
педалью, расположенной справа от остановочного
тормоза, и рукояткой, расположенной слева от
механика-водителя.

1. Воздухоочиститель
Воздухоочиститель предназначен – для очистки воздуха, поступающего в
цилиндры двигателя и автоматического удаления пыли из пылесборника.
Установлен в силовом отделении у правого борта и крепится через
амортизаторы на двух кронштейнах на перегородке силового отделения и
съемном кронштейне на правом борту.

2. Нагнетатель Н-24




носка коленчатого вала.

- проточная часть.


4
5
1
3
2

2. Нагнетатель Н-24
Нагнетатель Н-24 - центробежного типа приводной,
предназначен - для подачи воздуха в цилиндры
двигателя с избыточным давлением.
Нагнетатель расположен на верхнем картере со стороны
носка коленчатого вала.
Нагнетатель состоит: - повышающий редуктор (1);
- проточная часть.
Проточная часть включает: крыльчатку (2), диффузор
(3), диск улитки (4), улитку (5).
4
5
1
3
2

Принцип работы нагнетателя Н-24
Крыльчатка вращаясь с повышенной частотой (более 26000 об/мин) создает
разряжение на входе в нагнетатель, и воздух через входной патрубок
поступает в крыльчатку затем, проходя через диффузор и улитку под
повышенным давлением поступает в цилиндры двигателя.

3. Впускные коллекторы
Впускные коллекторы (1) предназначены: для впуска воздуха в
цилиндры двигателя.
Коллекторы крепятся к головке блока с помощью шести фланцев.
1

4. Трубы отсоса пыли
Трубы отсоса пыли из пылесборника (1) предназначены для отсоса пыли из
пылесборника воздухоочистителя и соединены с патрубками пылесборника
накидными гайками и уплотнены резиновыми прокладками. В трубах
установлены эжекционные клапана (2).
3
1
1
2
Трубы отсоса пыли соединены с патрубками пылесборника накидными
гайками (3) и уплотнены резиновыми прокладками.
Накидные гайки от самоотворачивания удерживаются стопорами,
установленными на патрубках пылесборника в специальных
кронштейнах.
2

5. Сигнализатор предельного сопротивления воздухоочистителя
Сигнализатор предельного сопротивления воздухоочистителя СДУ-1А-0,12
(1) служит - для контроля за предельным сопротивлением (разрежением) в
головке воздухоочистителя, которое увеличивается по мере запыления его
кассет.
Сигнализатор установлен на воздухоочистителе на специальном
кронштейне и шлангом соединен с головкой воздухоочистителя.
Устройство сигнализатора
СДУ-1А-0,12:
-основание (1);
-штуцер для соединения с
головкой воздухоочистителя (2);
-штуцер для сообщения с
атмосферой (3);
-втулка (4);
-вилка (5);
-заглушка (6);
-корпус (7).
Указателем является сигнальная лампочка на щитке приборов механикаводителя, загорающаяся при достижении предельного разрежении (12
МПа) в головке воздухоочистителя.

Сигнализатор предельного сопротивления воздухоочистителя
Принцип работы сигнализатора – основан на воздействии атмосферного
давления на упругий чувствительный элемент, деформация которого
приводит к замыканию контактов внутри сигнализатора.
Полость
атмосфер
ного
давления
7
Устройство:
1. Контакты (1 и 2) ;
2. Чувствительный элемент (3);
3. Шток (4);
4. Нижняя пружина (5);
5. Верхняя пружина (6);
6. Лампа сигнальная ВО (7);
7. Полость (а).

6. Устройство для выпуска отработавших газов
Устройство для выпуска отработавших газов служит - для отвода
отработавших газов из цилиндров двигателя в атмосферу.
Состоит:
- выпускные коллекторы – 2шт. (1);
- выпускные трубы – 2 шт. (2);
- компенсаторы – 2 шт. (3);
- выпускной патрубок.
1
2
3
выпускной
патрубок
выпускные
коллекторы
компенсатор
выпускные трубы

Воздухоочиститель
Принцип работы воздухоочистителя: Запыленный воздух под
действием разрежения создаваемого нагнетателем поступает во
входные патрубки циклонов воздухоочистителя, где получает
спиралеобразное вращательное движение. Под действием
центробежной
силы
наиболее
тяжелые
частицы
пыли
отбрасываются к стенкам циклонов, теряют скорость и
осаживаются в пылесборнике.
Циклонный аппарат обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли
на 99,4 %

Воздухоочиститель
Принцип работы воздухоочистителя: После прохождения воздуха
последовательно через нижнюю, среднюю и верхнюю кассеты,
окончательно очищенный воздух из воздухоочистителя через
патрубок поступает в нагнетатель двигателя и затем по впускным
коллекторам – в цилиндры двигателя.
Степень очистки
воздуха в кассетах
воздухоочистителя
99,8%

Воздухоочиститель
Принцип работы воздухоочистителя: Из пылесборника под
действием разряжения, создаваемого выпускными газами, часть
воздуха с пылью по трубам отсоса пыли транспортируется к
выпускным трубам, где смешивается с выпускными газами и
выбрасывается в атмосферу.

2.2. Системы питания двигателя
топливом и воздухом БМП-2


СПТ можно разделить на шесть частей:
1- топливные баки; 2- приборы СПТ по магистрали низкого давления; 3- приборы СПТ по магистрали
высокого давления; 4- приборы автоматического регулирования параметров двигателя; 5- приборы
дренажно-сливной магистрали; 6- привод управления подачей топлива.

2.2.1. Система питания двигателя топливом
Топливные баки:
основной
топливный бак
(350л);
правый кормовой
бак (55 л);
левый кормовой
бак (55 л);
топливомер;
соединительные
патрубки и шланги.

2.2.1. Система питания двигателя топливом
К приборам СПТ по магистрали низкого давления относятся:
топливоподкачивающего насоса (БЦН); топливный кран; фильтр грубой
очистки (щелевой); топливоподкачивающего насоса (поршневой);
фильтра тонкой очистки (войлочный); соединительные патрубки и
шланги.

2.2.1. Система питания двигателя топливом
К приборам СПТ по
магистрали
высокого давления
относятся:
- топливный насос
высокого давления
(ТНВД);
- форсунка (6 шт);
- трубопроводы
высокого давления

2.2.1. Система питания двигателя топливом
К приборам автоматического регулирования параметров
двигателя относятся:
-– регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя (об/мин);
– автоматическая муфта (регулировки угла опережения впрыска
топлива).

2.2.1. Система питания двигателя топливом
К приборам дренажносливной магистрали
относятся:
-дренажные трубки с
клапаном;
-дренажный клапан;
-трубки сапунирования;
-фильтр.

2.2.1. Система питания двигателя топливом
К приводу управления подачей топлива относятся:
- основной привод управления подачей топлива;
- ручное управление, встроенное в привод управления
- механизм остановки двигателя (МОД).


2
1
5
4
3
Система питания двигателя воздухом
воздухозаборная труба 1, кольцевой воздуховод – 2, воздухоочиститель-3, два впускных
коллектора -4, эжектор -5,

2.2.2. Система питания двигателя воздухом
Воздухозаборная труба
Назначение:
ВЗТ предназначена для первичной очистки и подачи воздуха в воздуховод при
движении по грунту и на плаву.
Характеристика: - выдвижная,
Место установки:
ВЗТ размещается на крыше корпуса БМП, сзади башни в
цилиндрическом коробе (над основным топливным баком) и встроена в воздуховод

2.2.2. Система питания двигателя воздухом
Воздуховод
Назначение: сообщает короб воздухозаборной трубы с воздухоочистителем, ФВУ, а также очистки
воздуха от механических примесей и воды.
Характеристика: коробчатый, кольцевой, с сеткой.

2.2.2. Система питания двигателя воздухом
Воздухоочиститель
Назначение: ВО предназначен для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя то
механических примесей.
Характеристика: безкассетный, циклонного (инерционного) типа, с принудительным удалением
примесей из пылесборника

2.3. Системы питания двигателя
топливом и воздухом БТР-80


Топливная система состоит:
топливные баки; приборы СПТ по магистрали низкого давления;
приборы СПТ по магистрали высокого давления; приборы
автоматического регулирования параметров двигателя; приборы
дренажно-сливной магистрали; привод управления подачей топлива.

2.3.1. Система питания двигателя топливом
Топливные баки
– правый топливный бак (150л);
– левый топливный бак (150л);
– КИП;

2.3.1. Система питания двигателя топливом
Магистраль низкого давления:
– два топливораспределительных крана с единым приводом;
– ручной топливоподкачивающий насос;
– фильтр-отстойник грубой очистки;
– топливоподкачивающий насос (поршневой);
– фильтр тонкой очистки (со сменным фильтрующим элементом);
– соединительные патрубки и шланги.

2.3.1. Система питания двигателя топливом
Магистраль низкого давления:
- топливный насос высокого давления (ТНВД);
– форсунка (8 шт);
– трубопроводы высокого давления

2.3.1. Система питания двигателя топливом
Привод управления подачей топлива:
-основной привод управления подачей топлива;
– ручное управление, встроенное в привод управления;
– механизм остановки двигателя (МОД) .






трубопроводы.

2.3.2. Система питания двигателя воздухом
Система питания воздухом состоит:
воздухозаборная труба, установленная на фильтре; воздушный
фильтр с эжекционным удалением пыли; индикатор запыленности;
приемная труба; трубы воздуховода; турбокомпрессоры; впускные
трубопроводы.

2.3.2. Система питания двигателя воздухом
Система питания воздухом состоит:
воздухозаборная труба, установленная на фильтре; воздушный
фильтр с эжекционным удалением пыли; индикатор запыленности;
приемная труба; трубы воздуховода; турбокомпрессоры; впускные
трубопроводы.

2.3.2. Система питания двигателя воздухом
Система для выпуска отработавших газов предназначена для
организованного отвода отработавших газов из цилиндров двигателя и
снижения их уровня шума.

Третий учебный вопрос
Периодичность и содержание
обслуживания

Периодичность и содержание
обслуживания системы питания
двигателя танка Т-72Б

Контрольный осмотр
1.
Проверить целость прокладок и надежно затянуть пробки заправочных
горловин, установить на место лючки.
2.

3


установки
4
Пустить двигатель и проверить его работу на режимах 800 об/мин и 16001900 об/мин; убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов

Контрольный осмотр
8.
Проверить заправку системы питания топливом
9.
Убедиться в отсутствии заеданий приводов управления силовой установки.
Поочередно перемещать рычаги и педали приводов управления силовой
установки
10.
Пустить двигатель и проверить его работу на режимах 800 об/мин и 16001900 об/мин; убедиться в исправности контрольно-измерительных
приборов
11.
Убедиться в отсутствии течи из систем силовой установки,
гидроуправления и смазки трансмиссии по состоянию сеток выходных
жалюзи.
12.
Слить отстой из влагомаслоотделителя.

Ежедневное техническое обслуживание
1.
Дозаправить топливом, проверить целость прокладок и надежно затянуть
пробки заправочных горловин топливных баков.
2.
Проверить степень загрязнения
сигнальной лампы ВО
3.
Проверить, нет ли течи из систем двигателя, гидроуправления и смазки
трансмиссии
4.
Проверить надежность затяжки хомутов в соединении воздухоочистителя с
патрубком нагнетателя, нагнетателя с впускными коллекторами двигателя и
воздухоочистителя с компрессором
воздухоочистителя
по
загоранию

Техническое обслуживание №1
1.
Проверить степень загрязнения воздухоочистителя по загоранию сигнальной
лампы ВО
2.
Промыть ротор маслоочистителя МЦ-1.
3.
Проверить момент пробуксовки фрикциона вентилятора
4.
Проверить работу системы ТДА включением
5.
Очистить радиаторы от пыли и грязи. Поднять крышу над трансмиссией и
продуть сердцевины радиаторов сжатым воздухом с внутренней стороны.
6.
Очистить входную сетку инерционной решетки от пыли и грязи

Техническое обслуживание №2
1.
Слить отстой из отстойника воздушной системы
2.
Промыть отверстие поплавкового клапана системы питания топливом
3
Проверить (без разборки) состояние соединений выпускных коллекторов
двигателя с выпускными трубами
4
Заменить фильтрующие элементы топливного фильтра тонкой очистки ТФК - 3,
через 400 моточасов работы двигателя.
5.
Промыть топливный фильтр грубой очистки.

Периодичность и содержание
обслуживания системы питания
двигателя БМП-2

В процессе эксплуатации необходимо выполнять
следующие работы:
При КО:проверить заправку системы и отсутствие течи;
проверить исправность воздухозаборной трубы.
При ЕТО:дополнительно дозаправить систему топливом;
дополнительно очистить сетку над воздухозаборной трубой.
При ТО № 1:дополнительно проверить уровень масла в регуляторе
топливного насоса; дополнительно проверить работу привода
воздухозаборной трубы, клапана отсоса пыли, очистить карман
воздуховода через клапан слива воды.
При ТО № 2: дополнительно необходимо заменить масло в
регуляторе топливного насоса; проверить регулировку привода
управления подачей топлива; промыть фильтры грубой и тонкой
очистки топлива; прочистить дренажный клапан.

Периодичность и содержание
обслуживания системы питания
двигателя БТР-80

При проведении КО и ЕТО: проверяется наличие топлива в
системе и при необходимости система дозаправляется до
нормы. Кроме этого проверяется внешним осмотром наличие
подтекания топлива. В случае его обнаружения – устраняются
При выполнении работ ЕТО, ТО № 1 и ТО № 2 необходимо
проверить степень запыленности воздушного фильтра по
индикатору запыленности. При необходимости очистить
фильтрующий элемент.
После первых 2000 км пробега подтянуть гайку крепления
фильтрующего элемента воздушного фильтра в корпусе,
проверить состояние и подтянуть места соединения всего
воздушного тракта.
.
При ТО №2: Замена фильтрующих элементов фильтра тонкой
очистки и промывка фильтра грубой очистки
При СО: сливается отстой из фильтров и осуществляется
замена топлива в соответствии с сезоном эксплуатации.

Четвертый учебный вопрос
Регулировка привода управления
топливным насосом


У правильно отрегулированного привода при нажатии на педаль до
упора регулировочного болта в днище корпуса машины двигатель
развивает максимальные обороты, а при отпускании педали двигатель
останавливается

Порядок регулировки привода управления подачей топлива Т-72Б
Если двигатель не останавливается, необходимо укоротить тягу
стяжкой, при этом зазор между пальцем рукоятки ручной подачи,
установленной в крайнее заднее положение, и рычагом должен быть не
менее 1 мм.
Если двигатель не развивает максимальной частоты вращения,
необходимо:
выжать педаль до упора и проверить удлинение упругого звена тяги,
которое должно быть 2-4 мм; контролировать разность замеров. А в
выжатом до упора и исходном положениях педали;
если удлинение меньше 2 мм, ввернуть регулировочный болт настолько,
чтобы при полном ходе педали удлинение упругого звена составило 2-4
мм.
Запрещается регулировать привод ограничительными винтами на
корпусе регулятора топливного насоса.

Порядок регулировки привода управления подачей топлива БМП-2
-открыть крышку люка; нажать педаль подачи топлива до упора ее в головку
болта-2 и проверить щупом величину зазора е, который должен быть равным
0,15-0,3 мм, в противном случае регулировать путем заворачивания
(отворачивания) болта-2

Середина 50-х годов была непростым временем для бронетранспортёров всех армии мира. Так как новая тактика ведения боевых действий требовала от моторизированной пехоты не только постоянно сопровождать танковые соединения, но и зачастую идти перед ними. Колёсные бронетранспортёры тех лет не справлялись с такой задачей, поэтому во многих странах полностью отказались от них, в пользу техники на гусеничном ходу. Советский Союз же решил продолжить традицию выпуска боевых машин на колёсном ходу.

История появления БТР-80

В конце 50-х годов перед рядом советских конструкторских бюро была поставлена задача создать новый бронетранспортёр. Эта машина должна была не отставать от гусеничной техники, и даже превосходить её по проходимости и скорости. После объявления конкурса, было создано несколько интересных экземпляров от разных производителей:

  • ЗИЛ-153, который имел всего три пары колёс, закрытый бронёй корпус и торсионную подвеску. Поворачивал он за счёт передних и задних колёс, которые были подвижными. Данная машина была способна не только держаться на плаву, но и передвигаться по воде, используя для этого дополнительный водомётный двигатель;
  • Интересную модель представили машиностроители из Брянска. Главной особенностью её устройства была гидропневматическая подвеска, которая могла менять клиренс до 300 мм. Эту боевую машину планировалось вооружить 73 мм пушкой;
  • Самым удачным вариантом оказался бронетранспортёр, созданный в конструкторском бюро «ГАЗ». Боевая машина, под названием «49» уже в 1959 году была принята на вооружение. В 1961 году было начато серийное производство. Горьковский бронетранспортёр получил новое название – БТР-60П.

Бронетранспортёр БТР-60П получил корпус с открытым верхом из броневых листов. Для защиты от осадков открытый верх закрывался тентом. В качестве вооружения использовался пулемёт СГМБ, который был установлен на станке. Устанавливать пулемёт можно было в нескольких положениях, так как для этого были предусмотрены специальные кронштейны:

  • При движении боевой машины пулемёт крепился на лобовом листе;
  • Если бронетранспортёр находился в бою, то пулемёт мог крепиться как спереди, так и сбоку.

В 1963 году БТР-60П был модернизирован, в результате чего получил полностью закрытый корпус с 4 люками для выхода десанта. В этом же году появился БТР-60ПБ, который получил коническую башню с двумя спаренными пулемётами.

Через 9 лет была создана новая модель бронетранспортёра – БТР-70. В 1976 году его начали производить серийно. Главными отличиями БТР-70 от предшественника были следующие изменения:

  • На БТР-70 были установлены два новых двигателя от ГАЗ-66, которые развивали по 115 л.с. каждый;
  • Теперь десантники в кузове сидели лицом к бортам, а не спиной, что сократило время подготовки к ведению огня;
  • Появились боковые люки для десантников;
  • Бензобаки поместили в изолированные отсеки, что позволило не опасаться сильного повреждения бронемашины при взрыве одного из баков;
  • Установлена автоматическая система противопожарной обороны БТР;
  • Появился независимый и раздельный привод тормозов, что позволяло тормозить при повреждении одной из тормозных систем;
  • Стало возможно при выходе из строя одного двигателя ехать на втором исправном, так как силовую передачу можно было отключить с водительского места;
  • Теперь на машину стали устанавливать два генератора.

Вооружение БТР-70 было аналогичным вооружению БТР-60ПБ, только модели последних лет выпуска оснащались новой башней, которая позволяла вести огонь с большим углом. БТР-70 до сих пор состоят на вооружении многих стран СНГ.

Технические характеристики и описание БТР-80

После боевых действий в Афганистане было решено выпустить новую модель бронетранспортёра, ТТХ которого лучше бы соответствовали боевым задачам, возлагаемым на данный класс бронетехники. Новую модель назвали БТР-80. С 1984 года эта модель начала производиться вместо устаревшего БТР-70.

Внешний вид и общая компоновка БТР-80 практически не отличается от своего предшественника –БТР-70. Рабочие места командира и водителя расположены в передней части корпуса бронетранспортёра. Там же установлены все приборы наблюдения и органы управления.

Моторное отделение изолировано от общего отсека глухой перегородкой. Всё оборудование (двигатель, КПП, топливные баки и прочее) размещены за этой перегородкой. Новый двигатель КАМАЗ-7403 был оснащен турбонаддувом и развивал 260 л.с. Дизельный двигатель позволил существенно сократить расход топлива, что увеличило запас хода в два раза. При этом объём топливных баков остался на том же уровне. Благодаря более высокому крутящему моменту, скорость движения бронетранспортёра значительно повысилась.

Так как дизельный двигатель тяжело запустить при низкой температуре, конструкторы БТР-80 установили на двигатель предпусковой запускатель, который использует электрофакельное устройство. Чтобы вода не попадала в двигатель при преодолении водных преград, воздухозаборные трубы были установлены очень высоко.

Так как ранее на БТР предыдущих серий устанавливались два двигателя, пришлось адаптировать трансмиссию к одному двигателю.

Раздаточная коробка передаёт мощность на лебёдку и водомётный двигатель (который используется для движения бронетранспортёра на воде). Два стояночных тормоза установлены на раздаточную коробку.

Конструкторы БТР-80 постарались так сделать раздаточную коробку, чтобы на неё можно было устанавливать детали и узлы от БТР-70. Кроме этого, на БТР-80 прекрасно устанавливаются следующие узлы от предыдущей модели:

  • Ведущие мосты;
  • Элементы подвески;
  • Рулевое управление;
  • Тормозная система.

Все эти детали без переделки устанавливаются на БТР-80, чего и добивались конструкторы, так как сделать с нуля полностью новую конвейерную линию — весьма затратное дело.

БТР-80 получился очень маневренным и подвижным аппаратом. Это обусловлено следующими факторами:

  • Мощный двигатель, который обеспечивает высокую динамику и проходимость;
  • Полный привод на все 8 колёс;
  • Независимая торсионная подвеска;
  • Высокий клиренс;
  • Система регулирования давления в шинах, благодаря которой бронетранспортёр не только может следовать за танками по бездорожью, но и значительно опережает их.

Боевая машина способна ехать даже при выходе из строя двух колёс. При наезде на мину, как правило, повреждается лишь одно из колёс, после чего бронетранспортёр продолжает движение.

Вооружение БТР-80

Боевое отделение бронетранспортёра находится в середине корпуса и башне. Вооружение БТР-80 состоит из двух спаренных пулемётов:

  • Пулемет КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова), калибра 14,5 мм. Данный пулемёт является одним из самых мощных пулемётов, которые когда-либо использовались в армиях мира. Он сочетает в себе бронебойность противотанкового ружья и скорострельность обычного пулемёта. Способен пробивать легкобронированные цели;
  • 7,62-мм пулемет ПКТ (пулемёт Калашникова танковый), который спарен с основным пулемётом.

Кроме пулемётов, в башне располагаются:

  • Прицел дневной;
  • Смотровые приборы;
  • Ручные приборы наведения.

Сам наводчик сидит на специальном подвесном сиденье, которое расположено под башней. Наводчик может прицельно бить из крупнокалиберного пулемёта на расстояние около 2 000 метров. Из пулемёта Калашникова прицельная дальность в два раза меньше и составляет 1 000 метров. Также крупнокалиберный пулемёт способен вести огонь по низколетящим малоскоростным целям, например по вертолётам. Скорострельность крупнокалиберного пулемёта Владимирова достигает 600 выстрелов в минуту, а пулемёт Калашникова стреляет со скоростью до 800 выстрелов в минуту. Боекомплект в лентах уложен в патронные коробки и составляет 500 патронов к КПВТ и 2 000 патронов к ПКТ.

Десант, размещённый в бронетранспортёре, может вести огонь, не выходя из него, так как БТР-80 оборудован амбразурами. Всего в корпусе имеется 7 амбразур, 2 из которых позволяют вести пулемётный огонь. Люки, расположенные на крыше, приспособлены для метания гранат, стрельбы ракетных ручных комплексов и гранатомётов. Имеются специальные приспособления, для запуска дымовых гранат, которые позволяют создать плотную дымовую завесу.

Корпус БТР-80 легко выдерживает попадание пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Лобовая броня, традиционно более крепкая, способна выдержать попадание пуль из крупнокалиберного пулемёта.

Система вентилирования воздуха обеспечивает экипаж и десант БТР-80 надёжную защиту от отравляющих и радиоактивных веществ. Благодаря 4 люкам и двум двустворчатым дверям, десант способен производить посадку и высадку в считанные секунды. При открывании нижней створки дверей образуется удобная ступенька, позволяющая производить посадку и высадку в движении.

ТТХ БТР-80 имеют следующие характеристики:

  • Боевой вес бронетранспортёра – 13 600 килограммов;
  • Экипаж составляет 10 человек;
  • Максимальная скорость БТР-80 на суше составляет 80 километров;
  • Предельная скорость на воде ограничена 9 километрами;
  • На полных баках бронетранспортёр способен проехать 600 километров или проплыть 12.

БТР-80 способны решать любые боевые задачи как в условиях крайнего севера, так и в песках пустынь.

Машины на базе БТР-80

На базе БТР-80 была разработана целая серия боевых машин различного назначения:

  • Бронетранспортёр для командирского состава;
  • Артиллерийское самоходное орудие 2С23 «Нона СВК», которое было разработано в конце 80-х годов и поставлялось в армию с 1990 года;
  • Ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, которая предназначена для ремонтных подразделений мотострелковых войск. В её задачу входит буксировка и мелкий ремонт повреждённых бронетранспортёров и специальных машин на базе БТР-80. Для этого БРЭМ-К оборудована всем необходимым оборудованием;
  • РХМ-4 или разведывательно-химическая машина.

В 1994 году конструкторами была разработана модифицированная модель БТР-80, которая получила индекс БТР-80А. Новая боевая машина получила все плюсы предыдущей модели, кроме этого, была существенно повышена огневая мощь. Вместо крупнокалиберного пулемёта на новую машину была установлена автоматическая пушка калибра 30-мм. Боекомплект хранится в нижней части башни бронетранспортёра и составляет 300 снарядов для пушки и 2 000 для пулемёта. Пушка оснащается осколочно-фугасно-зажигательными снарядами, осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. Первые два типа снарядов могут использоваться для стрельбы по воздушным и наземным целям, а бронебойные могут поражать огневые точки и бронированные цели.

Для наведения пушки на цель используются два типа прицелов, дневного и ночного видения. Днём огонь из пушки может вестись на расстоянии до 2 000 метров бронебойными, и до 4 000 осколочно-фугасно-зажигательными снарядами. Прицел ночного видения способен обеспечить прицельную дальность ночью до 800 метров.

Наводчик располагает всеми приборами управления, наведения, перезарядки, смены типов снарядов и другими приборами, необходимыми для ведения огня по различным целям.

Масса новой боевой машины увеличилась незначительно, и составляет 14 500 килограммов. Высота клиренса БТР-80А увеличена до 2 800 мм. Остальные характеристики ни чем не отличаются от БТР-80.

В 2004 году были завершены испытания новой модели бронетранспортёра БТР-90, серийный выпуск которых должен был начаться в 2011 году. К сожалению, в 2011 году Министерство обороны Российской Федерации отказалось от закупки БТР-90, поэтому данная машина так и не была запущена в серийное производство.

БТР-80, которые прекрасно проявили себя во время войны в Афганистане, до сих пор являются главным бронетранспортёром мотострелковых войск. Кроме этого, они используются во Внутренних войсках и морской пехоте.

К середине 50-х годов значительно возросли требования к бронетранспортерам: они не должны были уступать танкам по проходимости, что позволяло бы мотопехоте не только сопровождать танковые подразделения, но в ряде случаев и идти впереди них. Во многих странах столь жесткие требования привели к полному переходу на гусеничные бронетранспортеры (например, в США). Однако возможности колесных бронированных машин еще не были исчерпаны полностью.

В Советском Союзе за решение этой задачи в конце 1950-х годов на конкурсной основе взялся ряд конструкторских коллективов. В рамках конкурса был создан плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153: с колесной формулой 6х6, полностью закрытым корпусом, торсионной подвеской, передними и задними управляемыми колесами. Движение на плаву у этой 10-тонной машины обеспечивалось за счет водометного движителя.

Макетный образец бронетранспортера представили брянские машиностроители. Эту восьмиколесную боевую машину, вооружить которую предполагалось 73-мм пушкой, часто именуют колесной боевой машиной пехоты. К главным ее особенностям можно отнести гидропневматическую подвеску, позволявшую изменять клиренс более чем на 300 мм.

Наиболее же удачным оказался бронетранспортер "49", созданный в КБ ГАЗа. В 1959 году машину приняли на вооружение Советской Армии, а с 1961 года началось серийное производство бронетранспортеров, получивших армейское обозначение БТР-60П.

Открытый сверху корпус БТРа сваривался из катаных броневых листов. Для защиты от атмосферных осадков имелся брезентовый тент. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм (боекомплект 1250 патронов) устанавливался на станке, закрепляемом на кронштейнах: в походном положении - на лобовом листе, в боевом - на бортовых или лобовых листах.

Силовая установка включала два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-40П, мощностью по 90 л.с., установленных параллельно в корме. Каждый из двигателей через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста. Все колеса оснащались независимой торсионной подвеской и системой регулирования давления воздуха в шинах.

В 1963 году появился модернизированный БТР-60ПА с полностью герметичным, закрытым сверху корпусом вместимостью 12 человек. Для выхода десанта имелись 4 верхних люка с бронекрышками. В 1965 году на БТР-60ПА-1 были применены усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи.

В том же году появился и вариант БТР-60ПБ. Главным отличием последнего стала коническая башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5 мм (боекомплект 500 патронов) и 7,62-мм ПКТ (2000 патронов). Кроме того, БТР-60ПБ имел новые приборы наблюдения; был заменен на более совершенные ряд агрегатов силовой установки. Все машины серии БТР-60 оснащались радиостанциями Р-113 или Р-123.

Эти бронетранспортеры длительное время состояли на вооружении Советской Армии и ВМФ СССР (морская пехота). В ряде частей их можно встретить и поныне.

В 1972 году в том же КБ был создан бронетранспортер БТР-70; спустя четыре года началось его серийное производство.

БТР-70 являлся модернизацией бронетранспортера БТР-60ПБ. Основные отличия его состояли в следующем:

установлены более мощные 8-цилиндровые карбюраторные (опять-таки) двигатели ГАЗ-66 мощностью по 115 л.с. каждый; изменено размещение десантников, которые развернулись лицом к бортам, что позволяло им вести огонь со своих мест; вырезаны нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных отсеках; поставлена автоматическая система ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая давала возможность при выходе из строя одного двигателя работать на исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшилась на 185 мм. Вооружение осталось таким же, как на БТР-60ПБ.

БТР-80А

В передней части корпуса размещены сиденья водителя и командира, за ними - сиденья десантника и стрелка. В десантном отделении параллельно бортам расположены два продольных сиденья на шесть десантников. Для стрельбы из личного предусмотрены 7 лючков, закрытых броневыми крышками.

Кроме основного вооружения, установленного в башне, и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР-70 в укладках перевозятся: два автомата Калашникова, два переносных ЗРК 9К34 "Стрела-3", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя".

Движение на плаву осуществляется за счет водометного движителя. На БТР-70 смонтирована радиостанция Р-123М.

Машины последних выпусков имели башни, допускающие большой угол вертикального наведения вооружения. БТР-70 с такой башней принимали участие в параде 7 ноября 1986 года в Москве.

Бронетранспортеры БТР-70 поступали на вооружение Советской Армии, а также ННА ГДР и афганских правительственных войск. В настоящее время эти боевые машины имеются в составе армий почти всех стран СНГ.

С учетом опыта боевого применения колесных бронетранспортеров в Афганистане был разработан бронетранспортер БТР-80. С 1984 года эта боевая машина выпускается серийно.


По общей компоновке БТР-80 сходен со своим предшественником. Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем размещены рабочие места командира машины и механика-водителя. Тут же установлены смотровые приборы, обеспечивающие наблюдение и вождение машины днем и ночью, щиток контрольно-измерительных приборов, органы управления, радиостанция, аппарат переговорного устройства.

Силовое отделение находится в задней части корпуса и изолировано от боевого герметичной перегородкой. В нем размещены двигатель со сцеплением и коробкой передач, представляющие единый силовой блок, водяные и масляные радиаторы, теплообменники, маслоохладитель коробки передач, предпусковой подогреватель двигателя, водометный движитель, водооткачивающий насос, фильтровентиляционная установка, топливные баки, генераторы и другое оборудование.

Двигатель - КамАЗ-7403, восьмицилиндровый, четырехтактный, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров, турбокомпрессорным наддувом, мощностью 260 л.с. (191 кВт). Применение высокоэкономичного дизеля позволило увеличить по сравнению с БТР-70 запас хода фактически без увеличения объема основных топливных баков. Отпала необходимость и в дополнительных емкостях.

Украинский БТР-80


БТР-80А на Нижегородской ярмарке

Более высокий крутящий момент двигателя дал возможность повысить среднюю скорость движения машины.

Конструкторы позаботились о повышении боеготовности бронетранспортера в холодное время года. Так, при температуре окружающего воздуха от -5°С до -25°С двигатель прогревается предпусковым подогревателем с использованием электрофакельного устройства. Воздух также подогревается факелом пламени, образующимся от сгорания во впускных трубопроводах дизельного топлива во время стартерной прокрутки и начальной работы двигателя до выхода его на устойчивый режим.

При преодолении водных преград, чтобы не допустить попадания воды в двигатель, устанавливаются высокие воздухозаборные трубы.

Использование на БТР-80 одного двигателя повлекло за собой значительные изменения трансмиссии. Механическое усилие через фрикционное сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на пятиступенчатую трехходовую коробку передач. Вторая, третья, четвертая и пятая передачи снабжены синхронизаторами.

Крутящий момент с коробки передач через промежуточный карданный вал передается на раздаточную коробку, которая выполнена двухступенчатой, с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока: на первый - третий и на второй - четвертый мосты. Предусмотрена принудительная блокировка межосевого дифференциала для тяжелых дорожных условий (причем включение понижающей передачи и блокировка межосевого дифференциала происходят только при включенных передних мостах). А чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента.

От раздаточной коробки отбирается также мощность на водометный движитель и лебедку. На коробке установлены два тормозных механизма стояночной тормозной системы трансмиссионного типа.

Оригинальная конструкция раздаточной коробки позволяет использовать в БТР-80 с незначительными изменениями многие узлы и детали его предшественника, в том числе ведущие мосты, подвеску, рулевое управление, рабочие тормоза и др.

Высокая подвижность БТР-80 обеспечивается мощным двигателем, приводом на все восемь колес, их независимой торсионной подвеской, большим клиренсом, централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, благодаря чему он способен следовать за танками, с ходу преодолевать окопы и траншеи шириной до 2 м.

Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает высокую проходимость по бездорожью, сравнимую с гусеничными машинами.

Кроме того, БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес. Машина не пострадает при наезде на пехотную мину, но и при подрыве на противотанковой мине сохраняет подвижность, так как энергия взрыва повреждает, как правило, одно из восьми колес.

В башне и средней части корпуса бронетранспортера находится боевое отделение. Штатное вооружение машины составляют 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. В башенной установке размещены также дневной прицел, два смотровых прибора и ручные приводы механизмов наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Наводчик находится на подвесном сиденье под башней.

Прицельная дальность стрельбы по наземным целям из пулемета КПВТ достигает 2000 м, из ПКТ - 1500 м. Стрельба по низколетящим малоскоростным целям может вестись из пулемета КПВТ на дальностях до 1000 м, при этом максимальный угол возвышения установки-60. Скорострельность КПВТ-500-600 ВЫСТР./МИН, ПКТ-700-800 выстр./мин, соответственно боекомплект - 500 и 2000 патронов в лентах, уложенных в патронных коробках.

Огневые возможности БТР-80 усиливаются благодаря тому, что боевой расчет может вести огонь из личного оружия непосредственно из машины. С этой целью БТР оборудован семью амбразурами с шаровыми опорами и приборами наблюдения по бортам корпуса для стрельбы во фронтальном и фланговом направлениях и двумя на крыше - для стрельбы по высокорасположенным целям. Из двух амбразур можно вести огонь из пулеметов, а из двух люков, расположенных на крыше, метание гранат, стрельбу-из ручных гранатометов и зенитно-ракетиых комплексов типа "Стрела" и "Игла". Для постановки дымовых завес имеется шесть установок для запуска дымовых гранат ЗД6.

Экипажу и десанту созданы все условия для выполнения ими боевых задач. Герметичный корпус, выполненный из стальных броневых листов, с дифференцированными углами наклона, надежно защищает боевой расчет от пуль калибра 7,62 мм, осколков снарядов, а лобовая броня благодаря ее форме - и от пуль калибра 12,7 мм.

БТР-80 в Сербии, 1996 год


Фильтровентиляционная установка осуществляет очистку забираемого наружного воздуха от пыли, радиоактивных и отравляющих веществ и подает его в обитаемое отделение.

Экипаж и десант машины благодаря наличию четырех люков, расположенных в крыше корпуса, а также двум двустворчатым дверям на правом и левом бортах машины может быстро осуществлять и посадку, и высадку. Нижняя створка двери при открывании образует подножку, благодаря чему посадка и высадка могут производиться в движении.

Бронетранспортер оснащен УКВ-радиостанцмей Р-123М для внешней связи и переговорным устройством Р-124 -для внутренней. В последнее время на БТР-80 устанавливаются более современная танковая радиостанция Р-163 и переговорное устройство Р-174.

Бронетранспортеры БТР-80 активно использовались в ходе боевых действий в Афганистане. Сейчас они состоят на вооружении в Российской Армии, Внутренних войсках и морской пехоте. БТР-80 снискала репутацию высококлассной машины, способной эффективно решать задачи в любых климатических и дорожных условиях.

На базе БТР-80 разработана целая гамма машин различного назначения: командирский бронетранспортер БТР-80; самоходное артиллерийское орудие 2С23 "Нона СВК", поступающее в войска с 1990 года; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, принятая на вооружение в начале 1993 года,"разведывательная химическая машина РХМ-4; унифицированное шасси для командно-наблюдательных машин командиров артиллерийских батарей и дивизионов.

Конструкторы, учитывая многолетний опыт эксплуатации, а также постоянно возрастающий круг решаемых задач, разработали и в 1994 году поставили на производство бронетранспортер БТР-80А.

В новой боевой машине сохранены все лучшие качества БТР-80 - высокая подвижность, проходимость, живучесть и существенно повышена огневая мощь.

Машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой, предназначенной для борьбы с наземными и низколетящими воздушными целями. В ней размещены 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет (ПКТ) с углами наведения 360 ° по горизонтали и от -5° до +70° по вертикали.

Пушка и спаренный с ней пулемет устанавливаются снаружи башни, что позволило увеличить объем подбашенного пространства, повысить удобство работы оператора, уменьшить шум и исключить загазованность обитаемых отделений при стрельбе.

Питание пушки и пулемета - ленточное из магазинов, закрепленных в нижней части башни. Боекомплект пушки - 300 патронов (уложен в 2 лентах: одна - с осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) и осколочно-трассирующими (ОТ), а другая -с бронебойно-трассирующими (БТ) снарядами). Боекомплект пулемета - 2000 патронов в одной ленте. Патроны с ОФЗ и ОТ снарядами предназначены для стрельбы по наземным и воздушным целям, а патроны с БТ снарядами - для поражения бронированных целей и огневых точек.

Наведение пушки и пулемета в цель осуществляется с помощью дневного прицела 1 ПЗ-9 и ночного ТПНЗ. Прицельная дальность стрельбы из пушки днем снарядом БТ - до 2000 м, ОФЗ - до 4000 м, ночью - не менее 800 м.

На рабочем месте оператора размещены органы управления механизмами перезаряжения, спуска, предохранителя, смены подачи пушки (ОФЗ или БТ), стопорными устройствами, смотровыми приборами. Здесь же расположен пульт, позволяющий задать темп стрельбы пушки: одиночный, малый (200 выстрелов в минуту) и большой (не менее 330 выстрелов в минуту). Таким образом, в зависимости от оперативной обстановки, характера и вида целей оператор может выбрать тип боеприпаса (ОФЗ или БТ) и режим ведения огня.

Боевая масса машины возросла незначительно и составляет 14,5 т. Высота увеличилась до 2800 мм. Все остальные характеристики остались как у БТР-80.

Тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-80
Боевая масса, т.................... 13,6
Экипаж, чел. ......................... 10
Габаритные размеры, мм:
длина.............................. 7650
ширина............................. 2900
высота............................. 2350
клиренс............................. 475
Макс. скорость, км/ч:
на шоссе............................. 80
на плаву...............................9
Запас хода:
по шоссе, км........................ 600
на плаву............................. 12

Работы, выполняемые при техническом обслуживании трансмиссии:

При ТО -1

Масло должно покрывать указатель до отметки В (рис.3.43). Если уровень масла окажется нижеуказанной отметки, то долить масло через заправочную горловину, предварительно очистив ее от пыли и грязи.

Проверка уровня масла в картере раздаточной коробки

Для проверки уровня масла:

– поднять левое многоместное сиденье и закрепить его ремнем;

– вывернуть указатель уровня масла и протереть его ветошью;

Вставить указатель до упора в картер и замерить уровень масла по рискам предельных уровней на стержне указателя (рис.3.44). При необходимости дозаправки масла в картер раздаточной коробки снять крышку сапуна и залить масло до уровня верхней риски на стержне указателя уровня масла.

Проверка уровня масла в мостах

Уровень масла в первом, втором и третьем мостах проверять Г-образным ключом квадратного сечения, на котором нанесены риски предельных уровней масла (рис. 3.45).

Уровень масла в четвертом мосту проверять тем же Г-образным ключом через отверстие в картере моста, заглушаемое конической пробкой и расположенное около фланца картера моста.


Рис. 3.45 Проверка уровня Рис. 3.46. Проверка уровня

масла в 1-м, во 2-м и в 3-м мостах масла в 4-м мосту

Проверка уровня масла в колесных редукторах

При ТО -2

Замена масла в коробке передач

Для замены масла:

– вывернуть пробку 5 , расположенную в днище корпуса машины под пробками сливных отверстий картера коробки передач (рис.3.48), и подставить емкость для сливаемого масла;

– отвернуть сначала пробку, а затем магнитную пробку и слить масло в подставленную емкость;

– очистить магнитную пробку от грязи и металлических частиц;

– завернуть пробки в сливные отверстия картера КП и пробку 5 в днище корпуса машины;

– залить свежее масло до метки В указателя уровня (рис.3.49) и завернуть пробку заправочной горловины.

Рис. 3.48 Рис. 3.49

Замена масла в раздаточной коробке

Для замены масла:

– вывернуть три пробки 4 в днище машины под сливными отверстиями картера (рис.3.50) РК и поставить емкости для сливаемого масла;

– отвернуть пробки под правым и левым приливами и магнитную пробку в центральной части нижней половины картера РК и слить масло.

– очистить и промыть магнитную пробку;

– завернуть все пробки в картере раздаточной коробки и в днище.

– поднять многоместные сиденья и закрепить их ремнями;

– снять крышку сапуна с маслоналивного патрубка;

– залить масло до уровня верхней риски указателя уровня масла;

Рис. 3.50 Раздаточная коробка

Замена масла в мостах

– поставить крышку сапуна и завернуть указатель уровня масла.

Во избежание завертывания указателя не по резьбе необходимо сначала завернуть его на 2–3 нитки вручную, после чего затянуть ключом.

Для замены масла в мостах:

– открыть заглушки в полу над пробками заправочных отверстий первого, второго и третьего мостов, очистить пробки от пыли и грязи и вывернуть их поочередно;

– очистить и вывернуть пробки 17,2,14,8 (рис. 3.51) в днище под сливными отверстиями всех мостов;

– вывернуть поочередно пробки сливных отверстий из картеров мостов, предварительно поставив под них емкость, и слить масло;

– завернуть пробки сливных отверстий, а зятем и пробки в днище корпуса;

– залить масло через заправочные отверстия картеров первого, второго и третьего мостов до верхней риски ключа, а в четвертый мост – через отверстие, заглушаемое конической пробкой, до верхней риски того же ключа;

– завернуть пробки заправочных отверстий первого, второго и третьего мостов, закрыть отверстия в полах заглушками и завернуть пробку заправочного отверстия четвертого моста.

Рис. 3.51 Рис. 3.52

Смазка подшипника муфты выключения сцепления

Контрольные вопросы

1. Состав силовой передачи БМП-2.

2. Назначение, техническая характеристика, общее устройство главного фрикциона и его привода.

3. Назначение, техническая характеристика, общее устройство коробки передач БМП-2 и её привода.

4. Назначение, техническая характеристика, общее устройство планетарных механизмов поворота (ПМП) БМП-2 и приводов управления ПМП.

5. Три свойства планетарного ряда.

6. Назначение, техническая характеристика, общее устройство остановочных тормозов и стояночногоьтормоза БМП-2.

7. Назначение, техническая характеристика, общее устройство системы смазки и гидроуправления силовой передачи БМП-2.

8. Назначение, техническая характеристика, общее устройство бортовой передачи БМП-2.

9. Состав трансмиссии БТР-80.

10. Назначение, техническая характеристика, общее устройство сцепления БТР-80.

11. Назначение, техническая характеристика, общее устройство коробки передач БТР-80.

12. Назначение, техническая характеристика, общее устройство раздаточной коробки БТР-80.

13. Назначение, техническая характеристика, общее устройство ведущих мостов БТР-80.

14. Назначение, техническая характеристика, общее устройство колесных редукторов БТР-80

 


Читайте:



Внешняя политика государства

Внешняя политика государства

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в...

«Государственная деятельность С

«Государственная деятельность С

Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской...

Начинки, соусы и глазури для приготовления фруктов в сиропе

Начинки, соусы и глазури для приготовления фруктов в сиропе

Сладкие соусы используют для оформления или как гарнир перед подачей холодных и горячих сладких блюд (муссов, самбуки, кремов, мороженого,...

Уха из семги — что может быть вкуснее?

Уха из семги — что может быть вкуснее?

Секрет первых рыбных блюд в наваристом бульоне. Если купили целую тушку лосося, оставьте для этой цели голову, хвост, хребет, плавники и некоторые...

feed-image RSS